Российский автопром сегодня загружен всего на 40%. Что будет, если опуститься еще ниже?.. Почти тотальная господдержка и экспортоориентированное производство — вот главные лекарства для российских производителей, говорили на стартовавшем вчера в Казани автомобилестроительном форуме. Как узнали корреспонденты «БИЗНЕС Online», КАМАЗ нацелился на рынки Ирана, Индонезии, Египта, а Ford-Sollers рассчитывает на широкие продажи Transit и смело заявляет о запуске в российское производство новых моделей.
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ? У НАС ЭТОГО НЕТ»
Довольно бравурно, то есть в противовес ситуации на авторынке, стартовал накануне на «Казанской ярмарке» второй международный форум автомобилестроения — TIAF. Участников и гостей со сцены приветствовали гендиректор ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф, гендиректор «Мессе Франкфурт Рус» Ойген Аллес (все зарубежные VIP-гости, кстати, прекрасно говорили по-русски) и президент Татарстана Рустам Минниханов. «Мы пригласили европейских коллег, несмотря на все политические разногласия — у нас этого нет», — привычно сделал оговорку о внешнеполитической обстановке президент.
Перед пленарным заседанием главные лица форума традиционно прошлись по выставочному залу, в котором друг напротив друга расположились новые модели от Ford-Sollers и АвтоВАЗа. Президент с гостями удостоили вниманием каждую машину, внимательно осмотрев кабины белоснежных Ford Explorer и Transit, а под конец обхода Минниханов посидел за рулем шоколадного цвета XRAY и ярко-салатовой Vesta. Надо отметить, что вазовский кроссовер смотрится неплохо... Параллельно в дальней части зала проходил один из отборочных туров Worldskills, где с десяток рабочих трудились у токарных станков и демонстрировали открытый шиномонтаж. Там Минниханов перекинулся парой слов с одним из рабочих, уважительно пожав ему руку.
Пленарная часть прошла, как говорится, без огонька, хотя, казалось бы, ситуация в отрасли благоприятствует проявлению эмоций |
FORD ПРОДОЛЖАЕТ АДАПТИРОВАТЬСЯ В РОССИИ
Пленарная часть прошла, как говорится, без огонька, хотя, казалось бы, ситуация в отрасли благоприятствует проявлению эмоций. Впрочем, директор департамента транспортного и специального машиностроения минпромторга РФ Александр Наумов попытался организовать что-то вроде контрастного душа. Для начала он решил погрузить аудиторию в отчаяние: «Если меры господдержки мы продолжать не будем, ожидаем, что производство в 2016-м упадет до 800 тысяч автомобилей и может начаться процесс деиндустриализации». Однако Наумов тут же обнадежил, что минпромторг намерен пролонгировать меры поддержки автопрома по программам обновления парка колесных транспортных средств, льготных лизинга и автокредитования, стимулирования спроса на газомоторные автобусы и на технику для коммунального хозяйства. Будут и субсидии производителям.
Александр Наумов обнадежил, что минпромторг намерен пролонгировать меры поддержки автопрома |
Наумов отметил, что сегодня загрузка производственных мощностей автопрома — 40%. «Опуститься ниже мы не можем», — констатировал он. Что же делать, чтобы удержать спрос на рынке не ниже прошлого года? Едва ли не главная надежда — на экспорт. «Сегодня уникальная ситуация, — уверен Наумов. — Благодаря девальвации рубля, организации глубокой переработки наши продукты становятся очень конкурентоспособными на рынках. Надо этим воспользоваться и перейти к экспортоориентированному производству». В этом смысле перспективными видятся рынки Ближнего и Дальнего Востока, Латинской Америки.
Исполнительный директор, первый вице-президент Ford-Sollers Адиль Ширинов полагает, что, вероятнее всего, рынок останется на отметке в 1,5 - 1,6 млн. авто. А далее он заявил, что его компания и вовсе будет запускать новые продукты (какие — пока секрет), как обычно, максимально адаптированные для России. Он напомнил, что в 2015 году завершился 4-летний первый этап долгосрочной стратегии Ford-Sollers на российском рынке. За это время она инвестировала в России на $1,5 миллиарда. В прошлом году компания запустила пять новых моделей, три из них — в Татарстане: Fiesta, новые Transit и Explorer. Плюс осенью в ОЭЗ «Алабуга» введен в строй завод двигателей. «Сегодня мы уже достигли 45-процентной локализации двигателя», — похвастался Ширинов и тут же намекнул на то, что, коль отрасль будет зависеть от господдержки, внимание должны обращать в первую очередь на компании, которые инвестируют в местную экономику, повышают уровень локализации.
Вице-премьер правительства РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов рассказал, что падение в автомобилестроительной отрасли РТ (например, «КАМАЗов» — упало на 28%) было компенсировано на других направлениях. Он сообщил, что индекс промпроизводства РТ в 2015 году не снизился, в отличие от общего уровня РФ и составил 100,4%. Общий объем отгруженной продукции — 1 трлн. 856 млрд. рублей, примерно 370 млрд. из которых приходятся на долю машиностроения... К слову, модератор — управляющий директор AZ Enterprise Алекс Загускин поздравил Каримова с публичным дебютом в должности вице-премьера и министра.
ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА — ЭТО НОРМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
Большая часть пленарной сессии была посвящена родному КАМАЗу. О ситуации с продажами грузовиков отчитался гендиректор внешнеторговой компании КАМАЗ Рафаил Гафеев. «Почти трехкратное падение рынка грузовых автомобилей началось с 2012 года и не могло не сказаться на результатах работы компании, — преамбула была стандартной. — За три года КАМАЗ потерял чуть более трети своего производства. По результатам прошлого года тенденция падения стабилизировалась, а в этом мы планируем даже небольшой рост. Времена не тяжелые — они должны восприниматься как нормальная ситуация».
По его словам, в 2015 году в условиях общего падения российского рынка КАМАЗ увеличил на нем свою долю: «По результатам прошлого года мы достигли 51 процента на рынке грузовых автомобилей, на следующий планируем достижение 54 - 55 процентов». Такого результата КАМАЗ рассчитывает достичь, в частности, за счет изменения структуры каналов продаж. В 2015 году 72% автомобилей продавалось через дилеров, 17% — через заводы-изготовители спецтехники (ЗИСТ) и 11% — корпоративным клиентам. КАМАЗ рассчитывает в этом году нарастить продажи корпоративным клиентам до 15%, а через ЗИСТ — до 25%.
Челнинский автогигант планирует серьезную экспансию за границу |
Помимо этого, челнинский автогигант планирует серьезную экспансию за границу. «В прошлом году реальные продажи конечным клиентам по экспортным рынкам выросли почти на 20 процентов, — поделился позитивом Гафеев. — Что особенно приятно, нам удалось почти в два раза увеличить долю продаж в дальнее зарубежье». Объем продаж КАМАЗа с использованием страховых инструментов государственного страхового агентства «ЭКСАР» составил $15 млн., и в этом году его планируется увеличить как минимум в два раза, а то и в 6 - 7. Приоритетными рынками зарубежных продаж Гафеев объявил Иран, Индонезию, Перу, Египет и Узбекистан.
СОКРАЩЕНИЯ РАБОЧИХ НЕ БУДЕТ
После главной сессии форума Ширинов в спокойной обстановке пообщался с журналистами, ответив на вопросы о татарстанских и прочих производствах Ford-Sollers. По его словам, компания достигла доли локализации на российском рынке не менее 45%. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», он рассказал, что новый завод двигателей, запущенный в прошлом году в «Алабуге», с октября успел произвести 1000 двигателей в тестовом режиме и в этом году планирует «разогнаться». Правда, до каких объемов, Ширинов не уточнил, напомнив лишь, что проектная мощность завода составляет 105 тыс. двигателей с возможным дальнейшим увеличением до 200 тыс. двигателей в год.
Площадки Ford-Sollers в Набережных Челнах и Елабуге остаются ключевыми для компании, и в этом году снижать объемы производства на них было бы неправильно |
Площадки Ford-Sollers в Набережных Челнах и Елабуге остаются ключевыми для компании, и в этом году снижать объемы производства на них «было бы неправильно», заверил Ширинов. На этих заводах работают более 3 тыс. человек, в прошлом году им проиндексировали зарплату. Принудительных сокращений в этом году не будет, добавил оптимизма первый вице-президент.
Из всех моделей Ford, запущенных в производство в Татарстане, наиболее успешным Ширинов считает Transit, рассказал он «БИЗНЕС Online»: «Transit пользуется огромной популярностью в России. И с учетом дилерской сети, и с учетом стоимости владения. Я ответил не интуитивно, не с точки зрения эмоций, а так это, конечно, Explorer, особенно Sport... С точки бизнеса — это Transit. Да, мы запустили Fiesta — это бюджетный автомобиль, но недостаточно бюджетный, — продолжил Ширинов. — А у Transit большое будущее, и это будет один из фундаментальных проектов, который даст большой толчок к развитию елабужской площадки дальше».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.