Падение уровня доверия россиян к Владимиру Путину при росте готовности голосовать за него — такие противоречивые данные опубликовал сегодня «Левада-Центр». «Полностью» и «скорее» доверяют президенту 73% опрошенных, что на 10% меньше, чем год назад. Сами социологи объясняют это исчерпанием «эффекта Крыма» на фоне кризиса — неблагополучным свое положение считают уже 55,6% домохозяйств, хотя до кризиса было 16,4%, а средний чек в супермаркетах упал на 13,5% до 499 рублей.
Именно крымский фактор вернул рейтинг доверия Владимиру Путину на высочайший уровень, каким он был в начале нулевых, после завершения второй чеченской кампании (фото: kremlin.ru) |
«ПОЛИТИК ОЧЕНЬ ЧАСТО НАЧИНАЕТ НАДОЕДАТЬ НАСЕЛЕНИЮ. НО ЭТО НЕ СЛУЧАЙ ВЛАДИМИРА ПУТИНА»
По сравнению с пиковыми значениями рейтинг доверия к главе государства снизился на 16%, объявил сегодня считающийся прозападно настроенным «Левада-Центр». В июне прошлого года та же социологическая компания зафиксировала, что в той или иной степени деятельность Владимира Путина одобряют 89% опрошенных. Причина столь масштабного падения, как говорят сами социологи, состоит в том, что проходит мобилизационный эффект присоединения Крыма. Его хватило чуть более чем на год. Пика уровень доверия к президенту России достиг через три месяца после первой годовщины проведения референдума в Крыму, после чего этот показатель начал снижаться. Ко второй годовщине вхождения полуострова в состав России «крымский» эффект, по сути, сошел на нет. О возвращении уровня поддержки к тем, которые были «до Крыма», заявил замруководителя «Левада-Центра» Алексей Гражданкин. «Всплеск позитивного отношения после Крыма проходит, но это все равно много выше, чем в конце 2013 года», — отметил он.
Действительно, именно крымский фактор вернул рейтинг доверия к президенту на высочайший уровень, каким он был в начале нулевых, после завершения второй чеченской кампании. По данным ВЦИОМа, в марте 2013 года, за год до крымских событий, действия Путина на посту президента одобряли только 48% опрошенных. По подсчетам «Левада-Центра», в августе того же года рейтинг доверия к главе государства опустился до 44%. Крым, по сути, реанимировал «затухающий» рейтинг Путина, который начал стремительно снижаться после знаменитой «рокировки», когда Дмитрий Медведев уступил ему право баллотироваться на президентских выборах в марте 2012 года.
О природе крымского феномена в рейтинге Путина в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. «В 2014 году после крымского референдума Путин, как Иван-царевич, нырнул в котел и вышел другим человеком. Все бремя грехов, критики, негатива обнулилось. У него теперь новая «тефлоновая броня», ее хватит надолго, до 2018 года точно (года президентских выборов в России — прим. ред.)», — заявил он.
Многие политологи разделяют мнение главы ВЦИОМа и ничего страшного в 10-процентном падении рейтинга доверия к президенту не видят. «Вы отправьте эти цифры Бараку Обаме, и пусть он немного тихо поплачет. Мое глубокое убеждение: принципиальной разницы между 83 и 73 процентами нет. Когда у лидера уровень доверия высоко за 50 процентов, дальше все пунктуации непринципиальны», — заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
В свою очередь, директор центра политической информации Алекей Мухин отметил в интервью «БИЗНЕС Online»: «Политик очень часто начинает надоедать населению, и люди теряют к нему интерес. Но это не случай Владимира Путина. Он смело может «путешествовать» в вилке рейтинга от 60 до 90 процентов, потому что поддерживает очень высокий уровень и тонус работы».
Пика уровень доверия к президенту России достиг через три месяца после первой годовщины проведения референдума в Крыму, после чего этот показатель начал снижаться (фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости») |
При этом электоральный рейтинг и рейтинг доверия — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. По данным все того же самого свежего опроса «Левада-Центра», на посту президента Путина хотят видеть 65% опрошенных, хотя голосовать за действующего главу государства были готовы 57% респондентов. При этом лишь 22% в марте заявили о том, что хотят видеть на президентском посту другого кандидата.
Как видно, избирательный рейтинг у Путина на 8% меньше рейтинга доверия. При этом до следующих президентских выборов остается еще два года. В 2012 году Путину свои голоса отдали 63,6% принявших участие в голосовании. Между тем в марте 2008 года, на пике экономической стабильности, за Медведева голосовали 70,3% избирателей. Сам Путин в 2004 году получил 71,3%. Как видно, уровень его реальной, проверенной выборами, поддержки от выборов к выборам плавно снижается. Не исключено, что и к выборам 2018 года реальный электоральный рейтинг фаворита опустится ниже нынешних 65%, если, конечно, не буден задействован «допинг», не менее мощный, чем фактор присоединения Крыма. Однако в любом случае для победы в первом туре действующему президенту существующей поддержки населения должно хватить с лихвой.
Валерий Федоров: «После крымского референдума у Путина новая «тефлоновая броня», ее хватит надолго, до 2018 года точно» (фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости») |
«СНИЖЕНИЕ РЕЙТИНГА — ОБЫЧНОЕ ДЕЛО — НЕДОСТАТОК ВИТАМИНОВ, ЛЮДИ УСТАЛИ ОТ СНЕЖНОЙ ЗИМЫ»
Действительно ли «крымского» рейтинга хватит еще на одни президентские выборы? Валерий Федоров считает, что вполне. «Даже если он (Владимир Путин — прим. ред.) потеряет за этот год 10 процентов рейтинга, у него еще 70 процентов останется», — сказал он в интервью нашему изданию. Правда, глава ВЦИОМа говорил о рейтинге доверия — вещи более условной и напрямую на результат выборов не влияющей.
С Федоровым согласен и депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин. «Во время присоединения Крыма рейтинг президента с учетом военных кампаний, сирийской кампании в том числе, бил все возможные рекорды. И это было даже предметом зависти западных лидеров. На вопрос о том, что вы можете сказать о Путине, Хиллари Клинтон ответила, что это человек, который может быть уверен, что он переизберется в следующий раз. Не думаю, что причины снижения рейтинга в том, что у жителей возникли какие-то тревожные ожидания. 73 процента — в статичном, не предвыборном состоянии — это рейтинг, которому может позавидовать политик любой страны. Думаю, рейтинг Путина всегда будет таким, что позволит ему оставаться национальным лидером. А это снижение рейтинга — обычное дело — недостаток витаминов, люди устали от снежной зимы».
По мнению Мухина, в дальнейшем рейтинг Путина вырастет из-за довольно серьезных успехов России в Сирии и того, как удалось изменить геополитическую ситуацию вокруг страны, несмотря на санкции и тяжелое финансовое положение. Что касается темы Крыма, то она уже сходит на нет.
Между тем данные последнего опроса «Левада-Центра» помимо общего снижения уровня доверия к президенту содержат еще ряд неприятных для власти моментов. Увеличилось число тех, кто «скорее» или «совершенно» не доверяет Путину — с 14% до 19%. В чувствах, которые россияне испытывают к главе государства, стало меньше восхищения (на 2%) и симпатии (на 7%). Прибавилось число тех, кто относится к Путину безразлично (на 5%) и настороженно (на 3%). Почему-то на 7% (до 33%) уменьшилось число тех, кто считает президента России опытным политиком. Это уж совсем не поддается объяснению, поскольку чего-чего, а опыта человеку, так или иначе стоящему у руля государства последние 16 лет, явно не занимать.
Наконец, на 10% стало меньше тех, кто считает Путина «энергичным, решительным и волевым». И на 5% поредели ряды тех, кто видит в нем «настоящего лидера, который способен повести за собой людей». В целом волевым и целеустремленным Путина видит лишь каждый пятый опрошенный, что, согласитесь, после Крыма и Сирии как-то маловато.
Опрос «Левада-Центра» был проведен в начале марта, еще до того, как Владимир Путин огласил свое решение о выводе группировки ВКС из Сирии (фото: kremlin.ru)
Кстати, о Сирии. Логично было бы предположить, что подобное падение и рейтинга доверия, и оценок морально-волевых характеристик главы государства связано с его решением вывести из Сирии основную часть российского военного контингента. Избиратель, дескать, разочарован неожиданным миролюбием лидера, которого всегда ценил за решительность и жесткость в отстаивании геополитических интересов России. Но нет, опрос «Левада-Центра» был проведен в начале марта, еще до того, как Путин огласил свое решение о выводе группировки ВКС из Сирии.
Судя по результатам этого опроса, вклад внешней политики президента в его рейтинг, который считался весьма большим, на самом деле сильно преувеличен. Да, на 6% за год увеличилось число тех, кто поддерживает внешнюю политику Путина, но в целом уровень этой поддержки выглядит низким — 22%. Ну а что касается его политики на Северном Кавказе, то с этим просто беда. Уровень ее поддержки населением упал на 3% — с 5% до 2%!
Что же до раскручиваемых несистемной оппозицией и Западом обвинений в адрес лично Путина в участии в коррупционных схемах, то здесь ситуация для власти намного лучше, чем в области внешней и тем более северокавказской политики. Так, фильм BBC о якобы имеющей место коррумпированности российского президента лично смотрели лишь 3% опрошенных, около трети знакомы с изложенной в нем информацией. Из знакомых 32% считают эти сведения «враждебной пропагандой, направленной против всей России», 22% — «клеветой, затрагивающей лично Путина», и только 27% верят приведенным в фильме данным.
«ДМИТРИЮ МЕДВЕДЕВУ БУДЕТ КРАЙНЕ СЛОЖНО ОСЕНЬЮ 2016 ГОДА, ЕСЛИ ОН ВОЗГЛАВИТ СПИСОК «ЕДИНОЙ РОССИИ»
С чем связано падение оценок граждан ряда показателей деятельности президента России? Ответ дают все те же соцопросы. Согласно им в соревновании телевизора и холодильника верх начинает брать второй. ВЦИОМ недавно провел опрос, посвященный экономическому самочувствию россиян. Его результаты показали, что кризис стал в полной мере ощущаться обычными гражданами. При этом они так меняют свое экономическое поведение, что это грозит дальнейшим обострением кризисных явлений. Спираль кризиса начинает раскручиваться.
Согласно данным ВЦИОМа, 87% респондентов отказываются в нынешних условиях брать любые кредиты. Готовы рискнуть только 6% россиян. 72% считают, что сейчас не время и совершать крупные покупки. Причем число вынужденных экономить потребителей стремительно возрастает. Не далее как в январе количество решивших повременить с крупными тратами составляло 64%. При этом в марте 65% опрошенных заявили, что решили сократить не только крупные, но и любые расходы. Накануне социологи из компании «Ромир» объявили, что средний чек в супермаркетах по сравнению с январем упал на 13,5%, достигнув минимального значения за все время наблюдений — 499 рублей. Это немногим больше $7. При таком сжимании потребительского спроса ни о каком скором выходе из кризиса не может быть и речи. При этом в самых обеспеченных Центральном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах падение среднего чека еще больше — 17 - 21%.
«Впервые за долгий период наблюдений одновременно ухудшились сразу все показатели... Россияне все больше предпочитают «оставаться в деньгах», тратя их только по самой крайней необходимости. В свою очередь, это ведет к сжатию платежеспособного спроса», — прокомментировал ТАСС результаты опроса эксперт ВЦИОМа Олег Чернозуб.
Главный показатель — очень сильно выросло число домохозяйств, оценивающих свое материальное положение как неблагополучное. По данным ВЦИОМа, если в ноябре 2014 года, накануне обвала курса рубля, таковых насчитывалось 16,4%, то в феврале этого года — уже 55,6%. При таком низком градусе экономического самочувствия общества рейтинги власти не могло не «подморозить».
Эльвира Набиуллина уже не чувствует такой свободы, как было раньше (фото: kremlin.ru)
«Ищут ли россияне виновных в кризисе? Конечно, ищут и уже нашли — это экономический блок правительства, поэтому Дмитрию Медведеву будет крайне сложно осенью 2016 года, если он возглавит список «Единой России» (на выборах в Госдуму РФ — прим. ред.), — говорит Мухин. — Самое интересное, что Владимир Владимирович не снимает с себя ответственности и сейчас работает над тем, чтобы перевести часть рычагов экономического воздействия в свои руки. Это видно по структуре совещаний, проходящих в Кремле. Более серьезно президент стал следить и за институциональным развитием, прежде всего за действиями Центробанка. Судя по всему, Эльвира Набиуллина уже не чувствует такой свободы, как раньше».
Так что ближе к президентским выборам дело вполне может дойти и до поиска виноватых в виде отставок отдельных министров, всего правительства или главы Центробанка. Как говорит директор центра политической информации, основными рисками для Путина является неспособность некоторых представителей его команды эффективно реагировать на вызовы, которые создает экономическая ситуация.
«Я бы сдержанно относился к данным «Левада-Центра», они более производят впечатление пропагандистской структуры, но рейтинг не может не снижаться, потому что социально-экономический кризис углубляется, а социально-политическая позиция правительства сейчас безумна, — говорит Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. — Я сам проводил опрос в интернете в тот момент, когда у Путина был рейтинг 89 процентов. Опрос не был репрезентативным в отличие от опроса «Левады». Я задал вопрос: «Как вы относитесь к социально-экономической политике президента Путина?» У меня вышло, что 79 процентов опрошенных оказались против. Если правительство во главе с Медведевым и его госкомпаниями продолжит работать в том же русле, то страна погрузится в смуту».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 152
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.