Альметьевский государственный нефтяной институт, по сведениям из разных источников, вот-вот присоединят к КФУ (фото:agni-rt.ru) Альметьевский государственный нефтяной институт, по сведениям из разных источников, вот-вот присоединят к КФУ (фото: agni-rt.ru)

«ПРОСТО ХОРОШИЙ ТЕХНИКУМ»

О том, что базовый вуз ПАО «Татнефть» — Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ, в просторечии — «Керосинка») — вот-вот присоединят к КФУ, «БИЗНЕС Online» сообщили сразу несколько источников как в сфере образования, так и в нефтяной отрасли. Один из них рассказал, что спокойное течение образовательного процесса в АГНИ нарушено: «В институте штормит, каждый день совещания, проверки, проверяют все — от бухгалтерии до учебных программ. Президент дал распоряжение решить вопрос до октября».

То, что движение к слиянию идет, «БИЗНЕС Online» подтвердил проректор по научной деятельности, директор Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Данис Нургалиев. По его словам, АГНИ, скорее всего, станет филиалом университета.

Ветер перемен веет вокруг АГНИ достаточно давно. Как напомнил Нургалиев, еще примерно в начале прошлого года президент РТ Рустам Минниханов дал поручение создать на базе АГНИ и под эгидой КФУ «лучшую в стране школу инженеров-нефтяников».

По словам Даниса Нургалиева, АГНИ, скорее всего, станет филиалом казанского федерального университета (фото: kpfu.ru) По словам Даниса Нургалиева, АГНИ, скорее всего, станет филиалом Казанского федерального университета (фото: kpfu.ru)

Однако процесс шел медленно, пока за дело не взялся лично гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов. Как сообщала пресс-служба компании, 27 апреля он провел в АГНИ круглый стол, на котором заявил о грандиозных целях, которые «Татнефть» ставит перед институтом, — «стать лучшим нефтяным вузом страны». Однако многое из того, что говорилось на совещании, осталось за рамками официального сообщения. По словам нашего источника, Маганов в пух и прах раскритиковал сделанные на мероприятии доклады, дескать, вообще не тем занимаетесь.

7 мая схожие мысли высказал, посещая технологический центр компании TGT Oilfield Services в Казани, глава республики, который дал АГНИ нелестную оценку: «По большому счету сегодня он является хорошим техникумом, а должен стать главным научно-образовательным центром страны по подготовке кадров для нефтяной отрасли».

Что означает это завуалировано обидное сравнение? «Я присутствовал при этом разговоре, — рассказал «БИЗНЕС Online» консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений Ренат Муслимов. — Президент абсолютно прав: Альметьевский институт — это фактически хороший техникум. И диплом этого института совершенно не тот, что диплом Казанского университета». По словам Муслимова, Минниханов, в частности, выразил недовольство слабым уровнем разработок в области технологий нефтедобычи, которые, по сути, и должен генерировать отраслевой вуз.

Еще примерно в начале прошлого года президент РТ Рустам Минниханов, дал поручение создать на базе АГНИ и под эгидой КФУ «лучшую в стране школу инженеров-нефтяников» (фото: president.tatarstan.ru) Еще примерно в начале прошлого года президент РТ Рустам Минниханов дал поручение создать на базе АГНИ и под эгидой КФУ «лучшую в стране школу инженеров-нефтяников» (фото: president.tatarstan.ru)

АГНИ ведет свою историю с 1956 года, когда в Альметьевске открыли учебно-консультационный пункт (УКП) заочного факультета Московского нефтяного института им. Губкина. В 1959-м УКП преобразовали в филиал заочного факультета с вечерней формой обучения. В конце 1989 года он получил статус завода-втуза при «Татнефти». И только в 2003 году филиал стал региональным вузом с правом готовить специалистов высокой квалификации. Сегодня в АГНИ 5 факультетов и 20 кафедр, где обучаются 5,5 тыс. студентов и аспирантов. Учреждение находится под юрисдикцией министерства образования и науки РТ, но фактически это корпоративный вуз «Татнефти» со всеми плюсами и минусами.

По словам вице-президента Академии наук РТ Вадима Хоменко, преимущества такой модели очевидны: «Это была опорная учебная база компании. «Татнефть» предоставила большие возможности для вуза, там есть шикарная база для практики, общежития, это и участие в образовательном процессе самих представителей нефтяной промышленности». Однако, несмотря на богатого спонсора, результат не оправдывает ожиданий. Как полагает Хоменко, изначально не было поставлено высокой планки.

Ренат Муслимов: «Президент абсолютно прав: альметьевский институт это фактически хороший техникум» Ренат Муслимов: «Президент абсолютно прав: Альметьевский институт — это фактически хороший техникум»

«ИЗ КОГО ВЫЙДЕТ ХОРОШИЙ НЕФТЯНИК? ИЗ СЫНА НЕФТЯНИКА!»

Идея поднять планку за счет присоединения к мощному буксиру возникает не впервые. По словам Муслимова, он еще 5 - 6 лет назад предлагал ее в то время главе «Татнефти» Шафагату Тахаутдинову, она была согласована и с руководством университета. Но дело застопорилось по весьма деликатной, но оказавшейся непреодолимой причине. Камнем преткновения стали... татнефтевские зарплаты ректората АГНИ. В случае передачи института под федеральную юрисдикцию нефтяные доплаты прекратились бы. «У ректората хорошие зарплаты — «Татнефть» доплачивает, — разъяснил Муслимов. — Получается гораздо больше, чем в университете. Из-за этого все и застопорилось. Однако решить вопрос нужно для дела, потому что здесь — большая наука, а там — большое производство, и объединение дало бы прекрасный результат».

Соединение материальной базы АГНИ с «мозгами» КФУ и вправду могло бы способствовать инновациям. И все-таки главным аргументом в пользу объединения, по мнению наших собеседников, стала другая потребность — закрепление «нефтяной молодежи», мечтающей о престижном дипломе, в Альметьевске. «Из кого выйдет хороший нефтяник? — спрашивал на вышеупомянутом совещании Минниханов. — Из сына нефтяника. Он должен получать знания непосредственно рядом с производством». «Республике нужны нефтяные кадры, нужен хороший вуз в Альметьевске, куда бы поступали альметьевские дети, а не уезжали в Казань, Москву, Екатеринбург, откуда они назад вряд ли вернутся, — поясняет Данис Нургалиев. — Это стратегическая программа».

Рафинат Яруллин (справа) считает ошибочным решение о слиянии «Керосинки» с вотчиной Ильшата Гафурова (слева) (фото: president.tatarstan.ru) Рафинат Яруллин (справа) считает ошибочным решение о слиянии «Керосинки» с вотчиной Ильшата Гафурова (слева) (фото: president.tatarstan.ru)

Однако у такого подхода есть и противники. В частности, ошибочным считает решение о слиянии такой тяжеловес, как генеральный директор ПАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин: «Моя позиция — это неправильно. Дело в том, что институт сам по себе очень неплохой, а университетское имя, скорее всего, нужно, чтобы поднять статус диплома. Но планку вуза можно поднять качеством преподавания и контингентом обучающихся».

Не поддерживает идею и Хоменко, который считает, что будет утерян профиль альметьевского вуза, а значит, и качество подготовки специалистов: «Не вижу развития инженерных профессий в общей массе. Подумайте, вот Московский автомобильный институт есть смысл присоединять к МГУ? Нет! Потому что там целая техническая школа, а наш университет и так уже набрал себе много профильных направлений. Если направление отрасли имеет перспективу, просто надо ставить планку, задачи, а «смеси» не получится».

ВАРЯГ ИЗ УФЫ

Впрочем, есть надежда, что формальным слиянием с КФУ ради «корочки» для детей альметьевских нефтяников перезагрузка АГНИ все-таки не ограничится. Это видно по тому, что создавать «лучший нефтяной вуз страны» Маганов позвал весьма необычную фигуру.

Создавать «лучший нефтяной вуз страны» Наиль Маганов (слева) позвал весьма необычную фигуру, а прежнего ректора, Александра Емекеева (в центре),  с почестями отправили в отставку (фото: president.tatarstan.ru) Создавать «лучший нефтяной вуз страны» Наиль Маганов (слева) позвал весьма необычную фигуру, а прежнего ректора Александра Емекеева (в центре) с почестями отправили в отставку (фото: president.tatarstan.ru)

17 марта замминистра образования и науки РТ Андрей Поминов в присутствии гендиректора «Татнефти» представил коллективу АГНИ нового ректора — Роберта Нургалиева. «Не хочу сказать, что там все ужасно, — в институте неплохие специалисты, но... люди привыкают к определенной обстановке, а нужен новый взгляд», — дипломатично комментирует необходимость кадровых перемен Данис Нургалиев. Прежнего ректора, 63-летнего Александра Емекеева, возглавлявшего вуз с 1999 года, с почестями отправили в отставку.

Нет, проректор КФУ и новый ректор АГНИ не родственники, как могло бы показаться по их фамилиям. Роберт Нургалиев, можно сказать, темная лошадка — в Альметьевске он никому не известен. Судя по биографии на сайте АГНИ, а также информации в соцсетях, он родился 13 января 1968 года, окончил уфимскую среднюю школу №25. Впечатляет дальнейшее образование: Московский государственный технический университет им. Баумана (окончил в 1991 году), Российская академия государственной службы при президенте РФ (2000), главный нефтяной вуз страны — Российский государственный институт им. Губкина (2013), наконец, МГИМО (2014). Словом, технарь-чиновник-дипломат в одном лице.

Новый ректор АГНИ Роберт Нургалиев, можно сказать, темная лошадка — в Альметьевске он никому не известен (фото:agni-rt.ru) Новый ректор АГНИ Роберт Нургалиев, можно сказать, темная лошадка — в Альметьевске он никому не известен (фото: agni-rt.ru)

Интересно, что в официальных биографических данных вообще нет никаких намеков на его преподавательскую или научную деятельность. С 1991 года он работал на достаточно высоких должностях в различных компаниях нефтяной отрасли, в том числе в 1999 - 2004 годах возглавлял новоуренгойский филиал ООО «Межрегионгаз», а в Альметьевск попал с должности заместителя генерального директора по производству ООО «РН-Сервис», входящего в группу «Роснефть», возглавляемую Игорем Сечиным. О масштабах деятельности «РН-Сервис» говорит хотя бы размер ее уставного капитала — 11,25 млрд. рублей (на конец 2014 года).

Сам ректор пока не стал делиться с «БИЗНЕС Online» подробностями своего назначения, лишь обтекаемо поделился планами: «В качестве первоочередной задачи вижу преобразование АГНИ в центр развития нефтегазового образования и науки, создания новых знаний, разработок и внедрения конкурентных технологий в нефтегазовую отрасль». Он отметил, что для выполнения этих задач в кратчайшие сроки потребуется «провести модернизацию образовательного и научно-исследовательского процессов, усилить профессорско-педагогический состав, провести мероприятия по совершенствованию системы управления вузом». Также ректор намерен привлекать в институт ученых мирового уровня.

 По словам Даниса Нургалиева, если присоединить АГНИ к КФУ прямо сейчас, это «приведет университет к краху» (фото:agni-rt.ru) По словам Даниса Нургалиева, если присоединить АГНИ к КФУ прямо сейчас, это «приведет университет к краху» (фото: agni-rt.ru)

КРАХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ КФУ И ПОРАЖЕНИЕ КНИТУ-КХТИ

То, что АГНИ ждет большая ломка, это понятно, но нужен ли такой поворот дела КФУ? Можно предположить, что новое приобретение находится в русле экспансионистских устремлений ректора КФУ Ильшата Гафурова. Помимо более ранних приобретений (вспомним, например, Казанский пединститут, КГФЭИ) в прошлом году университет заявил о создании мощного медицинского подразделения с присоединением РКБ-2, БСМП-2, городской поликлиники №2 и других учреждений с 2 тыс. сотрудников. А в конце апреля этого года Гафуров заявил, что вуз будет стремиться к тому, чтобы фундаментально заниматься инженерными исследованиями и готовить «инженеров будущего, которые должны обладать исследовательскими, аналитическими навыками, а также опытом междисциплинарной работы». С присоединением АГНИ университет получает прекрасную производственную базу и в очередной раз расширит свои владения — глобализация КФУ продолжается.

Однако тут аппетит Гафурова на поглощения входит в противоречие с другим фетишем — рейтингами. По словам Даниса Нургалиева, если присоединить АГНИ к КФУ прямо сейчас, это приведет университет к краху. «Есть определенные параметры мониторинга: уровень ЕГЭ, количество преподавателей и студентов, качество научных исследований и публикаций, и если мы присоединим АГНИ сейчас, то пойдем на дно, — отметил он, намекая на невысокий уровень альметьевцев. — Поэтому «Татнефть» и минобразования занимаются приведением института в порядок, чтобы мы могли двигаться дальше».

Исмагил Хуснутдинов высказывал мнение, что логичным было бы присоединение альметьевского вуза к отраслевому университету – КНИТУ-КХТИ Исмагил Хуснутдинов высказывал мнение, что логичным было бы присоединение альметьевского вуза к отраслевому университету — КНИТУ-КХТИ

С другой стороны, решение о присоединении АГНИ именно к КФУ можно рассматривать как серьезное аппаратное поражение ректора КНИТУ-КХТИ Германа Дьяконова. Присоединение альметьевского вуза к отраслевому университету было бы куда более логичным. По крайней мере, в самом вузе такие мысли витали: «Можно усилить КХТИ, присоединив профильные институты. Например, Альметьевский нефтяной институт — хороший крепкий вуз, но у него есть проблемы по научной работе, обеспечению кадрами высшей квалификации — докторами наук, членами Академии наук РТ и РФ. В то же время он находится в одной технологической линии с КХТИ, — говорил в интервью «БИЗНЕС Online» профессор КНИТУ-КХТИ Исмагил Хуснутдинов. — Разработка, добыча, переработка нефти, нефтехимия, полимерная химия, экономика на данной основе — это все звенья одной цепи... Будет серьезный профильный вуз с очень сильной нефтяной осью, что для нашей республики хорошо. Я думаю, что данное объединение было бы идеальным с прагматической точки зрения». Однако приходится признать, что КНИТУ-КХТИ в своем нынешнем положении показался менее завидным «женихом».

Пока о слиянии АГНИ и КФУ официально не объявлено. Произойти это может в конце мая, когда, по словам Нургалиева, состоится большой сбор с участием Маганова и ректоров АГНИ и КФУ. Однако, по нашим данным, абитуриентам АГНИ уже объявили о том, что они могут рассчитывать на диплом именно Казанского университета.

«Татнефть» и минобразования РТ не смогли оперативно прокомментировать ситуацию «БИЗНЕС Online».