Довольно неброско оказались представлены татарстанские компании среди 1424 участников стартовавшей накануне в Москве международной выставки «Продэкспо». Посетив ее, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, какой ценовой политики придерживается «Нэфис-Биопродукт», в какую из африканских стран Казанский хлебозавод №3 поставляет свой чак-чак и почему из российского молока редко получается приличный сыр.
«ПРОЩЕ ЗА РУБЕЖОМ ОТКРЫТЬ, ЧЕМ У НАС»
Накануне в московском «Экспоцентре» распахнула двери традиционная международная выставка продуктов питания и напитков «Продэкспо». Как заверил на церемонии открытия президент российской Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин, выставка является крупнейшей на всей территории СНГ и вообще Восточной Европы. «Таких форумов больше нигде нет», — с удовольствием объявил он. Действительно, «Продэкспо» поражает масштабами: как рассказал гендиректор «Экспоцентра» Сергей Беднов, в этом году экспозиция заняла 100 тыс. кв. м, на которых расположились 1986 участников из 65 стран мира, из которых 1424 — российские.
Справедливости ради заметим, что год назад на выставке той же по площади популяция участников была чуть больше — 1997, зато в этом году свое представительство на «Продэкспо» увеличили отечественные компании (по подсчетам Беднова, на 11%). «По сравнению с прошлым годом в секторе молочного производства представлено российских экспонентов на 20 процентов больше, в секторе бакалеи и переработки зерна — на 44 процента, в секторе мясопродуктов — на 33 процента. Это говорит о том, что импортозамещение в действии», — рассказал гендиректор «Экспоцентра».
Экспозиция иностранных участников пополнилась в том числе экзотическими новичками: среди них, например, Непал и Фиджи. «Это говорит о том, что больше стран проявляют интерес к нашей стране, к тому, чтобы заполнить пустующие ниши, которые освободили те предприятия, которые ушли с рынка России», — сделал вывод Беднов. По мнению Катырина, это может свидетельствовать о том, что геополитические проблемы не оказали сильного влияния, а изоляция России и вовсе не состоялась. «Мы ощущаем, что все больше и больше стран стремятся на российский рынок. Практически никто из тех, кто тут присутствовал, не ушел, может, кто-то чуть сократился в своих площадях, но все наши основные партнеры, я полагаю, были, есть и будут работать с нами», — заявил глава ТПП РФ. Возражать ему было трудно: стремятся на наш рынок действительно многие, правда, не всех в последнее время за прилавок пускают.
Как заметила корреспондент «БИЗНЕС Online», многие европейские участники, явно держа в уме санкции, сделали ставку на алкогольную продукцию. Поэтому посетители выставки могли продегустировать вина Франции, Италии, Испании, Португалии, Македонии, Венгрии и др. Тягаться с ними пытались менее пафосные Южная Африка, Чили, Армения, Грузия, Тунис, а также, естественно, вина Кубани, Крыма и продукция других российских виноделов. Однако внимание нашего журналиста привлек скромный стенд со средневековым названием «Тартария», которое при беглом осмотре ошибочно превращалось в более советских времен Татарию. Начальник научно-производственного отдела компании Евгений Ефименко рассказал, что сырье для их сикеры и сидра — сибирское, а вот производится все в Германии. «Знаете, какие в стране законы по производству алкогольных напитков? С Росалкогольрегулирования встречались? Проще за рубежом открыть, чем у нас», — безапелляционно заявил он. Оказалось, что свои 40-градусные напитки компания пока продает только в Европе и лишь пытается выйти на российский рынок. По словам Ефименко, бутылочка сидра от «Тартарии» в Германии стоит порядка 100 евро. В России, очевидно, напиток будет рассчитан на премиум-сегмент.
«ВЫЖИМАЙТЕ ИЗ ЭТОЙ ПЛОЩАДКИ ВСЕ, А ПОТОМ — К НАМ НА НЕГЛИННУЮ, 12»
«Для нас важно, чтобы российские производители всегда могли сравнить то, что они производят, с чем выходят на рынок, с тем, что производят их коллеги из-за рубежа», — заметил Катырин, пресекая возможные изоляционистские поползновения. Сравнивать было с чем: тут и аргентинская говядина, и сладости из Германии, и молоко из Беларуси, и рыба из Китая, и фрукты из Ирана, и еще много-много всего.
Впрочем, в последнее время у власти в фаворе отечественные аграрии, что чиновники подчеркивают при каждом удобном случае. Не обошлось без этого и вчера. «Сегодня сельскохозяйственная отрасль играет одну из ключевых ролей в российской экономике, решая приоритетные государственные вопросы. Недаром президент РФ Владимир Путин поставил общенациональную задачу не только полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием, но и сделать нашу страну крупнейшим мировым поставщиком качественных и экологически чистых продуктов», — зачитал приветствие министра сельского хозяйства Александра Ткачева его заместитель Евгений Громыко.
В том, что Россия вот-вот станет крупнейшим в мире поставщиком продуктов — по крайней мере, мяса птицы и свинины — был убежден и зампредседателя Банка России Александр Торшин, который с трибуны призывал подтягиваться следом и другие отрасли. «Один сосед перестал нам плодоовощную продукцию давать, другой сосед возбудился, сказал: «Сейчас завезем». Давайте сделаем так, чтобы им было некуда завозить, пускай Кубань даст, Ставрополье даст», — под общие аплодисменты вещал он. Тем более объявленный курс на импортозамещение обязывает сельскохозяйственную отрасль финансировать, а на это, судя по всему, Центробанку денег не жалко. «Кредитование аграрного сектора стоит в приоритете. Это сектор, где многое получается: и субсидирование ставки, и выдача целевых кредитов, — продолжал Торшин. — Планы у нас хорошие, перспективы нормальные, деньги на село есть. Только приходите с хорошими, проработанными проектами. Будут хорошие бизнес-планы — денег у нас много! Контрактов и контактов! Выжимайте из этой площадки все, что можно, а потом —к нам на Неглинную, 12».
Сразу захотелось набросать бизнес-план и рвануть на Неглинную. Остановил лишь всплывший из глубин памяти обрывок информации: мол, ЦБ является «банком банков», а простых фермеров там встретят разве что ледяным недоумением. Хорошо, что вряд ли кто-то из участников воспринял спич Торшина как прямое руководство к действию, а то нескладно бы получилось.
«МЫ 30 ЛЕТ НА РЫНКЕ. НАМ ПИАР НЕ НУЖЕН»
Между тем среди 1424 участников место нашлось и компаниям из Татарстана, которые, надо признать, заняли совсем скромные площади, хотя на той же традиционной «Золотой осени» представительство было гораздо шире. Неброские экспозиции республиканских предприятий были раскиданы по всем павильонам, и порой отыскать их было не так уж просто. Не было на их стендах ни реалити-шоу (как, например, у «Доширака», где повар на глазах у посетителей что-то готовил — правда, в голову не пришло, что можно с таким увлечением готовить из продукции этой достойной фирмы), ни пляшущих ростовых кукол, ни громкой зазывной музыки. Очевидно, татарстанцы ставку делали на то, что привезли: как говорится, чем богаты, тем и рады. В своем анабазисе корреспондент «БИЗНЕС Online» поочередно побывала у стендов Казанских хлебозаводов №2 и №3, «Челны-холод», «Нэфис-Биопродукт» и — неожиданно! — «Вамин-Татарстан». Учитывая такие горячие темы последнего времени, как санкции, импортозамещение и кризис, она попыталась поговорить с представителями компаний о трудностях, которые им принес ушедший год.
Ведущий менеджер по маркетингу «Нэфис-Биопродукт» Эльвира Хамидуллина заверила нашего корреспондента, что кризис они так и не почувствовали: «У нас и линейка расширялась, и новый ассортимент вышел». К тому же, по ее словам, компания, работает в секторах, где не так много конкурентов. «Мы выпускаем свою продукцию для поста, есть майонез постный. Во время поста у нас как раз приход клиентов, конкурентов мы немного отталкиваем этим самым, — отметила Хамидуллина. — Цены у нас с прошлого года не сильно поменялись», — добавила она, затруднившись ответить, как же компании это удается, или просто решив сохранить эту главную военную тайну.
Казанские хлебопеки с завода №3 тоже, как оказалось, смутные экономические времена ощутили на себе, так сказать, лишь поверхностно. «Кризис сильно не отразился на нашем предприятии, — объявила нашему корреспонденту маркетолог Эльмира Таллина. — У нас самый вкусный в городе чак-чак, огромное количество клиентов, они приходят к нам вновь и вновь». Ей вторил и менеджер отдела продаж Илья Николаев: «Из разных городов приезжают к нам на завод, заказывают и чак-чак, и пряники, и печенье. А что касается выставки, то такого чак-чака, как у нас, мы тут ни у кого не увидели. Мы в городе своем на первом месте по продажам и по качеству. Постоянно новинки разрабатываем, на месте не стоим, чтобы несколько лет одно и то же продавать, постоянно добавляем». Из новинок, как рассказали сотрудники предприятия, есть сахарное печенье, с особым трепетом Таллина рассказывала о серии «Дисней»: «Красочная упаковка у детей нарасхват: они едят, оторваться не могут, печенье тает во рту». А менеджер отдела продаж Александра Сладкевич хвасталась тем, что их печенье вот уже вытеснило с рынка турецкое, а чак-чак поставляют не только по всей России, но даже в Алжир.
А вот на Казанском хлебозаводе №2 оказались не столь сговорчивы, отказавшись давать какие-либо комментарии в отсутствие руководства, зато, как и коллеги, подарили нашему корреспонденту экспортный вариант чак-чака ручной работы.
Экспозиция «Челны-Холод» представляла собой холодильники с мороженым. Правда, и сами сотрудники показались «замороженными». «Что мы будем комментировать? Мы вас не знаем. Вы тут пришли, а мы что-то должны рассказывать», — скрытничала женщина, представившаяся Венерой Вазиховной, ссылаясь на то, что все комментарии согласовываются через каких-то секретарей. На закономерный вопрос, неужели не нужен дополнительный пиар, ответила: «Мы 30 лет на рынке. Нам пиар не нужен». К счастью, хотя бы экспозицию сфотографировать разрешили.
«БЫВАЕТ ЖЕ У КИТАЯ ПОД БРЕНД КАКОЙ-ТО ПОДДЕЛКА, ТАК ЖЕ С СЫРОМ»
Но самое интересное было дальше. «Что же скрывается под названием, казалось бы, обанкротившегося «Вамин-Татарстан», который заявлен среди участников?» — гадала наш корреспондент, блуждая среди стендов в павильоне «Форум». Наконец, нашла. Стенд совсем скромный: прежний логотип и скромная дегустационная стойка сыров. Тут же оказался и учредитель — Минтимер Мингазов. — сын хорошо известного экс-сенатора и владельца уже бывшей «молочной империи». Он-то и прояснил картину. Оказывается, банкротом стало ОАО «Вамин-Татарстан», а у них тут представлено ООО «Вамин-Татарстан», которое, по его словам, специализируется на производстве сыров. Этим, судя по всему, Мингазов собирался удивлять посетителей выставки. Все было по правилам: нарезанный щедрыми кусками сыр, грецкие орехи, чашечка меда. «Качественные сыры— самое главное, — заявил нашему корреспонденту Мингазов. — На сегодняшний день мы начали делать такие сыры, как «Маасдам», причем не в маленьких объемах, а в производственном масштабе. Очень тесно сотрудничаем по всей России. Начинаем работать с Казахстаном, то есть уже потихоньку входим в СНГ. Всем нравится, потому что самый главный уклон у нас сейчас идет на качество продукции. И ценовая политика у нас хорошая».
Кстати, о ценах. Глава «Вамин-Татарстан» утверждает, что их повышение — это не прихоть, а сезонный фактор. «Как все прекрасно понимаем, ближе к зиме у нас растет цена на молоко в связи с сокращением объемов надоев, — со знанием дела, но порой, как показалось, слегка неуверенно и сбиваясь говорил он. — Это же физиологически, это же не мы придумали. Из-за того, что сокращаются объемы молока, растут цены. Сырье дорожает, в связи с этим поднимается цена на конечный продукт. У нас сезонное повышение цен. Нет такого, что мы захотели и повысили цены».
Беспокоит Мингазова-младшего и «огромный поток контрафакта». Границы для европейских сыров закрыли, а он все равно попадает на прилавки. «Все, на кого был наложен запрет, все у нас есть», — взволнован он. Да и сам кризис, оказывается, тоже заставляет повышать цены на продукцию, мол, людям надо «индексовать зарплату», а тут еще и себестоимость растет. «Это опять-таки нам приходится повышать цены на конечные продукты, так как растут цены на ГСМ, на электричество, — рассуждал Мингазов. — Но мы же опять же не можем поднять выше нынешних цен».
Впрочем, ставка у компании не только на сыр: еще она производит сырный продукт, масло по ГОСТу и спред. Видимо, «Вамин» настолько популярен в Казахстане, что Мингазов-младший, съездив туда, обнаружил подделку под их брендом. «Мы нашли наше масло — под ГОСТом продают спред. Мы такую фасовку не делаем у себя и не делали. Получается, они где-то купили спред, привезли в Казахстан или, может, Россию, расфасовали и продали. Мы в магазине увидели наше ваминовское масло. Мы его привезли, сделали экспертизу на анализ по содержанию заменителя молочного жира», — взахлеб рассказывал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». При этом он тут же заверил, что сами они таким не грешат и свой спред под видом масла по ГОСТу не продают.
Впоследствии из базы данных «Контур-Фокус» мы выяснили, что ООО «Вамин-Татарстан» образовано 5 декабря 2014 года. Минтимер Мингазов является единственным владельцем предприятия. Поначалу это была типичная компания-десятитысячник (с уставным капиталом 10 тыс. рублей — прим. ред.), однако осенью 2015-го последовала серия финансовых вливаний, и на 10 ноября капитал составил уже 11,8 млн. рублей. На однодневку это точно не тянет: похоже, Мингазов-младший всерьез вознамерился либо вернуть доброе имя отцовской компании, либо просто воспользоваться раскрученным названием. Впрочем, это юрлицо — лишь часть активов, которые принадлежат детям Вагиза Мингазова. На пару с сестрой Фаридой Фазлеевой он владеет ООО «Арча», с которым еще в самом начале процесса банкроства молочной империи в качестве «золотого парашюта» был заключен договор аренды на Арский молочный комбинат и агроферму «Вамин-Арча». Позже именно эта компания скупила с торгов ряд земельных участков «Вамина» в Арском районе.
Судя по всему, Мингазов своим сыром доволен, раз считает, что некоторые его образцы по качеству не уступают европейским аналогам. «Если брать такой ассортимент, как «Маасдам», «Гауда», «Эдем», то мы не уступаем. Я не буду говорить, что мы лучше, как любят все говорить. Но мы не уступаем, по качеству он такой же», — разоткровенничался он. И пармезан, говорит, можем, но тут же признается, что такой же, как в Европе, не получается: «Пармезан можем, но все равно он не тот. Я честно говорю. Бывает же у Китая под бренд какой-то подделка, так же с сыром», — заявил он, а корреспондент «БИЗНЕС Online» так и не поняла, стоит ли считать ваминовский пармезан репликой настоящего...
«МОЛОКО ПЛОХОЕ, ИЗ НЕГО НИЧЕГО ПРИЛИЧНОГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»
Почему в России не получается такой же вкусный, как в Европе, сыр, рассказала начальник отдела маркетинга «Агро-2000» (управляющая компания Белебеевского молочного комбината из соседнего Башкортостана) Наталья Бердникова. «У нас сложная ситуация с сырьем. Его не просто не хватает, оно просто плохое. Молоко плохое, из него ничего приличного не получается. Мы делаем элитные сыры из молока, которое получаем на наших фермах, его доля очень мала. Это молоко с высоким содержанием белка от коров голштинской породы из Европы со специальным кормлением. В наших [российских] хозяйствах даже близко нет такого молока, мы и то берем самое лучшее. Но даже они не дотягивают до европейского уровня. Коровы не породистые, так их еще и кормят несбалансированно. Не получается в итоге хорошее молоко. Это проблема российского масштаба, всей отрасли», — заверила она.
Сам Белебеевский комбинат, по словам Бердниковой, производит только твердые сычужные сыры — 13 тыс. тонн. «Мы в России №1 по сычужным сырам», — добавила она, заметив, что и сырье для таких объемов белебеевцы закупают исключительно в своей республике. Помимо России, отгрузки идут также в Казахстан, а санкции и объявленное импортозамещение сыграли на руку компании. «Это всего лишь открывшаяся возможность рынка, к которой мы были готовы. Если, допустим, открылась такая возможность и у тебя нет в портфеле сыра, достойного заместить импортные сыры, потому что у тебя только «Российский» и «Голландский» — и что? Чтобы сделать сыр, надо два-три года. Это не просто колбаса, которую сварил и можно продавать. Сыр должен созревать, особенно «элитка», которая по полгода созревает», — рассуждала Бердникова. Свою «элитку» белебеевцы как раз к моменту введения санкций и выпустили: сыры «Бельфор» и «Бельстер», по ее мнению, должны удовлетворить взыскательных покупателей. «Если бы они не были готовы, то для нас бы эти санкции ничего не дали. А сейчас у нас спрос есть», — добавила маркетолог.
Все это вместе взятое, судя по всему, помогает молочному комбинату пережить кризис, который они даже не почувствовали. «У нас нет кризиса. У нас рост 20 процентов ежегодно. Мы на склад не работаем. У нас весь сыр, который мы произвели, весь продался», — заверила она.
Зато литовский сыр «Сваля» на полках наших магазинов уже не встретить, поэтому компания нашла другой выход — поставлять на российский рынок глазированные сырки. «Сейчас мы не можем многие свои продукты поставлять. Сейчас мы можем продавать только незапрещенные продукты. Пытаемся продавать то, что можно продавать», — отметил менеджер по экспорту «Сваля» Павел Жук. А запрещенный в России сыр литовцы перенаправили в ближайшие страны Европы и Азии.
«МЫ АКТИВНО РАЗВИВАЕМСЯ, ВПЛОТЬ ДО СЫРА С ПЛЕСЕНЬЮ»
Тем временем в другой российской компании, холдинге Food Milk, не только развивают несколько брендов, но и ставят по Москве автоматические «разливочные». «Мы молоко из-под коров развозим по молокоматам, оно только проходит пастеризацию», — рассказал руководитель отдела маркетинга и коммуникаций Ростислав Рахманов. Правда, со спросом не всегда удается угадать, и если в некоторых молокоматах удается за сутки продать до 250 литров молока, то излишки продукции из других аппаратов везут на повторную переработку. «Это целый замкнутый круг, как мы гоняем молоко из одного бренда (продукта — прим. ред.) в другой», — отметил Рахманов.
Помимо этого, компания тоже пытается оседлать сырную волну импортозамещения. «Русские сыроделы на данный момент чувствуют себя очень хорошо. Мы активно развиваемся в этом направлении, вплоть до сыра с плесенью, овечьего сыра», — поделился пиарщик Food Milk. И кризис, впрочем, тоже, как заверил Рахманов, на них не сказался. Да, порой продажи падают, но и это сезонный фактор.
Проведя полдня на выставке и обойдя большую часть «Продэкспо», корреспондент «БИЗНЕС Online» убедилась, что голодными в своей стране не останемся. Вот только бы цены в магазинах не так кусались.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 232
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.