Владимир Путин предложил усилить удары по позициям ИГ в Сирии (фото: kremlin.ru)


БОЕВОЙ ДЕБЮТ

Самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 накануне нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по позициям террористов «Исламского государства» в Сирии, сообщило РИА «Новости». Отметим, что Ту-160 и Ту-95МС до этого никогда не участвовали в боевых действиях (Ту-22М3 применяли в Афганистане).

Сирийский дебют тяжелых «бомберов» состоялся на фоне трагедии российского пассажирского самолета в Египте. Напомним, президент России Владимир Путин поручил министерству обороны представить предложения по усилению ударов воздушно-космических сил (ВКС) по позициям ИГ в Сирии. Поручение было дано по итогам совещания о расследовании причин крушения А321 на Синае — директор ФСБ Александр Бортников сообщил, что это был теракт.

Вчера на совещании о действиях ВКС министр обороны Сергей Шойгу доложил Путину, что в уничтожении бандформирований наряду с оперативно-тактической авиацией, действующей с аэродрома Хмеймим, дополнительно с российской территории привлечены самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3. «Сегодня с 5:00 до 5:30 утра по московскому времени 12 дальними бомбардировщиками Ту-22М3 нанесены удары по объектам террористической организации ИГИЛ в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор», — сообщил он. По всей видимости, Ту-22М3 действовали бомбами, то есть в воздушном пространстве Сирии. А Ту-160 и Ту-95МС произвели пуски 34 крылатых ракет. «В ходе выполнения ударов самолеты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров, а Ту-160 и Ту-95МС находились в воздухе 8 часов 20 минут», — цитирует командующего Дальней авиацией Анатолия Жихарева РИА «Новости». Известно, что усиленная эскадрилья Ту-22М3 действовала из Моздока. Ту-95МС и Ту-160, видимо, взлетели с авиабазы в Энгельсе.

Начальник генерального штаба Валерий Герасимов сообщил, что крылатыми ракетами большой дальности уничтожено 14 пунктов управления незаконными вооруженными формированиями. Кроме того, уничтожены склады боеприпасов и других материальных средств на северо-западе Сирии, оборудованные в защищенные укрытиях, лагеря подготовки боевиков, в том числе террористов-смертников.

По словам Герасимова, для наращивания ударов разработан план дальнейшей воздушной операции: «Наряду с увеличением интенсивности боевых вылетов авиации с авиабазы Хмеймим в Сирии планом предусматривается дополнительно привлечь для нанесения ударов с территории России 25 самолетов дальней авиации, 8 перспективных бомбардировщиков Су-34, четыре истребителя Су-27СМ».

ГЛАВНАЯ РАБОТА КАЗАНСКОГО АВИАЗАВОДА

Напомним, Ту-22М3 строили в Казани с 1978 по 1993 год, всего выпущено 268 самолетов. Ту-160 производили в 1984 - 1992 годах (хотя крайнюю, еще из советских заделов, машину сдали в 2007-м), построено примерно 40 самолетов. Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ОАО «Туполев» (КАЗ) ведет обслуживание, ремонт и модернизацию этих ракетоносцев. И на сегодня это главная задача предприятия. Руководство минобороны регулярно проводит в Казани совещания на тему «Самолеты дальней авиации». Работа идет далеко не гладко — мы знаем, в какой непростой ситуации находится завод, и минобороны постоянно напоминает о необходимости ускорения и повышения качества. Руководство Объединенной авиастроительной корпорации не раз подчеркивало, что работа по Ту-22М3 — это «повышенная ответственность перед руководством страны».

Ремонт и модернизация Ту-22М3 - важнейшая задача Казанского авиазавода
Ремонт и модернизация Ту-22М3 — важнейшая задача Казанского авиазавода (нажмите, чтобы увеличить)

В прошлом году Шойгу говорил: «Мы надеемся, что по Ту-22 выйдем на плановые показатели, уже в этом году получим 10 самолетов, а в 2015 - 2016 годах выйдем на 12 самолетов в год». Но в 2014-м КАЗ передал минобороны пять Ту-22М3 и один Ту-160. «Ситуация в общем тяжелая, по ремонту Ту-22М3 и Ту-160 немало вопросов, — отмечал в преддверии одного из визитов министра на КАЗ источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли. — Все ждут, что сделает Шойгу: с пристрастием по голове погладит или начнет головы снимать? С гособоронзаказом сегодня шутки плохи. На самом деле, выполнить его было нереально, но как всегда у нас: берутся, потому что некому больше делать».

Но ремонт и модернизация — это еще не все. Как заявляло руководство минобороны, до 2020 года тридцать Ту-22М3 должны пройти радикальную модернизацию. Версия Ту-22М3М должна получить новую авионику и высокоточное оружие. То же самое ожидает Ту-160, который «превратится» в Ту-160М, а сегодня, насколько известно, уже начались первые работы по восстановлению производства Ту-160 (версия Ту-160М2) на КАЗе...

Напомним, что для ударов по ИГ уже применялась произведенная в Татарстане техника. Так, 7 октября разработанные Зеленодольским проектно-конструкторским бюро и построенные Зеленодольским заводом им. Горького корабли «Дагестан» (проект 11661), «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» (проект 21631, шифр «Буян-М») выпустили по объектам ИГ из акватории Каспийского моря 26 крылатых ракет.

Насколько известно, уже начались первые работы по восстановлению производства Ту-160
Насколько известно, уже начались первые работы по восстановлению производства Ту-160 (нажмите, чтобы увеличить)

«Мы видим ту самую бесконтактную войну, о которой так любят говорить на Западе и которую НАТО изо всех сил вела в Ираке, Ливии и так далее, — отметил тогда эксперт «БИЗНЕС Online». — Для нас это первый опыт такого применения кораблей».

Теперь можно сказать, что у России появился и опыт ведения бесконтактной войны при помощи дальней и стратегической авиации. Любопытно, что намек на такой поворот событий минобороны сделало после корабельной акции. Тогда внимательные наблюдатели разглядели на 3D-ролике удара отметку с надписью «Ту-160».

«ЭТО НЕ РАЗОВАЯ АКЦИЯ СТРАТЕГОВ»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам прокомментировать вчерашний удар ракетоносцев.

В отличие от Ту-95МС и Ту-160, Ту-22МЗ уже успели повоевать, в Афганистане.На фото - тройки уходят с аэродрома Мары-2 на боевое задание
В отличие от Ту-95МС и Ту-160, Ту-22МЗ уже успели повоевать — в Афганистане. На фото — «тройки» уходят с аэродрома Мары-2 на боевое задание

Игорь Коротченко — директор центра анализа мировой торговли оружием:

— В первую очередь речь идет об акции возмездия за уничтоженный российский самолет. А что касается решения об использовании стратегической авиации, то это прежде всего быстрое и эффективное реагирование. Фактически это первое боевое применение стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС в варианте многофункционального стратегического бомбардировщика. Это новый театр военных действий, первое опробование в реальных боевых условиях. Это новые крылатые ракеты большой дальности в неядерном оснащении — очевидно, Х-555. Это и проверка, как бомбардировщики проходят модернизацию, становятся многофункциональными, приспособленными и для ядерной, и для обычной войны. Не слишком ли круто использовать в Сирии «стратегов»? Чтобы уничтожить лидеров боевиков, тех, кто планировал и осуществил акцию по взрыву российского самолета, любые высокоточные средства поражения будут хороши.

Васил Каюмов — бывший генеральный директор КАЗа (тогда — КАПО им. Горбунова; при нем был сдан крайний Ту-160), сегодня — заместитель генерального директора ОАО «КМПО»:

— Когда мы работали с этими машинами, всегда говорили: не дай Бог, чтобы их когда-нибудь применили. Жаль, что наступили такие времена... Но, конечно, есть чувство гордости за завод. И в очередной раз могу высказать уважение Минтимеру Шариповичу (Минтимер Шаймиев, первый президент РТ, ныне — государственный советник РТприм. авт.) за то, что во время развала он сумел сохранить предприятие. А мы уже продолжатели были. И, оглядываясь назад, могу сказать, что за мои пять лет на заводе мне ни капли не стыдно.

Что такое Ту-22М3 можно посмотреть у входа на Казанский авиазавод
Что такое Ту-22М3 — можно посмотреть у входа на Казанский авиазавод

Виктор Мураховский — главный редактор журнала «Арсенал Отечества»:

— Верховный главнокомандующий приказал не просто продолжить, но усилить воздушный момент операции в Сирии. Насчет избыточности применения таких самолетов напомню: чем американцы бомбили после 11 сентября Афганистан?.. Как и в любых боевых действиях, есть фактор испытания нового оружия и военной техники. Сейчас проверяют почти всю новую номенклатуру. С места событий уже есть фото обломков Х-555, по маркировке это видно однозначно. Помимо этого, проверили корректируемую авиабомбу КАБ-500С, некоторые ракеты «воздух-земля». Словом, многие авиационные средства поражения впервые применяются в боевых условиях... Это и проверка качества ремонта и модернизации, которые провели в Казани... Думаю, это не разовая акция применения дальней и стратегической авиации, она будет продолжать применяться. Даже не исключаю перебазирования части Ту-22М3 в тот регион — в Сирию, а может быть, с Ираном договорятся. А у Ту-95МС и Ту-160 радиус с многократным запасом позволяет работать по целям в Сирии из России... Не уверен, что самолеты будут заходить в воздушное пространство Сирии, если только решат Ту-22М3 использовать для метания бомб. Машина мощная: она берет столько «чугуния», что штурмовики «отдыхают»... И меня особенно впечатлило, что все это делается почти «с колес». Вспоминаю, сколько американцам после 11 сентября понадобилось времени, чтобы развернуть операцию, а тут все с ходу. Это хорошая выучка, оперативная готовность. Сыграли все эти внезапные проверки боевой готовности, создание ВКС, восстановление воздушных армий, смешанных авиационных дивизий, налет большой, видно, что все это дает результат.