Сенсационные заявления прозвучали вчера на совещании у Владимира Путина: президент поручил создать отечественный 50-местный самолет. Ему дали на выбор четыре варианта, в числе которых многострадальный Ту-324. «БИЗНЕС Online» побеседовал с идеологом проекта.
Начальник генштаба Валерий Герасимов, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр обороны Сергей Шойгу и начальник главного автобронетанкового управления минобороны Александр Шевченко (слева направо)
«ДЛЯ ТАКОЙ СТРАНЫ, КАК НАША, НУЖНА СОБСТВЕННАЯ МАШИНА»
Президент России Владимир Путин накануне после совещания по выполнению гособоронзаказа, запомнившегося эпизодом с оторванной ручкой «УАЗ-Патриота», собрал в Бочаровом Ручье высокие чины для еще одной темы: создание в России самолета для региональных пассажирских перевозок.
«Я вас собрал для того, чтобы поговорить о перспективах создания в России собственного регионального самолета, где‑то вместимостью 50 - 60 пассажиров, — приводит слова Путина пресс-служба Кремля. — Мы знаем, как сложно складывается доставка пассажиров на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, внутри регионов. Часто людям приходится летать в близлежащие соседние регионы через Москву либо через Петербург. Это абсолютно неприемлемо, и для людей создает сложности, но и для экономики в целом. Транспортная доступность повышает мобильность самой экономики и создает предпосылки для ее развития. В этом смысле собственный региональный самолет, особенно с возможностями посадки и взлета с грунтовых полос, имеет для нас большое значение. В свое время таких самолетов было у нас немало, парк был большой, использовались широко, но они все устарели, уже нет смысла к этому возвращаться. Нам нужен новый самолет. Можно, конечно, приобретать эту технику по импорту, как мы делали до сих пор, но для такой страны, как наша, конечно, нужна собственная машина — с такой огромной территорией, как у нас. Правда, при этом, на мой взгляд, нужно стремиться к тому, чтобы если уж создавать такую машину, то она должна быть перспективной, и не только для нашего рынка, но должна быть конкурентоспособной и на мировых рынках — об этом нужно думать».
В ответ министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что рассматриваются три основных турбовинтовых варианта. Первый — 64-местный Ил-114, который можно запустить в серию в 2022 году. Второй — 50-местный Ан-140, разработанный на Украине и производящийся в небольших количествах для военных в Самаре. «Здесь существенная зависимость от украинского разработчика и производителя, — отметил министр. — Мы готовы обсуждать с коллегами по этому гражданскому проекту варианты покупки лицензии и, соответственно, полную локализацию у себя. Третий — китайский 83-местный МА-700. Испытания могут начаться в 2017 году, китайцы готовы локализовать проект в России».
И, наконец, на закуску Мантуров напомнил президенту о еще одном проекте, на этот раз реактивном — 50-местном Ту-324. Мантуров отметил, что самолет «был в наработках»: «Мы его не запускали в дальнейшую работу ввиду того, что мы отдали все основные, так сказать, ресурсы на самолет МС-21, а этот самолет у нас оставался в разработке».
Владимиру Путину напомнили, что был такой проект — Ту-324
БЛАГОСЛОВИЛ ШАЙМИЕВ, ПОХОРОНИЛ КАСЬЯНОВ
Последние слова Мантурова согрели душу многим в Татарстане. Дело в том, что Ту-324 начал разрабатываться в середине 90-х по заказу правительства республики. «БИЗНЕС Online» предложил вспомнить ту эпопею главному идеологу проекта — советнику премьер-министра РТ Назиру Кирееву:
«Когда в середине 90-х Борис Николаевич (Борис Ельцин, тогда — президент России — прим. ред.) объявил коллективу КАПО о том, что государство решило больше не покупать Ту-160 и Ту-22М3, завод остался без предмета производства. На вопрос рабочих «Что будем выпускать?» Ельцин ответил: «Думайте». Но добавил, что в бюджете средств на создание нового изделия для предприятия нет. На заводе тогда работали более 20 тысяч человек. Пришлось пригласить в Казань руководителей ОКБ Туполева и банкиров для обсуждения темы нового продукта для КАПО. Представители Онэксим-банка смело заявили: берем финансирование на себя, но источников средств (тогда во всей стране не было средств, которые можно было бы отвлечь на подобный проект) и механизм финансирования не представили. Представитель Альфа-банка предложил заработать средства на проект за счет продажи на внешний рынок нефти, закупленной на внутреннем рынке. Минтимер Шарипович (Минтимер Шаймиев — тогдашний президент РТ, сегодня — госсоветник РТ — прим. ред.) предложил идею Борису Николаевичу, который ее поддержал. После пяти месяцев работы в правительстве России (мне выписали постоянный пропуск) и огромной поддержки департамента оборонной промышленности правительства России постановление о допуске к экспортной трубе было подписано, и компания «Альфа-Эко» работала по нему.
Назир Киреев рассказывает Владимиру Путину о Ту-324
На эти средства республика заказала «Туполеву» проект регионального самолета. Его размерность была выбрана по результатам дружной работы с минтрансом России, НИИ гражданской авиации и авиакомпаниями. То есть это совместное решение нас — заказчиков и авиаперевозчиков. Созданная кабинетом министров Татарстана дирекция проекта заключила соглашение с генеральным разработчиком — «Туполевым» и по его представлению — с 55 соразработчиками агрегатов и бортового оборудования. Все исполнители работали с огромным энтузиазмом, еще бы — в России создавался новый самолет, еще и в такое время. Главным условием республики было создать самолет, полностью отвечающий новым, еще только объявленным требованиям ИКАО по системе управления, шуму, эмиссии выхлопных газов, ну и конечно, с экипажем из двух пилотов. Он должен был разрабатываться и производиться в самых современных технологиях — цифровых. В итоге Ту-324 — первый в России самолет, спроектированный в «цифре», для чего республика приобрела для «Туполева» самые современные программные средства на 6,5 миллионов долларов, обучила в Германии 20 специалистов по сопровождению программ. Аналогичное оборудование было закуплено для КАПО. Кроме того, для завода было приобретено цифрового технологического оборудования на 450 миллионов рублей. Проект Ту-324 прошел защиту на Государственной комиссии, которая собрала специалистов со всех НИИ, КБ, не говоря уже о членах комиссии — людей еле вместил огромный зал в главном здании «Туполева». Больше всего я радовался полученным замечаниям на этом этапе, что означало, что проект тщательно прошел экспертизу. В итоге «Туполев» прекрасно справился с нашим заданием и почти три года выживал за счет заказа республики. Получив рабочую документацию, КАПО оперативно разработало 36 тысяч технологических процессов, передало 16 тысяч техпроцессов в производство, которое, в свою очередь, оперативно изготовило более тысячи наименований деталей оснастки и деталей самого самолета.
Республика сумела организовать содружество двигателистов в составе знаменитых ЗМКБ «Прогресс», «Мотор Сич» и КМПО, которые за счет собственных средств за два года разработали, запустили в производство и выпустили три опытных экземпляра двигателя для Ту-324, получившего обозначение АИ-22. Способствовало оперативности то, что двигатель и его технологии проектировались и осваивались в производстве в «цифре». Двигатель АИ-22 сегодня сертифицирован для этапа стендовых испытаний. Как праздник вспоминаю первый его запуск в Запорожье, при котором двигатель не гудел, а шелестел — настолько хорошо у него отработана система шумоглушения.
Вообще-то самолет должен был уже выпускаться лет шесть. Однако «помешали» Борис Немцов, который предпринял шаги по прекращению действия механизма финансирования, и Михаил Касьянов, который здесь в Казани заявил: зачем выпускать самолет, если на Украине скоро появится Ан-74? После шага Немцова Владимир Владимирович Путин поручил правительству найти решение по финансированию завершения освоения самолета. Его заверили, что включат проект в ФЦП развития гражданской авиации до 2015 года. Он был включен в ФЦП, но усилиями «заинтересованных» лиц средства не выделяли. В итоге за последние годы в Россию завезено около 100 зарубежных аналогов Ту-324».
Было изготовлено три опытных двигателя АИ-22
МЕЧТА РУСТАМА МИННИХАНОВА И ДОПИНГ ДЛЯ КАЗАНСКОГО АВИАЗАВОДА
Каковы шансы, что на этот раз запуск Ту-324 в серию все-таки удастся пролоббировать? Надо напомнить, что вопрос о «регионалах» поднимается на самом высоком уровне не впервые. Так, в августе 2012 года на совещании о развитии региональных авиаперевозок премьер-министр Дмитрий Медведев назвал развитие сети региональных пассажирских авиаперевозок одной из приоритетных задач власти: «Нам нужно подумать над созданием регионального самолета в России либо самостоятельно, что, на мой взгляд, пока маловероятно, но, может быть, вы меня разубедите, я буду счастлив услышать иное мнение, либо с кем-то из производителей мирового уровня». Он поручил заняться этим вопросом минпромторгу и объединенной авиастроительной корпорации. Сделано ли за это время хоть что-то? Нет...
Между тем один из горячих сторонников проекта — Рустам Минниханов. Он буквально болеет за этот самолет. 16 апреля 2015 года в «Российской газете» вышло развернутое интервью президента Татарстана, в котором он высказал ряд принципиальных предложений по возрождению авиапрома, а главной темой стал именно Ту-324. На вопрос о том, можно ли вернуться к проекту, завершить его освоение и наладить выпуск, Минниханов ответил: «Не только можно, но и нужно. Нельзя больше оставлять региональные линии без такого самолета и продолжать добираться до соседних регионов через Москву, как это делается сейчас. Неслучайно самолетов Ту-134 и Як-40, которые должен заменить Ту-324, суммарно было выпущено более 1800 единиц... Аналоги Ту-324 остаются широко востребованными... Только бразильских и канадских «регионалов» завезено в Россию уже более 70 единиц». Не правда ли, очень напоминает преамбулу Путина ко вчерашнему совещанию? Отметим, что машины такой размерности в российском модельном ряде сейчас нет, но на аналогичных канадских и бразильских лайнерах летает ряд авиакомпаний РФ, в том числе татарстанская «ЮВТ-Аэро».
Есть и другой довод для запуска проекта по созданию регионального самолета именно в Татарстане. Казанскому авиазаводу (КАЗ), чтобы быть готовым к таким сверхпроектам, как Ту-160М2, Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации, да и для идущих сегодня ремонта и модернизации Ту-160 и Ту-22М3, необходима стабильная загрузка. Сегодня ее нет, а так недалеко и до того, чтобы утерять компетенции. Как говорят эксперты, нужна машина, которая бы «вытягивала» КАЗ. Так что, возможно, отнюдь не случайно рядом с Мантуровым на совещании по гражданскому вроде бы самолету сидел человек в погонах — замминистра обороны РФ Юрий Борисов, курирующий мегапроект в Казани...
Если решение будет принято и Ту-324 пойдет в серию, то это работа и для других татарстанских предприятий. По словам Киреева, доля труда республики в проекте будет высокой — свыше 60% (планер, двигатели, авионика). Киреев полагает, что если начать прямо сейчас, то есть шанс поднять Ту-324 в 2018 году. Но как быть с двигателями, ведь они украинской разработки (но серия планировалась на КМПО)? Источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме уверен, что сотрудничество можно продолжить: «Думаю, сам Порошенко мечтает дать работу запорожцам. Он же бизнесмен, понимает: если рынка не будет, предприятие загнется». Напомним, что и Мантуров в сообщении Путину заверил в возможности сотрудничества с украинцами по Ан-140.
Дело за малым — победить в лоббистской схватке под ковром троих других претендентов. Впрочем, в этом виде спорта республика никогда не была слаба.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 93
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.