В конце 2017 — начале 2018 года зрители самого популярного федерального телеканала должны увидеть большое историческое полотно о Золотой Орде XIII века. Причем в планах у компании «Марс Медиа» — снимать 16-серийный фильм на территории Татарстана. В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» генеральный продюсер Рубен Дишдишян и продюсер Арам Мовсесян рассказали о том, чем им полюбились времена правления хана Берке, есть ли на сериал политический заказ и как привлечь к фильму максимальную аудиторию.
Рубен Дишдишян и Арам Мовсесян собираются потратить 400 млн. рублей на съемки сериала о Золотой Орде XIII века: «Мы покажем Золотую Орду в самом ее расцвете и истоки величия России» |
«МОЯ МАМА — ТАТАРКА, Я РОДИЛСЯ В КАЗАНИ»
— Рубен, Арам, как и когда у вас возникла идея снять сериал про Золотую Орду?
Рубен Дишдишян: Моя мама — татарка, я родился в Казани и сам наполовину татарин. Поэтому давно мечтал, если можно так сказать, отдать долг родной республике. Когда вышел сериал «Игра престолов», мы с моими коллегами из «Марс Медиа» — продюсерами Арамом Мовсесяном и Еленой Денисевич — стали его обсуждать, я предложил: «А почему бы нам не сделать что-то подобное? Такое же крутое, зрелищное, чтобы было интересно зрителям?» Обратились к истории и подумали, что для проекта такого масштаба и уровня может быть очень интересен период середины — конца XIII века — время дружбы и противостояния Золотой Орды и Киевской Руси. Вот так возникла идея.
Мы решили опереться на реальные исторические факты, но добавить, конечно, определенную долю художественного вымысла. Решили, что это должна быть сильная мелодрама, где много любви, приключений, боев. И думаю, что выбранный исторический период лучше всего подходит, чтобы сделать большое историческое полотно, где все это будет отображено. Позвали сценариста Ольгу Ларионову (сценарист фильма «Нирвана», сериалов «Учителя», «Сильнее судьбы» и др. — прим. ред.), рассказали про свою задумку. «Игру престолов» она видела и, к счастью, тоже была фанаткой этого сериала...
Арам Мовсесян: «Игра престолов» — это все-таки придумка от начала до конца. Скорее по концепции нам ближе исторические сериалы «Борджиа», «Тюдоры» или «Рим». Давно хотелось замахнуться на что-то подобное.
«Наша «Золотая Орда» будет зрительской, а не артхаусной, как картина Андрея Прошкина» |
Рубен Дишдишян: О Золотой Орде все знают еще со школьной скамьи. Я бы даже сказал, что Золотая Орда — это своего рода бренд.
— Фильм «Орда» Андрея Прошкина, вышедший на экраны в 2012 году и получивший немало призов на кинофестивалях, вызвал неоднозначную реакцию в тюркском мире, даже в чем-то обидел своей интерпретацией исторических событий. Ваша «Орда» чем будет отличаться?
Рубен Дишдишян: Наша «Золотая Орда» будет полностью отличаться. Во-первых, она будет зрительской, а не артхаусной, как картина Андрея Прошкина, рассчитанная на определенную категорию зрителей.
Арам Мовсесян: Во-вторых, если говорить об отличиях, то наша история начинается в 1263 году, мы рассказываем о пятом правителе Золотой Орды хане Берке, внуке Чингисхана и брате Бату. Он первым принял ислам, строил столицу и переходил к оседлой жизни — фактически Берке был первым, принявшим это решение. Мы рассказываем про Орду, которая остепенилась и теперь правит всей Азией и половиной Европы.
Рубен Дишдишян: Фактически одной четвертой суши.
Филипп Москвитин. Святой князь Александр Невский и хан Сартак в Орде |
«МЫ ПОКАЖЕМ ЗОЛОТУЮ ОРДУ В САМОМ ЕЕ РАСЦВЕТЕ И ИСТОКИ ВЕЛИЧИЯ РОССИИ»
— Вы осознаете, что угодить и татарским, и русским «державникам» будет трудно?
Арам Мовсесян: Мы просто хотим рассказать увлекательную историю про исторический период, когда Орда — в самом расцвете, а величие России еще впереди.
— Главной в фильме будет любовная история?
Рубен Дишдишян: С одной стороны — любовная история, с другой — политический детектив. По дороге из Орды в Киев умирает Александр Невский, начинается битва за освободившийся престол. Кто станет правителем Руси? Кого выберет Берке и даст ярлык на княжение? Ордынский хан понимал, что нужен лидер одновременно и авторитетный, чтобы его приняли на Руси, и управляемый, чтобы обеспечить сбор дани и военные наборы.
Можно сказать, что у нас политический детектив времен середины XIII века. Понятно, что стопроцентно достоверных фактов о том времени мало. Известно, что в 1263 году умер Александр Невский, известно, что через три года в походе умер хан Берке. А вот все, что между этим, — наша фантазия.
Арам Мовсесян: Мы опираемся на реперные точки, а дальше фантазируем. И всю интригу строим вокруг схватки за власть — кто же будет наследником Невского, а затем и Берке? Менгу-Тимур — это наш главный герой. При нем Золотая Орда стала окончательно независимой от монгольской митрополии. Очень интересное время.
«Мы решили опереться на реальные исторические факты, но добавить, конечно, определенную долю художественного вымысла» |
— Но вы понимаете, что этот сериал будет восприниматься не только как художественный, но и иметь идеологический аспект? Мы же знаем, что в российской историографии Орда преподносилась как нечто негативное, а Россия как бы находилась под игом. Как вы вообще относитесь к понятию «монголо-татарское иго»?
Рубен Дишдишян: Согласен, что по Золотой Орде есть определенные стереотипы. Надеюсь, благодаря нашему фильму ситуация изменится. Но сразу скажу, что в нашем фильме нет такого, что русские — плохие, а татары — хорошие, или наоборот. У нас есть плохие и хорошие герои и на той, и на другой стороне.
Арам Мовсесян: У меня никогда не было негативного представления об Орде. Я никогда не воспринимал это так, будто негодяи татары столько столетий держали нас, бедных, под своим игом... Историки до сих пор спорят: было ли иго или это был военный союз России и Орды. Я читал разные версии. Есть даже такие, что Александр Невский был не так прост, что он плел такие интриги, которые не снились многим нынешним правителям. Как бы там ни было, на первом месте для нас как продюсеров — рассказать интересную историю и отдать дань великому государству. Мы покажем Золотую Орду в самом ее расцвете и истоки величия России.
Рубен Дишдишян: В основе нашей истории лежат человеческие судьбы — татар, русичей, которые воевали друг с другом, интриговали, влюблялись, дарили наложниц. Перед нами не стоит цель снять документальный сериал, где каждая буква выверена с историческими консультантами. Мы делаем художественное произведение, главное в котором — увлечь зрителя судьбами героев, чтобы он влюбился в них, прожил с ними на протяжении двух-трех недель эту жизнь, сопереживал бы им, страдал, плакал. Но, как сказал Арам, мы выбрали главные реперные точки, исторические факты, вокруг которых уже создали свой мир. Мне кажется, сценарий получился увлекательным. Все-таки за нашей спиной — большой опыт производства исторических сериалов. Например, только что в эфире Первого канала прошел сериал «Великая», который также основан на фактах, но в нем многое придумано и домыслено.
«НАМ НЕ ХВАТАЕТ ПРИМЕРНО 150 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»
— Значит, историков-консультантов не будете привлекать?
— Обязательно будем, в том числе и из Татарстана. Но тут еще многое зависит от вопроса, который мы окончательно не решили... Бюджет «Золотой Орды» — 400 миллионов рублей, из которых 250 миллионов нам дает Первый канал. Руководству и редакторам канала очень нравится наш проект: и Константину Львовичу Эрнсту, и руководителю дирекции кинопоказа Сергею Алексеевичу Титенкову. Они готовы поддержать и знают, что мы это осилим. Вот только кризис нас немного подкосил. Если бы не экономическая ситуация, мы бы справились деньгами канала. А теперь нам не хватает примерно 150 миллионов рублей. Очень надеемся на поддержку властей Татарстана, все-таки проект — про их историю. Если они нас поддержат, будем бóльшую часть сериала снимать в республике, тогда задействуем и местных историков, актеров, гримеров, костюмеров, реквизиторов, инфраструктуру и локации — очень хотим всю натуру отснять у вас. Сделав этот проект, мне кажется, мы привлечем интерес к истории и культуре Татарстана.
— 400 миллионов рублей — не слишком ли малая сумма для такого костюмированного исторического проекта?
— Мы надеемся, что наш опыт позволит снять в рамках этого бюджета. Мы закаленные бойцы, справимся. На сегодня бюджет подсчитан, исходя из суммы в 25 миллионов рублей на серию. Если переводить на сегодняшний курс, то это, конечно, очень маленькая сумма — 350 - 400 тысяч долларов. Для сравнения: «Великую» мы снимали за 700 тысяч долларов за серию. Но сегодня, к счастью, рублевые цены по некоторым позициям остались такими же. Если 25 миллионов переводить на старый курс — по 32 рубля за доллар, то это те же 700 тысяч долларов.
Нафиса Хайруллина |
— С руководством Татарстана вы уже общались? Какая, кроме финансовой, нужна еще поддержка? С Рустамом Миннихановым или Минтимером Шаймиевым разговаривали?
— Пока еще не общались, но готовимся. Арам сейчас завершает работу с Ольгой Ларионовой и режиссером Сергеем Поповым (постановщик фильмов «Дорога на Берлин», «Желание», сериалов «Седьмая руна», «Отрыв», «Фурцева. Легенда о Екатерине» и др. — прим. ред.) над сценарием, они еще раз проходят по нему, корректируют какие-то исторические факты с консультантами, приводят в порядок. Мы подготовили презентацию проекта, сделали дрим-каст — актеров, которых хотели бы видеть в «Золотой Орде». Здесь очень важна типажность, чтобы все они были яркими, с энергией. Среди тех, кого мы представляем в нашем фильме, — Марат Башаров, Чулпан Хаматова, Рамиль Сабитов, Сергей Шакуров. Мне бы хотелось привлечь звезд, работающих в театрах Татарстана, — Алсу Гайнуллину, Рината Тазетдинова, Нафису Хайруллину. Хотим, чтобы это было звездное кино.
— Все ли актеры из дрим-каста знают, что вы их хотите заполучить?
— Еще не все. Но думаю, что большинство из указанных актеров, если позволит бюджет, снимутся в «Золотой Орде». Я недавно узнал, что бывшая подруга Криштиану Роналду и топ-модель Ирина Шейк — татарка, и подумал: а почему бы ее не попытаться привлечь? Красивая, яркая женщина. Посмотрим...
— Я так понимаю, вы хотите в своем произведении продемонстрировать истинную человеческую природу.
— Да. У нас будет длинное повествование в 16 серий. Мне кажется, за этот период нам удастся раскрыть наших героев. Также мы уже думаем о втором сезоне «Золотой Орды».
«ЗА ЭТИМ НИКАКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКАЗА НЕ СТОИТ»
— Если все удачно сложится, когда начнутся съемки?
— С января 2016 года приступим к кастингу. Дальше пять месяцев займет подготовительный период. А с августа было бы хорошо начать съемки, чтобы застать и лето, и осень. Еще год у нас уйдет на постпродакшен. Фильм будет готов к эфиру Первого канала поздней осенью 2017 года.
— Как-то в интервью вы говорили, что это будет микс из «Игры престолов» и «Великолепного века». Но эти сериалы очень разные. Что вы имели в виду?
— Мы хотим сделать самобытный, ни на что не похожий сериал, основанный на нашей истории. И сравнения с «Игрой престолов» или «Великолепным веком» очень условны. Поэтому, сравнивая наш проект с «Великолепным веком», я имел в виду любовную составляющую. Говоря об «Играх престолов» — то, что у нас тоже будет красочная картина. Как вы знаете, «Великолепный век» продан более чем в 50 стран мира, пользуется стабильным успехом. Например, на Украине он побил рекорды по рейтингам. И я думаю, что «Золотая Орда» может быть такой же популярной.
«Великолепный век» продан более чем в 50 стран мира, пользуется стабильным успехом» |
Арам Мовсесян: Наше сравнение с «Игрой престолов» скорее в смысле политического детектива: кто займет железный трон? Кто выиграет русский престол? Кто станет наследником Берке, следующим ханом Орды? Это тоже часть интриги.
— По вашему мнению, насколько может быть актуальна тема, согласно которой за производством такого сериала стоит политический или идеологический заказ?
Рубен Дишдишян: Честно говорю, за этим никакого политического и идеологического заказа не стоит. Мы продюсеры с 15-летним опытом и, мне кажется, хорошо чувствуем зрительский вкус и то, что сегодня может быть востребовано. Иногда от идеи до воплощения проходят годы. Сценарий «Золотой Орды» создавался долго, три года. Еще год занимает его доработка, еще два года уйдет на производство. В общей сложности — почти шесть лет. Это грандиозный проект. Он будет актуальным, но в нем не будет сильной политической составляющей.
Думаю, мы сможем показать исторические события современно, чтобы сериал заинтересовал максимальную аудиторию. Приведу пример: я очень люблю исторические картины и недавно решил посмотреть сериал про Кромвеля — человека, который из стряпчего превратился в кровавого правителя Англии. С трудом осилил две серии, настолько скучно все было снято. Надеюсь, что наша «Золотая Орда» такой не будет.
— Вы говорили, что 70 процентов съемок будет проходить в Татарстане. А еще в каких-то регионах будете снимать?
— Пока основным местом для натурных съемок мы рассматриваем именно Татарстан. В Москве планируем работать в павильонах «Мосфильма» и строить декорации — ханский дворец, дворец киевского правителя. Хотя не исключаю и такого, что решим и декорации делать в Татарстане. Это уже зависит от нашего отдела производства. После Нового года они поедут в Казань, чтобы посчитать, где выгоднее строить: у вас или в Москве. Поскольку проект коммерческий, будем считать каждую копейку.
Справка
Рубен Левонович Дишдишян родился 15 марта 1959 года в Казани.
Основатель компании «Централ Партнершип», генеральным директором которой был с 1995 по 2011 год. Под руководством Дишдишяна в 2010 году компания «Централ Партнершип» вошла в число 8 студий, которые получили в 2010 - 2011 годах государственную поддержку на производство фильмов из федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Дважды — в 2010 и 2011 году — «Централ Партнершип» становилась лидером российского кинопрокатного рынка. На кинопремии «Золотой Орел» в 2012 году фильмы, продюсером которых был Дишдишян, были представлены в одиннадцати номинациях и получили призы в пяти из них («Два дня», «Дом»).
В ноябре 2011 года Дишдишян основал кинокомпанию «Марс Медиа». Приоритетное направление деятельности — продюсирование и дистрибуция сериалов и полнометражных фильмов различных жанров и форматов. В 2012 году в производство было запущено 11 кино- и телевизионных проектов, в том числе фильм «Звезда» Анны Меликян. В 2013 - 2015 годах — более 50, в том числе: «Григорий Р.», «Великая», «Седьмая руна», «Черные кошки», «Чудотворец», «Единичка», «Норвег», «Крылья», «Землетрясение».
Кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция).
Избранная фильмография: «Ликвидация», «Тарас Бульба», «Доктор Живаго», «Брестская крепость», «Мастер и Маргарита», «Апостол», «Волкодав», «Дом», «Звезда», «Русалка», «Чудо».
Арам Мовсесян родился 22 сентября 1963 года.
В 1985 году окончил факультет радиофизики Ереванского государственного университета. Кандидат физико-математических наук (1990, Москва). С 1999 года работал в компании «Централ Партнершип», где с 2004 по 2011 год руководил продюсерским центром. С 2011 года — продюсер в кинокомпании «Марс Медиа».
Избранная фильмография: «Волкодав», «Бубен, барабан», «Дом», «Доктор Живаго», «Апостол», «Ликвидация», «Вольф Мессинг», «Доктор Тырса».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.