Не слишком убедительное выступление «КАМАЗ-Мастера» на очередном «Дакаре» вновь привлекло внимание к вопросу, когда у автогиганта появится новый мотор. Еще в конце прошлого года челнинское предприятие приобрело 19% акций Тутаевского моторного завода, который делает мощные дизели для гонки. «БИЗНЕС Online» попытался выяснить, что стоит за этой сделкой — поиск площадки под производство двигателей, разработанных Liebherr, или, наоборот, крах надежд на сотрудничество со швейцарцами?
КАК ЧЕМЕЗОВ ДЕЛИТ ЗАВОДЫ С ДЕРИПАСКОЙ
Крупное приобретение для КАМАЗа закрыла 30 ноября прошлого года «дочка» — АО «Промышленные активы», выкупившая у банка «Российский капитал» 18,87% акций ОАО «Тутаевский моторный завод» (ТМЗ) в Ярославской области. До этого 31,78% акций завода уже принадлежали главному акционеру КАМАЗа — госкорпорации «Ростех», так что в совокупности они получили контрольный пакет — 50,56% акций.
Пресс-секретарь Тутаевского моторного завода Александра Костерина, к которой «БИЗНЕС Online» обратился за разъяснениями по сделке, заявила, что не уполномочена давать комментариев по этому вопросу.
«Российский капитал» — дочерний банк АСВ, которому акции ТМЗ достались в результате санации владевшего ими Эллипс-банка — нижегородской кредитной организации средней руки, подконтрольной группе частных лиц.
Интересно, что еще около 18% акций завода принадлежат, по данным годового отчета за 2014 год, офшору на Виргинских островах Alta-Britt Interholding Limited, который до ноября 2015 года числился совладельцем концерна «Русские машины», входящим в группу «Базэл» Олега Дерипаски. Его группе «ГАЗ» принадлежит еще два автомобилестроительных завода в Ярославской области: знаменитый Ярославский моторный завод (ЯМЗ) и Ярославский завод дизельной аппаратуры.
Таким образом, до вхождения КАМАЗа завод, по сути, находился в сфере влияния сразу двух независимых и даже в определенной степени конкурирующих бизнес-групп — «Ростеха» Сергея Чемезова (ему 31,78% акций были переданы постановлением правительства РФ в 2009 году) и олигарха Дерипаски. По всей видимости, это не лучшим образом сказывалось на развитии предприятия — посетивший завод в конце 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев даже публично призвал собственников активнее заниматься стратегическим предприятием. Таким образом, внешне приобретение контроля над ТМЗ выглядит небольшой, но принципиальной победой «Ростеха».
Приобретение контроля над ТМЗ выглядит небольшой, но принципиальной победой «Ростеха» Сергея Чемезова (фото: rostec.ru) |
Эксперты «БИЗНЕС Online» не исключают, что это только начало. «Ростех» гнет свою линию, — говорит экс-конструктор НТЦ КАМАЗа Владимир Сачков. — Сейчас ТМЗ окажется в орбите интересов концерна, а там, глядишь, и ЯМЗ тоже окажется перед выбором.... И МАЗу в итоге деваться будет некуда, как соглашаться на объединение с КАМАЗом. Сколько уже времени КАМАЗ пытаются объединить с МАЗом? Сейчас вроде бы и бросили эту тему уже, но потом опять ее поднимут. Потому что сегодня, говоря объективно, у МАЗа и шасси помощнее камазовского, и кабина получше, и уже есть лицензионный двигатель Renault (ЯМЗ-650), который на грузовик устанавливают». Поясним здесь, что ТМЗ давно и успешно работает с МАЗом, 7 лет назад в Ярославле даже была организована сборочная площадка «МАЗов» — МАЗ ТМЗ.
Отметим, что в ЯМЗ у «Ростеха» сейчас тоже 31%, а остальное — у Дерипаски. И противоречия между акционерами не раз выплывали наружу. Например, СМИ сообщали, что в 2012 году структура «Ростеха» «РТ-Авто» блокировала на собрании акционеров «Автодизеля» решение об отсрочке выплаты кредита ВЭБу на 5,8 млрд. рублей, полученных под строительство производства двигателей стандарта «Евро-4». В группе «ГАЗ» тогда говорили о «конфликте интересов». Оно и понятно, ведь гендиректор «РТ-Авто» не кто иной, как глава КАМАЗа Сергей Когогин.
ЗДЕСЬ ДЕЛАЮТ ДВИЖКИ ДЛЯ «ИСКАНДЕРОВ»
Так или иначе, теперь в сферу влияния КАМАЗа попало предприятие, которое еще с 2004 года решением правительства РФ включено в список стратегических предприятий страны. К примеру, именно в Тутаеве производят двигатели к автомобилям, на которые ставятся зенитно-ракетные комплексы «Триумф» и оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер»
Давая одобрение на сделку 31 августа, ФАС подчеркнула, что ряд моделей ТМЗ занимают доминирующее положение (доля свыше 50%) на рынке четырехтактных V-образных восьмицилиндровых двигателей мощностью свыше 450 л.с. Ведомство высказало опасение, что после перехода контроля к «Ростеху» он может этим воспользоваться, ограничив конкуренцию. Чтобы этого не допустить, ФАС выписала ТМЗ некое секретное предписание, содержимое и даже номер которого не раскрывается.
Посетивший тутаевский завод в конце 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев публично призвал собственников активнее заниматься стратегическим предприятием (фото: government.ru) |
ТМЗ существует с 1973 года, его специализация — разработка и выпуск дизельных двигателей средней и большой мощности, коробок передач и запчастей. На сегодняшний день только номенклатура двигателей завода насчитывает более 40 модификаций. В основном они ставятся на трактора, а также на семейство тяжелых и сверхтяжелых грузовых автомобилей — «БАЗ» (Брянский автомобильный завод) и «МЗКТ» (Минский завод колесных тягачей). В производственной программе завода есть также модификации моторов, которые используются на маневровых тепловозах и речных судах. Кроме того, на базе тутаевских дизелей создаются и автономные электростанции средней мощности.
В целом ТМЗ поставляет свою продукцию более чем 50 предприятиям машиностроения России и стран СНГ. Сегодня основной объем идет на Петербургский тракторный завод — двигатели устанавливают на тракторы «Кировец». Это самый давний партнер и заказчик завода. В этом году, следуя программе импортозамещения, питерцы существенно увеличили заказы тутаевских моторов, так как импортные, из-за девальвации рубля, стали неподъемно дорогими.
По данным за 2015 год, на предприятии работают около 1,5 тыс. человек. Выручка его в 2014 году составила 1,7 млрд. рублей, чистый убыток — 58,2 млн. рублей, но, несмотря на кризис, тутаевцам удалось подправить ситуацию. Прошлый год, как рассказала «БИЗНЕС Online» Костерина, стал для предприятия рекордным — завод выпустил 1665 двигателей мощностью от 350 до 600 лошадиных сил, и выручка превысила 2 млрд. рублей. В настоящее время, по словам пресс-секретаря, на заводе полным ходом идет подготовка производства нового семейства двигателей, так называемой 880-серии. Это двигатели мощностью от 800 до 1200 л.с., предназначенные для военной спецтехники и 55-тонных «БЕЛАЗов». Планы на нынешний год весьма амбициозны — завод планирует нарастить выручку на четверть, а объем производства довести до 2160 двигателей. Этому должны поспособствовать программы импортозамещения, реализуемые повсеместно в стране, а также рост заказов от оборонных предприятий — Московского прожекторного завода, БАЗа, МЗКТ и других.
ПОКА КАМАЗ ЗАКАЗАЛ В ТУТАЕВЕ 300 ЛЕБЕДОК
До сих пор КАМАЗ и ТМЗ связывало не так уж много. Да, именно на тутаевских моторах знаменитая команда «КАМАЗ-Мастер» завоевала львиную долю своих «Золотых бедуинов» на ралли-марафонах «Дакар». Но моторы КАМАЗ у него не покупал — в отчете за 2014 год челнинский автогигант назван лишь «потенциальным» потребителем двигателей и трансмиссий.
Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» о целях сделки лишь пояснил, что покупка завода была обусловлена желанием расширить технические возможности КАМАЗа по производству двигателей большой мощности. Кроме этого, он рассказал, что специалисты КАМАЗа провели аудит конструкторских, технических и производственных возможностей предприятия, и они признаны в основном соответствующими требованиям камского автозавода. Что же касается вопросов разработки программы сотрудничества и интеграции двух предприятий, то, по словам Афанасьева, ее подробности могут быть озвучены только после утверждения руководством КАМАЗа.
В Тутаеве переход крупного пакета акций к новому собственнику комментируют более охотно. «Во всяком случае, сейчас у нас наладилась с производителем из Набережных Челнов кооперация, — отметила Костерина. — Мы делаем для КАМАЗа 10- и 25-тонные лебедки. Пока это только опытные образцы, но уже в этом году мы сделаем для КАМАЗа опытно-промышленную партию. В первом полугодии планируется поставить порядка трехсот 10-тонных лебедок. В прошлом году в довольно сжатые сроки мы осуществили подготовку этого производства. До этого никогда производством лебедок завод не занимался. Для нас покупка КАМАЗом наших акций — это новые заказы, новые рабочие места. Конечно же, это хорошо».
Однако кроме лебедок до реализации каких-то конкретных проектов при участии КАМАЗа дело пока не дошло. Договор о сотрудничестве с весьма обтекаемыми формулировками на сегодня единственный документ, регламентирующий взаимоотношения КАМАЗа с ТМЗ, хотя взаимный контакт поддерживается.
«Общение с КАМАЗом у нас довольно тесное, — заявила Костерина, — То наши руководители на заводы КАМАЗа ездят, то камазовские — к нам. Не так давно нас посещал Сергей Зуйков — директор камазовского РИЗа, приезжал директор литейного завода Эдуард Панфилов. После визита Зуйкова мы заказали режущий инструмент, и довольно быстро РИЗ наш заказ выполнил. Думаю, что мы и дальше будем сотрудничать с РИЗом в этом плане. Кроме этого, на ТМЗ при поддержке КАМАЗа запущено внедрение программы бережливого производства, вроде ПСК «КАМАЗ».
По словам Костериной, в ноябре прошлого года с визитом отметился и сам Когогин. Он осмотрел производство целиком, и, по ее словам, «все ему понравилось». При этом Когогин отметил, что за пять лет с момента его последнего визита на заводе многое изменилась к лучшему.
Покупка ТМЗ Сергеем Когогиным была обусловлена желанием расширить технические возможности КАМАЗа по производству двигателей большой мощности |
«СОБСТВЕННЫХ РАЗРАБОТОК МОЩНОГО ДВИГАТЕЛЯ У КАМАЗА, ПО СУТИ, НЕТ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что ТМЗ нужен КАМАЗу, чтобы получить, наконец, собственный двигатель большой мощности.
«Сегодня в Тутаеве разрабатывают мощные моторы под военные заказы, а КАМАЗ разрабатывает и 4-, и 5-, и 6- и 8-осные автомобили, — поясняет Сачков. — Работы в этом направлении идут. Вполне возможно, что новые тутаевские двигатели могут найти свое применение и на этих машинах. Оборудование ТМЗ позволяет выпускать двигатели большой мощности, какие на оборудовании завода двигателей КАМАЗа сделать нереально. Чтобы делать двигатели большой мощности на КАМАЗе, нужно половину оборудования на заводе двигателей вывезти и поставить туда новое. Оно не было универсальным, когда завод проектировали».
По словам Сачкова, КАМАЗ все последние годы пытался усилить старый блок, выжимал из него все возможное. Но без нового двигателя все модернизации старого блока выглядят как мертвому припарки. «КАМАЗу нужно делать новый мотор, а не пытаться модернизировать старый, изощряясь с двухступенчатым наддувом и прочим. Мотор нужен мощный. Двигатель ТМЗ 842 серии — тот, что устанавливали в свое время на спортивные «КАМАЗы». Сегодня жизнь требует, чтобы 400 - 500 сил как здрасте двигатель на магистральном тягаче выдавал». Этим, по мнению эксперта, и обусловлен интерес КАМАЗа к заводу.
Впрочем, так ли хороши тутаевские моторы? «Семейство 840-х двигателей ТМЗ устарело — это разработка, которая корнями уходит в 70-е годы. Надо делать что-то новое, — считает главный редактор журнала «Автокаталог» и известный ВПК-блогер Александр Привалов. — Возможно, в Тутаеве идут работы в этом направлении. Может быть, то, что КАМАЗ приобрел Тутаевский завод, даст определенный толчок — надо смотреть, какими будут инвестиции. Создание двигателя — процесс небыстрый, это годы, быстро отработать новый мотор в Тутаеве КАМАЗу не удастся. Собственных разработок мощного двигателя у КАМАЗа, по сути, нет. А если и есть, то в зачаточном состоянии».
Тем не менее сделка — шаг в правильном направлении, считает Александр Еремцов — главный редактор журнала «Грузовик Пресс»: «У Тутаевского завода ситуация такая, что ему нужно либо закрываться, либо отдаваться в чужие, что называется, более сильные руки. КАМАЗ, может быть, своим умом дошел, а может быть, ему и правительство подсказало, что нужно помочь в исправлении этой ситуации», — говорит он. По его словам, в Тутаеве есть готовое производство, которое развито не в той степени, в какой хотелось бы КАМАЗу. Теперь же челнинцы смогут заняться там модернизацией и созданием новых производственных линий.
«Это, однозначно, выгоднее, чем строить производство двигателей с нуля. К тому же на заводе есть готовые, подготовленные кадры. В любом случае мне такая идея нравится. Это выгодно и ТМЗ, у которого могут дела пойти в гору, и КАМАЗ при этом сможет решить свои задачи», — заключает эксперт.
«НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ЧТО ПЛОЩАДКА В ТУТАЕВЕ НУЖНА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ШВЕЙЦАРСКИХ МОТОРОВ...»
До последнего времени главной надеждой КАМАЗа на получение современного двигателя нового поколения было сотрудничество со швейцарской компанией Liebherr International AG. С ней, напомним, еще в 2014 году был заключен договор на разработку новых рядных дизельных и газовых двигателей. Предполагалось, что иностранный партнер будет оказывать челнинцам услуги по разработке следующего поколения двигателей для нового семейства автомобилей и автобусов, а также стационарных дизельных и газовых генераторов. КАМАЗ даже планировал создать с Liebherr современное производство в Челнах. Швейцарцы брали на себя консультации по расчету, проектированию, закупке, монтажу и пуску в эксплуатацию производственного оборудования, включая этап запуска производства. Мотор планировалось пустить в серию в конце 2016 года.
В этой связи, считают эксперты, есть два возможных варианта. Первый — ТМЗ понадобился именно как промплощадка для разработанных швейцарцами ноу-хау. «Завод двигателей КАМАЗа изначально предназначался для производства собственных двигателей. Производство мотора Liebherr туда по объективным причинам, учитывая планируемую 100-процентную локализацию, не вписывается, — говорит Федор Лапшин — редактор рубрики «Грузовики и автобусы» газеты «Авто Ревю». — Я не исключаю, что площадка в Тутаеве может быть использована КАМАЗом для разворачивания производства именно швейцарских моторов. Ее вычистят, модернизируют и наладят там сборку».
Но возможен и второй, более грустный для КАМАЗа вариант — не исключено, что под грузом санкций и обвала рубля швейцарский проект пришлось задвинуть. «Возможно, на КАМАЗе уже пришли к пониманию того, что Liebherr заводу не потянуть и что при нынешнем курсе евро они никак не попадают с ценой мотора, они могли прийти и к тому, чтобы из ТМЗ сделать конфетку. То есть возьмут разработку ТМЗ за основу и будут делать двигатель на замену камазовскому», — считает Лапшин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.