Допэмиссию на 8 млрд. рублей, как стало известно накануне вечером, затеяли акционеры банка «Зенит». Очередная докапитализация потребовалась несмотря на то, что в прошлом году банк получил от государства 9,9 млрд. рублей ОФЗ, выкачал 1,2 млрд. рублей в виде дивидендов из дочернего «Девона» и переоформил на вечное хранение депозиты «Татнефти» на 5,1 миллиарда. При этом аналитики Fitch предупреждают: полагаться на «нефтяную маму» «при всех обстоятельствах» банку все же не стоит.
Накануне вечером ПАО «Банк Зенит» опубликовало сообщение о дополнительном размещении акций |
ПОПОЛНЕНИЕ НА 8 МЛРД., ПРИНИМАЕТСЯ НЕДВИЖИМОСТЬ
Сообщение о дополнительном размещении акций опубликовало накануне вечером ПАО «Банк Зенит» — соответствующее решение было принято вчера акционерами на внеочередном собрании акционеров. Речь идет о выпуске 8 млрд. обыкновенных акций номиналом рубль каждая.
Свежие бумаги поделят следующим образом. Больше всего — 6,7 млрд. акций — будет размещено по закрытой подписке в пользу «Татнефти» (которой через Tatneft Oil AG принадлежит 24,56% банка). Еще 263 млн. бумаг получит компания Fletcher Group Holdings Limited — ее бенефициаром является российский миллиардер, владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин. В данный момент эта компания контролирует 14,42% доли в «Зените». Наконец, предполагается, что 1,037 млрд. акций выкупит некое ООО «Даником», которое среди действующих акционеров «Зенита» не замечено. Его владельцы спрятаны за «Джолейн Холдинг Лимитед»: кипрская компания с «классическим» уставным капиталом 10 тыс. рублей создана 8 июля 2015 года и вместо директора управляется через другой офшор — «Пенвилль Холдингс Лимитед».
Учитывая, что два других пакета получат крупнейшие акционеры банка, можно предположить, что и в данном случае свою долю в капитал внесет не постороннее лицо, а кто-то из многочисленных миноритариев. Это, например, могут быть родственники безвременно скончавшегося в мае 2015-го основателя «Зенита» Алексея Соколова или бывший первый зампред банка Татьяна Шишкина. Последняя контролирует 9,9% кредитной организации через «Гейтхилл Лимитед» и владеет еще несколькими долями через другие компании. Со структурой акционерного капитала читатели могут ознакомиться здесь. К слову, взнос «Даникома» может быть и не денежным: основным видом деятельности фирмы указана «сдача внаем собственного недвижимого имущества», а в сообщении о докапитализации как раз сказано, что акции могут быть оплачены и нежилым зданием.
Возможно, свою долю в капитал внесет кто-то из многочисленных миноритариев. Например, родственники Алексея Соколова |
НЕСТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНВЕСТИЦИЯ
Официальный пресс-релиз банка пропитан оптимизмом. «На протяжении последних лет «Банк Зенит» при поддержке акционеров проводит планомерную работу по повышению своей капитализации, — отметил предправления банка Кирилл Шпигун. — Увеличение уставного капитала позволит нам реализовывать задачи по дальнейшему развитию бизнеса».
Также в сообщении, в частности, отмечается, что после полного размещения дополнительных акций уставный капитал «Зенита» возрастет до 19,545 млрд. рублей.
Впрочем, судя по всему, получить транш в этом году было не так-то просто.
В октябре 2015 года агентство Fitch, подтверждая «Зениту» рейтинг на уровне BB- с негативным прогнозом, сообщало, что банк «ведет переговоры» с акционерами о возможном взносе капитала в первом полугодии 2016 года. При этом в отчете агентства содержалась многозначительная ремарка: «Fitch не считает, что на поддержку от «Татнефти» можно полагаться при всех обстоятельствах ввиду ее лишь миноритарной доли в «Банке Зенит» и нестратегического характера данной инвестиции».
В декабре «Зенит» выкачал 1,2 млрд. рублей из своего дочернего банка «Девон-Кредит» |
Тем не менее в прошлом году «Зенит» буквально заливали деньгами. В рамках программы докапитализации системно значимых банков он получил от агентства по страхованию вкладов облигации федерального займа (ОФЗ) общей номинальной стоимостью 9,932 млрд. рублей, которые были включены в состав источников дополнительного капитала банка. Также в ноябре 2015 года «Татнефть» произвела конвертацию ранее размещенных в «Зените» двух долгосрочных субординированных депозитов на сумму 5,1 млрд. рублей в бессрочные. Разбирая итоги прошлого года, мы отмечали, что в декабре «Зенит» выкачал 1,2 млрд. рублей из своего дочернего банка «Девон-Кредит». Судя по всему, даже всех этих денег оказалось недостаточно.
6 МЛРД. УБЫТКОВ ЗА ГОД
По итогам 2015 года «Банк Зенит» получил 6,05 млрд. рублей чистого убытка против 1,08 млрд. рублей чистой прибыли годом ранее. Такие результаты отражаются не только на кредитной организации, но и на показателях всей группы «Татнефть». К примеру, по итогам 9 месяцев 2015 года финансистам Наиля Маганова пришлось зафиксировать 1,1 млрд. рублей убытка от банковской деятельности — соразмерно своей доле в капитале «Зенита», а по итогам всего года нефтяникам, видимо, придется списать на убытки уже 1,5 млрд. рублей. Но если в масштабах бизнеса «Татнефти» подобные суммы — неприятность, не более, то для банкиров все серьезно. Заметим, что по итогам первого месяца 2016 года банк «списал» еще 443 млн. рублей.
По итогам 9 месяцев 2015 года финансистам Наиля Маганова пришлось зафиксировать 1,1 млрд. рублей убытка от банковской деятельности |
Тем не менее, надо отдать должное, в прошлом году финансисты «Зенита» хотя бы заметно урезали расходы на содержание руководства. Так, затраты на совет директоров сократились на 106,2 млн. рублей, или в 3,9 раза, до 37,1 млн. рублей, хотя численный состав совета остался неизменным — 12 человек. При этом расходы на правление уменьшились на 125,8 млн. рублей, или в 3,3 раза, до 53,8 млн. рублей (состав правления сократился на 2 человека до 9 человек).
Экономия коснулась и персонала. Среднесписочная численность сотрудников уменьшилась на 217 человек, или 9,3%, до 2 115 человек, а фонд начисленной заработной платы — на 347 млн. рублей, или 15,3%, до 1,914 млрд. рублей.
Также можно вспомнить, что в обзоре Fitch за сентябрь «Зенит» был включен аналитиками в список 12 банков, которые могли абсорбировать менее 1% потенциальных потерь по кредитам (месяцем ранее он попал в аналогичный перечень).
А в вышеупомянутом октябрьском обзоре агентство указало на высокие риски, связанные с кредитованием компаний из сектора недвижимости (19% валовых кредитов на конец первого полугодия 2015 года, 1,6x основного капитала по методологии Fitch). Большинство кредитов представляют собой финансирование долгосрочного строительства преимущественно жилой недвижимости, отмечало агентство, а этот сектор сейчас, как известно, не в лучшей форме. Впрочем, пока в акционерах «Татнефть», которая всегда покроет любые убытки, можно себе позволить и не такие риски.
==table924==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.