ОКОНЧАТЕЛЬНО ВСЕ ИСПОРТИЛ ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ

Прошлый год для большинства российских и татарстанских автодилеров стал черным без каких-либо преувеличений. Согласно данным агентства «Автостат», регистрация новых легковых машин в РТ снизилась на 43,9% (или на 48,3 тыс. авто): со 110 тыс. до 61,7 тыс. экипажей. Как и предвидели реалисты, падение рынка ускорилось почти в четыре раза, для сравнения: в 2014 году он просел лишь на 11,5%. При этом в Казани динамика оказалась еще хуже, здесь спрос сократился на 45,1% до 22,4 тыс. машин.

Покупка недвижимости и новеньких авто традиционно является неким маркером, который позволяет судить о благосостоянии так называемого среднего класса общества. Что ж, если так, то минувший год нешуточно проредил его ряды, причем татарстанцев кризис, похоже, затронул сильнее, чем жителей России в целом. По крайней мере, данные ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) свидетельствуют, что продажи новых машин в РФ упали «всего» на 35,7% до 1,6 млн. единиц. Годом ранее рынок сократился на 10,3% до 2,49 млн. легковушек.

1
2

Конечно, 2014 год сильно выручил ажиотажный четвертый квартал, когда россияне и гости из ближнего зарубежья лихорадочно опустошали автосалоны. Теперь же та история подпортила статистику в 2015 году — как из-за эффекта высокой базы, так и по причине вымывания потенциального спроса в следующие месяцы. Далеко ходить за примерами не надо: лучшим кварталом 2015-го стал третий с показателем 18 тыс. зарегистрированных авто, но он не дотянулся даже до квартального минимума предыдущего года (25 тыс. машин).

Как наглядно демонстрирует график, несмотря на очередную волну девальвации рубля, новогоднего ралли на сей раз не случилось. Да и откуда ему было взяться? Только по официальной статистике реальные доходы населения в Татарстане упали на 7%, граждане проедали накопленные запасы, а цены на автомобили лишь росли в зависимости от доли импортных комплектующих и степени локализации производства. Также стоит учитывать, что часть купленных в конце 2014-го машин позже попала на вторичный рынок. Стоит ли удивляться, что после рекордных распродаж «под ноль» отдельные автосалоны просто закрылись, не ожидая от рынка ничего хорошего в 2015 - 2016 годах?

GRANTA ПРОИГРАЛА ГОНКУ НЕ ТОЛЬКО RIO, НО И SOLARIS

Переходя к отдельным брендам, по традиции начнем с «достижений» самого популярного в России и Татарстане — LADA. Увы, команда Бу Андерссона не может занести прошлый год себе в плюс: спрос на продукцию АвтоВАЗа в республике упал на 42,6% до 15,7 тыс. авто, в Казани — еще сильнее: на 44,9% до 3,5 тыс. машин. И вновь общероссийская динамика оказалась лучше, в масштабах всей страны LADA недосчиталась 31% продаж, реализовав 269 тыс. авто.

Уточним, что за последние 4 года спрос на тольяттинские легковушки упал уже в 3 раза, с 2011 по 2015 годы регистрации LADA в РТ сократились на 30,7 тыс. авто. Свое влияние оказали и уход самых доступных моделей (так называемой «классики»), и сокращение ценового разрыва с ближайшими конкурентами, и общее повышение требований к машинам на фоне растущего благосостояния наших соотечественников.

Справедливости ради отметим определенные успехи АвтоВАЗа в содружестве с Renault и Nissan. Та же перелицованная Kalina в образе «японского» Datsun нашла своих покупателей, вот только это идет в зачет уже иностранному бренду.


Для стабилизации спроса на волжскую марку Бу Андерссон должен сотворить чудо. Станут ли этим чудом новинки Vesta и Xray, покажут ближайшие несколько кварталов. Высочайший пиар они уже получили. Напомним, что лично еще в июле обе новинки протестировал президент Татарстана Рустам Минниханов, а в октябре небольшой тест-драйв Vesta провел и Владимир Путин.

Правда, потенциальных покупателей несколько смутила цена этой модели — от 514 тыс. до 677 тыс. рублей, но российский концерн, похоже, делает ставку не на ценник, а на разнообразие. С 25 сентября 2016 года на ижевском автозаводе начнется серийное производство автомобиля LADA Vesta Cross. Кроме того, скоро россиянам будет предложен седан с системой климат-контроля, производство этих модификаций уже стартовало. Наконец, к выходу на рынок готовятся версии Vesta, оснащенные движком Renault-Nissan — бензиновым 1,6-литровым мотором H4 на 110 лошадиных сил.

Что касается продаж в цифрах, пока за Vesta кошельком проголосовали 111 татарстанцев, из них 46 жителей Казани. Компактный кроссовер Xray появится в автосалонах в середине февраля, цены на него уже озвучены — от 589 тыс. до 723 тыс. рублей.

3

4

Ближайшие преследователи LADA, в отличие от 2014 года, также не избежали потерь. Самый популярный в республике зарубежный бренд Kia отминусовал 27,2% до 9340 авто, Renault — 29,3% до 6195 авто и Hyundai — 28,9% до 5648 авто. Но, как видим, их продажи упали гораздо меньше, чем у LADA.

Южнокорейский тандем Kia-Hyundai снимает сливки благодаря оптимальному соотношению цена/качество, а также провалу маркетинговой и ценовой политики некоторых конкурентов. Например, Chevrolet, который, как и LADA, постепенно терял позиции на протяжении четырех лет.

Добавим, что в масштабах республики вазовская Granta пока остается самой популярной моделью по итогам 2015 года с результатом 8168 машин. При этом в Казани наиболее востребованным стал KIA Rio: в городе зарегистрировано 2406 таких авто — на 861 больше, чем Granta. Лидерство в Казани модель Rio захватила еще по итогам первых шести месяцев, а за весь 2015 год самая ходовая модель АвтоВАЗа пропустила вперед еще и Hyundai Solaris (1688 машин).

При этом по России в соревновании двух корейских собратьев по концерну пока лидирует Hyundai.

5

ЧТО НЕ CAMRY, ТО — LAND CRUISER

Своеобразно выглядит ситуация на республиканском рынке седанов бизнес-класса, где уверенно лидирует Toyota Camry с результатом 580 авто. Ближайшие конкуренты могут похвалиться следующими достижениями: Mazda 6 — 282 машины, Hyundai i40 — 248, KIA Optima — 117, Ford Mondeo — 89, Nissan Teana — 57, Volkswagen Passat — 35.

Можно сколько угодно спорить о прогрессивности технологий, управляемости и других характеристиках Toyota Camry, но факты вещь упрямая: преследователи уступают лидеру в разы. Кому-то из конкурентов не хватило размеров и вместительности, кому-то — выбора комплектаций, кому-то же — адекватного позиционирования и цены.

Говоря об успехе Toyota в сегменте бизнес-седанов, добавим, что бестселлером в модельной линейке, как и годом ранее, остается среднеразмерный кроссовер Rav4, продажи которого сократились на 40% до 940 авто. Тем временем бывшая обладательница «серебра» в модельном ряду Corolla растеряла 86% до 170 авто: сборка машин этой марки производится в Турции, а отношения с еще недавно дружественной страной только накаляются.

Любопытно, что спрос на японские внедорожники Land Cruiser сократился на 35%, а на Land Cruiser Prado — только на 30%. Предвосхищая комментарии отдельных читателей по поводу стабильного спроса на «камри» и «крузаки» со стороны чиновников, отметим, что и он обусловлен опять-таки надежностью моделей и минимальной потерей цены с износом.

==table878==

КАК ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОТОРВАЛА РОССИЯН ОТ МИРОВЫХ ТРЕНДОВ

Подробно разобрав татарстанские «полеты» мирового лидера автомобилестроения, отметим относительные успехи его главного конкурента на глобальном рынке — Volkswagen. В отличие от японского оппонента, у немцев в лидерах идет относительно бюджетная модель Polo, набравшая 2074 голоса в Татарстане. На втором месте — опора среднего класса Jetta, нашедшая отклик в средцах 695 покупателей. «Бронза» у среднеразмерного кроссовера Tiguan (564 авто), который растерял только 24% достижений — меньше чем, получилось у «тойотовского» Rav4.

Что касается сегмента кроссоверов в целом, здесь лидерство сохраняется за Renault Duster с показателем 2255 авто (минус 33,5% к 2014 году), второе место у Chevrolet Niva — 1613 авто (минус 22,6%), «бронза» у LADA 4×4 — 1173 авто (минус 29,1%), наконец, почетное четвертое место у локализованной Mazda CX-5 — 658 авто (минус 35,6%).

При этом в линейке Mitsubishi компактный кроссовер Asx потерял 81% спроса, который в итоге составил 188 машин, а его среднеразмерный родственник Outlander «отминусовал» 51% до 482 авто.

==table879==

Отдельная история с другим любимцем местной аудитории Nissan. Его бывшие фавориты, субкомпактный кроссовер Juke и компактный кроссовер Qashqai растеряли четыре пятых регистраций до 174 и 208 авто соответственно. Зато продажи среднего брата по линейке X-Trail выросли на 22 единицы до 542 авто, а близнец Renault Duster — Nissan Terrano — прибавил 8 машин до 359 авто.

В случае с кроссоверами понятно, что Juke и Qashqai пострадали из-за отсутствия локализованного производства. Как и более мягкое падение «среднего брата» Mitsubishi — прямое следствие сборки Outlander на территории РФ. Однако не стоит сбрасывать со счетов и успешность смены поколений. К примеру, несмотря на наличие отечественной сборки, бизнес-седан Teana все же недосчитался двух третей былого спроса.

Добавим, что автомобильные предпочтения россиян довольно заметно отличаются от общемировых. Как подсчитали эксперты, самой продаваемой легковушкой в мире в 2015 году стала Toyota Corolla с результатом в 1,34 млн. проданных авто (+4,7%) в 2015 году. На втором месте расположился европейский лидер Volkswagen Golf с 1,04 млн. авто (+8,4%): модель немецкого концерна, отметившая свое 40-летие, впервые преодолела миллионную планку. Первую тройку замыкает пикап Ford F-Series (920 тыс. машин, +1,6%), пользующийся особой популярностью в США и Канаде, на которые суммарно пришлось почти 900 тыс. автомобилей.

Также в Топ-10 продаж вошли Ford Focus, Toyota Camry, Hyundai Elantra, Volkswagen Polo, Honda CR-V, Toyota Rav4 и Chevrolet Silverado. При этом Ford Focus показал рекордное падение на 19,4% и переместился со второго места на четвертое, выбыв из списка «миллионников». А вот спрос на Chevrolet Silverado вырос на 12,9%, благодаря чему модель взлетела с 16-й позиции сразу на 9-ю.

6

==table880==

«С МАРТА МЫ ВЫНУЖДЕНЫ БУДЕМ ПЕРЕПИСАТЬ ЦЕННИКИ»

Своим видением ситуации на авторынке с «БИЗНЕС Online» поделились его участники.

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»:

— Если сравнивать конец 2014-го и 2015-го, понятно, что в прошлом году было значительно хуже. Тем не менее в плане продаж прошедший декабрь оказался очень даже неплохим. Причина опять же в том, что курс рубля двинулся вверх и все поняли, что снижения цен на автомобили ждать не стоит — впереди ждет только повышение. Поэтому повторю, оживление на рынке в декабре явно просматривалось, и фактические продажи по сравнению с октябрем-ноябрем были значительно лучше. Например, по статистике нашего предприятия, декабрь 2015-го был в 1,5 раза лучше, чем предыдущие месяцы. При сравнении четвертого квартала 2014-го и 2015 года отрицательная динамика составила −42,29 процента. По году в целом продажи в 2015 году в сравнении с 2014-м снизились на 32,3 процента. Для сравнения: падение российского рынка составило 35,7 процента.

Если говорить по году в целом, то можно выделить то, что по итогам третьего квартала группа компаний «ТрансТехСервис» заняла третье место среди авторетейлеров России по объему продаж новых и автомобилей с пробегом и первое место по продаже новых автомобилей в кредит.

В 2014 году в кредит было продано 40 процентов от общего числа новых машин, в 2015 — 44,7 процента. Хочется надеяться, что не будет серьезных падений и все ограничится падением на 10 - 15 процентов по текущему году в целом. Однако надо понимать, что если ситуация на рынке нефти не изменится, если история с российским бюджетом будет развиваться по негативному сценарию и у правительства не окажется средств для поддержки автомобильной отрасли, то, конечно, рынок опять «просядет». В таком случае падение будет куда более значительным, чем названные мною 10 - 15 процентов. Можно будет ожидать и до 30 процентов.

Лидером среди брендов стал Renault c 21,47 процента в структуре продаж по итогам 2015 года (8658 штук), второе и третье место поделили корейские Hyundai (17,93 процента) и KIA (17,62 процента). Среди премиум-брендов в структуре продаж традиционно лидирует BMW (3,03 процента) — 1221 автомобиль.

По нашим оценкам, цены на автомобили в 2015 году выросли в среднем на 25 процентов (по разным брендам рост цен отличается) при том, что рубль девальвировался по отношению к доллару в два раза.

В текущем году подорожают все автомобили без исключения, вопрос лишь в динамике. Часть производителей пойдет по пути корейских KIA и Hyundai, которые, понимая важность увеличения доли на рынке, удерживали рост цен. Большинство производителей, впрочем, уже увеличило цены с января или планировало их рост с 1 февраля. Мы прогнозировали это и создали в декабре большие товарные запасы, а в январе запустили акцию под названием «последний шанс», продавая авто всех марок по прошлогодним ценам.

В феврале мы также за свой счет сможем частично сдержать рост цен относительно заявленных производителями, но цены, скорее всего, уже будут выше январских. А уже с марта мы вынуждены будем переписать ценники в соответствии с прайсами дистрибьюторов даже на автомобили выпуска 2015 года, и особенно на произведенные в 2016 году. И для клиентов это будет существенный рост. Хотя все будет зависеть от дальнейшего курса рубля по отношению к основным валютам.

«ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ КВАРТАЛ БУДУТ САМЫМИ СЛОЖНЫМИ»

Тимур Зиганшин — заместитель генерального директора группы компаний «Барс Авто»:

— Из наиболее значимых событий для нашей компании в 2015 году хотелось бы отметить уход с рынка Opel и Chevrolet. Это ощутимая потеря для нашей компании, так как продажи этих двух брендов составляли львиную долю в нашем портфеле (из линейки Chevrolet мы продолжаем продажи Chevrolet Niva).

Из позитивного: в нашем портфеле появился УАЗ, который продается лучше других. Неудивительно, ведь это одна из немногих марок, которая практически не упала в продажах: 2 процента падения у УАЗа против 37 процентов в среднем по индустрии. Факторы успеха: высокая степень локализации, гибкая ценовая политика, хороший продукт по соотношению цена/качество.

К провальным можно отнести почти все марки, за редкими исключениями. Особенно «отличились» Peugeot/Citroen, Honda, большинство китайских брендов. Причины у всех разные, у кого-то степень локализации не на достаточно высоком уровне, а кто-то не видит перспектив в ближайшие годы на рынке России и намеренно выключается из гонки, решив «пересидеть».

На мой взгляд, сравнивать четвертый квартал 2015-го и 2014 года не совсем корректно из-за событий с долларом в 2014 году. А если брать 2015 год в целом, то продажи снизились существенно. Были бренды с падением большим, чем в среднем по России, были и те, которые упали меньше. Кредитная доля сильно не изменилась и держится на уровне около 40 процентов, как и в 2014 году. Было ощутимое падение в первом квартале, но с введением госпрограммы ситуация выправилась.

Предполагаю, что текущий год в целом будет сложнее, чем 2015-й. Думаю, первый и второй квартал будут самыми сложными, не берусь давать конкретный прогноз. Надеемся нащупать дно к четвертому кварталу. Что касается возможных фаворитов, тут никаких сюрпризов. Традиционно — отечественная LADA, корейские Hyundai, KIA. Причем, на мой взгляд, LADA будет увеличивать отрыв. Если брать премиум-сегмент, то фаворитами будут Mercedes и Lexus. Эти марки и в 2015 году показали неплохие для такого времени результаты, а Lexus и вовсе показал рост на 6 процентов.

«ФАВОРИТЫ ГОДА — RENAULT, LADA, «КОРЕЙЦЫ», MERCEDES И LEXUS»

Владислав Куранов руководитель отдела продаж «Триал-Авто»:

— 2015 год мы завершили падением продаж. Заметнее всего пострадали китайские бренды, так как часть из них не локализовалась, а часть, несмотря на хорошую локализацию, не смогла получить правительственные субсидии. Тем временем сравнительно стабильно держался спрос на марку Subaru благодаря лояльности ценителей данной японской марки.

Я не ожидаю заметных улучшений в 2016 году. Но, думаю, будет происходить настройка производителей и дилеров на новые условия работы, в том числе будет производиться оптимизация салонов и средств на рекламу. Фаворитами текущего года из массового сегмента будут Renault, LADA, KIA, Hyundai. Могут улучшиться дела у китайских брендов в случае пересмотра политики и получения субсидий. Могут укрепиться позиции Ford, так как этот американский бренд планомерно наращивает локализацию. Стабильный спрос будет на Subaru и отдельные модели Toyota. Сравнительно уверенно будут чувствовать себя премиальные марки: Mercedes, Lexus.

Дно кризиса авторынок нащупает, когда покупатели почувствуют большую уверенность в своих доходах, чтобы можно было рассчитывать на стабильную выплату 3 - 5-летнего автокредита.

==table881==
==table882==
==table883==
==table884==