Во всем мире трепетно относятся к уличным музыкантам и даже устанавливают памятники
Во всем мире трепетно относятся к уличным музыкантам и даже устанавливают памятники

МУЗЫКАНТА КАЖДЫЙ ОБИДЕТЬ МОЖЕТ

Нейропсихологи считают, что благодаря музыке мы испытываем чувство наслаждения и эйфории, причина кроется в эффекте «позитивной ошибки предсказания» — когда мы слышим знакомую мелодию и пытаемся угадать ее продолжение, в кровь выбрасывается гормон дофамин. И это верно. Вспомните, что музыка утром создает настроение — проносится в памяти отголосками вчерашних песен, днем помогает в работе, вечером позволяет расслабиться...

Как часто мы можем посещать концерты живой музыки? Энергетический запал от нее гораздо выше, чем от раздающейся из колонок или наушников. Знаете, заряжаться музыкальной энергетикой можно ежедневно, без долгих походов и обременения семейного бюджета... Благодаря уличным музыкантам. На мой взгляд, их репертуар может посоперничать с любой радиостанцией на предмет интересной и качественной музыки. Видимо благодаря своему мастерству и хорошему вкусу у них мирно и гармонично соседствуют наиболее популярные мелодии Моцарта, Брамса, Бетховена, Свиридова с хитами «Воскресенья», «Крематория», Цоя и Майка Науменко.

Почему-то в России уличные музыканты незаслуженно обделены вниманием. Наверняка, путешествуя по маленьким европейским улочкам, на площадях или набережных, завидев музыканта, вы останавливаетесь и потом, уже дома, вспоминаете этот момент с теплотой как некую «атмосферную» достопримечательность города.

Памятник уличным музыкантам в Швеции
Памятник уличным музыкантам в Швеции

В то время когда в Лондоне представители уличной культуры Busking находятся в конструктивном диалоге с мэрией, в Москве конфликт между правоохранительными органами и уличными артистами достиг апогея — 30 июля уже прошла протестная акция на Арбате за право беспрепятственно выступать в столице. Этому предшествовали массовые задержания музыкантов под предлогами того, что они создают помехи движению пешеходов, нарушают общественный порядок. Доходило до штрафов и изъятия музыкальных инструментов.

ЧЕМ КАЗАНЬ НЕ ЗАГРАНИЦА?

Традиция выступлений на площадях ведет начало со времен древней Греции и получает широкое распространение в Средние века — трубадуры и миннезингеры были очень популярны. В Великобритании учли опыт прошедших столетий, оценили влияние уличной культуры на настроение горожан и привлекательность в глазах туристов. С 2003 года музыкантам разрешено выступать в лондонском метро, для этого выделены определенные участки (на полу обозначены стикерами), утверждены время выступлений и громкость музыки. На официальном сайте транспорта Лондона https://tfl.gov.uk размещена информация со ссылкой на сайт уличного искусства http://buskinlondon.com, где можно подробно узнать об условиях организации своего творчества и получения соответствующей лицензии. Сделать это несложно, и на сегодняшний день порядка 400 исполнителей уже радуют пассажиров столицы Великобритании.

Под уличной культурой — или Busking — подразумевают форму искусства, включающую в себя музыкантов, уличный театр, цирковые представления, фокусников, живые скульптуры.

Музыкант в Лондонском метро
Музыкант в лондонском метро

Испания также не осталась в стороне, в настоящее время в Мадриде дают лицензии на право работать уличным трубадуром с рекомендованными местами размещения и репертуаром.

Получается, что вопрос с уличными музыкантами решен в Лондоне, Париже, Амстердаме и Праге, т. е. во многих крупных и популярных туристических центрах.

А как чувствуют себя уличные музыканты в Казани? Я пообщалась с представителями уличной культуры столицы РТ, заодно послушала отличную музыку и узнала много интересного. Зачастую считается, что музыканты выступают на улице исключительно в целях улучшения финансового положения. Побеседовав с казанскими трубадурами, я поняла, что это далеко не так. Правильнее сказать, что музыканты живут не на это, а ради этого — удовольствие от выступлений важнее тех небольших денег, которые они приносят. Основной дислокацией уличных трубадуров в теплое время года является улица Баумана. Сейчас музыканты сетуют, что в городе нет подходящих мест и они перемещаются в подземные переходы, украшениями которых служат безобразные граффити и выбитые лампы освещения.

ИНОСТРАННЫЕ ТУРИСТЫ ЩЕДРЕЕ НАШИХ

Две Анастасии (дуэт, студентки Казанского музыкального училища им. Аухадеева) играют в подземных переходах возле «Корстона» и «Парк Хауса». Репертуар — концерты для скрипки Антонио Вивальди, танго из к/ф «Запах женщины», композиции Ключарева. Их кредо: «Улица лишь этап в жизни, смысл которой — музыка».

«Мы выходим играть только при наличии хорошего настроения и вдохновения. Без этого общения со слушателем не получится»
«Мы выходим играть только при наличии хорошего настроения и вдохновения. Без этого общения со слушателем не получится»

Анастасия 1. Общаясь с Анастасией, меня не покидала мысль, что произошедшее с ней удачно подходит для классического сценария мыльной оперы, конечно, в качестве судьбы главной героини, непременно, про любовь и со счастливым концом. Жительницей нашего города Анастасия стала поневоле. Еще пару лет назад она была увлеченной студенткой Северодонецкого областного музыкального училища им. Прокофьева. Известные события вынудили Настю покинуть родной дом и на последнем уходящем поезде отправиться в Москву, где не было ни друзей, ни знакомых. Уже по приезду на вокзале она узнает, что в Казани открывается центр для беженцев с Украины. Удалось оформить перевод в Казанское музыкальное училище. Первое время играла в католическом храме, потом концертной площадкой стала улица. Выступление в переходах — это совмещение приятного с необходимым, ведь нашей трубадурочке приходится рассчитывать только на себя (аренда комнаты — 6 тыс. рублей в месяц, одежда и продукты питания). В планах Анастасии — получить гражданство РФ, продолжить обучение (они занимается музыкой с пяти лет) и устроиться на работу. Для начала процедуры оформления вида на жительства ей необходимо поднакопить 15 тыс. рублей. Петь в темных переходах небезопасно: во-первых, сейчас и здесь становится холодно, во-вторых, иногда агрессивно относятся торгующие напротив, мотивируя это тем, что звучащая увертюра Моцарта отпугивает покупателей.

Анастасия 2. Девушка — уличный музыкант с четырехлетним стажем. Отмечает, что максимальный заработок приносят импровизированные концерты на казанском Арбате. Недоумевает, почему иностранные туристы более благосклонны к уличным музыкантам, чем россияне: часто просят исполнить любимую композицию, щедры на похвалу, аплодисменты и вознаграждение. «Наши, бывает, проскакивают мимо, иногда бросают пренебрежительный, брезгливый взгляд. А ведь мы играем от души, делимся своей позитивной энергетикой, радостью». Для справки: стипендия отличника-студента составляет порядка 700 рублей в месяц. Мечта Анастасии — работать в Государственном симфоническом оркестре РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского. Девушка сожалеет о том, что музыкантам запрещено «дарить музыку» в метро. Ранее она с подругой обращалась с просьбой о предоставлении им небольшой площади в аренду для выступлений за определенную плату и получила отказ.

Почему бы не воспользоваться опытом европейских столиц, не последовать их примеру и не сделать казанское метро музыкальным? Разработать понятный регламент, оговаривающий внешний вид, репертуар (думаю, что не стоит злоупотреблять шансоном или песнями с ненормативной лексикой) исполнителей, время выступления, определить площадки. Можно дофантазировать и, например, на станции «Проспект Победы» слушать рок-баллады, а на станции «Кремлевская» — классическую музыку, «Козья Слобода» так и просит ее «украсить» народной музыкой. Так мы можем стать первой столицей России в уличном искусстве. Это повысит музыкальную грамотность горожан, поднимет им настроение, сделает добрее (неужели после Вивальди человек сможет заниматься вандализмом или банально мусорить в общественных местах?), увеличит привлекательность в глазах туристов.