http://bb-magazine.com/597
Регистрация новых автомобилей класса люкс в 2015 году в Татарстане снизилась на 36% — до 3601 единицы (фото: bb-magazine.com)

КРИЗИС ДОБРАЛСЯ И ДО «ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА»

Все прошлые экономические кризисы последних десятилетий в России обладали как минимум одной общей чертой. Если в среднем покупательная способность населения падала, то прослойка состоятельных граждан этого практически не замечала — продажи предметов роскоши продолжали расти. Однако на сей раз все пошло иначе. Согласно данным агентства «Автостат», регистрация новых автомобилей класса люкс в 2015 году в Татарстане снизилась на 36% — до 3 601 единицы. Напомним, что годом ранее, несмотря на общий спад авторынка, премиальный сегмент демонстрировал рост на 15%. Однако дальнейшая девальвация российской валюты, падающие реальные доходы граждан и, само собой, урезание бюджетов многих министерств и госкомпаний сделали свое черное дело.

Впрочем, по порядку о персональных предпочтениях тех татарстанцев, которые любят ездить не только с комфортом, но и с престижем. Первое место по итогам 2015 года смог сохранить за собой BMW, несмотря на резкое снижение спроса — на 41,7% до 957 авто.

1

В целом по РФ, согласно данным ассоциации европейского бизнеса, BMW в прошлом году растерял 23% продаж, которые в итоге составили 27,5 тыс. машин (забегая вперед, скажем, что продажи люксовых авто в РТ по всем показателям упали сильнее, чем по России, то есть либо кризис сильнее отразился на прослойке состоятельных татарстанцев, либо они мудро решили не высовываться лишний раз в тяжелые времена). Еще одно отличие: в общероссийском «забеге» дилеров бренд BMW в люксовом сегменте занимает лишь второе место, отставая от Mеrcedes сразу на 14 тыс. авто.

==table871==

Отметим, что провальным для баварских автомастеров оказался четвертый квартал. Хотя традиционно объем продаж у дилеров растет от первого к четвертому кварталу, после резкого скачка в третьем квартале до 342 авто спрос на BMW в РТ резко упал в октябре-декабре до 182 авто. Итоги октября-декабря оказались даже хуже результата первого квартала 2015 года. Как следствие, BMW в последней четверти пропустил вперед не только наступавший весь год ему на пятки Mercedes, но и более скромный Audi.

Похожая картина сложилась и на федеральном уровне, только там BMW в декабре кроме Mercedes и Audi обошел еще и Lexus. Интересно, что и в мировом масштабе предновогодний бизнес баварцев не слишком задался. В декабре 2015 года компания BMW Group реализовала 213 537 автомобилей BMW, MINI и Rolls-Royce (минус 0,8% по сравнению с декабрем 2014-го). Правда, это не помешало группе установить очередной исторический максимум, пятый за 5 лет. Продажи BMW, MINI и Rolls-Royce за прошлый год выросли на 6,1%, составив почти 2,25 млн. автомобилей.

2

В Татарстане же отдушиной для BMW может служить удвоение спроса до 267 авто на бестселлер бренда — кроссовер X5 ценой от 3,4 млн. рублей. Также на 42%, до 125 авто, вырос спрос на купейную версию этого кроссовера — X6 с ценником от 3,8 млн. рублей. Высокую ценовую конкурентоспособность обеих моделей обеспечивает сборка машин на калининградском заводе «Автотор». Такая вот премиальная локализация.

Приятным дополнением для дилеров марки стало и увеличение спроса на 81%, до 38 авто, на обновленные в 2015 году представительские седаны Series 7 (цена от 8 млн. рублей).

==table872==

MERCEDES ГОТОВ СВЕРГНУТЬ КАЗАНСКОГО «КОРОЛЯ»

Второе место в премиальном сегменте — у Mercedes, который за год растерял в Татарстане только 22,1% регистраций, до 812 авто. Заметим, в российских масштабах спад у Mercedes оказался и того меньше — на 15%, до 41,6 тыс. машин.

Лидером спроса у Mercedes в РТ остается среднеразмерный кроссовер Glc (в предыдущей инкарнации — Glk, ценник от 2,5 млн. рублей) с результатом 133 авто. На втором месте у «трехлучевых» — компактный кроссовер Gla (цена от 1,9 млн. рублей), который даже получил 1 дополнительный голос, увеличивший регистрации до 117 авто. Несмотря на компактные размеры, модель ухитрилась отметиться высочайшими показателями безопасности по версии Euro NCAP.

Неплохой стартовый спрос среди обеспеченных татарстанцев — 37 авто — продемонстрировала новинка Mercedes GLE-Class Coupe (ценник от 4,5 млн. рублей) — прямой конкурент купейной версии кроссовера BMW X6.

Фото: carobka.ru

Также нельзя не отметить, что местные ценители роскоши по итогам 2015 года приобрели шесть шикарных седанов Maybach S-Class, причем три из них зарегистрированы в Казани. Ценник на самую популярную версию S-500 стартует от 8,2 млн. рублей. При этом все покупки Maybach пришлись на январь-сентябрь, похоже, что с приближением зимы мысли о подобных покупках оставили головы местных толстосумов.

==table873==

Добавим, что в столице республики отставание Mercedes от BMW сократилось всего до двух автомобилей, и теперь каждый голос в Казани может стать решающим. Можно смело прогнозировать, что при сохранении тенденции выходец из Штутгарта захватит казанский олимп премиального сегмента впервые за всю историю наших наблюдений.

Интересно, что ранее буквально за два года (с момента открытия официального представительства в Казани) Mercedes удалось обойти Audi и вплотную подобраться к чемпионскому титулу в премиальном сегменте. Таким образом, практически сбылся прогноз генерального директора ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» Ян К. Мадея о скором захвате лидерства в столице РТ, озвученный на торжественном открытии автосалона «МБ-Ирбис». Об истории создания «МБ-Ирбис» и его бенефициарах мы подробнее писали здесь.

3

В дальнейшей борьбе за первенство Mercedes вскоре может получить дополнительную поддержку в лице еще одного дилерского центра в Казани. Речь идет о строительстве в центре города автосалона Mercedes группой компаний «КАН Авто», которую контролирует глава концерна «Радиоэлектронные технологии» госкорпорации «Ростехнологии» Николай Колесов. Напомним, о том, что компания Колесова стала дилером автомобильной люксовой марки и откроет салон, стало известно еще осенью 2013 года. Однако затем начался длительный этап согласований, и только в конце июня прошлого года вопрос окончательно разрешился.

Обладатель «бронзы» в люксовом сегменте — Audi — потерял в прошлом году 45,5% регистраций, которые в итоге составили 633 авто. В масштабах РФ бренд отминусовал только четверть, до 25,7 тыс. машин.

carobka.ru
Audi потерял в прошлом году 45,5% регистраций, которые в итоге составили 633 авто (фото: carobka.ru)

Хитом для желающих почувствовать себя «властелином колец», как и годом ранее, стал компактный кроссовер Q3 (цена от 1,9 млн. рублей) с результатом 138 авто. На втором месте — его средний брат Q5 (от 2,6 млн. рублей) со 109 авто. Отметим, что первые два бестселлера потеряли порядка половины спроса, а вот их старший брат по внедорожной линейке Q7 (ценник от 4,3 млн. рублей) даже приобрел 4 голоса до итоговых 64. Напомним, что в начале 2015 года прошло обновление модели Q7. И хотя в первой половине года модель не дотягивала до своего же результата 2014 года, по всей видимости, новинки, подоспевшие во втором полугодии к дилерам, все же заинтересовали поклонников марки.

При этом спрос на представительские седаны А8 (ценник от 4,5 млн. рублей) остался неизменным, закрепившись на отметке 17 авто.

==table874==

LEXUS — С ИММУНИТЕТОМ К КРИЗИСУ, PORSCHE — С НОСТАЛЬГИЕЙ ПО УНИВЕРСИАДЕ

Говоря о достижениях в люксовом сегменте, нельзя не отметить повышенную устойчивость японского бренда Lexus: на падающем рынке спрос на него не просто устоял, но даже вырос на 18,2%, до 481 авто. Уточним, что особо отличились поклонники Lexus за пределами столицы РТ, в Казани же премиальный «японец» прибавил только 11,6%. В целом по стране продажи Lexus увеличились заметно скромнее — на 6%, до 20,2 тыс. машин.

Тягловой антикризисной лошадкой у Lexus выступила сверхпопулярная новинка — компактный кроссовер NX (от 2 млн. рублей), собравший 305 голосов. В целом же можно без преувеличений заявить, что Lexus завершил 2015 год под лозунгом «Кому — кризис, кому — рекорд». Что ж, у маркетологов бренда есть чему поучиться.

==table875==

Напомним, что еще по результатам 9 месяцев на положительной территории держался другой любимчик татарстанской и в особенности казанской зажиточной публики — Porsche. Однако по итогам 2015 года регистрации этого премиального бренда все-таки уменьшились на 7,7%, до 143 случаев. В итоге лучшим для Porsche в республике стал 2013 год. Не хочется проводить связи с объемом освоенных перед Универсиадой бюджетных средств на строительство спортивных объектов в 2011 - 2013 годах, но из песни слов не выкинешь. Уточним, что в Казани, в отличие от республики в целом, Porsche все-таки увеличил продажи на 2 авто, до 107 машин, по итогам прошлого года, но эталонная отметка 2013 года в 108 авто бренду так и не покорилась. Для сравнения: в целом по России спрос на Porsche вырос на 12%, до 5 290 авто.

Самым популярным в модельной линейке Porsche у татарстанских автолюбителей остается полноразмерный кроссовер Cayenne (ценник от 5 млн. рублей), собравший в республике 95 голосов, из них 69 — в Казани. На втором месте — его младший брат — новичок Macan (ценник от 3,6 млн. рублей), покоривший сердца 36 автолюбителей из РТ, из них 29 — в Казани.

4

Завершая наш обзор премиального сегмента, добавим, что в четвертом квартале 2015 года на учет в Татарстане было поставлено сразу два новеньких Bentley. Если в первой половине года выбор поклонников элитной «крылатой» марки остановился на Сontinental GT (ценник от 10 млн. рублей) и Flying Spur (от 11,5 млн. рублей), то на сей раз их внимание привлекли Сontinental GT и Mulsanne (от 17 млн. рублей). Уточним, что оба Сontinental GT припарковались в Казани, а вот более редкие модели — Flying Spur и Mulsanne — поставлены на учет за пределами столицы РТ.

Фото: carobka.ru

По всей видимости, проблемы падающих котировок нефти и скачущего курса рубля обошли стороной покупателей этих шикарных автомобилей. Порадуемся за них.

==table876====table877==