Продолжается жонглирование акциями успешного казанского оборонного предприятия — КОМЗа. Право распоряжаться четвертью капитала компании на прошлой неделе вернул себе «Оборонпром», но лишь для того, чтобы выставить пакет на аукцион. Что это — многоходовочка Николая Колесова, которому как раз «четвертинки» не хватает для безраздельного обладания заводом? Повеление военных? Игры Сергея Чемезова? Как предполагают эксперты «БИЗНЕС Online», все несколько прозаичнее.
В прошлом году завод проинспектировал Ильсур Метшин |
ЗДЕСЬ ДЕЛАЮТ ПЕРИСКОПЫ ДЛЯ ВСЕГО ПОДФЛОТА, НО...
На прошлой неделе стало известно, что АО «ОПК «Оборонпром» вернуло полученное им в 2009 году право распоряжаться четвертью капитала (оценивается примерно в 1,3 млрд. рублей, если говорить об акциях, то это 26,84% обыкновенных акций общества) КОМЗа. Напомним, в 2014 году эта доля была передана в доверительное управление другому «монстру» — ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Этот договор прекратил действие в конце декабря 2015 года, и тогда же стало известно, что «Оборонпром» намерен продать свою долю.
Но кто станет покупателем столь лакомого куска? Производитель супервостребованной техники радиоэлектронной борьбы (РЭБ) — настоящая жемчужина оборонки и одна из точек роста промышленности Татарстана. С финансовой точки зрения предприятие чувствует себя просто великолепно. Так, выручка выросла в 3,5 раза: с 0,67 млрд. рублей за 9 месяцев 2014 года до 2,36 млрд. за 9 месяцев 2015-го. Чистая прибыль увеличилась в 12,8 (!) раза: с 16,9 млн. до 216 млн. рублей. При этом завод для пополнения оборотных средств в малой степени использует банковские займы, которых на 30 сентября скопилось всего на 88 млн. рублей — на 36 млн. больше, чем годом ранее. Основной источник пополнения оборотных средств — кредиторская задолженность, которая выросла на 3,32 млрд. — до 7,38 млрд. рублей на 30 сентября 2015 года. Такой рост «кредиторки» указывает на растущий стремительными темпами объем заказов, а значит, КОМЗ не только будет улучшать финансовые показатели, но и, скорее всего, наращивать мощности и создавать рабочие места.
Что это такое «в железе», мы могли увидеть в прошлом году, когда завод проинспектировал мэр Казани Ильсур Метшин. Откровенность была беспрецедентная: ранее средства РЭБ были одной из самых охраняемых тайн. А тут и легкобронированный транспортер МТ-ЛБу с аппаратурой «Ртуть-БМ», и вертолеты Ми-8 с системой «Рычаг». Освоено производство комплексов «Планшет» и «Ратник»... В 2014 году КОМЗ выпустил продукции на 1,87 млрд. рублей, в том числе специальной (для минобороны) — на 1,72 млрд. рублей. В 2015-м, предположительно, — уже на 4,3 млрд., из них спецпродукции — на 4,1 миллиарда (доля гособоронзаказа в ней — 3,7 миллиард). Причем объем ГОЗ постоянно растет: если в 2014 году это было 960 млн. рублей, то в 2016-м он, предположительно, достигнет 4 млрд. 800 миллионов.
Николай Колесов |
Да, предприятие номинально еще считается «оптико» (выпускаются бинокли, рефрактометры и другая «мелочь»; впрочем, это и единственное в России предприятие по выпуску перископов для подводных лодок), на самом деле это уже лет пять мощнейший РЭБ-завод. И можно уверенно сказать, что это заслуга Николая Колесова, получившего контроль над заводом (более 70%) в 2009 году. Тогда же он становится генеральным директором только что созданного КРЭТа. Но прошло два года, прежде чем РЭБ-составляющая дошла до КОМЗа. На предприятии говорят, что первые связи были завязаны в 2011-м, и за четыре месяца было создано новое, современное производство. И почти сразу от военных пошли заказы.
ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ
Сегодня доля КОМЗа, принадлежащая структурам Колесова, оценивается примерно в 4,2 млрд. рублей (72% обыкновенных акций). Не логично было бы предположить, что он и выкупит «оборонпромовскую» долю? Ведь преимущество владения долей более 75% это прежде всего принятие стратегических решений без опасений блокировки со стороны держателя блокпакета (25%).
Как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании-организаторе аукциона «РТ-Стройтех», аукцион открытый по составу участников и форме подачи предложений о цене продажи акций. Претендентом может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Торги проводятся на повышение, начальная (стартовая) цена акций — 1 323 445 295 рублей (НДС не облагается), величина повышения начальной цены («шаг аукциона») — 39 703 358 рублей. Информация о наличии заявок, их количестве и наименование заявителей — закрытая информация. Аукцион назначен на 26 февраля.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, высоко оценив нынешнюю деятельность и перспективы КОМЗа, отметил, что наиболее логичным было бы приобретение данного пакета другими акционерами компании. «Однако не исключено, что ими могут заинтересоваться и сторонние инвесторы — продажа акций будет проводиться в формате аукциона, — отметил он. — Учитывая состояние предприятия и его перспективы, можно предположить, что стартовая цена будет превышена. Если оценивать всю компанию, то ее стоимость может находиться в диапазоне 3,5 - 6 миллиардов рублей без учета долговой нагрузки... Безусловно, если этот пакет будет приобретен другими акционерами компании, то это в известной степени развяжет им руки. Они смогут самостоятельно определять стратегию предприятия, многие решения им принимать будет проще и легче».
С ним солидарен ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский: «Приобретение господином Колесовым оставшихся 25 процентов акций КОМЗа позволит проводить стратегию развития данного актива без предварительного согласования с «Оборонпромом». Это значительно упростит процесс ведения бизнеса, поскольку сейчас, когда блокпакет находится в руках другого крупного акционера, принимать те или иные существенные решения в отношении КОМЗа невозможно без предварительного согласования. Стоимость 25 процентов акций завода однозначно превысит 1 миллиард рублей и, возможно, достигнет 1,5 миллиардов».
Однако возникает еще один вопрос: зачем «Оборонпрому» продавать акции КОМЗа? «КОМЗ является непрофильным активом для «Оборонпрома», который, как известно, интегрирует российское вертолетостроение и двигателестроение, — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании. «У меня пока нет какой-либо информации на этот счет», — коротко ответил корреспонденту нашей газеты генеральный директор КОМЗа Сергей Раковец.
ЧЕМЕЗОВ ЧИСТИТ КОНЮШНИ
Зато логичное объяснение дал заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков. «Оборонпром ликвидируется, поэтому он сейчас свои активы распродает, вот и все, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — На сегодня это, по сути, такая прокладка осталась — между «Ростехом» и двумя холдингами — вертолетным и двигателестроительным. Поэтому «Ростехом» было принято решение о ликвидации «Оборонпрома» как ненужного звена управления. Сейчас же и «Вертолеты России», и ОДК — под прямым управлением «Ростеха», то есть «Оборонпром» холдинговой компанией, какой был раньше, уже не является. И все активы, которые на нем, либо продаются, либо переходят в прямое владение «Ростеха».
Сергей Чемезов |
По мнению Насенкова, КОМЗу от перемен точно хуже не будет, поскольку 25-процентный пакет вряд ли сможет влиять на деятельность общества. Он полагает, что поэтому и компаниям Колесова приобретение пакета неинтересно: «А зачем? С этим пакетом вы на что можете повлиять в рамках закона об акционерных обществах? Да, можете выдвинуть на свою долю определенное количество членов совета директоров, влиять на решения о ликвидации общества, о слияниях, допэмиссиях. И больше ни на что».
По сути, речь идет о заявленных гендиректором «Ростеха» (куда входят и КРЭТ, и «Оборонпром») Сергеем Чемезовым пару лет назад планах по реорганизации своей империи. В 2013 году он говорил о намерении ликвидировать «Оборонпром» после выплат по облигациям компании, что произойдет не ранее 2022 года. Заявлялось и о желании получить блокпакет акций «Аэрофлота», чтобы увеличить количество отечественных самолетов в парке перевозчика (ведь предприятия «Ростеха» делают для авиапрома 70% комплектующих). Там же — и избавление от неэффективных и непрофильных активов. Может, под эту кампанию попал и КАН-АвтоВАЗ? 30 сентября 2015 года он был ликвидирован, при этом показывая в 2014 году выручку 2,8 млрд. рублей. Да, сегодня существует одноименная компания, но ее единственным акционером выступает депутат Казгордумы Александр Колесов (сын главы КРЭТа). Тогдашний вице-президент группы «КАН-Авто» Сергей Чернов так прокомментировал «БИЗНЕС Online» это решение: «Реорганизация проведена по требованию учредителя». В 2014 году среди учредителей КАН-АвтоВАЗ, помимо представителей семьи Колесовых, фигурировал «Завод Элекон», на четверть принадлежащий «Ростеху».
Так что не исключено, что выкупить оставшиеся акции КОМЗа также предложено структурам Колесовых, а проводимый аукцион — техническая формальность. С другой стороны, не менее вероятно, что Чемезов заинтересован в сохранении блокпакета в крупнейшем российском РЭБ-производителе и эти 25% оформит на себя одна из «дочек» «Ростеха».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.