Ренат Мистахов: «Нельзя строить корабли по 30 месяцев!» |
«МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ ПОВЕРИЛО НАМ…»
— Ренат Искандерович, сегодня завод имени Горького – одна из самых плодовитых российских верфей. Благодаря чему удалось добиться такой плотности работы?
— Если говорить о плодовитости, то речь идет прежде всего о малых ракетных кораблях (МРК) «Буян-М» и катерах специального назначения «Грачонок». Эти относительно большие по нынешним временам серии появились благодаря тому, что хорошо зарекомендовали себя построенные нами ранее ракетные корабли проекта 11661 «Татарстан» и «Дагестан». Министерство обороны поверило нам. «Буянов-М» планировали построить всего 5, но сегодня мы делаем уже 6-й, 7-й, 8-й и 9-й… Вторая массовая серия — «Грачата»: построено 7 катеров, в строительстве – 8-й, 9-й, 10-й… А сегодня военные еще раз поверили нам, заключив с заводом контракт на обслуживание наших кораблей по принципу жизненного цикла, то есть от изготовления до утилизации. Это новый бизнес для предприятия. За свой счет мы создали программу, открыли сервисный центр в Новороссийске, создаем такой же на Балтике.
— Насколько помню, «Буянов-М» должно было быть больше – 12…
— Верно. Дело в том, что министерство обороны хотело построить еще три «Буяна-М» ледового класса. Но потом от этой идеи отказались в пользу другого проекта МРК — от центрального морского КБ «Алмаз». «Буяны-М» изначально строились для Каспия, но с возможностью беспроблемной переброски с одного моря на другое. Отсюда — малая осадка, водометные движители. Теперь решено строить более мореходные и быстроходные МРК, рассчитанные на Балтику, Черное море и на Север.
— Завод претендует на выпуск новых МРК?
— Их будут строить на нескольких верфях, а головной заложили на питерском заводе «Пелла». Мы тоже очень хотим строить эти корабли. Тем более модернизация нашего предприятия шла по ФЦП, рассчитанной именно под строительство МРК. На сегодня мы — единственный завод, полностью готовый к серийному строительству таких кораблей.
— Будет ли новое строительство более крупных ракетных кораблей, например, третьей пары «Гепардов» для Вьетнама? И как идет строительство нынешнего вьетнамского заказа?
— Возникли некоторые трудности в вопросе поставки турбин, поскольку они импортные, украинские. Но мы представили иностранным поставщикам подтверждение, что конечным пользователем будет Вьетнам, этого достаточно для продолжения поставки. Тем не менее сроки несколько сдвинулись. Впрочем, завод провел огромную работу по изменению технологии строительства для его ускорения, поэтому серьезной задержки не будет. Первый корабль отправим на испытания в августе 2016 года, второй – в ноябре. Испытания, обучение экипажей и передача заказчику будут проходить на Черном море с базированием в Новороссийске. Вьетнам получит «Гепарды» в 2017 - 2018 годах.
Что касается третьей пары, то вьетнамская сторона заинтересована в сотрудничестве с заводом. К тому же, оценив результаты работы наших кораблей по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.), вьетнамцы хотят поставить на третьей паре вместо ракетного комплекса «Уран» комплекс «Калибр». У нас есть опыт его установки на однотипный с «Гепардами» флагман Каспийской флотилии «Дагестан». «Гепарды» с «Калибрами» станут еще более серьезной силой в Юго-Восточной Азии… Но кто будет выполнять заказ на третью пару, пока обсуждается. Наш завод подтверждает готовность. И хотя сегодня у нас в процессе строительства находится 21 корабль, площади и новое оборудование позволяют взяться за новые заказы.
С ИМПОРТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ — НА РОССИЙСКИЕ
— Как обстоит дело с импортозамещением двигателей MTU для «Буянов-М» и «Грачат»?
— Здесь все сложнее. Пришлось оперативно вносить изменения в проекты, чтобы установить другие двигатели. В итоге пять «Буянов-М» у нас с дизелями MTU, а четыре — с новыми двигателями. На «Грачат» новые движки будем ставить, начиная с 8-го заказа.
— Какие двигатели будут устанавливаться на патрульные корабли проектов 22100 и 22160 вместо финских и немецких дизелей?
— Коломенские. А редукторы поставит петербургский завод «Звезда». Часть оборудования придет уже в конце 2016 года. На ход строительства заказов импортозамещение не повлияло, и риска, что что-то не подойдет или будет некачественным, нет.
Так будет выглядеть патрульный корабль проекта 22160 |
— Когда мы увидим головной патрульный корабль проекта 22160?
— Планируем вывести его из цеха в апреле-мае. Это первый на российском флоте корабль с контейнерным размещением основного вооружения или оборудования, то есть он может быть и ракетным кораблем, и спасателем, и водолазом. А в целом 22160 предназначены для демонстрации флага России на всех морях. На сегодня заложено два корабля, а всего в серии будет шесть: первый сдадим в 2017 году, два — в 2018-м, два — в 2019-м и один — в 2020 году. Плюс предстоит строительство шести кораблей проекта 22160 ледового класса, но это начнем активно обсуждать в 2016-м.
— Когда состоится закладка пары патрульных кораблей для береговой охраны пограничной службы ФСБ?
— У одного уже формируем корпус, для второго — определенные блоки. Предложили пограничникам церемонию закладки провести 20 декабря, когда ФСБ будет отмечать профессиональный праздник.
— Головной корабль проекта 22100 — «Полярная звезда» — передадите пограничникам в срок?
— Да. Сейчас она на госиспытаниях. Корабль планируем сдать до 30 декабря, а флаг на нем поднимут в 2016 году. Думаю, после того, как пограничники опробуют корабль, его возможностями заинтересуется и флот. Автономность — 70 суток, максимальная автоматизация: небольшой экипаж управляет махиной в 3 тысячи тонн водоизмещением. Этому кораблю нет равных и по внутренней отделке. Кстати, на проекте 22160 комфорту экипажа уделено повышенное внимание, что не совсем обычно для ВМФ.
Пока патрульный корабль проекта 22160 выглядит так. Головной будет сдан в 2017 году |
— Едва ли не исключительные условия обитания обещаны и экипажу плавучего дока «Свияга», который вы спустили на воду год назад. Что с ним?
— Док завершил испытания и находится в Северодвинске, подъем флага планируем 17 декабря.
— Заказчик — главное управление глубоководных исследований минобороны — доволен, ведь таких судов в России не строили давно?
— Да, в ГУГИ очень довольны: док подоспел вовремя, ведь последние такие суда строили еще 90-е, и все они по функционалу — больше механизмы для подъема и спуска, но не для обслуживания. «Свияга» не просто док, но плавмастерская, то есть теперь изделие можно не только перевозить, но и ремонтировать, и условия для размещения экипажей самого дока и подопечного корабля очень хорошие.
ГАЗОМОТОРНЫЕ СУДА: СНАЧАЛА ДЛЯ ТАТАРСТАНА, А ПОТОМ…
— Какими гражданскими темами занято предприятие?
— Прежде всего это строительство двух скоростных теплоходов проекта А145. Заказчиков на них нет — строим на кредитные деньги. Дело в том, что у нас есть уникальный алюминиевый цех с 30 опытными сварщиками. Чтобы все это не пропало, необходимо обеспечить загрузку. И главный акционер завода — холдинговая компания «Ак Барс» — поддержала эту нашу просьбу. Иначе загубим цех, и когда в 2016 - 2017 годах появятся реальные заказы (а они будут, подтверждение тому — послание президента России, который сказал, что надо обновлять гражданский флот), мы должны быть готовы. Надеемся, что А145 серийно выйдут на российский рынок. Тем более эти суда уже проверены рекой и морем — пара А145 эксплуатируется в Обской губе.
«Полярная звезда» сегодня завершает испытания |
— Каковы ближайшие планы по модернизации завода?
— К примеру, закупили две машины для перевозки укрупненных блоков: каждая может брать до 150 тонн. Дело в том, что мы переходим на строительство из укрупненных блоков, как это делается во всем мире. Если сейчас в цехе формируется только секция, которая потом перевозится в соседний цех и там собирается в блок, то в ближайшем будущем будем собирать укрупненные блоки в одном цехе, а потом соединять их между собой. Также идем к тому, чтобы на эти укрупненные блоки сразу устанавливать часть оборудования. Все это хорошее ускорение процесса строительства — нельзя строить корабли по 30 месяцев! С новой технологией и площади будут быстрее освобождаться, и прибыль увеличится. Ведь к 2019 - 2020 годам госзаказ от военных неизбежно уменьшится (а сегодня это 90 процентов нашей продукции). К этому времени мы должны быть полностью готовы к рыночным отношениям. А это прежде всего гражданское направление. В этом сегменте для нас главное — скоростные суда (наш конек!) и баржи (в них велика доля труда именно завода). Далее очень интересна рыболовецкая тематика. Сегодня России нужны более 400 таких добывающих, перерабатывающих и транспортных судов. Предлагаем рыбакам разные варианты, готовы даже сотрудничать по этой теме с иностранными проектными бюро.
— В последнее время ваш завод все чаще упоминается в связи с темой газомоторных судов. Это мечта или нечто реальное?
— Мы намерены построить для Татарстана два дизельэлектрохода на газомоторном топливе и плавучую заправочную станцию. Это прогулочные суда, которые по завершении навигации можно использовать как прибрежные отели.
— Заказчик есть?
— Пока нет. Интерес проявляют республиканские турфирмы, но нужна господдержка. И министерство транспорта Республики Татарстан, и госкомитет по туризму ищут подходы. Ни в коем случае нельзя отказываться от идеи транспорта на газомоторном топливе — это будущее. И именно к тем, кто будет в первых рядах газомоторной революции, и пойдут заказчики. В судостроении надо жить, смотря на 10 лет вперед. Если не умеешь заглядывать в будущее — завалишь дело.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.