Виктор Дьячков
Виктор Дьячков

«ПРОСТО У ГОСУДАРСТВА НЕТ СРЕДСТВ»

— Виктор Васильевич, последние предновогодние дни — традиционное время подведения итогов года. Каких результатов добилась группа компаний ICL? Довольны ли вы тем, как идут дела? Что удалось реализовать?

— Мы сейчас оперируем данными по итогам 11 месяцев — рост составил 25 процентов. Однако ситуация в подразделениях компании неодинаковая. Сегмент производства оборудования сократился на 50 процентов, в целом по стране — на 60 процентов. По итогам года ситуация немного выправится за счет закрытия целого ряда контрактов, и снижение составит около 30 процентов.

— То есть компьютеров стали меньше покупать?

— Компьютеров, планшетов, ноутбуков. Печальнее всего то, что государство минимизировало закупки компьютерного оборудования для образования, где позиции ICL были традиционно сильны.

— Возможно, произошло насыщение рынка? Все школы уже оснащены компьютерными классами?

— Насыщения не произошло, просто у государства нет средств. Помните программу «Ноутбук каждому учителю»? Все поставленные тогда ноутбуки отработали уже более пяти лет. Они морально и физически устарели, вся начинка требует замены.

— А какие сегменты, наоборот, выросли?

— В этом году хороший рост продемонстрировал сегмент системной интеграции, который мы связываем с отложенным спросом. Физическое и моральное старение вынудило компании приступить к закупке нового оборудования для своих центров обработки данных.

Сегмент информационной безопасности тоже показывает значительный рост за счет необходимости поддерживать средства защиты в актуальном состоянии из-за увеличивающегося количества атак. Это дало 70-процентный рост по сравнению с прошлым годом.

Более чем на 50 процентов вырос экспорт услуг. 60 тысяч рабочих мест удаленно поддерживаются специалистами из Казани. Здесь находится не только кол-центр, но и работают инженеры и системные администраторы.

— Какой оборот у компании по итогам 11 месяцев 2015 года?

— Оборот группы компаний по итогам 11 месяцев превысил 4,5 миллиарда рублей, а план на 2015 год — 5,2 миллиарда. Мы ожидаем, что в конце года оборот превысит 5,5 миллиардов рублей, что на 10 процентов больше, чем в 2014 году. К сожалению, в конце этого года не будет «ударного декабря», который раньше приносил большие объемы за счет сдачи проектов по поставке оборудования. Системная интеграция и аутсорсинг, составляющие большую часть реализации, — это услуги, деньги за которые поступают равномерно в течение всего года.

«НАДЕЖДЫ НА РОСТ СПРОСА В РОССИИ НА КОМПЬЮТЕРЫ И НОУТБУКИ У НАС НЕТ»

— Какие у вас ожидания от 2016 года?

— Я надеюсь, что потепление внешнеполитической обстановки даст хорошие возможности для роста нашего направления по экспорту услуг. Наша команда, которая работает по заказам стратегического партнера Fujitsu, заслуженно признана лучшей. Мы можем расти на 200 человек в год.

Мы будем искать новые рынки в России и странах ближнего зарубежья, где мы сейчас практически не присутствуем: Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Казахстан.

— Что будет со спросом на компьютерное оборудование в будущем году?

— Надежды на то, что спрос на компьютеры и ноутбуки вырастет, у нас нет. Поэтому мы намерены искать новые ниши. Например, сейчас мы разрабатываем ряд перспективных изделий — программно-аппаратные комплексы, которые будут востребованы в государственных структурах.

— Информационные терминалы?

— Да, это информационные терминалы с функциями самообслуживания. Кроме этого мы разработали ряд перспективных продуктов. Один из таких продуктов — портативный комплекс для удаленной работы врачей и ветеринаров. Он может быть востребован государством уже в следующем году. В этом случае мы получим хорошие заказы на его производство.

— Что сейчас происходит на заводе в Усадах? Он работает или стоит?

— Он работает. Правда, если в конце прошлого года мы работали в три смены без выходных, то сейчас — в одну смену. В начале декабря наша площадка в Усадах, на которой стоит завод и инженерный центр, решением правительства РФ признана территорией особой экономической зоны. Мы надеемся на получение статуса резидента ОЭЗ уже в первом квартале 2016 года. Статус резидента и соответствующие налоговые льготы позволят заводу стать более конкурентоспособным по совокупному размеру затрат. Сейчас мы пишем бизнес-план и готовим необходимые организационные изменения. Статус резидента потребует создания нового юридического лица.

— Как оно будет называться?

— Названия пока нет. Юридическое лицо будет включать в себя завод и ряд лабораторий, которые будут разрабатывать перспективные программные продукты для программно-аппаратных комплексов.

— В Иннополисе вы создали ООО «ICL Системные технологии». Какие первые впечатления от работы?

— «ICL Системные технологии» получило статус резидента Иннополиса. Мы подписали договор об аренде и начали обустройство рабочих мест. Полагаю, что в первом квартале будущего года первые сотрудники компании приступят к работе. Сотрудников мы ищем прямо на месте, в Иннополисе. Среди студентов Татарстана мы провели конкурс на право получения именной стипендии, и победителями стали два студента Университета Иннополис.

— Чем будет заниматься компания в Иннополисе?

— Будем продолжать совершенствоваться в том, что мы делаем сейчас: аутсорсинг, разработка программного обеспечения, поиск новых рынков для наших решений.

— В 2013 году была принята новая стратегия развития компании, которая предусматривала ежегодный рост на 40 процентов. Требуется ли внести изменения в стратегию развития компании из-за ситуации на рынке?

— Главное положение стратегии — расти в два раза быстрее рынка. Когда рынок рос на 20 процентов в год, мы росли на 40 процентов. Чтобы этого достичь, мы должны быть конкурентоспособны, постоянно наращивать свои компетенции и осваивать новые рынки. Правильность такой стратегии подтверждают показатели наших подразделений, которые добились значительных результатов несмотря на тяжелую ситуацию. Конечно, если конкретный сегмент рынка провалился более чем в два раза, сохранить рост не всегда удается.

«ЭТО ДОВОЛЬНО МОБИЛЬНАЯ И ГИБКАЯ СИСТЕМА, КОТОРАЯ СООТВЕТСТВУЕТ БЫСТРОИЗМЕНЯЮЩИМСЯ РЕАЛИЯМ РЫНКА»

— В прошлом году вы вывели на рынок новый бренд ICL Services, в этом — ICL Solutions. Для чего созданы эти бренды?

— ICL Services и ICL Solutions — это более точная фокусировка под конкретные сегменты рынка и улучшение взаимодействия с потенциальным заказчиком.

— Нет ли желания создать несколько компаний с понятными брендами? И может быть, еще одну управляющую компанию...

— Структура наших юридических лиц продиктована внешней средой — рыночной необходимостью и требованиями законодательства. Например, Лужков не допускал к участию в конкурсах предприятия, которые не платили налоги в Москве, — нам пришлось зарегистрировать юридическое лицо в Москве. Потом вышел закон, который запретил компаниям с иностранным капиталом работать со сведениями, содержащими государственную тайну, — нам пришлось создать ООО «НПО ВС» и перевести туда специалистов по этому направлению. Вышло постановление правительства о льготах для программистов — мы создали ООО «ДжиДиСи Сервисез». Чтобы стать резидентом Иннополиса, пришлось создать ООО «ICL Системные технологии».

«ИДЕЯ «МАГАЗИНА БУДУЩЕГО» НЕ ЗАГЛОХЛА, А ОТЛОЖЕНА ДО ЛУЧШИХ ВРЕМЕН»

— Какие крупные сделки в этом году вам запомнились?

— Среди крупных контрактов могу выделить контракт с «Ашаном» на поставку аппаратно-программных комплексов и внедрение платежных систем. Этот контракт стал продолжением пятилетнего сотрудничества. Мы поддерживаем и развиваем практически все программное обеспечение, которое работает в «Ашане» в России.

— Ретейл — перспективный рынок. Не пробовали выходить на другие сети?

— Да, постоянно рассылаем свои предложения другим российским ретейлерам. Пару лет назад с X5 Retail был совместный проект — «магазин будущего». Его главной особенностью было то, что покупатель, проходя с товаром мимо кассового терминала, оплачивал покупку, не доставая товар из корзины, — на каждый товар были нанесены электронные метки. Нечто похожее мы предлагали и «Магниту», но у них несколько тысяч своих айтишников.

— Идея «магазина будущего» заглохла? О ней давно уже нет информации...

— Идея не заглохла, а отложена в связи со снижением покупательского спроса и более осторожным финансированием перспективных проектов.

«НАСТРОЕНИЕ У НАС НЕПЛОХОЕ»

— С каким настроением вы встречаете Новый год и каковы будут ваши пожелания заказчикам, партнерам и читателям «БИЗНЕС Online»?

— Настроение предпраздничное, как и у всех. Поставили елки на территории нашего предприятия, подписал приказ о 13-й зарплате. Поэтому настроение у нас неплохое.

С учетом того, что происходит в стране и мире, я желаю всем быть более оптимистичными и стремиться к профессиональному росту в своей сфере деятельности, быть более успешными. Пусть наступающий год принесет больше поводов для радости.