«Раньше мы могли масштабно продавать цветы по акции за 1999 рублей, а теперь мы довольствуемся тысячерублевым чеком», — говорят воротилы цветочного бизнеса Татарстана. Из-за нового раунда девальвации цветы по сравнению с прошлым годом подорожали в среднем на 20%, а тратить на букеты для своих дам больше мужчины не готовы. Однако, как выяснил «БИЗНЕС Online», есть и первые ростки импортозамещения, хотя первый подобный проект от дочери Рафката Кантюкова закончился ничем.
Рост цен на цветы по сравнению с прошлым годом составил около 20%. При этом цены оптовых поставщиков выросли сильнее — на 30 - 40% |
СТЕБЛИ КОРОЧЕ, БУКЕТЫ ПРОЩЕ
На границе Беларуси с Литвой на днях застряли десятки фур с цветами, предназначенными для российского рынка. Причина — проблемы с транзитом между Россией и Польшей, а также введенные российской стороной новые фитосанитарные нормы при импорте цветочной продукции из Голландии. Впрочем, участники рынка в преддверии 8 Марта не ожидают цветочного дефицита. Зато во всем остальном подвижки на рынке произошли серьезные.
В том числе и во внешнем виде самого товара — цветов. Самыми популярными в праздники остаются розы. Но роза розе рознь. Еще пару лет назад был спрос на розы, длина стебля которых составляла метр, но затем длина самых востребованных цветов начала снижаться — до 90 сантиметров, затем до 80, 70... Сейчас актуальными считаются розы из крупнейшего поставщика цветов в Россию — Эквадора — с длиной стебля всего лишь в 50 сантиметров. Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор казанского цветочного ретейлера «Букет столицы» Евгений Сеньковский, выращивать розы с меньшим стеблем в этой стране просто нерентабельно. Но оптовики нашли выход на плантациях Кении, которая начала теснить на рынке Эквадор. В африканской стране выращивается роза, длина стебля которой варьируется от 30 до 50 сантиметров. Самая ходовая позиция — это 35 - 40 сантиметров. Где уж тут до некогда популярной метровой розы из Эквадора?!
Спрос на укороченную кенийскую розу начал фиксироваться еще в преддверии 8 Марта в прошлом году, и с тех пор эта тенденция только усиливалась. Все дело в цене: чем короче стебель и мельче бутон, тем стоимость ниже. Например, суперкороткие кенийские розы стоят чуть дороже 50 рублей за штуку, что вдвое дешевле полноразмерных экземпляров.
Что касается букетов, то они стали проще. До кризиса Сеньковский отмечал увеличение спроса на экзотику, у которой появился свой покупатель. Но эти ростки беспардонно затоптал кризис и падение среднего чека. Потребитель посчитал экзотические букеты слишком дорогими в нынешних условиях.
Почем нынче подарить радость? В магазине «Цветы» на улице Татарстан флорист Рада Ибрагимова рассказала газете «БИЗНЕС Online», что рост цен на цветы по сравнению с прошлым годом составил около 20%. При этом цены оптовых поставщиков выросли сильнее — на 30 - 40%. «Розничные цены нет смысла еще повышать — покупатели не способны платить больше», — объясняет Рада. Таким образом, продавцам цветов приходится жертвовать маржинальностью своего бизнеса ради того, чтобы удержаться на рынке.
Сейчас актуальными считаются розы из крупнейшего поставщика цветов в Россию — Эквадора — с длиной стебля всего лишь в 50 сантиметров |
ОТ ГЕОПОЛИТИКИ ЦВЕТЫ ВЯНУТ
Несмотря на кризис в отношениях России и Запада и обмен санкциями, основными поставщиками цветов на наш рынок по-прежнему остаются зарубежные страны. Прежде всего речь идет о Голландии — мировом центре цветочной торговли. Например, по итогам 2014 года стоимость импорта срезанных цветов из Нидерландов в Россию превысила $225 миллионов. Однако нужно учитывать, что значительная часть товара из тех же Кении и Эквадора идет не напрямую в Россию, а сначала поступает на цветочную биржу Flora Holland в Нидерландах.
Тем не менее растут и прямые поставки. По данным портала «Флорист.ру», на Голландию сейчас приходится 45% поставок цветов в России, на втором месте — Эквадор и Кения, откуда привозят около 30% цветов. Еще 10% — из других стран Южной Америки. Продукция российских поставщиков занимает, по разным оценкам, от 8% до 15%. Оставшаяся пара процентов — это Италия, Таиланд и другие страны.
При этом в абсолютных объемах поставки рухнули. «Что касается России, то совокупный объем падения у аукционного дома Flora Holland составил порядка 40 процентов», — рассказал Сеньковский. Как результат, по его словам, в одной из крупнейших цветочных компаний Голландии, история которой насчитывает более ста лет, штат человек, курировавших Восточную Европу, недавно сократили с четверых до одного сотрудника.
Практически стопроцентная зависимость российского цветочного рынка от импортных поставок привела к тому, что наши антисанкции почти не затронули поставки цветов. Однако в августе 2015 года были введены дополнительные фитосанитарные нормы при ввозе флористической продукции из Голландии. Это существенно повлияло на себестоимость товара — издержки из-за долгого прохождения пограничного контроля влияют и на конечную стоимость быстро вянущего товара.
«Дефицита цветов на рынке нет. Везем оттуда, откуда можно везти. Например, и раньше были поставки из Израиля, но сейчас оттуда стали возить больше, так как на поставки из этой страны никаких запретов нет», — говорит администратор оптовой компании «Крокус» Аскар Турсунбаев.
Вообще, геополитика сильно отразилась на букетном бизнесе. Например, ранее литовские компании охотно предоставляли транспортные услуги по перевозке цветов для российских продавцов, но в силу политической напряженности у бизнесменов из Литвы из-за сотрудничества с российскими компаниями начались проблемы.
Пыталась зайти на российский рынок и турецкая гвоздика, рассказывает Сеньковский. Но «пустить корни» в нашей стране так и не смогла: отношения между Россией и Турцией — это «не цветочки», и поставки сегодня полностью прекратились. Турецкие гвоздики попали в утвержденный правительством РФ черный список товаров, запрещенных к ввозу в Россию. Впрочем, отмечают эксперты, качественные характеристики у турецкого цветка были не на высоте.
Зато популярность набирает индийская роза, работать с которой у нас начали недавно, но она уже зарекомендовала себя достойным конкурентом розы эквадорской и кенийской, рассказывает менеджер по закупкам «Крокуса» в Казани Алена Сагирова. Ну что ж, Индия вполне вписывается в российский внешнеполитический тренд.
Продавцам цветов приходится жертвовать маржинальностью своего бизнеса ради того, чтобы удержаться на рынке |
«ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ? В ПРИНЦИПЕ, ИЗ-ЗА ЭТОГО Я И ЗАГОРЕЛСЯ»
Как Россия отвечает зарубежному цветочному доминированию? По данным «Флорист.ру», перед 8 Марта только в Москву завезли 50 млн. цветов. Из этого количества на российских поставщиков приходится не более 10%. Крупные поставки приходят из Краснодарского края, Белгорода, Подмосковья, Екатеринбурга, Калуги и Санкт-Петербурга, большие плантации находятся в Удмуртии и Мордовии. В последнем регионе компания «Мир цветов» заключила несколько контрактов с голландской Dalsem Horticultural Projects на строительство теплиц. По заверению руководства компании «Мир цветов», после введения в строй всех запланированных мощностей компания будет ежегодно выращивать 150 млн. роз.
Татарстан в плане цветочного импортозамещения пока серьезно отстает. О том, как чувствуют себя татарстанские производители роз, тюльпанов и прочего, «БИЗНЕС Online» рассказал предприниматель Азат Муртазин. Несколько лет назад он возглавлял известный в Татарстане проект по выращиванию в селе Богородское Пестречинского района цветов под брендом «Богородские розы». Однако пару лет назад учредители приняли решение проект закрыть. «Проект не был убыточным, но рентабельность была как в любом сельском хозяйстве», — объяснил сам Муртазин. Добавим, что, согласно базе данных «Контур-Фокус», владельцем зарегистрированного в селе Богородское ООО «Торговый дом «Богородские Розы», являлась Светлана Кантюкова, очевидно, дочь депутата Госсовета РТ и гендиректора компании «Газпром трансгаз Казань» Рафката Кантюкова. В настоящее время теплицы в селе пустуют.
Между тем Муртазин начал свой собственный цветочный проект, но уже в Сабинском районе. Сейчас у него теплицы на 2 гектарах. «Растут тюльпаны и горшечные растения — цинерария джестер. Основные покупатели — торговые сети Татарстана, в основном покупает «Эссен», работаем с крупными оптовыми компаниями», — рассказал предприниматель. В его планах расширение бизнеса. В технопарке Сабинского района он взял в аренду землю. Наступившей весной начнет строить теплицы, первый этап — на 5 га, которые года через три года расширятся до 15. Тогда в компании, по плану, будут работать 300 - 350 человек.
«Будут только срезочные культуры, то есть то, что уходит в букеты, и то, что в России еще пока никто не выращивал. Я в этом году провел эксперимент, вырастил несколько культур, которые сейчас к нам только из-за границы заходят. Опыт показал, что качество хорошее, себестоимость приемлемая, поэтому и решил развивать. Сейчас продукцию ждет одна крупная московская компания, они готовы заключить контракт практически на весь объем. Ждут и две казанские крупные оптовые компании. Я решил только с оптовиками работать, свой отдел продаж не создавать, так пока выгоднее», — рассказал Муртазин.
Мужчины разочаровали цветочников еще в начале года — они стали реже дарить своим дамам цветы |
На вопрос, почему у российских производителей цветы не дешевле привезенных из-за тридевяти морей и не получается увеличивать объемы к праздникам, он отвечает просто — климат. «В Эквадоре объемы производства розы просто сумасшедшие. И там нарастить объемы еще больше не составляет труда, потому что в Кении или Эквадоре себестоимость выращивания розы — копейки. У них нет ни досветки, ни газа. У них простые теплицы, без обогрева, цветы чуть ли не под пленкой растут. Соответственно, капзатраты минимальные, производственных расходов практически нет, только зарплату плати рабочим, вот и выходит низкая себестоимость. Они могут себе позволить выращивать много цветов, и даже если часть выбросят, для них это не проблема», — поясняет он.
Тем не менее Муртазин решил рискнуть. «Импортозамещение? В принципе, я из-за этого и загорелся. Ключевой момент не санкции, а рост курса валют. Это сыграло свою положительную роль для местных производителей. Импорт из-за курса валют стал дороже. Если рубль будет укрепляться, наша рентабельность начнет падать», — говорит он.
Впрочем, совсем без валюты и ему сложно обойтись. Например, саженцы роз закупаются в Германии. Впоследствии можно и самим посадочный материал делать, но с использованием импортного конечный продукт получается более качественным. Впрочем, достигнуть высокого уровня для наших производителей — тоже вопрос времени, вложенных денег и усилий.
«Модное слово «импортозамещение» постепенно входит в нашу речь, — рассказывает, в свою очередь, Сеньковский. — Дело в том, что российские тепличные комбинаты, которые выращивают розы, герберы, тюльпаны, ирисы и даже хризантемы с лилиями, только набирают обороты, и качество нашего цветка оставляет желать лучшего. Маркетинг, логистика, объемы, регулярность поставок пока хромают. Конкурентное преимущество нашего цветка, безусловно, есть. Но то, что выстраивалось Голландией сотнями лет, только приходит в нашу экономику, в нашу жизнь, и, безусловно, требуется время, для того чтобы рынок адаптировался».
По словам Сеньковского, преимущество местной розы в стойкости и аромате. Но она мелкая и «вызревает не по графику, а так, как хочет, ее не заставить». А значит, о гарантированных объемах говорить сложно. Из-за этого на праздники российских роз всем желающим не хватает, говорит Алена Сагирова, хотя разбирают ее на ура. Так что, по мнению специалистов, со временем российским поставщикам вполне по силам нарастить долю и до 30 - 50%. Если, конечно, нынешнее соотношение валют сохранится.
Несмотря на кризис в отношениях России и Запада и обмен санкциями,
основными поставщиками цветов на наш рынок по-прежнему остаются
зарубежные страны (©Игорь Зарембо, РИА «Новости»)
«В 2016 ГОДУ ЦВЕТОЧНЫЙ РЫНОК СОКРАТИТСЯ ЕЩЕ ПРИМЕРНО НА 5 - 10 ПРОЦЕНТОВ»
На оптовых цветочных базах в Казани в предпраздничные дни особого ажиотажа не ощущалось. Сотрудники ловко упаковывали тюльпаны в целлофан и плотными рядами складывали в коробки, которые затем отправятся в магазины.
«Раньше в праздники у нас была большая суета, а сейчас это не чувствуется, как будто идут повседневные поставки, — с сожалением констатирует в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Турсунбаев. — В связи с кризисом продажи очень упали что у нас, что у розничных точек, и сегодня предприниматели боятся заказывать много цветов, потому что цены очень высокие».
«На 8 Марта популярны, конечно же, тюльпаны, нарциссы, ромашки, в общем, весенние цветы, — рассказывает Сагирова. — Хризантемы тоже популярны, очень красивый и стойкий получается букет, люди больше к ним привыкли». Из трендов продавцы цветов отмечают возрастающую популярность коробочек с цветами. Вариации с коробочками из картона и дерева самых разных форм стали довольно популярны, как в свое время шляпные коробки для цветов и корзинки.
Другие представители отрасли рассказали, что российские мужчины «переваривают» цветочную инфляцию с большим трудом, поэтому обороты рынка, как и доходность бизнеса, падают. Цены к 8 Марта зависят от того, по какой цене придет последняя перед праздником оптовая поставка, а также из-за того, какой будет спрос, но признались, что вряд ли уровень цен позволит увеличить продажи.
Прогнозы аналитиков солидарны с настроением продавцов. «Судя по всему, в 2016 году цветочный рынок сократится и в натуральном, и в денежном выражении еще примерно на 5 - 10 процентов», — считает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний «Финам».
Продукция российских поставщиков цветов на рынке занимает, по разным оценкам, от 8% до 15% |
КАК СУРОВЫЕ ЧЕЛЯБИНСКИЕ МУЖИКИ НЕ ПОСРАМИЛИ ЧЕСТЬ
Мужчины разочаровали цветочников еще в начале года — они стали реже дарить своим дамам цветы. Помимо того, что спрос упал в непраздничные дни, так еще и на Новом годе сэкономили. Падение спроса на цветы в новогодние праздники составило около 30%, вспоминает Сеньковский.
Затем были надежды на День святого Валентина, но и праздник 14 февраля не оправдал ожиданий. «Если обычно в День влюбленных спрос вырастал в 5 - 6 раз, то в этом году надежды не оправдались», — рассказала «БИЗНЕС Online» Талия Ахметова, руководитель пресс-центра службы доставки цветов «Флорист.ру».
14 февраля показало, что падение праздничных продаж цветов в Казани составило около 30% по сравнению с прошлым годом, столько же в Марии Эл, Чувашии, Ульяновске. Москва просела на 10%, привел данные Сеньковский. Единственный регион, где сохранились показатели прошлого года и даже показали небольшой плюс, — это Челябинск. В данном регионе представлена тяжелая промышленность, много оборонных заказов, в связи с чем ситуация с безработицей и простоями там не такая острая, как в других регионах, работникам предприятий провели хорошую индексацию зарплат, да и выплачивается она своевременно. Вот и не экономят суровые челябинские мужики на своих прекрасных половинах.
Как отмечают продавцы цветов, сказалась и антипропаганда 14 февраля, когда в России начали говорить о том, что День всех влюбленных — это не наш, а западный праздник. Теперь предприниматели гадают — будет ли повышенный спрос на цветы 8 июля, когда будут отмечать исконно российский День семьи, любви и верности.
Средний чек сократился, в один голос утверждают продавцы цветов, но у всех по-разному. Ахметова из «Флорист.ру» говорит о сокращении почти на треть. Сеньковский — о двукратном падении: «Если в 2013 году мы могли себе позволить масштабно продавать цветы по акции, стоимость которых составляла 1999 рублей, то в данный момент мы довольствуемся лишь тысячерублевым чеком, не более того», — говорит он. Впрочем, находятся и те, кто и сейчас, по свидетельству продавцов, покупает эксклюзивный букет за 20 тыс. рублей, но таковых немного, и на общий объем продаж это сильно не влияет.
==table950==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.