.
В ходе разговора с перевозчиками власти Казани согласились с необходимостью повышения тарифов за проезд в общественном транспорте, однако вопрос о сумме пока остается открытым

«МЫ СТУЧАЛИ В РАЗНЫЕ ДВЕРИ, НАС НЕ СЛЫШАТ»

13 руководителей автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки в Казани, все как один присутствовали на встрече с мэром. И директора крупных муниципальных предприятий, и частники возлагали на нее большие надежды, ведь обивание порога комитета по тарифам с сентября прошлого года так ни к чему и не привело. В результате, напомним, вчера появилось открытое письмо перевозчиков, в котором они предупредили: или повышение тарифа, или дрейф отрасли в сторону транспортного коллапса. При этом повышение, по их мнению, необходимо до уровня 28 рублей при оплате наличными деньгами, сейчас тариф — 20 рублей.

«Мы стучали в разные двери, нас не слышат. Последнее обращение было в комитет по тарифам в сентябре. От нас потребовали финансовых расчетов, мы все дали, но в итоге тишина. Все мы, независимо от того, обслуживает он два маршрута или двадцать два, сегодня у критической черты», — от лица коллег обратился к мэру один из аксакалов транспортной отрасли — директор ПАТП №4 Наиль Садриев. К слову, на прошлой неделе «БИЗНЕС Online» публиковал интервью Садриева, в котором он подробно рассказал, какие трудности испытывает его предприятие, у которого на конец прошлого года дебиторские долги составили более 25 млн. рублей.

О несоответствии существующих тарифов и себестоимости перевозок говорил на встрече и директор МУП «ПАТП-2» Альберт Мухаметшин. Он ежедневно выпускает на линию до 300 машин, выполняя 30% всех перевозок города. «Мы обслуживаем 23 маршрута, из которых 14 нерентабельны. Себестоимость на них составляет от 22 до 34 рублей. К этому добавляется увеличение расходов на страхование пассажиров, удорожание горюче-смазочных материалов и запчастей. На нашем предприятии наблюдается износ 45 процентов подвижного состава, то есть автобусов, купленных в 2006 - 2007 годах», — рассказал он мэру.

Председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков подтвердил, что физический износ автобусного парка составляет 45%. «Мы достаточно серьезно обновились к Универсиаде, чемпионату ФИНА. Всего закупили более 560 новых автобусов. Однако еще 350 автобусов, купленных в 2006 - 2008 годах, нуждаются в замене, внешне они выглядят неплохо, но внутренние узлы и агрегаты изношены. В троллейбусном парке износ составляет 70 процентов, в ближайшее время замене подлежит 115 единиц. Среди трамваев износ составляет 60 процентов, 45 единиц нам необходимо закупить», — сказал он.

Последней каплей для транспортников, похоже, стала новость о повышении акцизов на топливо с 1 апреля. Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Инженерно-технический центр» Роберт Гилязов, по его подсчетам, повышение цены на дизельное топливо на 2 рубля в результате роста акцизов выльется для него за год в стоимость одного автобуса «МАЗ».

.
Наиль Садриев (в центре): «Все мы, независимо от того, обслуживает он два маршрута или двадцать два, сегодня у критической черты»

«ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ЗАПЧАСТЕЙ РОСТ ЦЕНЫ — 100 ПРОЦЕНТОВ»

Бичом перевозчиков является рост цен на запчасти, поскольку у многих автобусов начинка импортная. По словам Мухаметшина, рост стоимости запчастей составляет от 45% до 60%. Первый замдиректора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов пояснил, что эти цифры обозначают лишь нижний уровень повышения. «По большей части запчастей рост цены — 100 процентов, а по отдельным позициям доходит до 300 процентов. Элементарный пример — выхлопная труба. Делается в России. Раньше стоила 7,5 тысячи рублей, сегодня — около 13 тысяч рублей» — рассказывает он.

Дорогие запчасти, топливо и изношенная начинка автобусов — вот камень преткновения, который может стать существенным препятствием для налаженной сегодня регулярности рейсов. По словам Садриева, во время февральской оттепели, когда на дорогах стояли большие лужи, в день до десятка автобусов сходило с маршрута в результате поломок.

При этом, как не без гордости отметили сами перевозчики, пока что регулярность выполнения рейсов в Казани является самой большой в России и составляет 92%. Это близко к европейскому показателю, составляющему 96%.

«Поймите, мы не говорим, что мы не будем выходить на маршруты. Просто мы не можем гарантировать регулярности рейсов. Мы сами к этому стремились, старались, но сегодня на это у нас нет денег», — пояснил, что стоит за словами открытого письма о снижении числа автобусов на четверть при существующем тарифе, Мухаметшин.

Регулярность выполнения рейсов требует больших затрат и оказывает большую нагрузку на водителей, а с кадрами у транспортников проблема. В том же ПАТП №2 текучка составляет 44%. Даже зарплата 40 тыс. не держит сегодня там водителей. Из 100 прошедших обучение работать остались только 10 человек.

Впрочем, такой уровень зарплат предоставляет не каждое предприятие. Например, ООО «Байлык №3» платит своим водителям в среднем 28,5 тыс. рублей. Основная масса водителей в этом предприятии предпенсионного возраста, а молодежь работать не рвется.

ГОСКОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ: ДЕЙСТВУЮЩИЕ ТАРИФЫ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ БЕЗУБЫТОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выслушав перевозчиков, мэр Казани Ильсур Метшин акцентировал, что обоснование расчета тарифа входит в полномочия госкомитета РТ по тарифам. «Но мое твердое убеждение, что рост тарифов не должен превышать уровень инфляции», — недвусмысленно дал понять свою позицию мэр. Он подчеркнул, что, пройдя большую дорогу и оставив за плечами историю с пазиками и «газелями», возвращаться к хаосу не намерен.

По словам Абдулхакова, волна повышения тарифов в сфере пассажирских перевозок прокатилась по всем городам страны. Действующие в Казани тарифы на перевозку в общественном транспорте одни из самых низких среди крупных городов России. Так, в Москве разовая поездка стоит 50 рублей, в Санкт-Петербурге — 30 рублей на наземном транспорте, 35 рублей — в метро, в Екатеринбурге — 26 рублей, в Самаре — 23 рубля, в Красноярске — 22 рубля, в Вологде — 25 рублей, сообщил он, комментируя открытое письмо перевозчиков. В Нижнем Новгороде, Перми, Ижевске и Челябинске тариф аналогичен казанскому. В Саратове проезд стоит 17 рублей, однако пассажиров возят автобусы малой вместимости и действует система компенсации выпадающих доходов, как и во многих других городах.

«Мы не можем допустить ухудшения работы. Вынужденно повышая тариф, необходимо повышать и культуру обслуживания, продолжать обновление парка. Планку нужно держать и повышать тариф разумно, понимая, что всем трудно в это непростое время», — подытожил мэр.

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», после встречи с Метшиным перевозчики отправились готовить новую консолидированную заявку в госкомитет по тарифам, в которой запрашивают повысить тариф до 25 рублей.

Сложившуюся ситуацию нашему изданию прокомментировали и в госкомитете по тарифам: «Текущие показатели инфляции, в том числе увеличение цен на ГСМ, шины и запасные части, а также предоставленные перевозчиками отчетные и бухгалтерские документы позволяют делать выводы о том, что действующие тарифы не обеспечивают безубыточной деятельности, — признают в комитете, но далее уточняют. — В связи с тем, что заказчиком перевозок является исполнительный комитет Казани, госкомитет ожидает обращения заказчика перевозок с новым консолидированным заявлением и обоснованием своей позиции по вопросу установления тарифов. Указанное консолидированное заявление будет рассмотрено госкомитетом в соответствии с утвержденным порядком».