Произошедшие на прошлой неделе драматические события поставили под удар турецко-татарстанские экономические связи, на которые с самого начала делало ставку руководство республики. Председатель ТПП РТ Шамиль Агеев был одним из очевидцев того, как эти связи создавались и укреплялись. В интервью «БИЗНЕС Online» он поделился своими воспоминаниями, рассказал об особенностях ведения бизнеса с турками и о том, чему мы могли бы у них поучиться.
Шамиль Агеев: «Я считаю, что у турок сейчас есть, чему нам поучиться. И не надо этого стесняться. Многие страны прошли через этап обучения у более развитых стран. И Турция — не исключение» |
«МИНТИМЕРУ ШАРИПОВИЧУ БЫЛО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, КАК РАБОТАЕТ ЭТА СИСТЕМА В ТУРЦИИ»
— Шамиль Рахимович, как бы вы оценили произошедшие на прошлой неделе драматические изменения в российско-турецких отношениях?
— Я продолжаю считать себя оптимистом и надеюсь, что руководству Турции хватит мудрости признать, что они были не правы, сбивая наш самолет. Реакция с нашей стороны в любом случае должна была быть. Конечно, ТПП РТ — часть системы Торгово-промышленной палаты России, и мы будем подчиняться любым решениям, принятым политическим руководством России. Но мнение бизнеса по линии ТПП РФ мы должны доводить до «верхов». Деловые связи складываются десятилетиями, и не хотелось бы рвать их одним махом. Кстати, несмотря на введенные санкции и обострение риторики, американский бизнес продолжает спокойно работать в России. А ЦБ и минфин РФ увеличивают вложения в американские ценные бумаги.
— Напомните нашим читателям, когда и при каких обстоятельствах стали завязываться особые отношения Татарстана с Турцией?
— Первая большая делегация турецких деловых кругов приехала в Казань в 1990 году, когда еще существовал СССР, был обком КПСС. Во время того визита и зародились первые контакты. Уже тогда с турецкой стороны было стремление выстраивать какие-то отношения с республикой. В 1993 году в Казань впервые приехала большая делегация всех промышленных палат Турции во главе с президентом. Тогда у нас была одна приличная гостиница «Татарстан», где турки прожили четыре дня. Были очень интересные встречи, одним из результатов которых стала помощь турок в реставрации здания нашей Торгово-промышленной палаты. К тому времени уже начали складываться приоритетные отношения между Татарстаном и Турцией.
— Кто был инициатором?
— С одной стороны, Татарстан, как и все другие регионы России, получил возможность самостоятельно выходить на переговоры по экономическим вопросам с зарубежными странами. И руководство республики постаралось воспользоваться этим. Турция была логичным выбором — похожий язык, да и исторические традиции — многие татары после революции переехали в Турцию. Но и с турецкой стороны был интерес к Татарстану, в котором они видели большой экономический потенциал. Поэтому не удивительно, что первый визит за рубеж первого президента РТ Минтимера Шаймиева прошел в Турцию.
Нам был интересен опыт Турции. Много турецких рабочих работали в то время в немецких компаниях, и они многое почерпнули от них. Мы видели, как Турция быстро развивается, как там хорошо, как быстро строятся дома и дороги. И потом, тогда в России был период поддержки малого предпринимательства. Минтимеру Шариповичу было очень интересно, как работает эта система в Турции.
Мы тоже активно работали с турецкими коллегами по линии ТПП РТ. Сейчас у нас договоры о сотрудничестве с палатами 7 ведущих провинций Турции. Ни с одним российским регионом у них нет таких плотных отношений. Надо отметить, что в Турции членство предпринимателей в Торговой палате является обязательным, палаты обладают большими полномочиями и авторитетом. Турки вообще бизнесмены по натуре. Работают очень активно, и это заслуживает уважения. В Турции больше 100 особых экономических зон, где работают все крупнейшие зарубежные бренды.
Рустам Минниханов и экс-министр экономики Турции Нихат Зейбекчи на заводе «Кастамону» в ОЭЗ «Алабуга» |
«ТУРЕЦКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ С УДИВЛЕНИЕМ УЗНАЮТ, ЧТО ОБЩАЯ ФИНАНСОВАЯ НАГРУЗКА НА БИЗНЕС В РОССИИ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ»
— В Татарстане уже работают несколько крупных турецких компаний. Трудно привлекать турок?
— Да, с помощью установившихся связей мы первыми в России смогли привлечь крупный турецкий бизнес в особую экономическую зону. Но есть и проблемы. В Турции нет такой большой бюрократической машины, как у нас. Это, кстати, одна из сложностей при привлечении турецкого бизнеса в Россию — они требуют для себя таких же условий и льгот, как у себя на родине. Они с удивлением узнают, что общая финансовая нагрузка на бизнес в России значительно больше за счет обязательных платежей в страховой и пенсионный фонды. И потом, у нас более 50 проверяющих организаций, и каждая из них может остановить бизнес. Тем не менее туркам было комфортно работать в Татарстане.
— За счет чего? За счет гарантий со стороны правительства республики?
— За счет хороших условий, предоставляемых ОЭЗ «Алабуга», за счет более дешевых энергоресурсов.
— Как сами турецкие бизнесмены оценивают результаты работы в Татарстане? Они не разочарованы тем, что инвестировали сюда?
— После девальвации рубля у них немного увеличились сроки окупаемости проектов. Но в целом негатива от них мы не слышали. По крайней мере, никто из них от убытков не закрылся.
«ЕСЛИ ТУРОК НЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ, ОНИ ПОСТАРАЮТСЯ РАБОТАТЬ ПО МАРКСУ: МИНИМАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ»
— Как вести дела с турками?
— Турок турку рознь. Есть те, которые настроены на работу, а есть те, кто настроен на получение максимальной прибыли. Мы с этим тоже сталкивались. Например, мы помним и печальный опыт взаимодействия татарстанского «Сувара» с турецкой компанией «Дегере» (см. справку). С турками нужно вести дела внимательно и осторожно, нужен постоянный контроль и четкость формулировок в договорах. И еще немаловажно — не затягивать с оплатой. Поставили — оплатил. С ними нужно действовать по поговорке «Доверяй, но проверяй».
— Почему турецкие строители практически полностью ушли из Татарстана? Ведь раньше они строили много объектов...
— Потому что российский строительный рынок скукоживается. Они активно работали, когда осуществлялась программа ликвидации ветхого жилья. Первый объект, который они построили — здание Сбербанка.
— А кто их пригласил в республику?
— Шаймиев. Мы хотели перенять их навыки работы, их современные подходы к организации строительства и качества работы. У нас тогда очень долго строили. Мы надеялись, что получим доступ к турецким технологиям строительства. Это, к сожалению, нам не удалось.
— Но сейчас многие критикуют качество построенных тогда домов по программе ликвидации ветхого жилья...
— Как я уже сказал, все зависит от контроля. Если турок не контролировать, они постараются работать по Марксу: минимальные затраты при максимальной прибыли. С другой стороны, мечеть «Кул Шариф» они построили неплохо, Московскую соборную мечеть, которую совсем недавно вместе открывали Владимир Путин и Эрдоган, тоже неплохо.
«ПОТЕРЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА НЕ БУДЕТ ДЛЯ ТУРЕЦКОГО БИЗНЕСА ОСОБО БОЛЕЗНЕННОЙ»
— За четверть века сменилось несколько поколений турецких политиков. Менялось ли со временем отношение у руководства Турции к Татарстану?
— Приходят к власти одни, потом — другие. Но народ-то остается, остаются неизменными бизнес-интересы. Я никаких периодов похолодания не заметил. К нам всегда относились очень тепло.
— А разве скандал в связи с отменой сделки по покупке «Татнефтью» турецкого НПЗ Turpas в 2004 году не привел к охлаждению отношений?
— Нет, не привел. Но показал, насколько независима судебная система Турции. Ведь фактически тогда вопрос был решен на самом высоком уровне. Но вмешались конкуренты и через профсоюзы инициировали иск об отмене сделки. Сама тема была интересная, но, как видите, что ни делается, все к лучшему. Возможно, сейчас наличие НПЗ в Турции могло обернуться для «Татнефти» большими проблемами, сравнимыми с тем, что случилось с Кременчугским НПЗ в Украине. Его власти Украины фактически «отжали» у Татарстана.
— Насколько критична для Турции потеря российского рынка?
— Правительство Турции активно стимулирует развитие международного экономического сотрудничества. Турецкий бизнес везде ищет новые рынки. Да, российский рынок их привлекает, но по большому счету его потеря не будет для турецкого бизнеса особо болезненной. Мы занимаем считанные проценты в их зарубежных инвестициях.
— А что означают турецкие инвестиции для Татарстана?
— Как известно, четверть всех иностранных инвестиций в республику — турецкие. Турки вложили около 2 миллиардов долларов. В Татарстане построены высокоэффективные производства, созданы новые рабочие места, наши специалисты получают современные навыки работы и управления, платятся налоги. Во время последних татарстанско-турецких переговоров обсуждалось создание инвестиционного холдинга, который бы инвестировал в турецкие проекты в Татарстане. Сейчас эта идея оказалась в подвешенном состоянии.
«НЕ НАДО СТЕСНЯТЬСЯ УЧИТЬСЯ У ТУРОК»
— В последние 5 лет в разы уменьшился экспорт татарстанских товаров в Турцию, а импорт, наоборот, увеличился. Почему это происходит?
— А что мы им можем продавать? Раньше мы им гражданские вертолеты поставляли, но теперь они их не покупают. Технику и станки мы не делаем. «КАМАЗы» им не нужны — турки сами производят полный спектр грузовиков ведущих мировых брендов. Турки развиваются быстрее нас.
— За счет чего?
— За счет частной инициативы, за счет лучших условий для развития бизнеса, большей поддержки экспорта. Турция много вкладывает в развитие человеческого капитала, там очень продвинутая и образованная молодежь. Причем 35 - 40 процентов турецкой молодежи хочет стать предпринимателями, а у нас только 3 - 4 процента. Организация работы у них неплохая. Они умеют привлекать зарубежный менеджмент. Если раньше у нас были нарекания по поводу качества турецких товаров, то сейчас они очень подтянулись. Сейчас их ширпотреб довольно высокого качества. Если у них раньше бегали такси типа наших «девяток», то теперь в качестве такси работают «Мерседесы» местной сборки. Они уже начинают делать самолеты и авиационные двигатели.
Мы же производство гражданской авиации у себя свернули, закупаем «Боинги» и «Эйрбасы». Даже небольшие Cessna покупаем, хотя во время войны Казань произвела 10 тысяч самолетов подобного размера. Вертолетов раньше делали по 300 штук в год, а сейчас только 30. Азнакаевская баранина получается дороже, чем мясо, привезенное из Австралии! Я считаю, что у турок сейчас есть, чему нам поучиться. И не надо этого стесняться. Многие страны прошли через этап обучения у более развитых стран. И Турция — не исключение.
Справка
Владелец компании «Дегере» Эртюрк Дегер стал первым турецким бизнесменом, начавшим в 90-х годах успешно сотрудничать с Татарстаном. С 1992 года он обладал эксклюзивными правами на импорт татарской нефти и нефтепродуктов в Турцию. Для этих целей с участием господина Дегера в 1991 году в Стамбуле было зарегистрировано первое турецко-татарское СП Taturos с уставным капиталом $300 тысяч. Именно через Taturos в 1992 году республика впервые самостоятельно, без посредничества Москвы реализовала 1 млн. т нефти и получила первые нефтедоллары. В обмен на нефть Татарстан получал из Турции автобусы Merсedes, отделочные материалы и т.д. Однако в июне 1996 года все закончилось грандиозным скандалом. Дегер отказался платить ОА «Сувар» $23 млн. за поставки очередной партии нефти и потребовал погасить задолженность перед его компаниями в размере $5 млн. за поставленные товары. Позицию турецкого бизнесмена не поколебала даже личная встреча с Шаймиевым и его обращение к президенту Турции. Более того, Дегер обвинил татарстанское руководство СП в гигантских внутренних затратах и зарплатах, превышающих $5 тыс. в месяц. В мае 2008 года турецкий коммерческий суд не нашел оснований для удовлетворения иска Татарстана к Дегеру. За неделю до этого на рыбалке таинственно погиб генеральный директор АО «Сувар» Борис Чуб.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.