Более тысячи человек в Набережных Челнах пришли накануне проститься с врачом-травматологом Андреем Железновым, которого в пятницу застрелил из самодельного ружья-трости 85-летний Мисбах Сахабутдинов. Как выяснилось, год назад он уже пытался отомстить врачу за конфликт пятилетней давности. Тем временем в описаниях жителей деревни Новый Мусабай старик-муэдзин, к которому все обращались для совершения никаха и имянаречения, предстает чуть ли не святым.
85-летнего Мисбаха Сахабутдинова обвиняют в убийстве известного в Набережных Челнах доктора Андрея Железнова. Защищать его будет адвокат Нагим Бухариев |
«ОН ВЧЕРА НАМ ВСЮ КОНСТРУКЦИЮ ОРУЖИЯ ТОЛЬКО ТАК РАЗЛОЖИЛ»
На два месяца в субботу арестовал городской суд Набережных Челнов 85-летнего Мисбаха Сахабутдинова, обвиняемого в убийстве известного в автограде доктора Андрея Железнова.
Ждать вердикта судьи Ирека Фарзутдинова участникам процесса и журналистам пришлось более четырех часов. В суд Сахабутдинова привезли в районе 11, но до 15 часов, когда всех впустили в зал заседаний, обвиняемому по требованию адвоката Нагима Бухариева искали переводчика. О такой необходимости Бухариев сообщил следователю по особо важным делам челнинского отдела СК СУ РФ по РТ Даниле Кириллову до заседания. «Он же говорит на русском! Он вчера нам всю конструкцию оружия только так разложил», — удивился Кириллов, однако предпринял попытку найти переводчика на месте. Вызвались два журналиста, но оказалось, что перевести для подозреваемого на татарский юридические термины они не смогут.
Адвокат в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» до суда выразил надежду на домашний арест своего подзащитного. Самому Сахабутдинову в ожидании переводчика Бухариев объяснял, что суд решит вопрос об аресте, а тот показывал адвокату невылеченный Железновым пять лет назад палец, из-за которого, по словам обвиняемого, он и решил отомстить доктору. Также Сахабутдинов в ожидании переводчика рассказывал адвокату, что ночевал с 11 на 12 декабря в изоляторе временного содержания (ИВС). Бухариев знакомился с материалами дела. «Жутковато», — констатировал он, имея в виду протокол осмотра тела убитого врача.
На суде Кириллов потребовал для подозреваемого содержания под стражей, поскольку речь идет об особо тяжком преступлении, причем спланированном, ведь Сахабутдинов собственноручно изготовил огнестрельное оружие, готовясь к мести. На свободе, по логике Кириллова, бабай может помешать следствию, скрыть какие-либо улики, угрожать свидетелям. Прокурор Алмаз Ягфаров полностью поддержал следователя.
Адвокат со своей стороны настаивал на домашнем аресте — у бабая есть регистрация на постоянном месте проживания, в содеянном он признался и бегать явно не собирается, человек уже стар и борется со многими болезнями. Судья тоже обратил особое внимание на возраст подсудимого, но тут Кириллов открыл главный козырь — следствие выяснило, что покушение бабая на доктора было уже не первым.
Бабай заявил, что признает свою вину, скрываться от следствия не собирается и что цель его достигнута |
«По нашим данным, еще в 2014 году Сахабутдинов предпринимал попытку убийства доктора Железнова посредством изделий, использовавшихся в качестве огнестрельного оружия. Но по техническим причинам умысел не был выполнен», — заявил следователь. Он добавил, что если доказательства по озвученному факту будут достаточны, то в отношении Сахабутдинова возбудят второе уголовное дело — покушение на убийство.
Сам же подозреваемый заявил, что признает свою вину, скрываться от следствия не собирается и что цель его достигнута. Однако, взвесив все факты, судья Фарзутдинов вынес вердикт о содержании бабая под стражей до 11 февраля 2016 года.
«НИКОГДА НИКОМУ МИСБАХ АБЫЙ СЛОВА ГРУБОГО НЕ СКАЗАЛ»
Между тем публика по-прежнему теряется в догадках относительно причин произошедшей трагедии. Озвученная следствием со слов самого убийцы версия мотива не выглядит правдоподобной, поэтому корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался составить портрет пенсионера с огнестрельной тростью со слов его односельчан. «Даже мухи не обидит, не то что на кого-то руку поднимет», — к этим словам сводились рассказы всех без исключения опрошенных жителей села Новый Мусабай, где родился, вырос и жил в последние годы подозреваемый.
Жители села, где родился, вырос и жил последние годы Сахабутдинов, не могут объяснить его поступок и готовы даже допустить, что его заставили выстрелить |
Ранним утром корреспондент «БИЗНЕС Online» застал возле местного продуктового магазина нескольких женщин, обсуждавших, само собой, поступок односельчанина, о котором услышали по телевизору. «Никогда никому Мисбах абый слова грубого не сказал, а нам тут показывают, что он якобы кого-то убил, — в один голос заявили женщины. — Все в нашей деревне его уважают, мы даже не поверили новостям, да и сейчас не верим! Он очень тихий, спокойный человек, всю жизнь проработал электриком. Никогда не употреблял спиртного, даже не курил. Не мог он такого совершить!» Одна из собеседниц — Зульфира апа — рассказала, что Мисбах абый стал первым в деревне владельцем фотоаппарата в 1950 - 1960 годах и фотографировал всех их еще детьми. «Это благодаря ему у нас в фотоальбомах есть наши детские фотографии...»
Как выяснилось из разговора, Сахабутдинов вырос в многодетной семье с четырьмя сестрами. Старшая сестра умерла, вторая живет в Нижнекамске, третья — в Чистополе, а за четвертой он ухаживал в Мусабае. Почти всю жизнь он прожил в одиночестве. В молодости был женат, но развелся с супругой и больше в брак не вступал, поэтому и детей у него нет. Родившись в деревне, он почти всю жизнь прожил и проработал в Челнах — у него была однокомнатная квартира в поселке ЗЯБ. Однако на свою малую родину Сахабутдинов приезжал часто, а в прошлом году перебрался в деревню окончательно, потому что за 90-летней сестрой требовался постоянный уход. «Он всегда говорил: по молодости хорошо жить в городе, а в старости лучше в деревне, поближе к земле», — припомнила одна из женщин. По ее словам, бабай регулярно посещал местную мечеть и ежедневно совершал намаз — он лучший муэдзин в деревне.
Напомним, в пятницу вечером заместитель ЦРО-ДУМ РТ Рустам хазрат Хайруллин опроверг информацию, которая появилась в некоторых СМИ, о том, что Сахабутдинов якобы служил хазратом в Новом Масабае, а в последнее время — и муллой. Хайруллин пояснил, что Сахабутдинов не имеет отношения к духовенству, а является лишь прихожанином мечети. Тем не менее местные жители утверждают, что именно к Сахабутдинову они обращались для проведения любых религиозных обрядов — и для никаха, и для имянаречения новорожденного по мусульманскому обычаю, и по иным поводам. Люди отмечают, что за обряды он денег для себя никогда не брал, садака до копейки передавал в мечеть. Как выяснилось, бабай приложил руку и к возведению дома Аллаха на земле, когда был моложе. Вместе с имамом, которого уже нет в живых, он строил Мусабаевскую мечеть.
Вместе с имамом, которого уже нет в живых, Сахабутдинов строил Мусабаевскую мечеть |
САХАБУТДИНОВ КУЛИБИНЫМ НЕ БЫЛ И В ГОРОД ПОЕХАЛ БЕЗ ТРОСТИ
В день убийства Сахабутдинов, по словам соседей, уехал в город на утреннем 7-часовом автобусе. Интересно, что трости у него в руках не было. «Он никогда не пользовался тростью, — рассказали жители деревни. — Почти всегда ходил, сведя руки за спиной, причем ходил быстро несмотря на почтенный возраст». Что побудило почтенного бабая пойти на убийство, люди предположить не в состоянии — сельчане готовы даже допустить, что его заставили выстрелить.
Напомним, по заявлению замначальника набережночелнинского отдела СУ СК России Сергея Карасева, Сахабутдинов примерно с 2010 года начал подыскивать предметы для изготовления самодельного огнестрельного механизма, который он встроил в металлическую трость для ходьбы. Согласно версии следствия, 5 лет назад Сахабутдинов на приеме у Железнова поссорился с врачом — он отказался снять головной убор, а Железнов в ответ отказался принять пациента.
На свою малую родину Сахабутдинов приезжал часто, а в прошлом году перебрался в деревню окончательно |
Жители Мусабая пояснили корреспонденту «БИЗНЕС Online», что Мисбах абый действительно практически всегда носил тюбетейку. Общавшиеся в последнее время со стариком сельчане ничуть не сомневаются в его вменяемости. «Я с ним буквально несколько дней назад разговаривала, — рассказала одна из женщин. — Ничего такого, что могло бы говорить о его невменяемости, я не заметила. Вполне адекватный, как и всегда. Старческого слабоумия не было, у них в роду почти все долгожители. Отец Мисбаха абый Сахабутдин прожил почти до 100 лет, он тоже читал молитвы, можно сказать, муллой в деревне был».
«Он сосед моей двоюродной сестры, всю жизнь, считай, рядом прожили, — рассказала Зульфира апа. — И забор он ей починит, и по другим хозяйственным делам поможет. Наследственность у него очень хорошая. Никто в роду у них никогда не пил, не курил, все начитанные. Он, помню, ходил по архивам в Сармановском районе, сделал генеалогическое древо своей семьи, написал, кто из его родственников где жил, кто на ком женился. Сколько поколений знаю, и все люди были положительные. Всех, кто злоупотребляет спиртным, он уговаривал: не пейте, ходите в мечеть, становитесь нормальными людьми».
Простились с Железновым в поликлинике №4 поселка ЗЯБ, где он работал штатным травматологом. На крыльце этой поликлиники Сахабутдинов стрелял в доктора |
Отметим также, что местные жители не склонны считать Сахабутдинова одаренным механиком, который смог бы самостоятельно изготовить огнестрельное оружие. «У нас, конечно, есть в селе свои кулибины — один молодой человек трактор сделал, другой умелец аэросани самостоятельно собрал. Но за Мисбахом абый мы такой мастеровитости не замечали, — заявили женщины. — Он увлекался фотографией. Вот в новостях сказали, что он, дескать, стрелял в забор у себя на участке, тренировался. Что, у нас больше стрелять, что ли, негде? Выйди вон в поле да стреляй сколько угодно, или в лес иди. Приезжают ведь родственники постоянно к соседям. Если бы он стрелял у себя дома в забор, соседи это наверняка бы услышали! Никуда он не стрелял, с чего это взяли вообще журналисты?»
Когда панихида началась, в фойе медучреждения практически невозможно было пробиться |
«ОЙ, ЧТО ЖЕ НАДЕЛАЛИ, ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА УБИЛИ!»
Воскресная гражданская панихида по погибшему доктору Железнову прошла в Набережных Челнах. Проститься с усопшим можно было в поликлинике №4 поселка ЗЯБ, где он и работал штатным травматологом. В 10 утра, когда панихида началась, в фойе медучреждения практически невозможно было пробиться — людей собралось несколько сотен. Поэтому многие либо ждали, пока толпа хоть немного рассосется, либо вовсе клали цветы на входе. «Ой, что же наделали, — восклицает в сторонке пенсионерка Василиса Георгиевна, — такого человека убили!» «Гололед же! — вторит ей Марина Петрова, сотрудница одного из медучреждений Челнов. — Люди будут падать, ломать кости... Кто им окажет такую же хорошую помощь, как Андрей Николаевич?»
Многие либо ждали, пока толпа хоть немного рассосется, либо вовсе клали цветы на входе |
Но вообще, люди не особо благоволили разговаривать, обошлось без публичных речей. Хотя наличие известных людей среди тех, кто пришел на панихиду, доказывало, что доктор Железнов был не последним человеком в автограде. Знаменитый гонщик команды «КАМАЗ-Мастер» Фирдаус Кабиров, побывавший здесь, отказался от каких-либо комментариев. Экс-гендиректор «Чаллы-ТВ» Раис Фархутдинов также не согласился побеседовать с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Мэр автограда Наиль Магдеев, который накануне выразил соболезнования вдове Железнова, по информации руководителя пресс-службы исполкома Татьяны Колесниковой, не смог посетить панихиду.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 593
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.