Более чем наполовину — до 7,2 млрд. рублей — выросли в Татарстане сборы с автовладельцев по ОСАГО. Такие данные по итогам 2015 года опубликовал на днях ЦБ РФ. Примерно на столько же увеличились и выплаты, однако в абсолютном выражении подорожание полисов в апреле прошлого года сработало для рынка в плюс. Тем не менее пока одни страховщики удваивали и утраивали портфели, другие, наоборот, покидали «лыжню». О лидерах и аутсайдерах рынка — в обзоре «БИЗНЕС Online».
СБОРЫ ОСАГО ОТПРАВИЛИСЬ В РАЛЛИ
На днях Центробанк обнародовал результаты работы страховых компаний в 2015 году. Общие итоги мы подведем позже, сегодня же остановимся на таком ключевом сегменте рынка, как ОСАГО. Согласно данным регулятора, в Татарстане 18 компаний из ведущей 20-ки по объему премий в «автогражданке» продемонстрировали рост сборов. Суммарно они выросли в республике на 51,4% по сравнению с предыдущим годом (или на 2,44 млрд. рублей) до 7,2 млрд. рублей. Что довольно показательно: в целом по РФ сборы ОСАГО выросли только на 44,9% до 218,7 млрд. рублей. Впрочем, даже растущие игроки двигались на разных скоростях. Скажем, рост сборов в «Аско» на 1,7% и «Альфастрахования» на 6,2% с учетом повышения тарифов ОСАГО чисто номинальный. Но все же основная масса «тяжеловесов» существенно нарастила свои портфели.
Как и следовало ожидать, первое место осталось за бесспорным фаворитом сегмента — компанией «Росгосстрах». Она по итогам прошлого года увеличила сборы по «автогражданке» на 500 млн. рублей, или на 40,7%, до 1,73 млрд. рублей. «Серебро» нашего рейтинга как по общему объему премий, так и по абсолютному темпу их прироста, за «НАСКО Татарстан», получившей от автовладельцев 1,18 млрд. рублей — на 450,4 млн. рублей, или на 61,3% больше, чем в 2014 году. На третьем месте пьедестала почета прочно закрепился амбициозный «Итиль Армеец», за 12 месяцев удвоивший сборы ОСАГО до 842 млн. рублей.
==table955==«ВСК» И «ИНГОССТРАХ»: РОСТ ПОСЛЕ ЗАЧИСТКИ
Уже не в первый раз особо отметим пару компаний, которые основательно зачистили свои портфели за два предыдущих года. Речь идет о «ВСК» и «Ингосстрахе», которые в 2015 году увеличили сборы ОСАГО в 5,2 и 6,6 раза соответственно.
При этом каждая компания двигалась своим путем. Казанский филиал «ВСК» под управлением Константина Таранца начал набирать обороты с первых дней 2015 года. Уже в первом квартале страховщик собрал 25,6 млн. рублей — на 10,6 млн. рублей больше, чем в первом квартале 2014 года, полугодие к полугодию «ВСК» увеличил портфель уже в 4 раза до 156,5 млн. рублей, а за 9 месяцев нарастил объем премий в 5,5 раз до 342,7 млн. рублей.
А вот «Ингосстрах» действовал по канонам былинного богатыря, засидевшегося на печке, прежде чем взяться за дело. Что, в общем-то, объяснимо: в начале года здесь шел процесс смены руководителя. О своем возвращении в Казань в качестве директора татарстанского офиса «Ингосстраха» Игорь Волчков в феврале рассказал «БИЗНЕС Online». Напомним, что в сентябре 2014 года он ушел под крыло Германа Грефа, возглавив управление продаж Волго-Вятского региона ООО «Страховой брокер Сбербанка». По словам Волчкова, все условия предыдущего контракта были выполнены, и теперь перед топ-менеджером поставлены задачи по возрождению филиала «Ингосстраха» в Татарстане.
Как бы то ни было, первый квартал «Ингосстрах» провел в анабиозе, собрав по ОСАГО символические 6 млн. рублей — на столь же символические 2,25 млн. рублей больше, чем в январе-марте 2014 года. Мощно выступить в апреле-июне у компании также не получилось — сборы составили только 6,9 млн. рублей против 12,7 млн. рублей годом ранее: все-таки настройка команды и полноценное возвращение на рынок требует времени, особенно после глобальной зачистки портфеля. Прорыв произошел в третьем квартале, за который команда Волчкова привлекла 61,2 млн. рублей автовладельцев — в 11 раз больше, чем за аналогичный период 2014 года. И, наконец, ударным аккордом завершился четвертый квартал: «Ингосстрах» собрал 100,9 млн. рублей — на 26 млн. рублей больше, чем за все предыдущие месяцы.
«БИН СТРАХОВАНИЕ» ЗАПЛАТИЛА ЗА ГОД БОЛЬШЕ, ЧЕМ СОБРАЛА ЗА ДВА
Для тех, кто смог забыть этот факт, напомним, что прошлогоднее подорожание ОСАГО случилось в начале апреля, и это определенно сказалось на росте сборов во втором-третьем кварталах. Однако не все игроки с энтузиазмом восприняли тарифную «индексацию», поскольку кратно выросли и суммы возможных выплат. По крайней мере, об этом говорят цифры: страховая группа «МСК» сократила сборы на 20,7% до 82,3 млн. рублей, «Зетта Страхование» (бывший «Цюрих») уменьшила объем премий на 7% до 43,6 млн. рублей.
Опасения страховщиков оказались небеспочвенны. Татарстан в который раз подтвердил дурную славу рискованного региона: выплаты по ОСАГО в республике выросли на 1,67 млрд. рублей, или 56,6%, до 4,62 млрд. рублей. Для сравнения, в целом по России выплаты увеличились только на 36,8% до 123,6 млрд. рублей.
Конечно, можно акцентировать внимание на увеличении зазора между сборами и выплатами по ОСАГО: разница составила 2,57 млрд. рублей со знаком плюс, на 770 млн. рублей больше, чем в 2014 году. Вместе с тем у ряда игроков это сальдо заметно ухудшилось. Сразу бросаются в глаза темпы, которыми растущие выплаты съедают доходы крупнейшего игрока — РГС. Его сальдо ухудшилось на 284 млн. рублей до плюс 230,5 млн. рублей. Пожалуй, Альберту Ишбулатову, принявшему бразды правления татарстанским филиалом РГС в начале 2015 года, следует серьезно задуматься о качестве портфеля ОСАГО.
Похожую картину мы наблюдаем при знакомстве с портфелем другого значимого в регионе страховщика — «Аско». У него разница между премиями и выплатами уменьшилась на 123 млн. рублей до 88,2 млн. рублей.
Сознательную стратегию не наращивать свою долю в Татарстане выбрал крупный федеральный игрок «БИН Страхование». В результате сборы компании за год упали с 26,5 млн. рублей до символических 4 млн. рублей, а выплаты между тем выросли с 26,5 млн. рублей до 33,6 млн. рублей. Понятно, что часть понесенных расходов пришлась на договоры, заключенные еще годом ранее. Однако неприятная для страховщика динамика прослеживается даже с учетом средств, собранных в 2014 году: суммарно премии за последние пару лет составили 30,5 млн. рублей — на 3,1 млн. рублей меньше, чем выплаты за один 2015 год. Отсюда возникают вопросы и к качеству портфеля, и в целом к управлению татарстанским направлением.
Напомним, что, так не «дожив» до зимы, рынок покинул один из некогда заметных игроков — СК «Дар». Уже в первом квартале компания смогла собрать в Татарстане лишь 8,5 млн. рублей премий ОСАГО, выплатив 38,4 млн. рублей. За 6 месяцев «Дар», нарастив сборы всего на 3,7 млн. рублей, отдал уже 62,3 млн. рублей. И вновь о региональных особенностях: пока СК в Татарстане компания платила на порядок больше, чем получала, в целом по РФ она в первом полугодии собрала 653 млн. рублей, а возместила попавшим в ДТП водителям только 306 млн. рублей. Однако в итоге «Дару» это не помогло: 2 октября Центробанк временно ограничил действие его лицензий, а 16 ноября отозвал их из-за неустраненных в срок нарушений платежеспособности.
На фоне предстоящего ухудшения балансов сборов ОСАГО — рубль подешевел, запчасти подорожали, а тарифы пока не меняются — и резко обострившейся проблемы поддельных полисов, остается лишь порекомендовать страхователям не гоняться за дешевизной. А при слишком уж заманчивых предложениях заблаговременно интересоваться финансовым состоянием компании.
ГИБДД ПОСТАВИЛА КРЕСТ НА КАМЕРАХ-«ОХОТНИЦАХ»
И еще немного о других итогах, так сказать, общего характера, а также о перспективах ближайших месяцев. Навязывание страховщиками дополнительных услуг клиентам стало главным бедствием первой половины 2015 года. Центробанк вынужден был начать показательные репрессии, по ходу которых была даже временно приостановлена лицензия «Росгосстраха» — абсолютного лидера рынка. Публичная порка пошла на пользу: по итогам второго квартала 2015 года на навязывание дополнительных страховок жаловались в 38% случаев (в первом квартале — в 48%), а к концу 2015 года ситуация поменялась кардинально — лишь в 9% случаев автовладелец сталкивался с необходимостью докупить к обязательному полису еще одни продукт или услугу, отмечает «Коммерсант».
Сегодня «хит-парад» нарушений возглавляет некорректный расчет скидок и надбавок — так называемый коэффициент бонус-малус (КБМ). Если до прошлогоднего повышения тарифов на расчет КБМ жаловались лишь в 12% случаев, то по итогам четвертого такие жалобы составили 80%.
Напомним, КБМ варьируется в диапазоне 0,5 - 2,45 в зависимости от того, к какому из 14 классов аварийности отнесен автовладелец. В 2003 году, в первый год работы закона ОСАГО, всем автовладельцам был присвоен третий класс аварийности с коэффициентом 1. Если в течение первого года действия договора страховых случаев зафиксировано не было, автовладельцу присваивали четвертый класс с коэффициентом 0,95. За 10 лет безаварийной езды можно получить 13-й класс с коэффициентом 0,5, то есть снизить стоимость страховки на 50%. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас большинство водителей ездят со скидками: средний КБМ в стране — 0,85. РСА предлагает изменить расчет КБМ, усложнив возвращение из аварийной категории к возможности получения скидки.
Между тем с начала 2016 года в АИС РСА произошло уже два сбоя, что вызывало у страховых компаний определенные сложности при оформлении полисов ОСАГО. В частности, приостанавливались продажи электронных полисов: страховщики не могли запросить данные клиентов по КБМ, получить сведения о техосмотре автомобиля и др. Тогда пресс-служба автостраховщиков объяснила сбои в системе наведением порядка в данных, содержащихся в АИС РСА, требуемых для корректного расчета проверки КБМ.
О том, что изменится в системе автострахования, мы подробно писали в декабре. Одно новшество уже получило путевку в жизнь: страховщики должны предусмотреть в договорах о добровольном страховании условие о возврате уплаченной страховой премии в случае расторжения договора в течение пяти рабочих дней. Об этом говорится в указании Центробанка «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», которое 12 февраля было зарегистрировано (со второй попытки) в минюсте. Правила будут распространяться на страхование жизни, страхование от несчастного случая, медицинское страхование, страхование транспортных средств, имущества граждан, ответственности автовладельцев и владельцев водного транспорта, гражданской ответственности перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.
На 2016 год у автомобилистов был намечен и запуск беспрецедентного «навязчивовго сервиса»: за езду без полиса ОСАГО предполагалось штрафовать с помощью дорожных камер. Как было объявлено 4 декабря, пилотный проект запустят в Москве, Казани и ряде других городов, после чего практику хотели распространить на всю страну. «Если в базе АИС РСА, к которой имеет доступ ГИБДД, не будет обнаружена информация о наличии полиса, то автоматически будет сформирован штраф и направлен автовладельцу, причем ровно столько раз, сколько он будет проезжать мимо камер», — пояснял РСА. Однако в феврале стало ясно, что затея накрывается медным тазом: реализация проекта откладывается на «очень отдаленную перспективу», сообщил заместитель начальника ГУ ОБДД МВД РФ Владимир Кузин на круглом столе по проблеме поддельных полисов ОСАГО.
Эта новость должна была разочаровать три четверти россиян. Ведь большинство автомобилистов высказались в поддержку инициативы по проверке подлинности полисов ОСАГО при помощи камер фотовидеофиксации, свидетельствует опрос холдинга «Ромир». Так, 74% автовладельцев надеются, что эта мера позволит снизить шансы попасть в ДТП с обладателем поддельного полиса. При этом 68% уверены: такие проверки заставят тех, кто сознательно приобрел фальшивые документы, перейти на настоящие.
«ВВЕДЕНИЕ ПОЛИСОВ НОВОГО ОБРАЗЦА ПОЗВОЛИТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ НА БЛИЖАЙШИЕ ПОЛГОДА-ГОД»
Наконец, о тех самым поддельных полисах. В своей нашумевшей статье (где говорилось об одномоментной замене 1 июля всех действующих полисов ОСАГО бланками нового образца) президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс постарался максимально обосновать эту идею.
«Сейчас мы находимся на переломном моменте. Средняя цена на ОСАГО увеличилась на 2 тысячи рублей и составила 5530 рублей, для некоторых категорий автовладельцев это существенный рост. При таком подорожании мошенникам стало интересно заниматься продажей поддельных полисов... Отличить поддельный полис от настоящего без проверки по базе данных очень сложно. Подделки очень хорошо изготовлены, со всеми водяными знаками и степенями защиты. Производятся они на высококлассном оборудовании, на таком же мы изготавливаем и настоящие полисы. После распада СССР в Украине и в Молдове остались фабрики Гознака, а в Китае и в Польше качественные подделки изготавливаются на новом сложном оборудовании. В результате по России сейчас ходит порядка 1 миллиона поддельных полисов ОСАГО», — написал Юргенс.
Также он напомнил, что штраф за отсутствие ОСАГО сейчас составляет 800 рублей, Госдума предлагает повысить его до 2500 рублей, и, «в принципе, мы это поддерживаем». В целом же выход из ситуации с мошенничеством Юргенс видит в максимальной электронизации и информатизации ОСАГО. По его словам, с переходом на электронные формы работы стоимость полисов может быть сокращена почти на 20% — это и будет ключевым направлением по развитию рынка.
Но программным моментом этого послания стал все же пункт об июльской замене полисов. Вот только регулятор однозначно отреагировал на эту идею. «Никакой одномоментной замены полисов ОСАГО не будет», — заявил заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин.
Между тем новый бланк будет иметь существенные отличия от действующего и усиленную степень защиты (какую именно — пока идет выбор из двух вариантов, с повышением себестоимости бланка на 6 % или на 15 %). Замена будет осуществляться в соответствии с данными о полисах в АИС РСА. У автовладельца есть более 4 месяцев на то, чтобы воспользоваться сервисом на сайте РСА и проверить по базе, является ли его полис подлинным.
«Введение полисов нового образца позволит решить проблему на ближайшие полгода-год. В дальнейшем необходимо будет принимать иные меры для того, чтобы избежать подделок, — полагает руководитель направления андеррайтинга моторных видов компании «БИН Страхование» Олег Шебанов. — Риск того, что водитель без полиса будет оштрафован, достаточно высок: 50 процентов, оштрафуют или нет. Хуже, если водитель без полиса попадет в ДТП, в котором будет виновником. Здесь риск составляет около 10 - 12 процентов (зависит от региона). В этом случае виновник будет вынужден выплачивать пострадавшему компенсацию за причиненный ущерб из собственных средств».
==table956====table957==
==table958==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.