Охлажденные декабрьскими акциями продуктовые цены в январе-марте снова пошли вверх. Согласно данным мониторинга «БИЗНЕС Online», бюджетный набор продуктов в «Магните» за прошедшие 3 месяца подорожал на 8,5%, в разы опередив инфляцию. Март прошел под знаком подорожания хлеба, бананов и сладостей. Тем временем производители вновь прибегают к уловкам, снижающим ценник: в более дорогой продукт включаются дешевые наполнители, а его объем и масса незаметно «сдуваются».
Александр Ткачев ранее прогнозировал, что, исходя из роста цен на зерно, цены на хлеб могут к весне увеличиться на 20% (фото: government.ru) |
ХЛЕБНЫЕ ЦЕННИКИ «ЗАКОЛОСИЛИСЬ» В МАРТЕ
Предыдущий обзор цен казанских торговых сетей «БИЗНЕС Online» опубликовал за неделю до Нового года. Накопленная нами статистика показала, что после бурной первой половины 2015 года цены несколько успокоились, поэтому мы решили перевести этот проект из ежемесячного режима в ежеквартальный. Напомним, что в ходе мониторинга цен мы закупаем два набора продуктов: более доступный — в «Магните», более дорогой — в «Бахетле».
И сразу о неприятном сюрпризе. Удивительно, но набор сравнительно недорогих продуктов в корзине «Магнита» за 3 месяца подорожал на 8,5% (корзина «Бахетле» — на 3,3%), и это при том, что инфляция с начала года по 14 марта составила 1,9% (с официальными данными Росстата более подробно желающие могут ознакомиться здесь). Медленнее инфляции оказались только пять продуктов — кофе, рис, гречка, водка, подсолнечное масло, которые при всем желании невозможно скомпоновать даже в жалкое подобие нормального рациона. В сравнении с мартом прошлого года цена корзины выросла на 6,5% (инфляция в годовом выражении — 7,9%).
Начнем по порядку — с «базовых» продуктов. Ценник на хлеб «Сельский» в сравнении с декабрем прошлого года увеличился на целых 15% до 23 рублей, а буханка «Бородинского» в «Бахетле» прибавила 10% до 32 рублей. Откуда столь резкое подорожание? Открыв накопленную нами статистическую базу, мы обнаружили, что буханка «Сельского» уже стоила 23 рубля относительно недавно, 22 ноября 2015 года, но в декабре «Магнит» опустил ее цену до 20 рублей. «Бородинский» в сети Муслимы Латыповой в ноябре вообще стоил 35 рублей — на три целковых дороже, чем сейчас.
Так что же, дело лишь в сезонных колебаниях цен, не более того? Увы, последнее подорожание отражает общий тренд. С начала года на внутреннем рынке продовольственная рожь выросла в цене на 8,5%, а кукуруза — на 8%. Такие данные приводятся в справке, направленной в правительство специалистами минсельхоза России. По словам экспертов, в ближайшие месяцы стоит ожидать роста цен как минимум на ржаной хлеб и муку, кукурузу, кукурузные хлопья и попкорн. В справке минсельхоза также сообщается об увеличении средних цен на пшеницу третьего (на 3%), четвертого (на 3,5%) и пятого (на 6%) классов, а также на фуражный ячмень (на 6%).
Хлеб в республике дорожал непрерывно с начала марта |
«Минсельхоз России отмечает, что основными факторами, определяющими конъюнктуру зернового рынка, стали динамика цен мирового рынка, изменение курса рубля, уровень закупочных цен в федеральный интервенционный фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также регулирующее воздействие вывозной таможенной пошлины на пшеницу», — говорится в документе.
Разумеется, Татарстан чаша сия миновать не могла. По данным Татарстанстата, хлеб в республике дорожал непрерывно с начала марта. За первую неделю (по 9 марта) цена ржаного и ржано-пшеничного выросла на 2,8%, за вторую (на 14 марта) — на 3,5%, за третью (на 21 марта) — на 0,2%. Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов при этом прибавили по 2,5%, 3,3% и 2,7% соответственно. Сами казанские производители признали, что подняли на 10% отпускные цены на все виды хлебобулочных изделий впервые за последние полтора года. Причем подорожание никак не связано с ростом цен на сырье, ведь хлебозаводы используют зерно, купленное еще в прошлом году.
Заметим, торговые сети могли еще не до конца отреагировать на скачок отпускных цен: как известно, на это может уйти пара-тройка недель, не исключено, что ценники в ближайшее время еще изменятся. Напомним, эксперты считают: в этом году цены на хлеб могут быть непредсказуемы. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев ранее прогнозировал, что, исходя из роста цен на зерно, цены на хлеб могут увеличиться на 20% к весне 2016 года.
Набор сравнительно недорогих продуктов в корзине «Магнита» за 3 месяца подорожал на 8,5% |
ГРЕЧКА НЕ ОТОШЛА ОТ ИСПУГА ПЕРЕД ФАС
Закроем тему оговоркой «Не хлебом единым» и двинемся далее по базовому набору. Молоко от местного производителя УК «Просто молоко» подорожало на 2,2% до 46 рублей, хотя ульяновский бренд «Кошкинское» остался при своих 44 рублях. Последняя торговая марка появилась на полках «Магнита» под занавес прошлого года и, видимо, продолжает борьбу за долю рынка. Настораживает тот факт, что продукция ульяновского завода не раз признана фальсификатом из-за добавок пальмового масла. В сентябре комбинат «Кошкинский» погорел на сырном продукте, а в декабре — на твороге. Так что подчиненным Сергея Галицкого следует быть внимательнее: президент РТ Рустам Минниханов призвал жестко бороться с «фальшивомолочниками», к чему без промедления приступили все, кому это положено по должности.
Еще один из базовых элементов питания — куриные яйца — за 3 месяца «потяжелел» на 6,6% до 54,8 рубля за десяток категории С1. В порядке утешения заметим, что год назад яйца стоили дороже на 3,4%, а в декабре 2014 года и вовсе на 7,1%. Аналогичная картина и с родственным продуктом — охлажденным куриным бедром, ценник которого вырос на 7,7% до 148,2 рубля за килограмм, но это на 3,1% дешевле, чем годом ранее.
Подбивая промежуточный итог по товарам первой необходимости, добавим, что за последний квартал в «Магните» гречневая крупа подешевела на 4,7% до 44,3 рубля за упаковку массой 0,8 кг, а рис — на 9,6% до 35,9 рубля (за год рис вообще ужался на четверть). Напомним, одним из самых громких антимонопольных дел прошлого года было именно «гречневое», заведенное в отношении сетей «Агроторг», «Тандер», «Перекресток» и «Зельгрос». УФАС по РТ считает их участниками сговора, приведшего к установлению и поддержанию розничных цен на гречку в Татарстане. Решение УФАС в январе 2016 года было поддержано в татарстанском арбитраже, но сети заявили о планах обжаловать решение в следующих инстанциях. Но, как бы то ни было, дешевле, чем в нынешнем марте, русская народная крупа за последний год стоила только в августе 2015-го.
Разница в банановых ценниках «Магнита» и «Бахетле» сократилась до 5,6% |
БАНАНЫ ВЕРНУЛИСЬ К «ЗЕЛЕНОМУ» СТАНДАРТУ
Переходим в отдел овощей и фруктов, где сразу бросается в глаза подорожание белокочанной капусты на 37,8% до 19,7 рубля за кило. Неприятно, но далеко не максимум: с декабря 2014-го по июнь 2015-го этот популярный овощ стоил в диапазоне 27,3 - 41,2 рубля. Рекорд был зафиксирован в апреле, о причинах мы уже подробно писали.
На сопоставимую величину — 38,7% — до 74,9 рубля выросла цена бананов. В декабрьском прошлогоднем обзоре мы отмечали, что сеть Галицкого, несмотря на стремительный рост доллара, удерживает банановые ценники, а читатели в комментариях добавили, что «Магнит» силен работой напрямую с производителями фруктов и овощей. Однако складывалось впечатление, что бюджетная сеть за счет своей маржи установила предпраздничные цены, заодно обеспечив хорошие продажи. Видимо, эти стратегические запасы иссякли, а свежие партии пришлось контрактовать исходя из январского/февральского валютного курса. Напомним, что в январе курс доллара США находился в диапазоне 72 - 86 рублей (это был самый неудачный месяц для российской валюты), февраль оказался немногим лучше: доллару удалось удержаться в коридоре 74 - 80,5 рублей. В итоге цена бананов вернулась к своему «золотому стандарту» — или, если угодно, «зеленому», раз уж речь идет о привязанных к доллару контрактах: $0,9 - 1,1 за кило. При этом разница в банановых ценниках «Магнита» и «Бахетле» сократилась до 5,6%.
Корзина «Бахетле» за 3 месяца подорожала на 3,3% |
АНТИКРИЗИСНЫЕ ИГРЫ С РЕЦЕПТАМИ И УПАКОВКОЙ
Пожалуй, самая популярная салатная заправка в России — майонез — в «Магните» за квартал подорожала на 29,9% до 111,7 рубля за упаковку объемом 800 миллилитров. В декабре нам с трудом удалось отыскать пачку «Миладоры» от Казанского жирового комбината, а на этот раз продукции от Ирека Богуславского и вовсе не оказалось на полках. Зато в широком ассортименте здесь была представлена торговая марка «Махеев», думается, причиной тому являются маркетинговые хитрости «Магнита». Дело в том, что «Махеев» продвигает майонез «Провансаль» с жирностью 50,5% (у «Миладоры» — классические 67%) и различными наполнителями, к примеру «соком лимона». Разумеется, более низкая жирность, на которую обратят внимание не все покупатели, снижает итоговую цену продукта. И это еще не все. Производители популярного соуса снова взяли на вооружение излюбленный антикризисный прием, позволяющий скрывать реальное подорожание, — игры с объемом и весом: несмотря на одинаковый объем упаковки 800 мл, масса нетто различного майонеза варьировалась от 644 до 750 граммов. В итоге как самый честный вариант для нашей закупки был выбран 67-процентный «Провансаль» без добавок массой 750 г от ОАО «Эфко». Тем временем «премиальный» майонез Mr. Ricco от компании «Нэфис-Биопродукт» на полках «Бахетле» с начала года ухитрился подорожать на 45% (в том числе за счет низкого декабрьского акционного ценника), но все же на момент оплаты стоил на 4,8% дешевле, чем годом ранее.
А что с главным составляющим майонеза и просто необходимым любому повару продуктом — подсолнечным маслом? Мы неоднократно отмечали, что оно пользуется хорошим экспортным спросом, а значит, валютный курс оказывает на него значительное влияние. Зимние скачки рубля по-разному сказались на различных ценовых сегментах: бюджетное масло, выпускаемое Казанским жировым комбинатом специально для сети «Магнит» под брендом «Подсолнышко», за последний квартал подорожало только на 1,6%, чего не скажешь об «Олейне», цена которой выросла на 7,8%. Тем не менее в обоих случаях цены вышли на 12-месячный максимум. Будем надеяться, что вышедший на первое место в РФ по переработке семян подсолнечника Казанский МЭЗ будет способствовать поддержанию стабильных цен на подсолнечное масло хотя бы в Татарстане.
Многие продукты в сети Муслимы Латыповой резко выросли в цене благодаря декабрьским акциям и предновогодним скидкам (фото: tatarstan.ru) |
ПЛОХИЕ НОВОСТИ ДЛЯ ПОКЛОННИКОВ ИТАЛЬЯНСКОЙ КУХНИ
Гораздо сильнее пострадали кошельки гурманов, предпочитающих подсолнечному маслу оливковое: последнее в «Бахетле» за 3 месяца подорожало в 2 раза до 313,3 рубля за бутылку объемом 0,25 литра. Впрочем, такой впечатляющий рывок стал возможен лишь благодаря декабрьским акциям — предновогодние скидки уменьшили ценник на 40% в годовом выражении, а март к марту стоимость оливкового масла выросла на пятую часть. На сей раз самой доступной оказалась продукция испанского производителя «Рафаэль Сальгадо». Оговоримся, что были предложения и подешевле, но лишь на рафинированное масло, мы же для корзины бизнес-класса закупаем продукцию Extra Virgin (первого холодного отжима). В целом при изучении полок в «Бахетле» стало понятно, что «стабилизационный фонд» сети опустошен и сегодня покупателям предлагают пресловутую честную цену с привязкой к новому курсу, который сложился в 2015 году.
Раз уж речь зашла об ингредиентах средиземноморской кухни, остановимся на спагетти российского (понимаем скепсис отдельных читателей, считающих, что в РФ правильную пасту в принципе не умеют делать) и импортного производства. Подорожание отечественного продукта на 30,8% до 52,2 рубля обусловлено увеличением упаковки на четверть — с 0,4 до 0,5 кг, если нивелировать этот фактор, то стоимость выросла всего на 4,6%, чего не скажешь об импортных спагетти, которые без каких-либо изменений в объеме прибавили 23,6% до 210 рублей за полукилограммовую пачку.
ШОКОЛАД С ИЗЮМОМ ИЛИ ИЗЮМ В ШОКОЛАДЕ?
И о десерте. Сладкоежкам стоит принять во внимание, что шоколад в «Магните» за квартал вырос в цене сразу на три четверти до 67 рублей (впрочем, опять же благодаря декабрьским скидкам). Относительно марта 2015 года кондитерский антидепрессант подорожал на 11,9%, что сопоставимо со средним темпом роста инфляции. Уточним, что речь идет о «чистом» продукте без каких-либо изысков: шоколад с наполнителями типа вафельной или ореховой крошки стоит дешевле — 58,3 рубля за плитку. Для корзины «Бахетле» мы традиционно приобретаем шоколад с изюмом и орехами, и отследить в его стоимости «шоколадную» динамику сложнее.
Почему? Именно за счет этих самых наполнителей производители стремятся сделать дружелюбнее цену основных компонентов продукта — какао-масла и какао-бобов, которые выращиваются исключительно в жарких странах и жестко привязаны к курсу доллара. И мы сейчас говорим не об откровенно жульнических приемах (так, в «кондитерке» есть еще один аналог пальмового масла — какавелла, шелуха какао-бобов, которой обычно удобряют землю. Но сегодня ее нередко пускают в оборот и производители шоколада, ведь какавелла в 3 - 4 раза дешевле того же какао-порошка). Все просто: чем больше удается запихнуть в плитку не столь дорогого изюма или орехов, тем ниже окажется стоимость конечного продукта. Такая игра с ингредиентами и есть одна из тех самых «антикризисных» лазеек для сокрытия реального подорожания. Простой пример: только в январе в России производство упакованного шоколада без добавок сократилось на 41%, зато объемы выпуска шоколада с добавками за тот же период выросли на 35,5%. Россия и ее экономические союзники пытаются минимизировать проблему дороговизны какао, насколько это в их силах. С 28 марта 2016 года вступает в силу решение евразийской экономической комиссии, в соответствии с которым на ближайшие 2 года будут обнулены ввозные таможенные пошлины (составлявшие 3 - 4%) на основные виды какао-сырья для производства шоколада. Кондитерам это сэкономит 1 - 1,1 млрд. рублей, но всех вопросов не снимет. Так что в очередной раз советуем внимательнее читать состав на упаковке и при покупке сладостей к чаю подумать, стоит ли экономить на приятных пустяках лишнюю десятку. Ведь однажды вместо шоколада с добавлением изюма и орехов вы можете купить орехово-изюмную смесь под тонким слоем шоколада.
По мнению эксертов, слабеющий потребительский спрос заставит производителей по максимуму сдерживать цены |
Запить сладости сегодня также выйдет дороже, чем 3 месяца назад. Сразу на 28,9% за квартал до 99,9 рубля за 100-граммовую пачку подорожал в «Магните» крупнолистовой черный чай (плюс 7,4% к цене марта-2015). Отборный пакетированный чай в «Бахетле», напротив, с декабря прибавил только на 13,4% до 118,2 рубля за упаковку из 25 пакетиков, однако в годовом разрезе ценник вырос на 24,3%. Меньше всего, несмотря на низкую базу, изменилась цена мелколистового чая в «Магните» — лишь на 7,8% за квартал, хотя настоящие ценители напитка вряд ли признают его достойным своего внимания...
Напоследок пара слов для любителей не самых полезных продуктов. Сразу на 129% к декабрю выросла в цене Coca-Cola (в сравнении с мартом 2015 года — на 15,5%). Впрочем, сладкая газировка, как и кофе, отличается частыми скачками цен из-за акций в торговых сетях, особенно в преддверии праздников. Ну а тем, кто совсем не бережет здоровье, сообщим, что сигареты подорожали на 12,5% до 90 рублей за пачку, что, в общем-то, не стало сюрпризом: напомним, с 1 января 2016 года выросли акцизы на табачные изделия, пиво и бензин. Кстати, именно сигареты, по данным минэкономразвития, стали рекордсменом по росту цен в 2015 году (+26,6%), обойдя моющие и чистящие средства (+22,4%) и бронзового призера — парфюмерно-косметические товары (+21,8). Так что курить сегодня — вредить не только здоровью, но и своему похудевшему кошельку. Ведь реальные доходы жителей Татарстана в году снизились на 7%, и это по официальным данным...
Подводя итоги нашего обзора, можно сделать вывод, что за последние 3 месяца опережающим темпом росли цены на продукты более высокого ценового сегмента — товары, завязанные на импорт или импортные ингредиенты (будь то отборный чай, оливковое масло или спагетти). Если тенденция продолжится, некоторым любителям вкусно поесть придется слегка сократить рацион либо подыскать более дешевые заменители. Хотя, думается, найдется немало гурманов, готовых и далее покупать исключительно итальянскую пасту или испанское оливковое масло.
Какие продукты могут сильнее всего подорожать или упасть в цене в ближайшие месяцы? На этот вопрос попытались ответить эксперты «Российской газеты». По их мнению, слабеющий потребительский спрос заставит производителей по максимуму сдерживать цены. При этом свинина и мясо птицы, которых в России в достатке, снизятся в цене на 3%, в отличие от говядины, производство которой продолжает сокращаться. А вот традиционного весеннего взлета цен на овощи не будет. В предыдущие годы они дорожали на 3 - 5% в месяц, но теперь рост цен сдерживает низкая покупательная способность населения. Вероятнее всего, подорожают картофель, капуста, репчатый лук, свекла, морковь — их стоимость с марта по май может вырасти от 5% до 10%. Продолжат переписывать прайсы производители кондитерских изделий и алкоголя.
Насколько верен окажется этот прогноз, вы узнаете из нашего следующего обзора. От себя же добавим, что с 1 апреля из-за увеличения ставок акциза подорожает топливо, а это внесет свои поправки в цены. Как вы понимаете, не в сторону уменьшения.
==table988====table989==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 131
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.