Сегодня совместную коллегию татарстанских финансовых ведомств под председательством Рустама Минниханова посетили гости из Москвы. Среди них был глава минфина РФ Антон Силуанов, который заявил, что в следующем году цены на нефть могут упасть ниже $30 за баррель и он будет непростым. Президент РТ не один раз подчеркнул, что местный бюджет рассчитывает на поддержку федералов, а Силуанов рассказал, в чем она будет выражаться. За происходящим следил корреспондент «БИЗНЕС Online».
Сегодня совместную коллегию татарстанских финансовых ведомств под председательством Рустама Минниханова посетил глава минфина РФ Антон Силуанов |
ВРЕМЯ ПРАВИТЬ БЮДЖЕТЫ
Время для сегодняшнего визита Антона Силуанова к татарстанским коллегам, как оказалось, было выбрано весьма удачно. Очередной обвал цен на нефть — а сегодня днем североморская нефть марки Brent плавала в районе $38,3 за баррель — вызывает серьезные сомнения в реалистичности бюджетов страны и нефтеносных регионов. Вокруг этого, разумеется, и были построены речи главных спикеров высокого собрания. И некоторые ответы на волнующие вопросы были получены. Правда, в самых общих чертах.
Слово «мобилизация» стало ключевым на совместном заседаним коллегии УФНС, минфина РТ и республиканского управления федерального казначейства. С него же начал вступительную речь президент РТ Рустам Минниханов. По его словам, в уходящем году «итоги мобилизации» всех доходов — налогов, пошлин и всевозможных отчислений — выразятся суммой 698 млрд. рублей. Из них 449 млрд. составят налоговые и неналоговые доходы бюджетов, из которых в федеральную «кубышку» отправится около 245 млрд. рублей (54%).
На долю консолидированного бюджета РТ остается 205 миллиардов. При этом его расходы, по прогнозу, составят 252 млрд. рублей, легко подсчитать, что даже с учетом поступления федеральных средств (33,7 млрд. рублей) разница между «убыло» и «прибыло» — более 13 миллиардов.
Напомним, проект бюджета республики на 2016 год сверстан из оптимистичного расчета $60 за баррель нефти марки Urals (которая, на минуточку, сейчас продается с дисконтом $2 - 4 к баррелю нефти марки Brent). При этом в документе уже сейчас зияет дефицитная дыра в 5,8 млрд., и даже до «нефтепада» на этой неделе было непонятно, чем ее латать. Собственно, на эту тему быстро свернул и Минниханов.
«Год предстоит непростой, мы уже приняли бюджет на 2016 год и готовим программу по его реализации, в то же время нас беспокоит несколько фактов. Это ситуация по переплате по налогу на прибыль, она выросла и на 1 ноября составляет свыше 8 миллиардов рублей, — сообщил президент РТ и незамедлительно сделал пас главе федерального минфина. — Ясно, что мы тоже понимаем положение федерального бюджета, возможности получения межбюджетных трансфертов тоже ограничены. Ну и нас очень волнуют те изменения, которые были внесены в налогобложение нефтяной отрасли: у нас база уже была заложена. Тем не менее, я думаю, мы мобилизуем все наши возможности, а по мере возможности обратимся в вашу сторону, Антон Германович, вы никогда не бросали в тяжелую минуту!»
«МЫ ОБРАТИМСЯ К ВАМ, АНТОН ГЕРМАНОВИЧ!»
Выступление остальных спикеров мы пока опустим (подробнее о прошедшей коллегии вы сможете прочитать на сайте «БИЗНЕС Onlinе» в понедельник). Сказано о республиканских финансах было много, но, конечно же, самым интересным был диалог двух главных фигур, которые волей-неволей сейчас отстаивают различные интересы.
Минниханов в свойственной ему манере вел себя как гостеприимный хозяин, к которому приехал равный во всех смыслах гость, — уважительно, но с достоинством. При этом президент РТ, сидя в президиуме, время от времени приобнимал главу минфина за плечи, оба время от времени о чем-то переговаривались шепотом. Впрочем, о деле никто не забывал. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин сказал с трибуны: «Возможно, при резком снижении мы обратимся и к вам, Антон Германович!» Минниханов незамедлительно поправил главу минфина: «Конечно, обратимся!»
Силуанов также демонстрировал интерес к нуждам региона. Каждому спикеру по окончании речи он задавал вопрос: мол, что, по-вашему, надо сделать в нынешней ситуации? Правда, выводы московский гость оставлял при себе, не вступая в дальнейшие обсуждения. Да и вообще было не совсем понятно, зачем он проводил опрос: реально надеялся получить толковый совет или просто проявлял уважение к местной финансовой госэлите?
«МОЖЕТ, И 30 ДОЛЛАРОВ ЗА БАРРЕЛЬ БУДЕТ, МОЖЕТ, И МЕНЬШЕ»
Речь российского министра прозвучала в унисон витавшим в зале настроениям. «Не успели мы только принять бюджет, как видим, что ситуация с макроэкономикой меняется не в лучшую сторону. Цены на нефть мы закладывали в бюджет 50 долларов за баррель, сейчас уже где-то около 36 - 37 долларов за баррель, и непонятно, что будет дальше. А что будет, если цены и дальше будут продолжать падать?» — задал он риторический вопрос.
Далее министр изложил ровно те доводы, что приводились в одном из недавних обзоров «БИЗНЕС Online». На мировом рынке перепроизводство нефти, хранилища переполнены, каждый из членов ОПЕК работает сам на себя, а динамика мировой экономики ухудшается — МФВ за год четвертый раз пересматривает прогноз в сторону снижения роста. А тут еще выход Ирана на рынок с объемом «миллион, а то и полтора баррелей в сутки» (позволим себе поправить министра, эксперты пока говорят об увеличении иранского экспорта на 500 - 600 тыс. баррелей в день, но это лишь подтверждает репутацию Силуанова как «алармиста» в правительстве).
«Все говорит о том, что низкие цены на нефть могут, скорее всего, в следующем году доминировать. Возможно, что в отдельные периоды это будет, может, и 30 долларов за баррель, может быть, и меньше. Год назад, если бы нам сказали, что будет ниже 40, все бы просто посмеялись. Поэтому нужно готовиться к таким непростым для нас временам», — нарисовал глава минфина невеселую картину.
Но правительство готовит ответные меры, поспешил ободрить Силуанов собравшихся. Например, будет меняться структура расходов бюджета в пользу тех, что влияют на экономический рост. «На федеральном уровне мы будем уделять внимание точечным поддержкам тех предприятий и отраслей, которые попали в сложную ситуацию, — это и машиностроение, и строительство, и ряд других отраслей», — пояснил министр.
Вторым пунктом «плана С» идет улучшение администрирования доходов. Его подпункты: объединение информационных систем ФНС и ФТС (дабы не было соблазна уклониться от уплаты экспортных пошлин и НДС по ввозимым товарам), повышение сбора страховых взносов и налогов с алкогольного бизнеса. Правда, слово «ЕГАИС» не прозвучало.
Показал Силуанов и финансовый «кнут», которым намерены пользоваться власти. «Вы видите, в этом году большой объем авансов, [которые] сразу из бюджета ушли. Где они? Работают на депозитах в коммерческих банках у бюджетополучателей. Поэтому в следующем году все авансовые платежи не будут автоматически зачислены — абсолютно правильно, эти деньги будут работать на бюджет. Мы так же будем получать доходы от размещения этих средств, но это будут деньги уже казны», — уверил он.
Под колпаком казначейства окажутся не только самые хитрые, но и ленивые. По словам Силуанова, в следующем году правительство будет очень внимательно относиться к выделению новых ассигнований «тем направлениям, предприятиям, учреждениям, которые имеют большие объемы дебиторской задолженности». Посыл понятен: хочешь денег — разгребай дебиторку.
ТАТАРСТАН ПОДДЕРЖАТ ЛЬГОТАМИ, КРЕДИТАМИ И «НЕФТЯНОЙ КОМПЕНСАЦИЕЙ»
Наконец, министр финансов РФ перешел к наиболее животрепещущему вопросу для присутствующих в зале — бюджету Татарстана. Говоря о его наполнении, первым делом он упомянул «пряник» — льготы для «гринфилдов» (новых инвестиционных проектов) и специнвестконтракты. Министр напомнил, что в былые годы существовала инвестиционная льгота, когда все затраты на создание новых производств, по сути, вычитались из налоговых отчислений компаний.
«В следующем году заработает инструмент компенсации части расходов, которые регионы понесли на создание инфраструктурных парков, технопарков, индустриальных парков. То есть если регион вкладывается в новые инфрастуктурные проекты, новые инфрастуктурные образования (а у вас очень хорошие инфраструктурные проекты в части «Алабуги», Иннополиса), то часть тех доходов федерального бюджета, которые будут поступать, мы будем обратно возвращать, компенсировать издержки субъектов РФ, направленных на создание таких зон поддержки предпринимательства. Это тоже хороший источник для развития», — заявил Антон Германович.
То есть денег не дадут, успел подумать корреспондент «БИЗНЕС Online» и ошибся.
«Такие регионы, как Республика Татарстан, понесут, скорее всего, дополнительные издержки в связи с продлением тех уровней экспортных пошлин, с дополнительным увеличением НДПИ на газ, которые мы ввели начиная с 2016 года. Они приведут к уменьшению налогооблагаемой прибыли нефтегазовых компаний, но в бюджете мы тоже предусмотрели дополнительные средства, 54 миллиарда рублей, для компенсации выпадающих доходов. Средства мы распределим в начале следующего года, безусловно, часть из этого ресурса придет в бюджет республики», — пообещал Силуанов.
Увы, конкретных цифр с собой глава минфина не привез.
Отдельным пунктом он выделил поддержку регионов кредитами. Так, в следующем году срок казначейских кредитов будет увеличен с 30 до 50 дней, а срок бюджетных — с 3 до 5 лет. «Поэтому рефинансирование тех кредитов — у вас было показано, что Татарстан должен вернуть в федеральный бюджет 2,2 миллиарда рублей (в 2016 году — прим. ред.), — будем отрабатывать, но уже по новым срокам», — сказал министр.
В общем, год будет сложным, подытожил Силуанов, но в такие периоды как раз и проявляется характер финансистов.
После этого президент РТ вручил ему орден «Дуслык». «Дуслык» — это дружба, а мы дружим с министром финансов», — заявил Минниханов.
Подробный репотраж с совещания читайте на сайте «БИЗНЕС Online» в понедельник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.