Эрика Кармацкого 1998 года рождения задержали по подозрению причастности к террористической организации «Хизб-ут Тахрир Аль-Ислами» Эрика Кармацкого 1998 года рождения задержали по подозрению причастности к террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»

«ВАХХАБИЗМ КАКОЙ ОН ЕСТЬ»

Накануне МВД России с помпой презентовало задержание уроженца татарстанца, подозреваемого в причастности к террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (запрещена в РФ прим. ред.). В сообщении, опубликованном на сайте МВД, сказано, что задержание проводили сотрудники ГУПЭ МВД России совместно с МВД по РТ и представителями ФСБ. «Задержанный — активный участник международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», запрещенной в нашей стране, находился в федеральном розыске по признакам преступления, предусмотренного ст. 205.5 ч. 2 УК РФ «Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической», — говорится в пресс-релизе ведомства. Отметим, что по статье предусмотрено наказание от 5 до 10 лет лишения свободы.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», задержанный — Эрик Кармацкий, молодой человек 1998 года рождения. На якобы занимавшегося «вербовкой российских граждан в незаконные вооруженные формирования, действующие на территории Сирии и Ирака», оперативники надели наручники на территории Северо-Западного административного округа Москвы.

На видео пресс-службы МВД РФ видно, как силовики в довольно убого обставленной квартире скрутили щуплого молодого человека. Оперативки показали на камеру несколько брошюр, по-видимому, изъятых у него, в числе которых можно разглядеть, например «Ваххабизм какой он есть (величественные жемчужины в отпор ваххабизму)» Ахмада бин ас-Сайид Зайни Дахляна. Отметим, что книгу назвать экстремистской нельзя: ее электронная версия, размещена, к примеру, на сайте ДУМ Дагестана, издавшего ее в 2008 году.

После задержания Кармацкий был депортирован в Татарстан. Следователи вышли в Вахитовский суд Казани с ходатайством о его аресте на два месяца. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в Вахитовском райсуде, 7 апреля суд рассмотрел и удовлетворил просьбу следствия: подозреваемый остался под стражей до 7 июля. По нашим данным, уголовное дело, фигурантом которого является Кармацкий, сейчас расследуется в ФСБ по РТ.

ВЕСЕННЯЯ ОБЛАВА НА «ХИЗБУТЧИКОВ»

Задержание Кармацкого — продолжение одной из крупнейших за последние годы антитеррористических операций Татарстана, которая прошла в марте этого года при участии сотрудников ФСБ по РТ. В отношении 17 жителей республики возбуждено 10 уголовных дел за участие в террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».

Во время обысков в квартирах подозреваемых обнаружили и изъяли печатную продукцию членов радикальной ячейки, блокноты с данными о новых участниках организации, а также отчетные документы на электронных носителях, подтверждающие ведение пропаганды среди мусульман в Татарстане. В 20-х числах мая истекают сроки заключения и домашнего ареста в отношении 13 татарстанцев, которых по решению суда арестовали на два месяца. Операция в отношении «Хизб ут-Тахрир» затронула не только «братьев-мусульман», но и «сестер». В Альметьевском городском суде по подозрению в террористической деятельности взяли под домашний арест трех женщин. В соцсетях появилась информация, что это Элеонора Ахметзянова (мать троих малолетних детей, включая грудного), Гулия Мухаметзянова (мать двух малолетних детей) и Ирина Фаррахова (мать двух малолетних детей, включая грудного).

В ФСБ по РТ подчеркивают связь в расследовании между задержанными членами организации в Челнах и Альметьевске и арестом Кармацкого. Именно после массовых задержаний сторонников он подался в бега в Москву.

Во время обысков в квартирах подозреваемых изъяли печатную продукцию членов радикальной ячейки, блокноты с данными о новых участниках организации, а также отчетные документы на электронных носителях, подтверждающие ведение пропаганды среди мусульман в Татарстане

«Задержание [Кармацкого] произведено сотрудниками ФСБ России и МВД России в рамках уголовного дела, возбужденного 18 марта 2016 года управлением ФСБ России по РТ по ч. 2 ст. 205.5 УК России, — говорится в распространенном ФСБ пресс-релизе. — Задержанный — активный участник татарстанской региональной структуры международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», находился в федеральном розыске. Помимо вменяемых ему преступлений, проверяется причастность фигуранта к иным эпизодам экстремистской и террористической деятельности».

МОЛОДАЯ ПОРОСЛЬ

Между тем сам Кармацкий впечатление матерого вербовщика не производит. На главной странице аккаунта молодого человека в «Фейсбуке» размещена реклама ресурса, который занимается созданием сайтов в сети интернет. У задержанного более 300 друзей в соцсети. Забавно, но в их числе, кстати, скандальный религиовед Раис Сулейманов. Уж не его ли пытались завербовать?

В другой соцсети — «ВКонтакте» — также можно найти аккаунт под именем Эрика Кармацкого, судя по всему, заброшенный им еще в 2011 году. Там размещено фото будущего предполагаемого вербовщика в детстве — по крайней мере, черты лица схожи. Судя по информации на странице, Кармацкий учился в школе №1 в Тетюшах, занимался в детском военно-патриотическом лагере, где ходил строем и собирал оружие, любил компьютерную стрелялку Counter-Strike: Source. Согласно информации, размещенной на сайте школы, несмотря на нынешнюю субтильность, в 2010 году он дважды занял 2-е место на двух всероссийских турнирах по вольной борьбе. Кстати, судя по поздравлениям друзей на странице, день рождения у него 14 мая. Получается, совершеннолетие он встретит за решеткой...

«Задержание [Кармацкого] произведено сотрудниками ФСБ России и МВД России в рамках уголовного дела, возбужденного 18 марта 2016 года управлением ФСБ России по РТ по ч. 2 ст. 205.5 УК России

«НЕТ СМЫСЛА ВАЛИТЬ ИХ ПО ОДНОМУ, КОГДА МОЖНО ВЫЯВИТЬ ВСЕ СВЯЗИ И НАКРЫТЬ СРАЗУ ВСЕХ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», полагают, что спецслужбы поторопились при задержании Кармацкого.

Анатолий Несмиян — политолог, специалист по ситуации в Сирии и в целом на Ближнем Востоке:

— «Хизб ут-Тахрир» — это не террористическая организация в чистом виде. Это организация, которая признана экстремистской в России. Она занимается в основном идеологической работой, обработкой и так далее. В принципе, борьба с ней совершенно разумна, потому что «Хизб ут-Тахрир» является, скажем так, организацией, которая проводит сепарацию людей. Они проводят идеологические мероприятия, на которых можно людей так или иначе разделить по признаку убежденности. И с теми людьми, которые подходят для целей террористов, начинают работать. Фактически «хизбутчики» выполняют роль такого фильтра основной массы людей. Насколько я в курсе статистики, всего лишь 5 - 7 процентов от всех людей, которые проходят через «Хизб ут-Тахрир», в принципе, становятся пригодными для дальнейшей вербовки, обработки и т. д. То есть они являются фильтром, с помощью которого боевики могут уже более целенаправленно работать с аудиторией. Так что в этом смысле борьба с ними абсолютно оправдана как с одним из звеньев общей работы боевиков и террористов на территории России.

Это задержание — вопрос чисто оперативный, мы не можем знать всех деталей. Скорее всего, шла разработка, выявляли связи, собиралась информация на всех членов «Хизб ут-Тахрир». В конечном итоге накрыли всю организацию. Это совершенно стандартная работа. Нет смысла валить их по одному, когда можно подождать, выявить все связи и накрыть сразу всех.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— В последнее время многое предпринималось в части противодействия терроризму, закон соответствующий вышел. Я думаю, силовики вправе проводить и должны проводить эту оперативную работу по выявлению людей, которые занимаются сбором информации и всем остальным. Я слабо представляю себе идеологию «Хизб ут-Тахрир», но важно не то, что они проповедуют, а что делают те, кто считает себя членом этой организации. Если члены этой организации оправдывают либо сами участвуют в этих противоправных вещах, то нужно ими заниматься.

Но вот чего я не понимаю. На мой взгляд, таких людей, которые занимаются созданием сети, передачей информации важнее на свободе оставлять, собирая информацию. Я не могу представить технологии работы спецслужб, но, как мне кажется, как раньше говорили: «Если шпиона арестовали, то это наш провал». В том плане, что шпион на свободе гораздо ценнее, чем шпион в тюрьме, потому он что связывается с другими людьми. Будучи на свободе, он позволяет обнаружить ту самую сеть. Этот момент мне непонятен. Но, наверное, нам, людям, просто наблюдающим за действиями спецслужб, как-то надо объяснить, чем было вызвано и чем было обосновано именно взятие его под арест.

Я думаю, если бы террористические настроения в стране активизировались, то было бы больше террористических проявлений — людей бы убивали, как это происходит, к примеру, в Европе. Боюсь, что нельзя назвать это хорошей превентивной работой спецслужб.