В заседании кабмина, посвященном реализации программ строительства и капремонта, приняли участие Рустам Минниханов и Сергей Степашин
В заседании кабмина, посвященном реализации программ строительства и капремонта, приняли участие Рустам Минниханов и Сергей Степашин

«СВЕЙ», «ФОН» И «ДЕТСАДОВСКИЙ» РЕКОРД

Министерство строительства РТ накануне открыло череду итоговых республиканских коллегий. Правда, официально мероприятие в Доме правительства именовалось заседанием кабмина «Реализация программ строительства и капитального ремонта...». Но по сути... Традиционно в конце года в коллегии участвуют Сергей Степашин как председатель наблюдательного совета фонда содействия реформированию ЖКХ, гендиректор фонда Константин Цицин и, конечно же, президент РТ Рустам Минниханов как главный куратор татарстанских строек.

Как пережила уходящий год отрасль, рассказал республиканский министр строительства Ирек Файзуллин. Показательно, что доклад он начал с упоминания печально известных «ФОНа» и «Свея». Министр заявил, что «Свей», незаконно начав строительство трех 18-этажных домов вместо проектных 9-этажек, породил тем самым новую волну обманутых дольщиков (отметим, что впервые в Доме правительства так конкретно, причем публично, характеризуется ситуация с ЖК «Золотая середина»). А «ФОН» оказался без денег, необходимых для достройки 18 домов. Словом, только-только республике удалось разрулить ситуацию с 12 тысячами обманутых дольщиков, которые «накопились» с 2008 года, и тут на тебе — вновь проблемы у застройщиков. Файзуллин не стал подробно останавливаться ни на спасении «ФОНа», ни на том, что делать с лишними этажами «Свея», но заявил: чтобы в будущем избежать проблем, надо законодательно закрепить «требования привлечения средств под строительство жилья исключительно банками с участием в уставном капитале государства».

Лишь после этого неожиданного вступления министр перешел к успехам отрасли и планам строителей. Пять лет подряд Татарстан берет планку по вводу жилья в 2,4 млн. кв. м ежегодно, и задачу на следующие 12 месяцев менять никто не собирается. Как выполнить норматив, если участники заседания грядущий 2016 год дипломатично называли «сложным», а Степашин и вовсе заявил, что экономический кризис ударил не менее серьезно, чем в 1998 году?

Как уточнил «БИЗНЕС Online» в минстрое, упор будет сделан на социальные программы. Так, вырастет вклад соципотеки: если в этом году планировалось ввести 400 тыс. кв. м, то в следующем — уже 450 тысяч. А вот бизнес снизил свою активность: многоквартирного инвестиционного жилья в 2016 году он планирует построить 777,6 тыс. кв. м, что почти на 120 тыс. кв. м меньше, чем в нынешнем (год назад заявлялось о планах в 900 тыс. кв. метров). При этом малоэтажное строительство планируется сохранить в тех же объемах и сдать 9,8 тыс. объектов. Практически на нынешнем уровне, с незначительным снижением, останется арендное жилье — 29,6 тыс. кв. м, плюс различные программы по жилью для детей-сирот, молодых семей, для ветеранов ВОВ...

Добавим, что одним из достижений уходящего года стало строительство в республике 73 детских садов, что стало рекордом не только для Татарстана, но и всей России.

КАПРЕМОНТ: БЕЗ ДЕНЕГ ИЗ ЦЕНТРА

Зато новости по программе капремонта не радовали. Всего с 2008 года, когда она стартовала, в республике было отремонтировано 45 млн. кв. м жилья. Планируя вкладывать ежегодно по 6 - 7 млрд. рублей в дряхлеющие дома, Татарстан к 2016 году должен был обновить их все. Но, как сказал министр, «имевшиеся в наличии финансы» не позволили воплотить задуманное. Ныне остается еще 10 млн. кв. м в домах, построенных до 1998 года, и теперь их придется «модернизировать» собственными силами. Федеральный центр финансировать в следующем году капремонт не будет.

«К сожалению, в бюджете этого года и в бюджете следующего года софинансирование капремонта не предусмотрено. Мы рассчитывали, что из дополнительных доходов, которые могут образоваться, деньги дадут — так обещало правительство, но вы видите, что экономическая ситуация очень сложная. Вся нагрузка на капремонт — и материальная, и психологическая — ложится на регионы», — заявил Степашин. Правда, добавил, что, с его точки зрения, «это неправильно».

Чего лишится Татарстан? Посчитаем. В 2015 году на капремонт из направленных 4,7 млрд. рублей фонд выделил республике лишь 28 млн. рублей. Гораздо больше пришлось выделить бюджету РТ (1,4 млрд. рублей), районам и городам (1 млрд. рублей) и самими собственникам жилья (2,2 млрд. рублей). Возможно, поэтому в следующем году в РТ сокращение фонда будет практически незаметным — почти те же 4,6 млрд. рублей в той же пропорции. Но если копнуть глубже, выяснится, что свой взнос фонд сократил лишь в последние годы, всего же за 8 лет его вклад в капремонт составил четверть всех расходов — 10,5 млрд. рублей из 43,6 млрд. рублей (из бюджета республики и городов — 21,3 млрд. рублей, еще 11,8 млрд. рублей было вложено собственниками помещений).

«Мы надеемся, что звезды сойдутся так, что все изменится. Каждый раз они говорят, что денег не дадим, — с улыбкой заявил Минниханов. И добавил уже серьезно. — Республика все равно будет продолжать работу по капремонту. Я думаю, что и депутаты должны соответствующим образом донести до федерального правительства, что без федеральной поддержки эти программы очень сложно реализовать. Сегодня мы видим, какая экономическая ситуация, особенно это связано с нашими нефтегазовыми доходами. Но все меняется. Будем просить Всевышнего».

А Степашин слегка обнадежил: тема капремонта не закрывается окончательно.

«Деньги надо считать в длинную, что называется. Что дешевле — капитально отремонтировать дома или довести их до аварийного состояния и построить новые? На мой взгляд, капитальный ремонт — это перспектива нашей страны», — заявил он.

С ним никто не спорил, по крайней мере, в этом зале.

РУСТАМ МИННИХАНОВ ХОЧЕТ ЗАКОПАТЬ ДЛИННЫЕ ДЕНЬГИ

Татарстан не первый год пытается пролоббировать на федеральном уровне программу по ремонту инженерных сетей: очистные сооружения, водоснабжение, теплоисточники и пр. Такая программа со стороны федерального центра могла бы прийти взамен «гаснущему» капремонту. Этой теме Минниханов посвятил практически отдельный монолог.

Но сначала в ходе коллегии премьер Ильдар Халиков обратился к гендиректору фонда содействия реформированию ЖКХ Цицину — почему бы организации не внедрить подобную программу? Одни только энергопотери в некоторых случаях превышают 20 - 50% — в рублях это огромные суммы. При этом, чтобы обновить всю коммунальную инфраструктуру в республике, нужны колоссальные 94 млрд. рублей, а за счет тарифов с 2009 года Татарстану удалось инвестировать в процесс лишь 6 млрд. рублей.

Вот только Цицин лишь ограничился общими фразами, дескать, такую работу «надо начинать», поскольку то, что есть «неэффективно». Да и в целом у фонда ограничен срок действия: у него осталось два года, поэтому республике стоит поторопиться с теми 11 проектами, которые требуют поддержки фонда, заявил Цицин. Он вообще был не в настроении. Речь гендиректора фонда содействия реформированию ЖКХ заняла от силы минуты три вместо полновесного спича, как в прежние годы, а к журналистам вместе со Степашиным и Миннихановым он не вышел, хотя и стоял неподалеку. Может быть, все дело в том, что каждый год на коллегию он привозил платежку для республики на несколько миллионов рублей, а в этот раз славная традиция прервалась?

«Чудес не будет. Здесь нужны длинные инвестиционные деньги (для обновления инженерной инфраструктурыприм. ред.), — заявил президент РТ. — Если они будут, то и система будет работать. Только за счет тарифов мы это не поднимем. Если бы были новые сети, можно было бы либо в управление отдать, либо другую форму найти, но сегодня вся система в очень плохом состоянии. Нам нужны формы, как и по капитальному ремонту: когда и регион должен вложиться, и инвестор, и, конечно, государство через фонд», — заявил Минниханов.

Он обратился и к Александру Сидякину как к единороссу (для партии такая программа стала бы хорошей платформой — прим. авт.) и как к депутату Госдумы: «Должна же Дума за пять лет сделать что-то яркое для населения? — спросил глава РТ. — Никто это задачу не способен решить без серьезной поддержки федерального центра. Ни один регион не решит. Даже мы, Татарстан, не сможем», — подытожил президент.

СПАСЕНИЕ — В АРЕНДНОМ ЖИЛЬЕ?

Неудивительно, что Степашин призвал задуматься над тем, что делать после 2017 года. Государство больше не потянет программу по капремонту в прежнем виде, тем более что объем аварийного жилья в стране не сокращается.

«Уже новое аварийное жилье, точнее то, которое выявлено после 2012 года, — примерно та же цифра, что была до 2012 года. Можете посчитать, какие бюджетные инъекции надо вкладывать. Денег в бюджете нет. Поэтому ваш эксперимент, первый в нашей стране, — переход на арендное жилье — надо только приветствовать», — заявил Степашин.

Напомним, ровно год назад почти в той же компании и в том же зале кабмина было заявлено, что минстрой России готовит законопроект, который бы позволял предоставлять гражданам из аварийного жилья квартиры на условиях некоммерческого (социального) найма. Тогда Степашин предложил Татарстану стать пилотным регионом и отработать механизм пока в рамках действующего законодательства. Республика согласилась. Однако председатель наблюдательного совета фонда содействия реформированию ЖКХ рассказал о намерениях минстроя РФ перенести даже рассмотрение этого вопроса на конец 2017 года.

«Это никуда не годится. Придет 2017 год, и мы остановимся в реализации этих программ. Поэтому мы вас хотим поддержать и, по всей видимости, будем тиражировать на всю страну ваш опыт», — заявил Степашин.

Реверансы Татарстану глава набсовета сделал несколько раз. Например, за то, что республика строит качественно, тогда как в целом в России 5 - 7% домов, построенных для переселения из аварийного жилья, вызывают вопросы и с точки зрения энергоэффективности, и с точки зрения качества, и с точки зрения инфраструктуры: «Со строительством нового жилья надо выходить на нормативные стандарты, согласно которым мы больше не должны вкладывать федеральные средства в строительство новых хрущевок, которые через 15 - 20 лет придется сносить. Потери, которые составляют почти 300 миллиардов рублей в год из-за низкой эффективности с точки зрения энергосбережения и теплосбережения домов, конечно, никуда не годятся», — завил он.

«КОГДА РУКОВОДИТЕЛЬ СРО ИМЕЕТ ДОМ НА ЛАЗУРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ...»

Добавила градус заседанию резкая критика Степашина деятельности строительных саморегулируемых организаций: «Прямо скажу, мы не удовлетворены тем, как сегодня выполняет свои обязанности СРО. Огромные деньги и никакой ответственности. Лицензии не отзывают, штрафов нет. Отсюда страдает качество жилья, что вызывает очень большое беспокойство в регионах», — заявил Степашин.

Он обратился к присутствующему на совещании депутату Госдумы Сидякину, «уважаемому товарищу нашему», как к представителю фракции «Единой России» и нижней палаты парламента с просьбой законодательно усилить ответственность СРО. Сидякин вообще был популярен. Помимо того, что он сам выступил с трибуны о том, как нам реорганизовать ЖКХ, к нему несколько раз обращались Степашин и Минниханов с посылом «Вы там передайте...». Сидякин слушал обращения спокойно, теребя большим пальцем бумаги с докладом.

Однако за СРО заступился сам Минниханов.

— Я не согласен, они неплохо работают, — но затем президент скорректировал свой посыл. — То, что есть СРО — это хорошо, но надо, чтобы СРО несли ответственность. Надо подбирать в СРО людей авторитетных. Вот Рим Шафикович всю жизнь, сколько я знаю, заказчиком у нас работал (глава СРО Халитов 25 лет возглавлял ГИСУ прим. ред.).

— Или, по крайней мере, живущих в России. Когда руководитель СРО имеет дом на Лазурном побережье... — кого Степашин имел в виду, он не пояснил.

«Я НЕ МОГУ КРИТИКОВАТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: НЕ МОИ ПОЛНОМОЧИЯ»

Завершить коллегию решили на мажорной ноте. Президент заявил, что все инвестпрограммы, капремонт, переселение из аварийного жилья, строительство соцобъектов, Татарстан сохраняет.

— Хотя это не просто, но это даст гарантированную работу нашим строителям, — сказал он. — Любая страна мира, переживавшая сложные экономические коллизии, США, Германия, тот же Советский Союз, всегда вкладывала средства в те отрасли, которые а) хорошо освоены или есть строительная инфраструктура и б) которая может привлечь дополнительные рабочие силы. Строительство жилья и дорог — это прорывные вещи. И если это не понимает кто-то в нашем правительстве, мне печально. Именно на эти аспекты нам сегодня и надо обратить внимание. Особенно, в период кризиса. Правильно, Рустам Нургалиевич? Согласен? — тут Степашин посмотрел на Минниханова.

— Я не могу критиковать федеральное правительство: не мои полномочия, — не растерялся тот. — Но в нашем правительстве мы считаем, что остановить инвестиции будет неправильно. Огромное количество людей занято в строительстве, и если мы их потеряем, нам надо будет потом привлекать со стороны.

Иначе, судя по всему, рекордов аналогичным «детсадовскому», республике не видать еще долго. И сойдутся ли потом звезды так, как надо?