Поводом для наставлений городской «пастве» стала субботняя поездка мэра в Париж на климатический саммит для локальных лидеров |
«ЭТО МЫ ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ ПРИВЫКЛИ...»
Деловой понедельник в исполкоме Казани мэр города Ильсур Метшин начал с обзора политической обстановки в мире. Поводом стала субботняя поездка в Париж — на климатический саммит для локальных лидеров. Тему саммита мэру образно проиллюстрировал погодой — за окном декабрь, а на улице моросит дождь, под ногами лужи. «Когда мы росли, этого точно не было», — ужаснулся мэр.
Но не только климатические изменения оказались в фокусе зрения мэра Казани — он отметил растерянные выражения лиц самих глав европейских столиц. Связано это во многом с новыми вызовами времени: потоками беженцев из Сирии и терактами в Париже. «Вспоминая спокойные, довольные лица моих коллег-мэров европейских и мировых городов, этому радоваться нельзя. Но видишь, насколько они озабочены, какие вызовы перед ними. К сожалению, в большинстве случаев они к этому не готовы, — поделился своими наблюдениями Метшин. — Это мы к ситуации из огня да в полымя привыкли. У нас то мороз, то жара, то дождь, то ветер — что в экономике, что в политике. Ничего хорошего, конечно, в этом нет. Но к таким шоковым изменениям они явно не готовы», — заметил он.
Вместе с тем, вспоминая недавнее послание президента РФ Владимира Путина, градоначальник признал, что у нас в стране делается все для того, чтобы статус державы России вернулся. «Он возвращается. Наш голос, голос нашего лидера не просто слышен — на сегодняшнее время он один из самых уважаемых лидеров, — заметил Метшин. — Ощущение спокойствия после Парижа в родной и Москве, и Казани — больше». Отметив красоты парижской архитектуры, Метшин выразил сомнение насчет спокойствия европейцев в этой обстановке. «Можно купить кровать, а купить сон невозможно. Можно построить дом, но невозможно купить счастье в нем. Как в этих домах, куда они (европейцы — прим. ред.) свозили награбленное со всего мира, их потомкам спится?» — задал он риторический вопрос.
Ирина Дябилкина не стала скрывать, что на рекламном рынке заметно падение, однако планы по сбору средств в бюджет города пострадать от этого не должны |
ПАДЕНИЕ РЫНКА РЕКЛАМЫ В КАЗАНИ — 23,4%
От видов Парижа к внешнему облику Казани совещание спикировало на выступлении начальника управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирины Дябилкиной. Она не стала скрывать, что на рынке заметно падение, однако планы по сбору средств в бюджет города пострадать от этого не должны. Доход казны от размещение рекламных конструкций за 11 месяцев составил 71,9 млн. рублей, а до конца года управление намерено собрать запланированные 78,9 млн. рублей на 100%.
«До 2014 года рынок наружной рекламы Казани рос рекордными темпами по сравнению с другими городами-миллионниками. Но в 2014 году рынок ожидаемо замедлил темпы роста, тем самым чутко отреагировав на стагнацию российской экономики». Объемы рекламы где-то заморозились на докризисном уровне, а где-то поползли вниз. А в 2015 году пике и вовсе стало общераспространенным трендом. Хотя казанский рекламный рынок и потерял в первом полугодии 23,4%, это меньше российских потерь в объеме 27%. В стране 2015 год начался с банкротств рекламных гигантов: сначала рухнула компания «Илион» (входила в холдинг «Никэ»), которая не справилась с очередными выплатами в бюджет Москвы, затем с рынка столицы нашей родины ушли компании «Бульварное кольцо» и «Авто селл», которые имели права на рекламу в метро и автобусах.
Тем более удивительно, что в Казани ни одна компания не демонтировала своих щитов из-за долгов. «Более того, свои финансовые обязательства по договорам они выполняют своевременно и в полном объеме», — торжественно доложина Дябилкина. Проглядывают и робкие признаки роста: в третьем квартале падение рекламного рынка замедлилось.
«С осторожным оптимизмом» оценила она будущий 2016 год, отвечая позже на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Onlne»: «На сегодняшний момент пока не было обвального падения, и на сегодняшний момент это падение остановилось. Я надеюсь, что на следующий год рынок стабилизируется и пойдет в рост. В Казани все компании, которые выиграли торги в 2012 году, достаточно устойчивы. Я надеюсь, что до окончания срока выданных разрешений в 2017 году мы простоим. Это и наша задача — исполкома. После торгов у нас структура рынка поменялась, федеральных операторов у нас сейчас на рынке больше», — сообщила Дябилкина.
В начале 2015 года в рамках антикризисных мер белые щиты закрывались социальной рекламой |
«ПРОТИВ НАС ЗАРЯЖАЛИ ЦЕЛЫЕ ЧЕРНЫЕ PR-КАМПАНИИ»
Напомним, что еще в начале 2015 года для поддержки «штанов» рекламщиков исполком Казани принял решение о введении антикризисных мер: с марта по июнь на 20% была понижена плата за установку рекламных конструкций, белые щиты закрывались социальной рекламой — хоть какая-то да подмога. А во второй половине года рынок почувствовал оживление уже по естественным причинам: в связи с проведением чемпионата по водным видам спорта.
Годами ранее — перед Универсиадой и перед водным ЧМ — в городе были проведены две волны тотальной инвентаризации наружной рекламы. По их итогам начиная с 2012 года было демонтировано 909 незаконных средств наружной рекламы. Сейчас, по данным управления, в городе осталось всего 6 таких конструкций, причем 4 из них оказались бесхозными, но очевидно, что набранные темпы позволят вскоре полностью победить эту «гидру». Польза от такой работы для всех очевидна, считают в управлении: бюджет получает законные платежи, а рынок избавляется от демпинга со стороны владельцев нелегальных еврощитов и прочих конструкций и получает понятные правила игры.
«С 2006 года у нас нет ни одного незаконно установленного щита 3 на 6 метров, у нас никто не хулиганит с самовольными перетяжками, как бы не сглазить... То есть мы уже вошли в цивилизованный рынок», — констатировала она.
Похвасталась Дябилкина и новинками в работе. К примеру, проверяющие теперь мобильно работают при помощи планшетов, действует сервис видеомониторинга. Еще более ускорило работу применение QR-кодов: теперь достаточно навести мобильное устройство на такой код, размещенный на рекламной конструкции, и получить о ней полную информацию. Сами рекламщики также шагают в ногу со временем: в прошлое уходят портящие фасады изображения. А на пересечении улиц с так называемыми «повышенными эстетическими требованиями» (надо понимать, в историческом центре города) стали появляться современные медиафасады и видеоэкраны. Сейчас выдано 9 таких разрешений, но установлено пока 5 подобных конструкций. К примеру, на глухом фасаде жилого дома №8 по улице Ершова теперь красуется самый современных фасад в столице — плоский облегченный экран с высоким разрешением и автоматической регулировкой яркости производства компании Absen.
Мэр города порадовался, что падение рынка рекламы в Казани оказался не столь глубоким, как в целом по России. «Рынок переживает непростые времена. Озвученные сегодня цифры — это зеркало экономики», — заметил он. Заслугой исполкома Казани в этом Метшин считает принятые прозрачные правила игры, единый подход ко всем рекламщикам, а также умение договариваться непосредственно самой руководительницы рекламного управления: Дябилкину сегодня не только похвалили за системный подход и умение найти общий язык с ершистыми владельцами рекламных конструкций, но и поставили в пример другим подразделениям исполкома. «Многие законодательные инициативы для регулирования рынка наружной рекламы вышли из стен нашего управления. К нам едут учиться из других российских городов, как в Мекку», — отметил мэр заслуги управления наружной рекламы.
«Мы помним, как все гремело и трещало, в том числе и в СМИ, когда мы приступили к упорядочению работы рынка наружной рекламы в соответствии с действующим законодательством, — вспомнил Метшин. — Против нас заряжали целые черные PR-кампании, до федеральных СМИ все доходило, но сегодня мы чисты перед игроками: и правила для всех одинаковы, и условия для ведения бизнеса. Они все одинаково равны перед законом».
Жанна Белицкая: «2019 год станет годом полного обновления вывесок в Казани» |
«КАК ВОРОНЬЯ СЛОБОДА — КТО ВО ЧТО ГОРАЗД!»
Довершила картину замначальника управления архитектуры и градостроительства, главный художник Казани Жанна Белицкая. Напомним, именно этому органу муниципальной власти в 2014 году были отданы на поруки все городские информационные вывески — на магазинах, общественных зданиях и пр. Хозяйство досталось обширное (около 16 тыс. вывесок) и довольно пестрое. «Как воронья слобода — кто во что горазд!» — емко дал свою оценку мэр Метшин прежнему виду Казани. Он признался, что особенно ярко в глаза бросается казанская пестрота после элегантных улиц Парижа.
Однако постепенно — не без «дубинки» АТИ (административно-техническая инспекция) — дела в городе стали налаживаться. В качестве иллюстраций к своим словам Белицкая показала участникам совещания фотографии из разряда «до и после». Это и сверкающее прозрачными фасадами здание старого «Детского мира», которое еще пару лет назад было сплошь заклеено баннерами. И здание, в котором расположен клуб «Арена», — с него также поснимали немало квадратных метров баннерной «одежды» и пр.
«2019 год станет годом полного обновления вывесок в Казани», — порадовала она. Белицкая пообещала сократить сроки согласования вывесок, а также вернуть в работу некогда популярный у предпринимателей сервис «Планета задач», который позволял согласовывать вывески в онлайн-режиме. Метшин поинтересовался, когда же это случится. Белицкая заверила, что с 1 января «уже точно будет».
«Что так долго? Это же то, о чем предприниматели просили на встрече в «Ривьере»!» — вспомнил Метшин. Белицкая заверила, что почти все готово — осталось закупить необходимое оборудование.
Но мэр ждать еще целый месяц наотрез отказался. «Передать контроль над 16 тысячами вывесок —не такой быстрый процесс, — признал он, но продолжил более строго. — Никакие не 1 января, на этой неделе финансовые вопросы все решите. Нужно завершить эту работу. Огромное количество обращений!»
«ОТРУБАЕТЕ ОДНУ ГОЛОВУ, ЕЩЕ ДВЕ-ТРИ ВЫРАСТАЮТ!»
Глава управления административно-технической инспекции (УАТИ) Альфир Шамсутдинов в продолжение темы рассказал о своих методах борьбы с незаконной рекламой и даже поделился победой в борьбе с компанией, которая «заявила о себе оклейкой всего города изображением голливудского мультипликационного героя». Имелась в виду реклама такси с изображением Шрека, в которой говорилось о «шок-цене» за услуги.
«Тех, кто расклеивал эту рекламу, выяснили с трудом. Мы подключили миграционную службу и ГИБДД, так как компания, предоставляющая услуги такси, пришла к нам из другого города, — рассказал Шамсутдинов подробности журналистам. — Так предприятие резонансно заявило об оказываемых услугах сомнительного качества с гораздо меньшей стоимостью. Водители, как оказалось, были из ближнего зарубежья».
Незаконная реклама |
Предприятие, как выяснилось, не закрыли, правда, рекламу теперь оно размещает на других площадках. Метшин не оставил эту тему без своего внимания, сравнив городские проблемы с драконом. «Иногда борьба с городскими проблемами, как борьба с драконом — отрубаете одну голову, еще две-три вырастают!» — сказал мэр Казани.
«ГРЯЗНУЛИ» КАЗАНИ ПРИНЕСЛИ КАЗНЕ 85 МЛН. РУБЛЕЙ ШТРАФОВ
Рассказал Шамсутдинов и том, как город борется с остальными нарушениями правил благоустройства.
В общей сложности строительные компании с начала года за, что называется, «гадюшники» оштрафовали на 24,3 млн. рублей. Среди злостных нарушителей благоустройства известные в Казани фирмы «Ак Таш», ПСО «Казань», ОАО «Эдельвейс Групп», «Маг-Строй», ООО «Фон-Ривьера», «Кондитерская фабрика «Заря». Всего за нарушение правил благоустройства в Казани с начала года бюджет города собрал 84,5 млн. рублей штрафов, составлено 8,5 тыс. протоколов.
Борьба с несанкционированным складированием мусора сегодня привела к тому, что количество стихийных свалок в Казани достигло своего исторического минимума. Всего с начала года их было выявлено 81 (для сравнения: в 2012-м — 190, в 2013-м — 162, в 2014-м — 104), а сейчас осталось 6, остальные расчищены совместными усилиями АТИ и районных администраций. Причем по одной из них, расположенной в поселке Самосырово, в настоящее время ведется судебное разбирательство с собственником.
По словам Шамсутдинова, количество замусоренных территорий из года в год идет на уменьшение — в среднем на 23% ежегодно. Напомним, что еще в 2011 году управлением АТИ была разработана концепция по мониторингу движения строительных отходов на территории Казани и налажен жесткий контроль за тем, что и куда вывозится со строек. Постепенно любителей сваливать свой хлам в ближайший овраг стало заметно меньше.
По сравнению с другими городами Казань по сбору штрафов за нарушение правил благоустройства — несомненный лидер |
Объясняется это очень просто: по сравнению с другими городами Казань по сбору штрафов за нарушение правил благоустройства — несомненный лидер. Если в Уфе за 11 месяцев составили 15 тыс. протоколов, то собрали лишь 25 млн. рублей штрафов. В Омске выявили 7 тыс. нарушений, а оштрафовали только на 16 млн. рублей. В Ростове-на-Дону, напротив, 2 тыс. протоколов принесли казне города такие же 16 млн. рублей. Аутсайдером по поиску нарушений стал Челябинск, где за 11 месяцев собрали лишь 3 млн. рублей за 586 нарушений.
«Системная работа инспекции дает свои результаты — свалок стало меньше, — сказал Метшин. — Рекламные конструкции, которые мы видим, не убивают фасады города, а украшают город. «Компаний-грязнуль» тоже становится меньше».
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, верны ли официальные оценки состояния рынка наружной рекламы и какой его перспективы на будущий год.
Лариса Фомина — основатель группы компаний Larisa:
— Я думаю, что рекламный бизнес по наружной рекламе ощутил «проседание» даже не на 20, а на 30 процентов. И такова, на мой взгляд, ситуация в целом по стране. Мы настолько зависим от общей экономической ситуации в стране, что если она в целом начнет выправляться, то и мы будем чувствовать приток денег. А если такая ситуация сохранится, а других прогнозов, кроме пессимистичных, никто не делает, то, скорее всего, все так и будет. По наружной рекламе, я думаю, в стране ситуация везде одинаковая. Москва сильнее ощущает отток денег из «наружки», но это связано с тем, что там за очень большие деньги выкупались эти билборды. Теперь они вынуждены выставлять очень высокие цены. Поэтому там отток сильнее ощущается. Но в регионах падение рынка составило примерно 30 процентов. Казань в этом отношении не лучше и не хуже других.
Системная работа инспекции дает свои результаты — свалок стало меньше |
«ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ЧТО-ЛИБО МОГЛА БЫ РАЗВЕ ЧТО ПОКОЙНАЯ ВАНГА...»
Рамиль Булатов — руководитель представительства компании Russ Outdoor в Казани:
— Если сравнивать с прошлым годом, то рынок наружной рекламы упал, я бы сказал, до 30 процентов. У рекламодателя бюджет в период кризиса более скромный. В следующем году рынок однозначно вверх не поползет. Все будет примерно как в 2015 году. Может быть, потребность в этом виде услуг будет даже ниже процентов на 10 по сравнению с 2015 годом. В Москве произошел небольшой рост за счет того, что они сократили количество рекламных конструкций. Рекламные компании договорились и демонтировали все неэффективные конструкции. За счет этого возросла эффективная цена. А по количеству роста нефти понижение идет и в Москве. В других городах ощутили кризис даже больше, чем в Москве и Казани. Все-таки эти города более клиентоориентированные: у клиентов там спрос больше, чем в других городах.
Павел Савицкий — директор рекламного агентства «Пи Арт»:
— Рынок рекламы, вообще всей, сейчас претерпевает стагнацию в связи с кризисом. Рекламный рынок — один из самых подверженных кризисным явлениям рынков. Когда наступают кризисные процессы или даже их ожидания, люди первым делом сворачивают рекламу, потому что реклама — это инвестиции в развитие. А в развитие во времена кризиса вкладываются очень немногие. Большинство людей как бы консервируют свои капиталы. И наружная реклама, безусловно, также претерпевает снижение, поскольку она является одним из видов рекламы. Это абсолютно объективный факт. Я не могу соглашаться или не соглашаться с цифрами падения этого рынка, поскольку я не провожу рейтингов, не могу отвечать за ситуацию по всей Казани. Это может сказать только тот, кто проводил соответствующие исследования. О перспективах я тоже абсолютно ничего не могу сказать. Сейчас и в стране, и в мире происходят такие события, что предсказывать что-либо могла бы разве что покойная Ванга...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 101
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.