Равиль Зарипов (слева) ушел с поста главы минпромторга, его должность пока с приставкой «и. о.» занял Альберт Каримов (справа)

«ВЫ ПОСМОТРИТЕ: ОНИ ЖЕ ИЗ САМОЛЕТА НЕ ВЫЛЕЗАЮТ!»

Сегодня стало известно о том, что 22 ноября президент РТ Рустам Минниханов подписал указ о назначении исполняющим обязанности заместителя премьер-министра РТ — министра промышленности и торговли 39-летнего Альберта Каримова. Равиль Зарипов, возглавлявший минпромторг РТ с марта 2009 года, назначен новым помощником президента РТ — по авиакомплексу. Представляя коллективу минпромторга нового руководителя, премьер-министр РТ Ильдар Халиков дал понять, что приставка «и. о.» у должности Каримова «продержится» недолго — до согласования кандидатуры Госсоветом РТ.

По данным источника «БИЗНЕС Online», в министерстве о грядущем переходе Зарипова на менее суетную должность говорили давно: «Было известно, что Равиль Хамматович достаточно давно обратился к Рустаму Нургалиевичу с просьбой об отставке. Мотивировка — устал. Говорили, что на будущий год он пойдет в Госдуму, но, как видим, теперь у него новая должность».

«Эта отставка была запланирована, — заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» и председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. — Зарипов уже давно собирался принять такое решение. Так что здесь ничего неожиданного нет». «Решение об отставке Равиля Хамматовича, насколько я знаю, было принято еще летом, — рассказал «БИЗНЕС Online» президент регионального объединения работодателей «Ассоциация предприятий и предпринимателей РТ» Александр Лаврентьев. — А почему это именно сейчас произошло, не могу сказать. По-видимому, он просто устал. Вы посмотрите, как они работают — они же из самолета не вылезают!»

Тем не менее возникает вопрос: если отставка планировалась давно, почему ее не осуществили в самый удобный для этого момент — после выборов? На него «БИЗНЕС Online» ответил сам Зарипов: «Когда формировали правительство, вопрос о новом министре поднимали, но понадобилось время, чтобы кандидатуру подобрать — чтобы человек имел хороший опыт работы в промышленности, — сказал экс-министр. — Разные варианты были, разные точки зрения. Я сказал руководству: надо молодых ребят продвигать, готов учить. Но кто-то был сам не готов, кого-то президент не согласовал. В итоге президент одобрил кандидатуру Альберта Каримова. Рустам Нургалиевич считает, что он наиболее подготовленный. Думаю, парень будет хорошо работать, помогать будем».

«ЧЕЛОВЕК РОССИЙСКОГО МАСШТАБА»

Что касается назначения Каримова, то, по словам источника, его кандидатура — сюрприз от президента. В министерстве опасаются, что по сравнению с Зариповым, успешным лоббистом, вхожим в высокие московские кабинеты, у нового главы минпромторга пока «вес мал». «Мы оцениваем людей по их опыту, — словно заочно возразил на это мнение Халиков, вручая Каримову министерский портфель. — Вытащить такой проект, как «Химград», было очень непросто. Там переплелось все: и промышленность, и организационные вопросы, и контакты с Москвой — все то, что необходимо для министра промышленности».

Каримов (выпускник КГФЭИ, кандидат экономических наук) входил в команду первого вице-премьера РТ Равиля Муратова, который при Минтимере Шаймиеве патронировал проекты, связанные с созданием технопарков. В 2001 - 2004 годах Альберт Анварович — помощник первого заместителя премьер-министра РТ. В его активе — работа в агентстве по развитию предпринимательства РТ (2002 - 2004), а с 2004 года трудовая деятельность Каримова была связана с технопарками. В 2004 - 2006 годах он занимал пост директора по экономике и финансам ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», с 2008-го — председатель совета директоров ОАО «Холдинговая компания «Тасма», с 2009-го — член совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». С 2010 года и до нынешнего дня Каримов возглавлял совет директоров ОАО «Химград». А ранее он руководил ОАО «УК «Идея Капитал» (управляющая компания технопарка «Идея» и технополиса «Химград» — гордости республиканских властей), то есть, по сути, создал его.

Генеральный директор «Идеи» Сергей Юшко находит назначение вполне логичным: «Альберт Каримов создал такой комплексный проект, как технополис «Химград», и проявил себя там опытным специалистом и менеджером, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — «Химград» невозможно было сделать, опираясь на какой-то отдельный ресурс, на какие-то местечковые компетенции. Это на самом деле серьезный человек, российского масштаба. Если вы помните, проект начинался с парка высоких технологий, которые мы вместе делали. Он провел там реконструкцию, пригласил резидентов, презентовал бизнес-процессы. Это серьезный федеральный и республиканский проект, значимый для России. Он сумел воплотить его в жизнь, поэтому я считаю справедливым то, что выбор пал на него».

За выбором президента можно усмотреть и еще одно соображение: если Зарипов в силу биографии тяготел к машиностроению, то в лице Каримова понимающего лоббиста приобретает малотоннажная химия, которая в последнее время оказалась несколько в загоне. В целом же назначение укладывается в курс Минниханова на омоложение правительства, немало примеров чего можно наблюдать последние годы.

КОРЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННИК И УСПЕШНЫЙ ЛОББИСТ

«После такого руководителя, как Равиль Хамматович, сложно будет работать», — предупредил Каримова Халиков и поблагодарил теперь уже экс-министра за большую достойную работу.

Напомним, Зарипов возглавил минпромторг РТ в марте 2009 года, то есть еще в президентство Шаймиева. За его плечами — огромный опыт промышленника. По окончании КАИ он работал инженером-технологом альметьевского «Радиоприбора», затем почти 10 лет, с 1980 по 1989-й, — на КАМАЗе, где прошел путь от начальника участка до начальника станкостроительного корпуса станкостроительного завода. В 1992 году Зарипов был назначен генеральным директором ЕлАЗа и возглавлял его до назначения министром. За это время он стал известен как опытный лоббист, один из инициаторов создания ОЭЗ «Алабуга». ЕлАЗ имел довольно устойчивое положение до кризиса 2008 года — на нем размещались выгодные заказы на производство оборудования для нефтедобывающих компаний, причем не только татарстанских, но и иностранных. Видимо, энергичность и опыт Зарипова сыграли ключевую роль при решении в пользу его кандидатуры. На посту министра Зарипов сменил Александра Когогина, который проработал в министерстве менее двух лет. Кстати, одним из претендентов на пост министра в политических кругах называли... Каримова, тогда — руководителя «Идеи Капитал». Как видим, спустя 6 лет он все-таки получил заветный портфель.

Зарипов известен как человек осторожный, умеющий держаться на плаву в трудные времена. В 2011 году он вошел в рейтинг «Индустриальная элита России — 100 лучших производственных менеджеров». Особенность рейтинга в том, что он составляется самими топ-менеджерами. Весной 2012 года Зарипов был назначен заместителем премьер-министра РТ. Отметим, что помощник президента РТ по авиакомплексу по итогам 2014 года оказался еще и одним из самых номинально богатых чиновников среди членов правительства РТ. Так, в 2014-м он заработал в 3 раза больше, чем годом ранее, — 33,3 млн. рублей.

«Зарипов — один из самых эффективных министров в этой отрасли, — говорит Агеев. — Потому что он прошел путь от мастера до генерального директора. Ни один из предыдущих министров такой богатой биографии не имел. Из самых больших его достижений я бы назвал то, что он очень плотно занимался кластерами. Особая экономическая зона «Алабуга» — фактически его идея. Он очень серьезно занимался кластерным подходом по автокомпонентам. В этом отношении он производство знает просто блестяще». «Зарипов — производственник, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин. — У него богатая школа производственной работы. Я к чиновникам отношусь так: если он работал на производстве, значит, с ним можно разговаривать».

«В отличие от своих предшественников Равиль Хамматович многое смог сделать, — рассказал Лаврентьев. — Он напрямую выходил на федеральные министерство промышленности, министерство обороны. Человек везде проявил себя только с положительной стороны. Он работал почти со всеми госкорпорациями, что выступали у нас в качестве заказчиков. Он везде был вхож, нигде ему не было никаких преград. И он тащил за собой туда все предприятия Татарстана. В этом плане ему нужно отдать должное. На своем месте был человек. А провалы... Они у всех есть, я о них говорить не буду, а в целом только положительно оцениваю его работу. Если у него что-то не получилось, то только из желания как можно больше сделать, как можно больше объять».

«Зарипов приложил очень большие усилия к реализации проекта «Алабуга», — говорит Юшко. — Создание и расцвет этой зоны пришлись как раз на то время, когда он был министром промышленности и торговли. Знаю, что большой кусок выставочной деятельности был закреплен за его министерством. Презентационные вещи, связанные с налаживанием связей с различными странами мира, тоже он делал. И, конечно же, комплекс, связанный с оборонными предприятиями, курировал именно он. По крайней мере, я видел его на всех этих совещаниях не только как участника, но и как ключевую фигуру».

Зарипову предстоит «объять» ни много ни мало, а целый куст авиастроительных предприятий

ЗАДАЧА — СНЯТЬ ЧАСТЬ ГОЛОВНОЙ БОЛИ АВИАПРОМА

Теперь Зарипову, насколько можно понять, предстоит «объять» ни много ни мало, а целый куст авиастроительных предприятий.

Что конкретно предстоит ему делать? Как сообщил «Татар-информ», создание новой должности в аппарате президента связано со значимостью реализации целого ряда проектов в авиаотрасли. Некоторое уточнение о будущей работе Зарипова сделал Халиков: «Это большой этап жизни, яркий, интересный — руководить одним из важнейших стратегических проектов страны — подготовкой к производству самолетов Ту-160. Это непростая задача».

Акцент на Ту-160 сделал в своем комментарии «БИЗНЕС Online» и сам Зарипов: «Появление новой должности связано с задачей, поставленной правительством России и главнокомандующим, о восстановлении производства Ту-160. Ведь ответственность лежит и на регионе, где расположено производство. Что ж, Татарстан всегда брал на себя сложные задачи. Словом, будет региональная поддержка этого проекта. Это и подготовка специалистов, и координация работы с другими регионами — поставщиками комплектующих».

О важности координации между большим количеством участников проекта говорит и Лаврентьев: «В Казань уже приезжал заместитель министра обороны Юрий Борисов. Поставлена задача реанимировать проект Ту-160. Могу предположить, что появление новой должности в аппарате президента связано именно с этим. Машина сложнейшая, если завод ее будет делать по-серьезному, то все возобновлять надо будет почти заново. Нужно заново создавать кооперацию. В Советском Союзе кооперация была при жесткой централизации, где ЦК КПСС, совмин, минобороны жестко контролировали каждое действие. Мало того что контролировали, они еще и помогали, решали вопросы. Много было вещей, которые делали другие заводы авиационной промышленности. А сегодня многие вещи утеряны... Когда начинался проект Ту-160, сюда приезжали министр авиационной промышленности, главком ВВС. В совещаниях неизменно участвовал первый секретарь обкома Гумер Усманов: он был нужен, потому что строительный комплекс был местным, нужно было его все время подталкивать. И все равно все шло очень тяжело... Сегодня мы участвовали в нескольких совещаниях, которые проводились на авиазаводе с участием Борисова, заместителем министров промышленности России... Но, смотрите, когда нет централизации в стране, получается, что каждый сам по себе, «что хочу, то и ворочу». Совещания оставляли удручающие впечатления. Одни говорят: «Это я не хочу делать». Другое предприятие тоже отказывается, допустим, стабилизатор поставлять, изготавливать крыло или еще что-нибудь... Сегодня эту машину надо начинать почти с нуля, один директор завода там ничего не сделает — нужна команда. Поэтому, может быть, президент принял очень рациональное решение — один завод сегодня эту махину не поднимет».

С мнением Лаврентьева солидарен главный редактор отраслевого портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев: «Понятно, что по казанскому авиазаводу очень серьезный будет вопрос по стратегической авиации: и по модернизации Ту-160, и по ремонту Ту-22М3, и по производству перспективного авиационного комплекса дальней авиации — все это задачи, которые потребуют очень серьезной концентрации усилий и ресурсов. Концентрации на всех уровнях. Без радикальной модернизации решить задачу освоения выпуска нового поколения стратегического самолета невозможно. Это не просто создание новых цехов, это решение таких серьезных задач, как строительство жилья, новых энергетических объектов и так далее. Все это требует очень серьезной коммуникации на уровне регионального правительства... Может быть, не столь громкие, но значимые задачи стоят перед КВЗ, которому в ближайшее время надо будет выводить на серийное производство Ми-38, а в случае, если будет поставлена задача, выпускать амфибию Ми-14... В этих условиях упрощение коммуникации с местным правительством по вопросам земли, транспорта, кадров, «социалки» снимет часть головной боли с разработчиков и производителей... Да, это означает, что у помощника президента должны быть серьезные полномочия. Главное, чтобы должность не рассматривалась как нечто среднее между свадебным генералом и специально придуманным для хорошего человека местом».