.
Традиционно перед входом в актовый зал устанавливаются инфоматы, где куратору ОПФ — премьер-министру РТ Ильдару Халикову демонстрируются достижения IT-сектора ведомства

ИМАМОВ С ПРЕМЬЕРОМ ПРЕДПОЧЕЛ НЕ СТАЛКИВАТЬСЯ

Отчетное заседание отделения пенсионного фонда РТ (ОПФ) сегодня открыло грядущую череду коллегий министерств и ведомств, которым еще предстоит поделиться успехами своей деятельности в ушедшем году. Отметим, что стандарт отчета ОПФ РТ не менялся в течение вот уже нескольких лет, с момента, когда его возглавил Марсель Имамов — ныне экс-председатель фонда. Традиционно перед входом в актовый зал устанавливаются инфоматы, где куратору ОПФ — премьер-министру РТ Ильдару Халикову демонстрируются достижения IT-сектора ведомства, с каждым годом все более продвинутые, призванные облегчить взаимоотношения граждан и пенсионного фонда.

Не исключением стал и этот раз. Единственным диссонансом в ходе мероприятия (где так же в спокойной, дружелюбной атмосфере премьеру докладывали о достижениях и проблемах) стало то, что основным докладчиком стал не председатель отделения, а его врио — в недавнем прошлом заместитель Имамова Эдуард Вафин. Надежды на то, что премьер прямо в ходе коллегии либо уберет приставку «врио» у Вафина либо сообщит имя нового председателя, увы, не оправдались.

При этом на коллегии появился экс-председатель Имамов, ушедший в отставку 23 ноября прошлого года после того, как на фонд легла тень обвинений в коррупции. Буквально за несколько минут до приезда Халикова он по-хозяйски осматривал электронные сервисы, ожидавшие премьера, а затем неспешно прошел в зал, где и разместился в первом ряду. Так что его еще до недавнего времени подчиненному предстояло докладывать об основных показателях ведомства (которые, конечно же, были достигнуты именно в период руководства Имамова) под пристальным взором своего бывшего шефа.

Марсель Имамов
Марсель Имамов — экс-председатель фонда, тоже присутствовал на отчетном заседании

Напомним, что Имамов попал в орбиту публичного скандала после того, как началось расследование о хищениях в ПФР по РТ. В конце сентября появились сообщения о возможном задержании Имамова и его подчиненных. Следствие ведется в обстановке завесы секретности, однако стало известно, что Имамова допросили в качестве свидетеля, его заместитель Андрей Ясько оказался под домашним арестом. Арестованы также его предполагаемые партнеры — предприниматели Дмитрий Овечкин и Андрей Тухтаркин.

ЗАРПЛАТА ЗА МОНОТОННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОБСТАНОВКИ

Вафину, конечно, пришлось нелегко — докладывать о тех достижениях, к которым он имеет отношение, исключительно в качестве зама, то есть не того человека, который принимает решения. Тем не менее доклад его изобиловал приятными цифрами. Он отметил, что в 2015 году отделение пенсионного фонда выполнило все взятые на себя обязательства — объем выплаченных средств составил почти 175 млрд. рублей, что больше, чем в 2014-м, на 25 млрд. рублей. Отчасти это можно объяснить увеличением числа пенсионеров более чем на 15 тыс. человек. По поступившим взносам цифры такие: в пенсионный фонд собрано 90,7 млрд. рублей, в ФМОС — 21,1 млрд. рублей. Как видим, дебет с кредитом не сходится: нехитрый подсчет показывает, что на выполнение всех обязательства фонду не хватило своих средств — это 63 млрд. рублей. Как признал Вафин, обеспеченность собственными средствами снизилась до 60,2%. Тем не менее, отметил он, темп роста поступления страховых взносов по сравнению с 2014 годом составил 106,5% (пенсионные взносы) и 114% (медицинское страхование). К несомненным успехам можно отнести и то, что в ушедшем году средний размер пенсии вырос на 11% и составил более 12 тыс. рублей, а средний размер всех пенсий — 11,5 тыс. рублей. Впереди грядет индексация страховой пенсии на 4%, что, конечно, заметно ниже инфляции, но все же прибавка.

Однако есть ряд проблем, о которых говорится из года в год. Это прежде всего задолженность по страховым выплатам — она составляет 4,8 млрд. рублей, из которых 1,8 млрд. рублей приходится на индивидуальных предпринимателей. «Более 15 тысяч предпринимателей так и не представили декларацию в налоговые органы. А это значит, что они уже должны пенсионному фонду сумму, равную произведению 8 минимальных размеров оплаты труда и тарифа страховых взносов. Это 138 тысяч рублей. Если не подадут в этом году, их задолженность увеличится еще на 148 тысяч», — напомнил Вафин.

Начальник отдела организации администрирования страховых взносов Ирина Тлитова рассказала о том, к каким ухищрениям прибегают работодатели, лишь бы только минимизировать бремя обязательных выплат на свои предприятия. «Почти половина всех нарушений приходится на так называемые компенсационные схемы уклонения от уплаты взносов. Формально работодатель ничего не нарушает — компенсирует за особые условия работы, за разъездной характер и так далее, но фактически страховыми взносами обеспечивается только минимальная часть зарплаты», — отметила начальник отдела и привела пример судебных тяжб с одним из таких работодателей, который, по мнению отделения фонда, сознательно уклоняется от уплаты взносов. «Отделение раскрыло в суде схему уклонения от уплаты, когда зарплата заменялась компенсациями морального вреда — работодатель учитывал такие показатели, как недостаточное освещение, монотонность производственной обстановки, нахождение работников в неудобной позе во время работы на компьютере...»

А тех, кто имеет задолженность по взносам, Тлитова предложила внести в черный список компаний, которым будет ограничен доступ на участие в госзакупках.

«РАДУЕТ, ЧТО НЕ СНИЖАЮТСЯ ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ»

С основных итогов ушедшего года начал свое выступление и Халиков. Так, объем ВРП оценивается в 1,795 трлн. рублей, отдельно премьер-министр похвалил отрасль АПК, темп роста которой составил 103,2%. Отметил, что идет адаптация предприятий к новым экономическим условиям. «Радует, что не снижаются инвестиции в основной капитал — это почти 600 миллиардов рублей, или 100 процентов к предыдущему году», — с воодушевлением заключил Халиков.

Говорил он и про стабильность на рынке труда (уровень безработицы — 4%), о положительной демографической динамике (плюс 10 тыс. населения), о том, что денежные доходы на душу населения в прошлом году составили 30,5 тыс. рублей (с ростом на 4,9%), а также о средней заработной плате в 28,6 тыс. рублей (рост на 6,1%). Правда, премьер не стал выдавать черное за белое и признал, что реальные доходы с учетом инфляции все-таки снизились на 7%, а зарплата — на 6%.

В общем и целом Халиков остался доволен пенсионной службой, но все же отметил и проблемы. «Прежде всего это касается дефицита пенсионного фонда. И президент республики, и правительство обеспокоены тем, что в прошедшем году уровень обеспеченности собственными средствами на выплату страховой пенсии в Татарстане по сравнению с 2014 годом сократился, — жестко начал он, — и по итогам 11 месяцев составил 60,2 процента, ранее было 62,5 процента. Несмотря на снижение в процентном выражении доли задолженности по страхователям-работодателям, общая сумма недоимки по итогам года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 2,165 миллиарда рублей, увеличившись достаточно серьезно — на 19,2 процента. Или на сумму 349 миллионов рублей», — привел шокирующие данные премьер. Он подчеркнул, что в течение года данный вопрос необходимо полностью урегулировать. Кроме того, Халиков дал минфину 10 дней, чтобы совместно с другими ведомствами выбить зависшие страховые взносы у организаций бюджетной сферы, а в заключение, поблагодарив всех за хорошую работу, порекомендовал присмотреться к тому, как работают со своими клиентами налоговики.

На этом мероприятие было закрыто, его участники повалили в холл. Из зала вышел и Имамов, вполне вписывающийся в роль радушного хозяина: он обнимался и шутил со своими знакомыми — министром здравоохранения Аделем Вафиным, управляющим Нацбанком РТ Мидхатом Шагиахметовым (экс-министром экономики РТ), секретарем совета безопасности РТ (экс-министром соцзащиты) Айратом Шафигуллиным, другими персонами. Обратившемуся к нему с вопросом корреспонденту «БИЗНЕС Online» Имамов резко ответил: «Нет!» Затем смягчил риторику: «Мне с коллегами пообщаться надо...» — и направился с Шагиахметовым в раздевалку для VIP-персон.