В ОБСТАНОВКЕ МОБИЛИЗАЦИИ

Как уже писал «БИЗНЕС Online», субботнее совместное заседание коллегии УФНС, минфина РТ и республиканского управления федерального казначейства прошло под мобилизационными лозунгами. Впрочем, открыл его президент Татарстана Рустам Минниханов на умеренно позитивной нотке, хоть и отметил просадку производства в автомобилестроении.

— Мы в конце года немножко поправили индекс промышленного производства, мы вышли на 100,1 процента. Думаю, мы к декабрю, может быть, выйдем на 100,2 процента, это тоже позитивный факт. Нефтяная промышленность, нефтехимия работает стабильно, мы благодарны нашим базовым отраслям. И автомобильная отрасль также начинает оживать, и мы видим позитивные результаты, — отметил президент.

Эту информацию нам подтвердил и Наиль Магдеев. «Что касается слов президента об оживлении автомобильной промышленности, в этом году КАМАЗ на 28 тысяч автомобилей выйдет. Все условия для этого есть. Рост произошел, в том числе и за счет экспорта — около 7 тысяч грузовых автомобилей на экспорт продали. Поэтому к концу года определенный оптимизм есть», — сказал мэр Набережных Челнов корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Однако тематика мероприятия, на которое из Москвы приехал министр финансов России Антон Силуанов, предполагала несколько иную повестку. Поэтому разговор быстро свернул на проблемы, а точнее, обсуждение, как соблюсти бюджет в условиях ухудшившейся в очередной раз экономической конъюнктуры. Напомним, проект бюджета республики на 2016 год сверстан из оптимистичного расчета $60 за баррель Urals (которая сегодня продается с дисконтом $2 - 4 к баррелю Brent). При этом в документе уже сейчас зияет дефицитная дыра в 5,8 млрд., и даже до «нефтепада» на прошлой неделе было непонятно, чем ее латать.

Впрочем, первым делом Минниханов заявил, что бюджет РТ остается сбалансированным и обеспечит выполнение всех социальных обязательств и так называемых «майских указов» Владимира Путина. Однако тут же резюмировал: «2016 год предстоит непростой», — и уточнил, что сегодня кабмин готовит программы реализации бюджета, хотя власти и «беспокоят несколько фактов», например, переплата по налогу на прибыль, которая выросла и на 1 ноября превысила 8 млрд. рублей. Разумеется, бюджету придется вернуть эти деньги, что не улучшит его баланс.

«МНИМАЯ УБЫТОЧНОСТЬ» И «КАК НИКОГДА НИЗКИЙ РОСТ НДФЛ»

Принявший эстафету руководитель управления федеральной налоговой службы РФ по РТ Марат Сафиуллин более полно обрисовал ситуацию с налогами, собранными в 2015 году. По его словам, по сравнению с 2014-м поступления вырастут на 9% (или на 36 млрд. рублей), а консолидированный бюджет Татарстана получит на 4,5 млрд. рублей больше. Свыше половины этих денег обеспечила нефтяная и нефтеперерабатывающая отрасль.

Увы, удержаться «выше нуля» удается далеко не всем. На 1 декабря такие татарстанские предприятия получили 85 млрд. рублей убытка, причем за третий квартал сумма по сравнению со вторым выросла в 2,4 раза. Порой это связано с инвестпрограммами и модернизацией производства, однако не последнюю роль сыграли похудевшие кошельки граждан и бюджеты компаний — упавшая покупательная способность бизнесу, мягко говоря, не помогает. Но прозвучал из уст Сафиуллина и такой термин, как «мнимая убыточность»: кое-кто «рисует» себе потери и уходит в тень. Однако после проверок УФНС сумма убытков внезапно снизилась на 5 млрд., и, судя по речи главного налоговика республики, подозреваемым в подобных грехах будут и дальше закручивать гайки.

Марат Сафиуллин обрисовал ситуацию с налогами, собранными в 2015 году
Марат Сафиуллин обрисовал ситуацию с налогами, собранными в 2015 году

И еще пара неприятных фактов, лишь подтверждающих тезис об обеднении населения. С одной стороны, сбор налога на доходы физлиц в этом году вырастет только на 4,5% против 7,7% в 2014 году (по словам Сафиуллина, «как никогда низкий рост» или, как затем уточнил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, «самый низкий темп роста поступления налога за последние 5 лет»), хотя тут не исключен и такой фактор, как уход зарплат в серую зону. Зато такой очевидный индикатор численности малоимущих граждан, как социальные выплаты, к декабрю вырос примерно на 30%.

ТАТАРСТАН — НА 80-М МЕСТЕ ПО РАСХОДАМ НА ЧИНОВНИКОВ

Затем Гайзатуллин «расшифровал» параметры исполнению бюджета-2015. Напомним, его доходная часть составит 205 млрд. рублей, из которых в бюджет республики отправятся 167 млрд., в местные бюджеты — 38 млрд. рублей. Расходы консолидированного бюджета Татарстана, по прогнозу, составят 252 млрд. рублей, из них расходы бюджета республики — 212 млрд. рублей, местных бюджетов — 77 млрд. рублей. Поступления федеральных средств, как ожидается, составят 33,7 млрд. рублей. Всего же в результате «мобилизация налогов, доходов, таможенных сборов и пошлин, отчислений во внебюджетные фонды» в Татарстане соберут 698 млрд. рублей.

«Министерство финансов Республики Татарстан продолжает проводить мониторинг с охватом в 1 тысячу 113 налогоплательщиков, обеспечивающих 90 процентов поступления налога на прибыль. Из этого количества 54 процента предприятий обеспечили рост налога, а 46 процентов снизили платежи», — пояснил министр.

Отметив, что «дорожная карта» по реализации «майских указов» Путина была полностью выполнена, Гайзатуллин развил животрепещущую для «бюджетников» тему, анонсировав дальнейшую «оптимизацию» этой сферы, которая коснется и кадров, и сети бюджетных учреждений. Отдельно он остановился на сокращении расходов на содержание органов власти. Задача удержать фактические расходы в нормативе в 2,5% от доходов консолидированного бюджета в 2015 году была выполнена, с гордостью констатировал министр. «Этому способствовало решение не повышать заработную плату работникам государственных и муниципальных учреждений республики с 1 октября 2015 года, предусмотренную в бюджете. Годовая экономия составила более 270 миллионов рублей», — заметил Гайзатуллин, продемонстрировав любопытный слайд.

Из него следовало, что содержание государственных и муниципальных органов обходится бюджету Татарстана в 2,2 млн. рублей в расчете на тысячу жителей. По этому показателю республика находится на 80-м месте среди 85 субъектов РФ. Для сравнения: дороже всего государственные люди обходятся в Ненецком и Чукотском АО, в которых на содержание чиновничьего аппарата в расчете на тысячу жителей тратится соответственно 216,5 и 180,5 млн. рублей. Напротив, самой экономной оказалась Чувашия (85-е место) — там чиновники «стоят» всего 1,6 млн. рублей в расчете на тысячу жителей.

По численности государственных и муниципальных служащих Татарстан расположился на 79-м месте. По данным на 1 июля 2015 года, в республике трудятся 8 726 чиновников с исполнительно-распорядительными функциями, то есть 23 человека на каждые 10 тыс. человек населения. В Ненецком АО на то же количество жителей приходится 171 служащий, в Камчатском крае — 62, в Адыгее — 45. Меньше всего чиновников оказалось в Москве — только 16 человек на 10 тыс. жителей. Правда, в абсолютных цифрах ситуация практически зеркально противоположна. Так, в Москве в общей сложности 19 тыс. 175 чиновников, а в Ненецком АО — 741. Впрочем, все эти цифры не должны вводить в заблуждение: ни для кого не секрет, что в госучреждениях и в организациях при них трудится масса специалистов, которым формальный статус госслужащего ради красоты показателей не присваивается.

Резерв экономии Гайзатуллин нашел и в такой прозаичной сфере, как организация питания в бюджетных учреждениях. В 2015 году расходы консолидированного бюджета и средств ФОМС на эти нужды составят более 7 млрд. рублей — на 16% больше, чем в 2014 году. Причины понятны — инфляция, но проведенный по поручению президента РТ анализ нашел в существующей системе закупок слабые места: установление заказчиками произвольных первоначальных цен и закупка неустановленных нормативами продуктов. Теперь минфин предлагает разработать порядок, согласно которому будут устанавливаться и актуализироваться единые первоначальные цены на основные продукты питания. Кроме того, совместно с главами администраций районов и городов будет рассмотрен вопрос централизации закупок.

По численности государственных и муниципальных служащих Татарстан расположился на 79-м месте
По численности государственных и муниципальных служащих Татарстан расположился на 79-м месте

ДОЛГИ РЕФИНАНСИРУЮТ ПО-НОВОМУ

По предварительной оценке министра финансов, государственный долг Татарстана по итогам 2015 года составит 91,3 млрд. рублей со снижением по сравнению с началом года на 1,9 млрд. рублей. Как пояснил Гайзатуллин, снижается долговая нагрузка как на бюджет республики, так и на долговые обязательства муниципальных образований. Из конкретных мероприятий министр отметил своевременное списание в течение 2015 года с государственного долга гарантии по обязательствам СИНХа. Кроме того, завершается работа по переоформлению гарантий по обязательствам КАМАЗа. По словам главы минфина, это позволит КАМАЗу сэкономить в среднем порядка 100 млн. рублей ежегодно.

После этого Гайзатуллин сделал реверанс в адрес сидящего в президиуме Силуанова, который внимательно слушал докладчиков, лишь периодически перешептываясь о чем-то с Миннихановым. «Данное мероприятие [реструктуризация долга КАМАЗа] наряду с прошлогодним решением о снижении процентной ставки по реструктурированным бюджетным кредитам до 0,1 процента, а также предоставление в текущем году среднесрочных бюджетных кредитов на покрытие дефицита бюджета Республики Татарстан было принято по инициативе и при поддержке министерства финансов Российской Федерации. В связи с этим хочу выразить благодарность лично вам, уважаемый Антон Германович, и вашей команде, профессионально отработавшей названные вопросы», — заявил он.

Кстати, сам Силуанов впоследствии уточнил, что в 2016 году федеральный центр предоставит регионам кредитные послабления. Так, срок казначейских кредитов будет увеличен с 30 до 50 дней, а срок бюджетных — с 3 до 5 лет. «Поэтому рефинансирование тех кредитов — 2,2 миллиарда рублей у вас было показано, что Татарстан должен вернуть в федеральный бюджет (в 2016 годуприм. ред.) — будем отрабатывать, но уже по новым срокам», — сказал министр.

Антон Силуанов внимательно слушал докладчиков, лишь периодически перешептываясь о чем-то с Миннихановым
Антон Силуанов внимательно слушал докладчиков, лишь периодически перешептываясь о чем-то с Миннихановым

УКРЕПИТЬ БЮДЖЕТ ПРИЗВАН ЕГАИС

Наконец, речь зашла о бюджете на 2016 год (к слову, в бюджетную систему РТ входит собственно бюджет республики и 956 местных бюджетов). Пока что местные бюджеты приняты в первом чтении в 32-х районах и в двух чтениях — в 8 районах, однако до 19 декабря принять и опубликовать должны все районы и города.

«В будущем году бюджет будет крайне сложен в процессе исполнения, на его утяжеление повлияет ряд факторов, — сообщил Гайзатуллин и уточнил, что имеет в виду. — При формировании бюджета Республики Татарстан на 2016 год не учтено отрицательное влияние изменений федерального законодательства в части налогообложения нефтяной отрасли. По предварительным расчетам, только в части налога на прибыль, потери бюджета республики в 2016 году могут составить более 4 миллиардов рублей. В настоящее время нами проводится работа с министерством финансов Российской Федерации по вопросам компенсации выпадающих доходов бюджета республики».

Тут Силуанов задал ему актуальный вопрос: «У вас прорабатывался стресс-сценарий, если цена нефти будет 40 и ниже?» — спросил он, наступив на больную мазоль (сейчас бюджет Татарстана сверстан с расчетом на $60 за баррель). Похоже, такового в запасе не оказалось, потому что Гайзатуллин заговорил лишь об имеющихся резервах — недоимке муниципалитетов и возможности сократить не первостатейные расходы. «Но так как [у нас] высокий уровень закредитованности, при резком снижении нам придется обратиться и к вам, Антон Германович», — порадовал региональный министр федерального.

«Мы обратимся всегда, — поддержал посыл Минниханов и пояснил, что любые налоговые сценарии отрабатываются индивидуально с каждым предприятием. — С компанией «Татнефть» отработали стрессовую ситуацию, конечно, придется серьезно резать инвестпрограммы. Так как являемся акционерами, можем просить наших нефтяников, но у нас есть прогнозные цифры, меньше которых они платить не могут».

В итоге все пришли к выводу, что мобилизоваться придется по всем направлениям, тот же Силуанов не преминул сказать об «улучшении администрирования доходов». В этих рамках планируется объединение информационных систем ФНС и ФТС (дабы не было соблазна уклониться от уплаты экспортных пошлин и НДС по ввозимым товарам), повышение сбора страховых взносов и поступлений от алкогольного бизнеса. Странно, что не прозвучало само слово «ЕГАИС», возможно, министр не стал его упоминать из-за нехорошей славы, которую система приобрела после первых провальных попыток внедрения на заводах в 2000-х. А может быть, из-за ропота малого бизнеса, вызванного ЕГАИС. Хотя тот же «Татспиртрпром» — второй по величине налоговый донор РТ, в прошлом году перечисливший в бюджеты всех уровней 18 млрд. рублей — двумя руками за введение системы. Глава компании Ирек Миннахметов после запуска ЕГАИС в уже во втором полугодии 2016-го ожидает роста легального рынка на 15 - 20 млн. декалитров. И это при том, что на одну бутылку водки, по его словам, приходится 118 рублей налоговых платежей: 100 рублей — акциз, 18 — НДС. Тогда же, по его словам, раскроется и загадка, в каких розничных сетях массово продается паленая водка.

Закончив коллегию выводом, мол, нас ждут непростые времена, но именно в такой обстановке характер крепчает, Минниханов и Силуанов перешли к «раздаче слонов» — вручению отличившимся финансистам наград. Сам московский гость получил от президента РТ орден «Дуслык», после чего корреспонденты «БИЗНЕС Online» попытались разговорить присутствоваших на мероприятии VIP'ов (которые, однако, в большинстве отказывались комментировать щекотливую бюджетную тему).

Впрочем, министр труда и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова на вопрос, будут ли сокращения социальных расходов бюджета РТ, ответила однозначно. «Нет, бюджет же уже принят. У Российской Федерации как у хорошего организатора всегда есть план B и план С», — заявила она.

А вот мэр Набережных Челнов Магдеев попросил не предвосхищать события. «Мы в разных экономических условиях жили. Наступит то время — будем какие-то решения принимать. Если говорить о тех сценарных условиях, о которых говорили на совещании... Значит, в расходах ужмемся. Это общепринятая практика не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Нового ничего здесь быть не может. Социально защищенные статьи и бюджет республики, и местные бюджеты будут, безусловно, выполнять, это зарплата, питание, медикаменты. А сокращать будут, видимо, какие-то инвестиционные проекты, касающиеся нового строительства новых объектов, еще что-то. Поживем — увидим, запас прочности у республики есть».