В случае если цены на нефть будут держаться на низком уровне, «Татнефти» придется «серьезно резать» инвестпрограмму, но компания не опустит ниже заранее оговоренной черты платежи в бюджет Татарстана. Об этом на коллегии финансовых органов республики заявил президент РТ Рустам Минниханов. Присутствовавший на заседании министр финансов РФ Антон Силуанов пообещал «отработать» реструктуризацию 2,2 млрд. рублей выплат по бюджетным кредитам, предстоящим Татарстану в 2016 году.
В ОБСТАНОВКЕ МОБИЛИЗАЦИИ
Как уже писал «БИЗНЕС Online», субботнее совместное заседание коллегии УФНС, минфина РТ и республиканского управления федерального казначейства прошло под мобилизационными лозунгами. Впрочем, открыл его президент Татарстана Рустам Минниханов на умеренно позитивной нотке, хоть и отметил просадку производства в автомобилестроении.
— Мы в конце года немножко поправили индекс промышленного производства, мы вышли на 100,1 процента. Думаю, мы к декабрю, может быть, выйдем на 100,2 процента, это тоже позитивный факт. Нефтяная промышленность, нефтехимия работает стабильно, мы благодарны нашим базовым отраслям. И автомобильная отрасль также начинает оживать, и мы видим позитивные результаты, — отметил президент.
Эту информацию нам подтвердил и Наиль Магдеев. «Что касается слов президента об оживлении автомобильной промышленности, в этом году КАМАЗ на 28 тысяч автомобилей выйдет. Все условия для этого есть. Рост произошел, в том числе и за счет экспорта — около 7 тысяч грузовых автомобилей на экспорт продали. Поэтому к концу года определенный оптимизм есть», — сказал мэр Набережных Челнов корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Однако тематика мероприятия, на которое из Москвы приехал министр финансов России Антон Силуанов, предполагала несколько иную повестку. Поэтому разговор быстро свернул на проблемы, а точнее, обсуждение, как соблюсти бюджет в условиях ухудшившейся в очередной раз экономической конъюнктуры. Напомним, проект бюджета республики на 2016 год сверстан из оптимистичного расчета $60 за баррель Urals (которая сегодня продается с дисконтом $2 - 4 к баррелю Brent). При этом в документе уже сейчас зияет дефицитная дыра в 5,8 млрд., и даже до «нефтепада» на прошлой неделе было непонятно, чем ее латать.
Впрочем, первым делом Минниханов заявил, что бюджет РТ остается сбалансированным и обеспечит выполнение всех социальных обязательств и так называемых «майских указов» Владимира Путина. Однако тут же резюмировал: «2016 год предстоит непростой», — и уточнил, что сегодня кабмин готовит программы реализации бюджета, хотя власти и «беспокоят несколько фактов», например, переплата по налогу на прибыль, которая выросла и на 1 ноября превысила 8 млрд. рублей. Разумеется, бюджету придется вернуть эти деньги, что не улучшит его баланс.
«МНИМАЯ УБЫТОЧНОСТЬ» И «КАК НИКОГДА НИЗКИЙ РОСТ НДФЛ»
Принявший эстафету руководитель управления федеральной налоговой службы РФ по РТ Марат Сафиуллин более полно обрисовал ситуацию с налогами, собранными в 2015 году. По его словам, по сравнению с 2014-м поступления вырастут на 9% (или на 36 млрд. рублей), а консолидированный бюджет Татарстана получит на 4,5 млрд. рублей больше. Свыше половины этих денег обеспечила нефтяная и нефтеперерабатывающая отрасль.
Увы, удержаться «выше нуля» удается далеко не всем. На 1 декабря такие татарстанские предприятия получили 85 млрд. рублей убытка, причем за третий квартал сумма по сравнению со вторым выросла в 2,4 раза. Порой это связано с инвестпрограммами и модернизацией производства, однако не последнюю роль сыграли похудевшие кошельки граждан и бюджеты компаний — упавшая покупательная способность бизнесу, мягко говоря, не помогает. Но прозвучал из уст Сафиуллина и такой термин, как «мнимая убыточность»: кое-кто «рисует» себе потери и уходит в тень. Однако после проверок УФНС сумма убытков внезапно снизилась на 5 млрд., и, судя по речи главного налоговика республики, подозреваемым в подобных грехах будут и дальше закручивать гайки.
Марат Сафиуллин обрисовал ситуацию с налогами, собранными в 2015 году |
И еще пара неприятных фактов, лишь подтверждающих тезис об обеднении населения. С одной стороны, сбор налога на доходы физлиц в этом году вырастет только на 4,5% против 7,7% в 2014 году (по словам Сафиуллина, «как никогда низкий рост» или, как затем уточнил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, «самый низкий темп роста поступления налога за последние 5 лет»), хотя тут не исключен и такой фактор, как уход зарплат в серую зону. Зато такой очевидный индикатор численности малоимущих граждан, как социальные выплаты, к декабрю вырос примерно на 30%.
ТАТАРСТАН — НА 80-М МЕСТЕ ПО РАСХОДАМ НА ЧИНОВНИКОВ
Затем Гайзатуллин «расшифровал» параметры исполнению бюджета-2015. Напомним, его доходная часть составит 205 млрд. рублей, из которых в бюджет республики отправятся 167 млрд., в местные бюджеты — 38 млрд. рублей. Расходы консолидированного бюджета Татарстана, по прогнозу, составят 252 млрд. рублей, из них расходы бюджета республики — 212 млрд. рублей, местных бюджетов — 77 млрд. рублей. Поступления федеральных средств, как ожидается, составят 33,7 млрд. рублей. Всего же в результате «мобилизация налогов, доходов, таможенных сборов и пошлин, отчислений во внебюджетные фонды» в Татарстане соберут 698 млрд. рублей.
«Министерство финансов Республики Татарстан продолжает проводить мониторинг с охватом в 1 тысячу 113 налогоплательщиков, обеспечивающих 90 процентов поступления налога на прибыль. Из этого количества 54 процента предприятий обеспечили рост налога, а 46 процентов снизили платежи», — пояснил министр.
Отметив, что «дорожная карта» по реализации «майских указов» Путина была полностью выполнена, Гайзатуллин развил животрепещущую для «бюджетников» тему, анонсировав дальнейшую «оптимизацию» этой сферы, которая коснется и кадров, и сети бюджетных учреждений. Отдельно он остановился на сокращении расходов на содержание органов власти. Задача удержать фактические расходы в нормативе в 2,5% от доходов консолидированного бюджета в 2015 году была выполнена, с гордостью констатировал министр. «Этому способствовало решение не повышать заработную плату работникам государственных и муниципальных учреждений республики с 1 октября 2015 года, предусмотренную в бюджете. Годовая экономия составила более 270 миллионов рублей», — заметил Гайзатуллин, продемонстрировав любопытный слайд.
Из него следовало, что содержание государственных и муниципальных органов обходится бюджету Татарстана в 2,2 млн. рублей в расчете на тысячу жителей. По этому показателю республика находится на 80-м месте среди 85 субъектов РФ. Для сравнения: дороже всего государственные люди обходятся в Ненецком и Чукотском АО, в которых на содержание чиновничьего аппарата в расчете на тысячу жителей тратится соответственно 216,5 и 180,5 млн. рублей. Напротив, самой экономной оказалась Чувашия (85-е место) — там чиновники «стоят» всего 1,6 млн. рублей в расчете на тысячу жителей.
По численности государственных и муниципальных служащих Татарстан расположился на 79-м месте. По данным на 1 июля 2015 года, в республике трудятся 8 726 чиновников с исполнительно-распорядительными функциями, то есть 23 человека на каждые 10 тыс. человек населения. В Ненецком АО на то же количество жителей приходится 171 служащий, в Камчатском крае — 62, в Адыгее — 45. Меньше всего чиновников оказалось в Москве — только 16 человек на 10 тыс. жителей. Правда, в абсолютных цифрах ситуация практически зеркально противоположна. Так, в Москве в общей сложности 19 тыс. 175 чиновников, а в Ненецком АО — 741. Впрочем, все эти цифры не должны вводить в заблуждение: ни для кого не секрет, что в госучреждениях и в организациях при них трудится масса специалистов, которым формальный статус госслужащего ради красоты показателей не присваивается.
Резерв экономии Гайзатуллин нашел и в такой прозаичной сфере, как организация питания в бюджетных учреждениях. В 2015 году расходы консолидированного бюджета и средств ФОМС на эти нужды составят более 7 млрд. рублей — на 16% больше, чем в 2014 году. Причины понятны — инфляция, но проведенный по поручению президента РТ анализ нашел в существующей системе закупок слабые места: установление заказчиками произвольных первоначальных цен и закупка неустановленных нормативами продуктов. Теперь минфин предлагает разработать порядок, согласно которому будут устанавливаться и актуализироваться единые первоначальные цены на основные продукты питания. Кроме того, совместно с главами администраций районов и городов будет рассмотрен вопрос централизации закупок.
По численности государственных и муниципальных служащих Татарстан расположился на 79-м месте |
ДОЛГИ РЕФИНАНСИРУЮТ ПО-НОВОМУ
По предварительной оценке министра финансов, государственный долг Татарстана по итогам 2015 года составит 91,3 млрд. рублей со снижением по сравнению с началом года на 1,9 млрд. рублей. Как пояснил Гайзатуллин, снижается долговая нагрузка как на бюджет республики, так и на долговые обязательства муниципальных образований. Из конкретных мероприятий министр отметил своевременное списание в течение 2015 года с государственного долга гарантии по обязательствам СИНХа. Кроме того, завершается работа по переоформлению гарантий по обязательствам КАМАЗа. По словам главы минфина, это позволит КАМАЗу сэкономить в среднем порядка 100 млн. рублей ежегодно.
После этого Гайзатуллин сделал реверанс в адрес сидящего в президиуме Силуанова, который внимательно слушал докладчиков, лишь периодически перешептываясь о чем-то с Миннихановым. «Данное мероприятие [реструктуризация долга КАМАЗа] наряду с прошлогодним решением о снижении процентной ставки по реструктурированным бюджетным кредитам до 0,1 процента, а также предоставление в текущем году среднесрочных бюджетных кредитов на покрытие дефицита бюджета Республики Татарстан было принято по инициативе и при поддержке министерства финансов Российской Федерации. В связи с этим хочу выразить благодарность лично вам, уважаемый Антон Германович, и вашей команде, профессионально отработавшей названные вопросы», — заявил он.
Кстати, сам Силуанов впоследствии уточнил, что в 2016 году федеральный центр предоставит регионам кредитные послабления. Так, срок казначейских кредитов будет увеличен с 30 до 50 дней, а срок бюджетных — с 3 до 5 лет. «Поэтому рефинансирование тех кредитов — 2,2 миллиарда рублей у вас было показано, что Татарстан должен вернуть в федеральный бюджет (в 2016 году — прим. ред.) — будем отрабатывать, но уже по новым срокам», — сказал министр.
Антон Силуанов внимательно слушал докладчиков, лишь периодически перешептываясь о чем-то с Миннихановым |
УКРЕПИТЬ БЮДЖЕТ ПРИЗВАН ЕГАИС
Наконец, речь зашла о бюджете на 2016 год (к слову, в бюджетную систему РТ входит собственно бюджет республики и 956 местных бюджетов). Пока что местные бюджеты приняты в первом чтении в 32-х районах и в двух чтениях — в 8 районах, однако до 19 декабря принять и опубликовать должны все районы и города.
«В будущем году бюджет будет крайне сложен в процессе исполнения, на его утяжеление повлияет ряд факторов, — сообщил Гайзатуллин и уточнил, что имеет в виду. — При формировании бюджета Республики Татарстан на 2016 год не учтено отрицательное влияние изменений федерального законодательства в части налогообложения нефтяной отрасли. По предварительным расчетам, только в части налога на прибыль, потери бюджета республики в 2016 году могут составить более 4 миллиардов рублей. В настоящее время нами проводится работа с министерством финансов Российской Федерации по вопросам компенсации выпадающих доходов бюджета республики».
Тут Силуанов задал ему актуальный вопрос: «У вас прорабатывался стресс-сценарий, если цена нефти будет 40 и ниже?» — спросил он, наступив на больную мазоль (сейчас бюджет Татарстана сверстан с расчетом на $60 за баррель). Похоже, такового в запасе не оказалось, потому что Гайзатуллин заговорил лишь об имеющихся резервах — недоимке муниципалитетов и возможности сократить не первостатейные расходы. «Но так как [у нас] высокий уровень закредитованности, при резком снижении нам придется обратиться и к вам, Антон Германович», — порадовал региональный министр федерального.
«Мы обратимся всегда, — поддержал посыл Минниханов и пояснил, что любые налоговые сценарии отрабатываются индивидуально с каждым предприятием. — С компанией «Татнефть» отработали стрессовую ситуацию, конечно, придется серьезно резать инвестпрограммы. Так как являемся акционерами, можем просить наших нефтяников, но у нас есть прогнозные цифры, меньше которых они платить не могут».
В итоге все пришли к выводу, что мобилизоваться придется по всем направлениям, тот же Силуанов не преминул сказать об «улучшении администрирования доходов». В этих рамках планируется объединение информационных систем ФНС и ФТС (дабы не было соблазна уклониться от уплаты экспортных пошлин и НДС по ввозимым товарам), повышение сбора страховых взносов и поступлений от алкогольного бизнеса. Странно, что не прозвучало само слово «ЕГАИС», возможно, министр не стал его упоминать из-за нехорошей славы, которую система приобрела после первых провальных попыток внедрения на заводах в 2000-х. А может быть, из-за ропота малого бизнеса, вызванного ЕГАИС. Хотя тот же «Татспиртрпром» — второй по величине налоговый донор РТ, в прошлом году перечисливший в бюджеты всех уровней 18 млрд. рублей — двумя руками за введение системы. Глава компании Ирек Миннахметов после запуска ЕГАИС в уже во втором полугодии 2016-го ожидает роста легального рынка на 15 - 20 млн. декалитров. И это при том, что на одну бутылку водки, по его словам, приходится 118 рублей налоговых платежей: 100 рублей — акциз, 18 — НДС. Тогда же, по его словам, раскроется и загадка, в каких розничных сетях массово продается паленая водка.
Закончив коллегию выводом, мол, нас ждут непростые времена, но именно в такой обстановке характер крепчает, Минниханов и Силуанов перешли к «раздаче слонов» — вручению отличившимся финансистам наград. Сам московский гость получил от президента РТ орден «Дуслык», после чего корреспонденты «БИЗНЕС Online» попытались разговорить присутствоваших на мероприятии VIP'ов (которые, однако, в большинстве отказывались комментировать щекотливую бюджетную тему).
Впрочем, министр труда и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова на вопрос, будут ли сокращения социальных расходов бюджета РТ, ответила однозначно. «Нет, бюджет же уже принят. У Российской Федерации как у хорошего организатора всегда есть план B и план С», — заявила она.
А вот мэр Набережных Челнов Магдеев попросил не предвосхищать события. «Мы в разных экономических условиях жили. Наступит то время — будем какие-то решения принимать. Если говорить о тех сценарных условиях, о которых говорили на совещании... Значит, в расходах ужмемся. Это общепринятая практика не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Нового ничего здесь быть не может. Социально защищенные статьи и бюджет республики, и местные бюджеты будут, безусловно, выполнять, это зарплата, питание, медикаменты. А сокращать будут, видимо, какие-то инвестиционные проекты, касающиеся нового строительства новых объектов, еще что-то. Поживем — увидим, запас прочности у республики есть».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.