Настоящая битва за круглым столом прошла вчера в РК «Туган авылым». Тема беседы формулировалась привычно: «Экономическая и качественная доступность пищевых продуктов для населения — основа продовольственной безопасности страны». Однако ее наполнение было вполне взрывоопасным: как местному производителю попасть на прилавки крупных сетей. Среди прочего корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, что в других регионах условия входа проще и почему надо опасаться рыбной продукции в местных магазинах.
Генеральный директор ГУП «Национальная торговая марка» Илсур Сафиуллин представил продукты татарстанских товаропроизводителей |
СЕМЕЧКИ «АК БАРС», ТАТАРСКАЯ РЫБА ИЗ МУРМАНСКА И ...
Для начала генеральный директор ГУП «Национальная торговая марка» (НТМ) Илсур Сафиуллин представил продукты татарстанских товаропроизводителей. Антуражем были дегустация, концертные номера и презентация церемонии татарского чаепития. Среди производителей — уже имеющие товарный знак НТМ ОАО «Татспиртпром», ООО «Заинский мясокомбинат», ООО «Семечкин», КФХ «Рамаевское», бумажная фабрика «Нега», ООО «Казанский рыбоперерабатывающий завод», КФХ «Исмагилов», ЗАО «Елабужский пищекомбинат», ООО «Касымовский молочный комбинат», «Челны-Бройлер» и альметьевское козье молоко.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» попыталась выяснить у производителей, какие надежды они возлагают на участие в НТМ. Коммерческий директор компании «Добрая традиция» Динар Губайдуллин рассказал, что прежде всего хотел бы получить информационную поддержку, а также возможность выхода на рынки Татарстана. Компания производит чай и домашнее варенье: «Возрождаем, производим и популяризируем исконные традиционные продукты здорового питания народов России, — объяснил Губайдуллин. — Мы широко представлены в Зауралье — Челябинской, Екатеринбургской областях, в Красноярском крае. На прошлой неделе наше варенье дегустировали даже в аппарате президента России. В Татарстане наша продукция не так широко представлена. В основном в Закамском регионе — Набережные Челны и Нижнекамск». Связано это с тем, что условия по входу у сетей из других регионов по сравнению с татарстанскими более лояльные. «Надеюсь, после круглого стола работа продолжится — в кулуарах, онлайн и офлайн, — считает предприниматель. — Думаю, все должно получиться».
Региональный закупщик «Зельгросс» Аделя Тимошенко не во всем согласна с Губайдуллиным. По ее мнению, производители недостаточно себя рекламируют: «Нужно, чтобы покупатель знал эту продукцию. Мы можем положительно оценить, но если покупатель не знает, то может и не оценить. Эти риски возможных непродаж мы берем на себя. У каждой сети свои условия, они все частные, соответственно, их вместе всех собрать и одновременно что-то делать тяжело». В целом Тимошенко признает привлекательность местной продукции для покупателя: «В Татарстане любят свое — за определенную натуральность, чего может не быть в завозной продукции. Плюсов много, единственное, поддержка нужна, она позволит продукции малого предпринимательства, фермеров дойти до покупателя быстрее. С помощью рекламы, информирования производители и сети могут знакомиться друг с другом».
Генеральный директор ООО «Семечкин» Ильяс Мингазов, живя в Башкортостане, выпускает семечки под маркой «Ак барс». Его компания была в числе первых, получивших товарный знак НТМ. «Мы сначала вышли на рынок Башкортостана, но так получилось, что в Татарстане отреагировали быстрее — получилось все очень гладко и ровно: в республику мы вошли без преград и уже представлены на рынке», — рассказал Мингазов. Пока семечки можно приобрести только в магазинах НТМ, но молодые предприниматели надеются, что в скором времени будут представлены во всех сетевых торговых точках, во всей традиционной рознице: «Мы ведем переговоры, участие в НТМ дает нам информационную поддержку. Все мы понимаем, что традиционная розница вымирает, поэтому основные объемы продаж мы можем сделать только на сетевых торговых точках».
О благоприятной обстановке для ведения бизнеса в Татарстане говорит и Владимир Магаревич — генеральный директор ООО «Казанский рыбоперерабатывающий завод», выпускающего продукцию под брендом «Татарский пролив»: «В Татарстан я приехал в 2012 году с Дальнего Востока. Регион привлек меня темпом экономического развития, также была интересна природа, — рассказал он. — Еще один фактор — большое внимание спорту. За это время я нисколько не пожалел о своем выборе, но столкнулся с такой проблемой, лично для меня серьезной — на прилавках местных магазинов отсутствует ассортимент рыбной продукции, к которой я привык. И по качеству совершенно не то, что должно быть. Поэтому я решил организовывать свою компанию. Привлек опытного технолога из Мурманска, пока ассортимент не широк, но планы грандиозные». По словам Магаревича, Татарстан — один из регионов с минимальным потреблением рыбы. Он призвал сети совместно решать эту проблему.
ЧТОБЫ ВЫДЕРЖАТЬ КАССОВЫЙ РАЗРЫВ, НУЖНО ОБРАСТИ ЖИРКОМ
После дегустации, участников мероприятия усадили за стол: производителей — по одну сторону, представителей крупных сетей («Ашан», X5 Retail Group, «Бахетле», «Эдельвейс», «Магнит», «Августина», «Мечта», «День и ночь» и других) — по другую. Одна из главных тем — возможность сотрудничества по продвижению продукции под брендом НТМ в торговые сети.
Сначала Сафиуллин рассказал о НТМ: «Цель создания «Национальной торговой марки» — формирование единого зонтичного бренда для продвижения лучшей отечественной продукции. Перед нами также были поставлены такие задачи, как объединение наших сельхозпроизводителей под единой торговой маркой, увеличение присутствия продукции и товаров сельхозпроизводителей в торговых сетях, обеспечение требований по качеству, упаковки и конкурентоспособности. В целом мы позиционируем бренд «Национальная торговая марка» как открытый коллективный торговый знак и для других систем добровольной сертификации и проектов, обеспечивающих качество и экологичность пищевой продукции. В настоящее время от мэрии и исполкома муниципального образования города Казани государственное унитарное предприятие «Национальная торговая марка» получило официальное разрешение на использование названий «Казанский пряник», «Казанский чак-чак», «Казанское подсолнечное масло», «Казанский лимонад». Сегодня мы ищем пути для того, чтобы товары были представлены на полках сетей».
Далее говорили в основном производители. Из крупных торговых сетей высказался лишь представитель «Ашана», подчеркнув, что они открыты для сотрудничества. «Это они только говорят красиво, что открыты к общению, что «легко зайти», — посетовала в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Алия Ахмерова — исполнительный директор компании «Рамаевская утка». — Благодаря НТМ мы здесь встречаемся, мы их здесь сразу ловим и разговариваем с руководителями». И все же предприниматели не теряют надежды на то, что им удастся положительно решить впрос вхождения в крупные сети. Так, Гадель Зайнуллин, исполнительный директор ООО «Заинский мясокомбинат», предлагает создать фонд, который покрывал бы кассовый разрыв между производителями и сетевиками: «Входящие в НТМ — штучный товар. Мы на рынке с 2012 года, у нас 17 наград республиканских, российских, на международном конкурсе завоевываем золотые медали. А сети просто разбивают этот уровень в прах. Хочу предложить создать фонд поддержки «Национальной торговой марки»: мы поставляем товары, и этот фонд их нам оплачивает, а потом сети рассчитываются с фондом. Это было бы правильно, и мы бы оставляли нынешний уровень качества. Потому что, образно говоря, колбаса за 100 рублей — это не колбаса. У нас колбаса 200 с лишним, и из-за этого нам тяжело конкурировать с теми производителями, которые не борются за качество. Когда мы поставляем продукцию, сети выставляют счет по времени, например, 30 - 35 дней ежедневно должна отгружаться продукция. Для любого молодого предприятия нужно обрасти жирком, чтобы иметь такие финансовые возможности, чтобы держать этот уровень».
Гендиректор НТМ положительно принял предложение: «Если такой государственный фонд мы создадим и он будет покрывать этот разрыв для тех предприятий, которые вошли в марку, тогда мы разрубим этот гордеев узел. Вы продукцию свою в сети отдали, деньги свои из этого фонда получили, вашу продукцию продали — вернули в фонд. Для того чтобы обеспечивать кассовый разрыв в 40 дней. В прошлом году мы своими средствами такую работу делали небольшими объемами. Она позволяет малым предпринимателям заходить в сети».
КАК ТАТАРЫ К ТАТАРАМ
Эмоциональным было выступление директора КФХ «Исмагилов» (выпускает молочную продукцию под брендом «Сихат») Минзуфара Исмагилова: «Проблема лежит намного глубже. Если мы выйдем в сети под единой торговой маркой, это решит многие наши проблемы. К примеру, я работаю с 16 фермерами. Эти фермеры будут вовремя получать деньги за свое молоко. Рабочая сила будет оставаться на селе. Я уже сегодня на селе не могу найти толкового механизатора! А что будет года через два-три? Сети будут, а производить кто станет? Это глобальная задача. Этот вопрос пока мало поднимают, я вам раскрываю эту тайну. Сегодня нужно сеять. Краснодар Краснодаром, но мы же здесь! Наши дети здесь! Мы берем свежестью, оперативностью. Какие бы крупные предприятия ни были, они собирают молоко у нас. Я сдаю часть своего молока посредникам — они полдня едут до завода, там не могут выгрузиться, стоят еще полдня-день. Вы думаете, у них какое-то другое молоко? Я отправляю им молоко, через неделю это молоко приезжает обратно сюда уже отборным. Не секрет, что там в составе. А я продаю сегодня! После обеда перерабатываю, завтра молоко уже на столе у покупателя — это же свежесть, это натуральность. Натуральное молоко должно киснуть в течение трех дней. Даже вода на третий день начинает тухнуть. Скорее бы создали эту кооперацию, чтобы под одной маркой мы зашли в сети. Сети требуют определенных объемов, которые я пока не могу выдержать. Плюс они еще говорят: мы не знаем вашу марку, покупатель не знает вашу марку, будут проблемы с реализацией. Они не хотят работать себе в убыток. А если продукция будет производиться под единой маркой, то будет легче, народ будет узнавать продукт».
«Необходимо проработать возможность создания такой единой марки, — ответил Сафиуллин. — Наши производители могут обеспечить товарную группу для сетей. С нашей стороны мы обеспечим входной контроль». И добавил: «Если «Татспиртпром» — второй налогоплательщик в республике, то он обеспечивает 25% процентов зарплаты бюджетников. Соответственно, чем больше «Татспиртпром» продает, тем больше налогов, тем больше возможностей повысить зарплату. Эти люди придут к вам в магазины! А если деньги уйдут в Краснодарский край, Краснодарский покупатель не придет в ваш магазин. Они пойдут в свои магазины, они не придут к вам. А работник, получив зарплату, придет к вам в магазин. Арифметика такая шкурная, в интересах всех, кто живет в Татарстане», — попытался призвать к совести представителей крупных сетей Сафиуллин.
«Как татары к татарам обращаемся: поддержите нас на местах и в федеральных переговорах. Если будете на местах поддерживать нас на переговорах и просить нашу марку, я думаю, что мы договоримся», — обратилась к сетевикам представитель компании «Нега». Однако просьба вызвала ухмылку на лицах некоторых представителей крупных ретейлеров...
Отметим, что в работе круглого стола также участвовали представители министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, министерства промышленности и торговли РТ, КФУ, КНИТУ, ветеринарной академии, управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.