НА БАЛАНСЕ "НУР-АВИА", НЕКОГДА ПРЕТЕНДОВАВШЕЙ НА РОЛЬ АВИАКОМПАНИИ №1 В ТАТАРСТАНЕ, ОСТАЛСЯ ЛИШЬ ОДИН ВЕРТОЛЕТ

Компания "НУР-авиа", на которую несколько лет назад возлагалась задача привести в пристойный вид казанский аэропорт, находится на грани банкротства. В минувший понедельник Арбитражный суд РТ рассматривал иск о несостоятельности "НУР-авиа", которая задолжала в бюджет 2 млн. рублей. Счета компании арестованы судебными приставами, но у компании еще есть некоторый шанс спасти положение. В зале суда побывал корреспондент "БИЗНЕС Online".

СПАСИТЕЛЬНЫЙ НДС

Подразделения группы "НУР" на этой неделе в суде встретились с новым кредитором -государством. Налоговая служба потребовала признать банкротом две компании, входящие в некогда могущественную империю известного предпринимателя Маннафа Сагдиева - "НУР-авиа" и "Карьероуправление плюс". Оказалось, с конца 2008 года у компаний образовалась задолженность по обязательным платежам в бюджет в несколько миллионов рублей. Выждав почти год, сейчас ФНС инициирует банкротство должников.

В понедельник арбитражный суд РТ отложил рассмотрение заявления о введении начальной процедуры банкротства в компании ОАО "НУР-авиа" до середины июня.

Согласно заявлению ФНС, которое огласил судья Боровков, на 18 января 2010 года НУР-авиа имела перед бюджетом задолженность в размере 2,034 млн. рублей, включая 1,98 млн. рублей недоимки. Долг по налогам образовался в период четвертого квартала 2008 года – третьего квартал 2009 года. В итоге, судебные приставы арестовали счета компании.

Самая большая задолженность у НУР-авиа образовалась по налогу на имущество (903 тыс. рублей), транспортному (896 тыс. рублей) и земельному налогами (146 тыс. рублей).

В прошлую пятницу представитель "НУР-авиа" Абдуллина просила суд отложить рассмотрение иска налоговой до рассмотрения апелляционной жалобы ответчика.  

"Мы обратились в налоговый орган о возмещении суммы НДС, которая полностью перекрывает образовавшуюся задолженность", - просила юрист. Также отвечая на вопрос судьи, Абдуллина пояснила, что в феврале 2010 года в руководстве НУР-авиа произошли изменения. Предыдущего гендиректора Равиля Садыкова акционеры сменили на Валерия Григорьева из НУР-1.

Присутствовавший на заседании руководитель отдела судебных приставов Высокогорского района РТ Плющий также заявил, что исполнительное производство в отношении предприятий группы НУР, включая "НУР-авиа", переданы в Казань, в отдел Приволжского района Казани УФССП по РТ.

В итоге, судья Боровков дал "НУР-авиа" возможность погасить долги до начала лета.

АВИАЦИОННОЕ ПИКЕ

Напомним, что "НуУР-авиа" являлась управляющей компании авиационных активов, входивших в группу "НУР". Также именно с неудачами ее авиаподразделения ряд экспертов связывают начало заката этой бизнес-группы.

В октябре 2006 года минземимущество Татарстана передало 100% акций ОАО "Авиакомпания "Татарстан" в созданное акционерное общество "НУР-авиа". Государство тогда получило 25,01% акций нового общества, а остальной пакет акций (74,99%) был закреплен за ООО "НУР-1". Уставный капитал "НУР-авиа" был определен в размере 831 млн. рублей. Тогда же Сагдиев, являвшийся главным идеологом развития авиационного направления группы, инициировал обновление авиапарка татарстанского перевозчика. В ноябре 2006 года ОАО “НУР-авиа” и канадская Bombardier Aerospace контракт на поставку шести новых региональных самолетов CRJ 900. Сумма контракта составляла $138 млн. при стоимости одного самолета в $23 млн. Правда, уже в 2007 году выяснилось, что канадские самолеты, являющиеся конкурентами российской разработки SuperJet-100, в России не могут быть сертифицированы. В итоге, авиакомпании "Татарстан" не осталось ничего другого как искать  зарубежных арендаторов, но, похоже, все эти попытки оказались безуспешным. По данным с одного из авиационных форумов, самолеты до сих пор находятся в одном из ближневосточных аэропортов.

Убедившись в неспособности "НУР-авиа" наладить работу в казанском аэропорту, правительство жестко потребовало вернуть акции авиакомпании в госсобственность. Это и было сделано в судебном порядке. Так, в январе 2008 года Арбитражный суд Татарстана признал недействительной сделку по приватизации ОАО "Авиакомпания „Татарстан“ и постановил вернуть 100% акций авиакомпании в республиканскую собственность. На момент начала судебных разбирательств на балансе "НУР-авиа" числился лишь вертолет "Робинсон Р-44".

Арслан Минвалеев