Дмитрий Медведев и Сергей Когогин

...И ВНЕСЛИ В ДОЛГОВУЮ КНИГУ РЕСПУБЛИКИ

Своим решением Арбитражный суд РТ завершил юридическое оформление смягчения условий обслуживания КАМАЗом многострадального долга перед бюджетом РФ. Он образовался еще в далеком 1997 году, когда EximBank of Japan открыл автогиганту кредитную линию на 15,725 млрд. иен (около $150 млн.) под гарантии правительства России для закупки оборудования японских компаний Kanematsu Corp и Mitsubishi Heavy Industries Ltd для производства дизельных двигателей, соответствующих экологическим стандартам «Евро-2» и «Евро-3». Кредитные средства должны были пойти на восстановление почти полностью уничтоженного в 1993 году пожаром камазовского завода двигателей и коробок передач.

Однако после кризиса 1998 года финансирование было приостановлено и возобновилось позже уже через Japan Bank for International Cooperation (JBIC). В 2001 году руководство Камского автозавода и минфин РФ заключили соглашение о реструктуризации долга до 2011 года. Согласно договору КАМАЗ взял на себя обязательства в 2003 году выплатить $23 млн. по процентам и комиссиям с 2001 по 2004 год, однако установленный график платежей постоянно срывался, это и послужило в 2005 году поводом для обращения минфина РФ в Арбитражный суд о взыскании всей суммы долга, что тогда было равносильно банкротству КАМАЗа. К концу общие размеры задолженности составили 15,323 млрд. иен (6,38 млрд. рублей по курсу конвертации 24 рубля за 100 йен на то время).

Впрочем, уже тогда было ясно, что правительство России не станет банкротить стратегическое предприятие. В итоге в декабре 2005 года КАМАЗ заключил мировое соглашение с минфином РФ и Внешэкономбанком (ВЭБ), согласно которому Камскому автозаводу была предоставлена рассрочка на 30 лет (до 1 января 2035 года) с очень комфортными процентами: первые три года — 1,2% от суммы консолидированной задолженности; затем каждые три года плата за использование заемных средств постепенно возрастала; в 2014 году процент составлял 2,5%, а к концу срока — до 5% годовых на остаток долга. Поручителем по долгам КАМАЗ перед федеральным бюджетом выступило правительство Татарстана, соответствующая запись внесена в долговую книгу республики.

БОЛЬШОЙ УСПЕХ В НЕПРОСТЫЕ ВРЕМЕНА

10 лет Камский автозавод исправно платил по кредиту, однако начавшаяся во второй половине 2014 года девальвация рубля привела к тому, что долг в рублях стал расти как на дрожжах. Например, курс японской иены к российскому рублю, установленный Центральным банком РФ на 15 декабря 2015 года, составлял 57,8955 рубля за 100 иен, что в два раза превышает курс, действовавший на момент подписания мирового соглашения. По данным отчета КАМАЗа за третий квартал 2015 года, сумма основного долга перед минфином РФ сейчас составляет 7,592 млрд. рублей, а на момент возникновения обязательств долг был равен 5,158 миллиарда.

Понятно, что для руководства КАМАЗа, который и так находится последние два года в непростой ситуации (согласно промежуточной отчетности по МФСО убыток компании за первое полугодие 2015 года составил более 695 млн. рублей), значительное увеличение расходов на обслуживание кредита, выданного почти 19 лет назад, стало весьма болезненным. Генеральному директору Камского автозавода Сергею Когогину, как это уже не раз бывало, пришлось вновь подключать к решению проблемы руководство Татарстана. Вместе они сумели убедить «Ростех» (владеет 49,9% акций КАМАЗа) и ВЭБ в том, что дополнительное изъятие оборотных средств из убыточного автозавода никому не пойдет на пользу. Совместными усилиями пролоббировали подписание премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым 14 сентября 2015 года постановления правительства РФ №1801-р, в котором он поручил подготовить внесение изменений в мировое соглашение и в договор о государственной гарантии РТ в пользу РФ от 7 декабря 2005 года, согласно которым номинированный в японских иенах кредит переводится в рубли исходя из среднего за 2014 год курса японской иены к российскому рублю (35,93 рубля за 100 иен). Таким образом, росчерком пера Медведев сократил почти на 40% долг КАМАЗа (а значит, и Татарстана как поручителя по кредиту) перед федеральным бюджетом. По подсчетам министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, такое решение позволит КАМАЗу экономить до 100 млн. рублей в год на обслуживании долга.

Примечательно, что льготный курс закреплен до конца действия рассрочки в 2034 году, при этом должнику дано право по собственному желанию вновь перейти на выплату в инвалюте (в маловероятном случае роста курса рубля). Так, у руководителя пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олега Афанасьева, который прокомментировал «БИЗНЕС Online» юридическое закрепление дополнительного соглашения к мировому, были все основания назвать данный документ большим успехом для компании. При этом он поблагодарил за содействие в решении вопроса власти России и Татарстана, а также представителей «Ростеха» и ВЭБа, которые участвовали в переговорах.