Сегодня «серебро» гонки «Дакар-2016» продолжает будоражить Набережные Челны. Мэр города Наиль Магдеев с изрядной долей грусти посетовал, что «спорт есть спорт». Но добавил, что победы у «КАМАЗ-Мастера» еще впереди. А опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты, разбираясь в причинах потери «золота», отмечают, что на гонке против «КАМАЗа» ополчился едва ли не весь мир, что придало «Дакару» мощный заряд состязательности. Также на совещании в исполкоме автограда обсудили итоги борьбы с безработицей.
Сегодняшний деловой понедельник в Набережных Челнах был посвящен ситуации на рынке труда |
«ВТОРОЕ МЕСТО — СЕРЬЕЗНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ»
Сегодня результаты гонки «Дакар-2016» на деловом понедельнике в Набережных Челнах прокомментировал мэр Наиль Магдеев. Напомним, вопреки победной традиции КАМАЗа в этом году призовое второе место занял лишь экипаж Айрата Мардеева — он пришел к финишу вторым.
«О перипетиях этой гонки многие знают, следили, — предположил мэр. — Я думаю, второе место нашего с вами земляка — это большой успех, хотя мы привыкли к тому, что команда «КАМАЗ-Мастер» в последние годы занимала практически весь пьедестал почета. Но спорт есть спорт! Поэтому второе место, серебряная награда — это достаточно серьезный результат».
Магдеев процитировал высказывание руководителя команды Владимира Чагина, которое накануне вышло в эфире телеканала «Россия 24» в фильме о команде «КАМАЗ-Мастер». «Даже те, кто доехал от старта до финиша, уже победители «Дакара», — заметил градоначальник. — Мы знаем, какие неприятности и трагические события, к сожалению, случаются на гонке. Поэтому мужество, выдержка челнинских спортсменов вызывает уважение. Мы поздравляем команду «КАМАЗ-Мастер“, наших ребят. Они наши герои, мы ими гордимся, думаю, гордится вся страна. А победы у команды еще впереди».
Напомним, победил на «Дакаре» голландец Жерар де Рой. Среди причин, по которым камазовцы уступили первое место, стали серьезные неприятности на трассе. Перевернувшаяся на одном из этапов машина Эдуарда Николаева и новый мотор Liebher, рассчитанный на пески и бездорожье вместо прямых гоночных участков, даже стали поводом для дискуссии на самом верху. Президент России Владимир Путин во время заседания наблюдательного совета агентства стратегических инициатив в диалоге с президентом РТ Рустамом Миннихановым продемонстрировал свою осведомленность в перипетиях гонки, пожелав успехов в доведении нового мотора.
Перевернувшаяся на одном из этапов машина и новый мотор Liebher, рассчитанный на пески и бездорожье вместо прямых гоночных участков, даже стали поводом для дискуссии на самом верху
ОРГАНИЗАТОРЫ СДЕЛАЛИ ВСЕ, ЧТОБЫ «КАМАЗ» НЕ ПОБЕДИЛ НА «ДАКАРЕ»
Комментируя результаты «Дакара», руководитель департамента информационной политики ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев заметил, что пока рано подводить результаты самой гонки: подведение итогов еще впереди. Предстоит серьезный анализ, это будут делать и «технари», и спортсмены. Только после этого будет делаться какой-то вывод, приниматься решения относительно будущего участия в части изменения тактики, подготовки техники и так далее. Изменения трассы, в результате которых «пропали» участки бездорожья и появились прямые гоночные отрезки, на которых конкуренты команды получили ряд преимуществ, Афанасьев относит к стечению обстоятельств.
«Тут слились воедино сразу несколько моментов, которые и привели к изменению трассы. В этом году организаторы проложили новый маршрут, и по ряду причин туда не вошли Чили, остались только две страны — Боливия и Аргентина. Второй момент: прошли проливные дожди, которые изменили саму трассу. Это тоже сказалось на изменении маршрута. Ну и третье: организаторы всегда хотят внести некую интригу в любые соревнования. И когда на протяжении четырех лет доминирует одна команда, то естественно, что любой организатор пытается этот вопрос как-то обострить. В этом году все эти три момента слились воедино».
С оценкой Афанасьева в части обострения ситуации на гонке согласен главный редактор журнала «Автокаталог» и известный ВПК-блогер Александр Привалов. «Организаторы гонки не первый год делают все возможное, чтобы нивелировать преимущество «КАМАЗов», — пояснил он «БИЗНЕС Online». — И с точки зрения регламента предпринимались изменения достаточно серьезные, и маршрут гонки серьезно менялся... Понять организаторов можно: они заинтересованы в сохранении интриги. Нет интриги — интерес к гонке у общественности падает».
Привалов, однако, напомнил: КАМАЗ ведет работы по технической стороне вопроса. «Семейство 840-х двигателей устарело, это разработка, которая корнями уходит в 70-е годы. Создание двигателя — процесс небыстрый, это годы. То есть быстро создать двигатель КАМАЗу не удастся. Собственных разработок двигателей для раллийных машин у КАМАЗа, по сути, нет. А если и есть, то в зачаточном состоянии», — рассуждает эксперт.
Афанасьев, впрочем, с такой оценкой не вполне согласен. «На гонках «Дакара» дело не в мощности моторов. Организаторы ограничивают объем двигателя, верхнюю грань этого объема двигателя они постоянно понижают. Именно поэтому мы и перешли с тутаевского двигателя, который у нас всегда стоял, на двигатель Liebherr: организаторы поставили условием снижение объема двигателя».
КАМАЗ, впрочем, подпирают не только именитые конкуренты в лице MAN, Iveco, Tatra и Renault. На серьезном уровне заявлено о том, что автомобильный завод «Урал» тоже готовит машину для «Дакара», сообщил «БИЗНЕС Online» Привалов. Машина будет оснащена новым двигателем — ЯМЗ-780, который делался под военку — для «Бумеранга» и «Курганца-25» (естественно, на серийные грузовики будут ставить дефорсированные варианты двигателя). «То есть в России новый двигатель есть, он проходит испытания, и в первую очередь он пойдет на «Уралы», — заметил Привалов. И если не через год, то через два эти машины тоже будут составлять конкуренцию «КАМАЗу» на «Дакаре». Идет по этому пути и ГАЗ, да, успех быстро не приходит, но ведь и «КАМАЗ» шел к нему пять лет.
Быстро создать двигатель КАМАЗу не удастся. Собственных разработок двигателей для раллийных машин у КАМАЗа, по сути, нет. А если и есть, то в зачаточном состоянии
«Словом, весь мир ополчился против «КАМАЗа», — подытожил Привалов. — Организаторы не были заинтересованы, чтобы был один лидер. Да, мое мнение, КАМАЗу и самому это стало в какой-то степени приедаться. Если бы в очередной раз три первых места были у КАМАЗа, «Дакар» можно было бы и закрывать. Организаторами сделано было все, чтобы КАМАЗ не одержал победу».
Кроме того, на взгляд эксперта, очень важно то, чтобы руководство и пилоты «КАМАЗ-Мастера» не заболели звездной болезнью. «Ребята очень контактные, с ними любой может пообщаться, они доступны, — предупреждает Привалов. — Люди замечательные в команде «КАМАЗ-Мастер». И это залог успеха: «КАМАЗ» еще не раз победит на «Дакаре».
«ТОЛЬКО НА ПРЕЗЕНТАЦИИ В ИЮНЕ БЫЛО ОБЪЯВЛЕНО ОБ ОКОНЧАТЕЛЬНОМ ВЫБОРЕ ТРАССЫ»
Для «КАМАЗ-Мастера» вариант с отсутствием песчаных участков и наличием ровных скоростных дорог был не самым лучшим. По мнению Семена Якубова, экс-капитана «КАМАЗ-Мастера», такая трассировка в будущем не будет способствовать популярности «Дакара». Он назвал маршрут «вынужденной ситуацией» — те возможности, которые позволяет реализовать техника, подготовленная для внедорожных гонок, никто не получил. Не только команда «КАМАЗ-Мастер».
«Во всех категориях ралли-рейдов особое внимание уделяется способности техники проходить сложные участки, сложные рельефы, бездорожье. Поэтому технику не смогли использовать по назначению. И здесь имели огромное преимущество легкие машины с легкими моторами, которые более динамичны, быстрее раскручиваются, и поэтому преимущество было в этот раз не у команды «КАМАЗ-Мастер». Это, конечно, не говорит о том, что невозможно было выиграть, шансы появились к концу, но, как говорится, удача была не на стороне команды. Повезло тем, кому не везло до сих пор», — заявил Якубов.
Он также заметил и человеческий фактор. За рулем грузовиков тех команд, которые победили, были люди, привыкшие ездить по ровным дорогам. Это увеличило и конкуренцию на гонках.
«Я бы не сказал, что организаторы гонок меняют условия в угоду камазовским конкурентам. Это вынужденная ситуация у организаторов — провести такой тип трассы, и они этого не скрывают, — считает Якубов. — Потому что маршрут гонки не был известен практически до момента отъезда на гонку. Только на презентации в июне было объявлено об окончательном выборе трассы. А до этого трасса была очень напряженной с точки зрения проведения ралли в Южной Америке».
Уволенные КАМАЗом 3850 человек не попали под сокращение, обязывающее работодателя к компенсациям |
КАМАЗ НЕ ПОСЧИТАЛИ
В целом же деловой понедельник в Набережных Челнах и Нижнекамске сегодня «вращался» вокруг ситуации на рынке труда. В автограде руководитель центра занятости Татьяна Быданова озвучила цену, которую пришлось заплатить за удержание безработицы в пределах 1%, — 1,2 млрд. рублей. Освоив эти деньги по линии занятости населения, автоград насчитал к концу года 2,6 тыс. зарегистрированных безработных. Отметим, что волна безработицы, если можно так называть ее рост на 400 человек, пришлась на начало года (тот же показатель Быданова озвучила и в марте 2015-го): по итогам 2014-го на учете стояли 2,2 тыс. человек, что соответствует 0,81% экономически активного населения.
«Основные показатели на 2015 год выполнены полностью, — заявила Быданова. — Выделенные лимиты в размере почти 1,2 миллиарда рублей освоены в полном объеме. Одним из основных результатов работы явилось закрепление стабильного положения на рынке труда, уровень безработицы на 1 января текущего года составил 0,98 процента». Напомним, что почти 1 млрд. рублей из предъявленной Быдановой суммы получил КАМАЗ по программе общественных работ, инициированной минтруда РФ. Финансовую поддержку министерства для организации временных работ получали и другие предприятия Челнов, в частности, ООО «Риат».
Согласно статистике от Быдановой, списки на сокращение работников в этом году включали 1,8 тыс. человек, фактически же были сокращены 909 сотрудников. Из них обратились на биржу труда 532 человека, в том числе 193 — пенсионного возраста, остальные были трудоустроены либо на своем же предприятии, либо на других. По словам начальницы центра занятости, в значительной степени удалось избежать и перехода части предприятий на неполную рабочую неделю. Тем не менее в 13 организациях — ООО «КамгэсЗяб», ООО ЦФ «Кама», ЗАО «Камдорстрой» и других — без этого все же не обошлось. При этом сокращения штатов прошли в местных филиалах К(П)ФУ (165 человек), ООО «Леони РУС» (86 человек), Поволжской академии физкультуры и спорта (58 человек), в ПАО «КАМАЗ» (33 человека), ООО «Камский завод «Автоагрегатцентр» (25 человек) и других предприятиях.
Стоит пояснить, что число сокращенных камазовцев, очевидно, не учитывает увольнение 10% персонала автогиганта, которое было одним из условий попадания Челнов в красную зону программы моногородов. Уволенные КАМАЗом 3850 человек не попали под сокращение, обязывающее работодателя к компенсациям: как объяснял «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы автогиганта Афанасьев, около тысячи из них — это пенсионеры, а остальные разошлись по другим предприятиям, в основном резидентам камазовского КИП «Мастер».
В общей сложности за 2015 год на учет были поставлены порядка 15 тыс. человек, ищущих работу (уточним, что «ищущий работу» и «безработный» — два разных понятия), трудоустроены — 7,8 тыс. человек. За это же время биржа труда открыла 20,6 тыс. вакансий, а 413 организаций поучаствовали в 33 ярмарках вакансий. Центр занятости обучил по 54 профессиям 1,3 тыс. безработных (опять же, не считая камазовцев, из которых прошли обучение 15,2 тыс. сотрудников). Собственный бизнес по программе самозанятости организовали 59 безработных — они занялись кондитерским производством, аквапечатью, сборкой и сервисом спортивного инвентаря и другими интересными делами.
Мэр автограда Магдеев рекомендовал продолжать работу в том же духе и поставил задачу на 2016 год: обеспечить трудоустройство всех оставшихся без работы. Весьма амбициозно, учитывая, что ближайшие месяцы обещают быть непростыми.
Игорь Соковых заявил, что сегодня уровень безработицы здесь практически равен докризисному 2008 году
ДВЕ ТРЕТИ ВАКАНСИЙ — ДЛЯ ТУРОК
Между тем ситуация в Челнах характерна и для других промышленных оплотов Закамья. В частности, на аналогичном совещании в Нижнекамске директор местного центра занятости Игорь Соковых заявил, что сегодня уровень безработицы здесь практически равен докризисному 2008 году. К началу 2016-го ее официальный уровень в районе составил 0,99%, как и годом ранее, по городу показатель ниже — 0,86%. Средняя продолжительность безработицы — 5,2 месяца. Показатели района тянут вниз Камские Поляны, где, несмотря на работу одноименного промышленного парка, положение на рынке труда сложнее, чем у других. Тревожит тот факт, что 21% безработных — молодые люди в возрасте до 29 лет, более 40% имеют на иждивении малолетних детей.
«К сожалению, в предоставленных вакансиях не всегда уровень зарплаты соответствует ожидаемому соискателем, — констатировал чиновник. — Тем не менее в 2015 году центром занятости населения Нижнекамска трудоустроены 3252 человека — 52,4 процента от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы».
Число вакансий в Нижнекамске остается высоким: сейчас в базе данных зарегистрировано 5,9 тыс. предложений о работе, что почти в четыре раза превышает количество соискателей. Любопытно, что из общего количества 3,7 тыс. вакансий ориентированы на привлечение иностранных работников для турецкого ООО «Гемонт», строящего нефтеперерабатывающий комплекс. Напомним, компанию вывели из-под антитурецких санкций и она может по-прежнему набирать на работу соотечественников. Таким образом, для Нижнекамска реальное количество вакансий «для своих» немного превышает 2 тысячи. Востребованы в городе нефтехимиков опытные каменщики, монтажники, слесари-ремонтники, электрогазосварщики — нехватка рук по рабочим специальностям ощущается особенно остро. Из прочих специалистов не хватает врачей, учителей, инженеров.
По словам Равили Зариповой, Челны остаются одним из немногих городов республики, где рождаемость превышает смертность
40% УМЕРШИХ МУЖЧИН ДО ПЕНСИИ НЕ ДОЖИЛИ
В Набережных Челнах еще одной темой совещания стала работа загса. Руководитель ведомства Равиля Зарипова сообщила, что в 2015 году было зарегистрировано более 21 тыс. гражданских актов, что на 3,2% меньше уровня предыдущего года. При этом в автограде родились 8,6 тыс. детей — на 0,3% больше, чем годом ранее: по этому показателю Челны занимают второе место в РТ после Казани и остаются одним из немногих городов республики, где рождаемость превышает смертность. Естественный прирост населения в 2015 году в автограде составил чуть более 4 тыс. человек (+1%), показатель смертности сократился на 0,2% до 5,5 тыс. фактов. Из общего числа умерших 57% — мужчины, 43% — женщины, причем 40% умерших мужчин не дожили до пенсионного возраста. Среди женщин таких 13%.
Браков в Челнах в прошлом году было заключено 4,3 тыс., что на 7,9% меньше предыдущего года. «К тому, что сказано, трудно что-то добавить, — прокомментировал доклад Магдеев. — Цифры и факты говорят, что показатели по городу неплохие. Все мероприятия, инструменты, которые применяются нашими службами и структурами, дают свои результаты. Работа важная, нужная, достаточно тонкая — вопросами семьи и взаимоотношений надо серьезно заниматься. Это касается и выделения участков для многодетных семей, и внимания тем семьям, которые прожили совместно достаточно долго, многое сделали для нашего города. Наряду с экономикой, другими вопросами жизнедеятельности Набережных Челнов нельзя упускать из виду и тему семьи».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.