Широкомасштабную кампанию по сносу самовольных ларьков начал сегодня исполком Набережных Челнов — первыми на очереди станут 33 киоска, уличенных в торговле «фанфуриками». Как выяснил «БИЗНЕС Online», раньше для этого было необходимо решение суда, однако летом были внесены поправки в федеральный закон, развязавшие руки местным властям в вопросе сноса самостроев. В Казани тем временем снос «самоволки» вошел в рутину, а вчера за 37,44 млн. впервые с аукциона было продано место в подземном переходе.
«ИЗ 88 НЕЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫХ ЛАРЬКОВ В 33 ТОРГУЮТ «ФАНФУРИКАМИ»
Подготовку к празднику 23 февраля исполком Набережных Челнов ознаменовал демонстративным сносом пяти ларьков, в которых была выявлена торговля так называемыми «фанфуриками». С этого началась широкомасштабная кампания по искоренению псевдоалкогольной продукции. Общеизвестно, что «фанфуриками» торгуют открыто и из-под полы, причем не только в многочисленных ларьках, подземных переходах, но даже в аптечных киосках. Сегодня городская власть от малоэффективных призывов к розничным торговцам не спаивать людей отравой перешла к решительным действиям. На глазах приглашенных журналистов (видимо, в назидание другим предпринимателям) был демонтирован ларек, торговавший «фанфуриками» в центре города на улице Рубаненко.
Еще за полчаса до начала демонтажа журналисты методом исключения определяли, какой из четырех стоявших бок о бок ларьков будут сносить. В первом торговали шаурмой, хот-догами, люля-кебабами и блинчиками, во втором — кондитерскими изделиями, причем их продавцы были не в курсе того, что кто-то из них или соседей пойдет под ковш. В третьем, на тот момент закрытом ларьке занимались ремонтом обуви и сумок, поэтому общий выбор пал на четвертую торговую точку без вывески, которая, судя по выставленным в витрине шампуням и моющим средствам, торговала бытовой химией.
Начальник отдела потребительского рынка Раиса Султанова, приехавшая на снос ларька лично, рассказала журналистам о регламентирующем документе. Постановление, подписанное руководителем исполкома Ринатом Абдуллиным, отправило чиновников городской и районной администраций в рейды. Они обнаружили 88 торговых точек, установленных предпринимателями самовольно без разрешительной документации. Причем в 33 реализовалась «продукция двойного назначения» — спиртосодержащие жидкости (эти вот 33 ларька и подлежат сносу в первую очередь). Столь радикальные меры Султанова объяснила необходимостью покончить с зарвавшимися бутлегерами: в момент проверки в 12 киосках «фанфуриками» торговали вообще без какой-либо конспирации.
«Сегодня с утра мы уже демонтировали два объекта. Первый находился в районе жилого дома 30/13, а второй — в районе дома 29/17, — рассказала Султанова. — Там остался еще один киоск, который тоже был уличен в продаже продукции двойного назначения. Он тоже будет демонтирован. Его демонтаж намечен на 25 февраля». Она добавила, что в день будут сносить примерно по 5 - 6 ларьков.
Когда к месту действия подъехал «КАМАЗ» с краном-манипулятором и подошли сотрудники исполкома, представители управляющей компании, полицейские, а также рабочие подрядчика, Султанова дала команду спилить дверные петли ларька для описи имущества. Как только рабочий с болгаркой в руках принялся пилить, появилась женщина с ключами. Прикрывая лицо, она открыла ларек, быстро схватила находившийся внутри бытовой газовый баллон, который, видимо, грел ее в зимние вечера, и со словами «Извините, это мое личное имущество» скрылась с глаз долой.
Заглянув в ларек, журналисты увидели на полу прямо под прилавком ящики с «настойкой на березовых почках». Очевидно, выставленная в витрине продукция не пользовалась таким спросом, как «фанкурики»,т. к. ни коробок с зубной пастой, ни моющих средств внутри не обнаружилось.
Начальник отдела потребительского рынка также рассказала о том, что во время сноса самих хозяев торговых точек застать не получается. Продавцы же, увидев, что ларек собираются демонтировать, быстро собирают манатки, закрывают помещение на замок и отбывают в неизвестном направлении. На вопрос о том, является ли основанием для сноса факт торговли спиртосодержащими жидкостями, она ответила: мол, за торговлю «фанфуриками» сносить нельзя, но поскольку все эти торговые точки установлены самовольно, то можно. Что касается конкретного киоска, то здесь, по словам Султановой, нарушены и правила безопасности. «Внутри киоска имеется спиртосодержащая продукция. Киоск не подключен к энергоснабжению, но отапливается от газового баллона. Вы сами прекрасно понимаете — это грубейшее нарушение», — заявила чиновница.
«ЛАРЕЧНИКИ КАК «ИГРОВИКИ» — ПЕРЕНОСЯТ СВОИ ЛАРЬКИ И ПРИКРЫВАЮТСЯ ДОГОВОРОМ АРЕНДЫ!»
Султанова рассказала, что, хотя кампания по борьбе с торговцами «фанфуриками» только стартовала, уже нашлись те, кто прикрывает нелегальный бизнес. В частности, в пособничестве ларечникам она обвинила предпринимателя Григория Ежкова — хозяина продуктовых бутиков Fresco.
«До позавчерашнего дня рядом с домом 59/06а стоял ларек, в котором торговали «фанфуриками». Вчера ликвидационная комиссия выехала к нему, так как предприниматель в отведенный срок не выполнил предписания исполкома. Мы увидели, что киоск уже перенесен к соседнему торговому объекту. Самое интересное — хозяин нам заявил, что у него есть договор аренды с торговым центром возле дома 59/23, к которому ларек был перенесен буквально вчера. Получается, они, как «игровики», переносят свои ларьки на новые места и прикрываются договором аренды с торговым объектом. Мы зашли в здание торгового центра, хозяином которого оказался Ежков Григорий Геннадьевич. Он нас стал убеждать в том, что в такой тяжелый кризисный период люди находят себе рабочие места, а мы, дескать, лишаем их возможности дохода. Я задала ему один вопрос: «Как вы оцениваете свои действия? Вы же способствуете предпринимателям, которые реализуют спиртосодержащую продукцию!» Когда мы попросили его отключить эту торговую точку от электроэнергии, он отказался», — рассказала Султанова, добавив, что на объектах Ежкова очень много ларьков, где торгуют именно «фанфуриками». Прокомментировать обвинения в свой адрес газете «БИЗНЕС Online» Ежков отказался — он сообщил, что не может ничего сказать, и бросил трубку.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Султановой, удается ли в принципе находить и выявлять собственников незаконных ларьков. Оказалось, что практически никто из хозяев 88 ларьков себя пока никак не проявил и на контакт с исполкомом не вышел. «Они не хотят засвечиваться, но мы их всех знаем. Приблизительно», — не вполне определенно ответила начальник отдела потребительского рынка.
Она также рассказала про алгоритм действий, которые предпринимают власти в ходе демонтажа: «Когда выявляется, что объект установлен самовольно, мы на него наклеиваем предписание о демонтаже самим собственником. После этого предпринимателю дается 14 дней на демонтаж. Если в течение этого времени демонтаж не производится, то у нас есть полное право его демонтировать». Султанова пояснила, что пока оплата за демонтаж объектов осуществляется за счет бюджета города. Подрядная организация, с которой подписаны договор демонтажа и договор ответственного хранения, получает за один ларек 8 650 рублей.
РУКИ РАЗВЯЗАЛА ПОПРАВКА В 222-Ю СТАТЬЮ
Челнинская кампания по сносу ларьков совпала по времени и отчасти по форме с вызвавшей широкий резонанс «ночью длинных ковшей», которая прошла в Москве. Напомним, в ночь на 9 февраля в столице начался масштабный снос торговых павильонов, которые власти города признали опасным самостроем. Как сообщал «КоммерсантЪ», соответствующее решение было принято правительством Москвы в декабре прошлого года. Якобы торговые ряды были незаконно построены в местах прохождения газопроводов и электросетей, поэтому они были признаны опасными для горожан. Всего в списке на снос оказалось 104 объекта. Причем 9 февраля было снесено сразу 97 зданий. Правда, сами предприниматели считают, что павильоны собрались сносить незаконно, поскольку у них были оформленные должным образом документы на объекты.
Примеру российской столицы решили последовать и другие города и области нашей страны. Так, первые самострои начали разрушать в Крыму, Реутове, власти Новосибирска тоже собираются бороться с палатками и павильонами. Уже известно, что небольшие павильоны, построенные без согласования, будут разрушены в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде.
Руки местным властям развязала принятая летом 2015 года поправка в 222-ю статью Гражданского кодекса, узаконившая снос построек без решения суда и по основанию «угрозы безопасности граждан», пишет «Парламентская газета». Однако под такие параметры при желании можно подвести любой объект в любом регионе страны. В итоге, чтобы как-то ограничить охоту местных властей за ларечниками, 18 февраля в Госдуму был даже внесен законопроект, согласно которому снос самовольных построек возможен только по решению суда. Очевидно, исполком Челнов намерен решить вопрос с искоренением «фанфуриков» до того, как этот закон — чем черт не шутит — будет принят.
КАЗАНЬ СНОСИТ ЛАРЬКИ И ПРИРАСТАЕТ «ТОРГОВЫМИ ПОДЗЕМЕЛЬЯМИ»
В Казани схема сноса незаконных киосков давно отработана и, похоже, не вызывает шумных протестов. Хотя еще пять лет назад снос двух ларьков — причем после того, как по ним были приняты решения судов, — вызвал голодовку киоскеров на площади Свободы. В конце прошлого года внезапный визит судебных приставов на рынок на улице Гудованцева вызвал протесты со стороны торговцев. За этим последовала реакция городских властей, рекомендовавших ведомству действовать аккуратнее и все-таки ставить в известность исполком. Что до киосков-нелегалов, то они идут под бульдозер регулярно. Только за последнюю неделю городские власти признали незаконными и подлежащими демонтажу 7 торговых павильонов, а в конце января чиновники пообещали подогнать подъемный кран сразу к 29 ларькам. Действующую схему размещения объектов мелкорозничной торговли руководство города разрабатывало долгое время, и в конце 2014 года после консультаций с бизнес-сообществом ее утвердили. Правда, по сравнению с ранее действовавшей схемой число разрешенных мест мелкой торговли существенно урезали — вместо порядка 1300 мест осталось более 800.
В качестве утешительного приза малому бизнесу схема объектов мелкорозничной сети в Казани будет расширена за счет использования торговых мест в подземных переходах и переходах к станциям метро. На первом этапе планируется задействовать 6 переходов в разных районах города — их подготовка к установке торговых павильонов уже началась. По своему обыкновению, на днях территории, предназначенные под торговые павильоны, градоначальник осмотрел лично. А вчера КЗИО провел торги. Из предлагавшихся 4 «подземелий» 3 было снято с аукциона. Покупателя нашел один объект — самый крупный, площадью 650 кв. м, на пересечении Ямашева и Декабристов. Право аренды на 10 лет купило ООО «Квинтэс-Групп» — при первоначальной цене 37,44 млн. рублей компания должна уплатить примерно на 400 тыс. больше. Ее бенефициаром, согласно данным справочно-информационной системы «Контур-Фокус», является Наиль Юсупов, который, по некоторым данным, связан с известным предпринимателем Михаилом Скоблионком.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.