Прогноз о снижении объемов продаж рынка утеплителей в РФ в 2015 году на 15% пересмотрен не будет — сократившаяся активность на стройке не дает оснований для радужного прогноза. В компании не ожидают, что и 2016 год будет лучше. При этом рынок России остается в Топ-3 важных наряду с рынками Германии и Франции. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал президент Rockwool International Йенс Биргерссон. Он приехал в РТ для встречи с Рустамом Миннихановым — в кабмине договорились о принципиальном сотрудничестве.
«Россия свое отношение к инвесторам не изменила. Мы не смотрим на ваших политиков и продолжаем так же ответственно относиться к нашим контактам», — заявил Минниханов на встрече с руководством группы компаний Rockwool International |
СЛОЖНОСТИ НЕ ИЗ-ЗА НАС, А ИЗ-ЗА ВАШИХ ПОЛИТИКОВ
Российский рынок остается для Rockwool International одним из ключевых, несмотря на сложности, вызванные политическими факторами. Об этом накануне в Казани в Доме правительства на встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым заявил президент группы компаний Rockwool International Йенс Биргерссон.
«Мы с нетерпением ждем, чтобы наши объемы в России снова начали расти. Отступать с этого рынка мы никуда не намерены. Когда вернется рост, мы продолжим нашу стратегию расширения», — приводит пресс-служба президента слова Биргерссона.
«Сложности не из-за нас, а из-за ваших политиков. Россия свое отношение к инвесторам не изменила. Мы не смотрим на ваших политиков и продолжаем так же ответственно относиться к нашим контактам», — в свою очередь, заявил Минниханов.
Завод Rockwool в «Алабуге» обеспечивает продукцией Приволжский, Центральный и Северо-Западный регион России, частично — Казахстан |
Завод в «Алабуге» обеспечивает продукцией Приволжский, Центральный и Северо-Западный регион России, частично — Казахстан, рассказала «БИЗНЕС Online» генеральный директор Rockwool Russia Марина Потокер. Если соседи компании по ОЭЗ, Ford-Sollers, из-за падения спроса планируют отправить сотрудников на новогодние каникулы уже в начале декабря, мощности Rockwool загружены. «Несмотря на снижение строительной активности, сейчас завод в «Алабуге» работает с загрузкой на 100 процентов. В любом случае наш приоритет как социально ориентированной компании — сохранение рабочих мест c выплатой заработной платы в полном объеме», — рассказала она. Во время низкого строительного сезона компания создает складские запасы, для того чтобы обеспечить рынок в высокий сезон. «Например, в январе, феврале и марте мы производим продукцию не только на текущие потребности, но и для второго квартала», — рассказала Потокер.
Компания Rockwool — мировой лидер в области производства негорючих изоляционных материалов на основе каменной ваты. В 2012 году компания запустила завод на территории ОЭЗ «Алабуга», на котором была установлена самая мощная в мире линия по производству каменной ваты, рассчитанная на выпуск продукции в объеме 110 тыс. т в год. Сумма инвестиций в строительство завода составила $150 млн. и стала рекордной для Rockwool. Завод в «Алабуге» стал четвертым для компании в России, другие производства расположены в Московской, Ленинградской, Челябинской областях. Всего же у компании 28 заводов в Европе, Северной Америке и Азии, штат — 11 тыс. специалистов. Продажи группы за 2014 год составили более 2 млрд. евро.
Марина Потокер: «Несмотря на снижение строительной активности, сейчас завод в «Алабуге» работает с загрузкой на 100 процентов» |
Тем не менее стремление Rockwool увеличить свое присутствие на объектах Татарстана стало одной из тем встречи в Доме правительства (неслучайно на встрече присутствовали министр промышленности Равиль Зарипов, министр строительства Ирек Файзуллин, исполнительный директор Госжилфонда при президенте РТ Талгат Абдуллин). Другой повод — Биргерссон возглавил компанию весной этого года, поэтому президенты просто познакомились.
По мнению Минниханова, проект Rockwool в Татарстане успешен и хорошо вписывается в реализуемую в республике стратегию энергосбережения. «Мы всегда приводим его в пример другим инвесторам», — сказал президент, отметив, что компания превысила заявленный объем инвестиций и создала больше рабочих мест, чем было изначально запланировано.
«Мы 2,5 миллиона квадратных метров жилья строим, ведем большую работу по капитальному ремонту школ, строим много спортивных объектов. Везде ваша продукция востребована. Поэтому и на стадии проектирования вы должны активно присутствовать», — отметил Минниханов. Он предложил организовать презентацию продукции и проектных решений компании для представителей строительной отрасли, промпредприятий и проектных институтов, проводить встречи с участием специалистов компании. «Системная работа с потребителями, в том числе мелкими, расширит объемы потребления вашей продукции», — сказал президент РТ. «Думаю, при желании вы можете разработать нужные нам решения и там, где их пока нет. Надо подумать, где и какие у нас есть сложности, чтобы мы могли делать заказ на те или иные изделия», — сказал Минниханов. По его словам, этот вопрос особенно актуален для промышленных объектов, где энергозатраты весьма высоки. Лидер Татарстана предложил сделать презентацию продуктов и решений Rockwool в рамках заседания «Татнефтехиминвест-холдинга».
У ВАС МНОГО ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ «УТЕКАЕТ» ИЗ ЗДАНИЙ, А ЭТО СТОИТ БОЛЬШИХ ДЕНЕГ
После встречи с президентом газета «БИЗНЕС Online» узнала мнение Биргерссона о перспективах строительного рынка.
Йенс Биргерссон: «У господина Минниханова есть четкое понимание необходимости ужесточения тепловых нормативов, поскольку это экономически выгодно для государства» |
— Господин Биргерссон, как прошла встреча с президентом Татарстана?
— Я очень впечатлен. В Татарстане сильное, компетентное руководство. Качественное управление чувствуется с первых минут прилета в Казань. Город чистый и приятный со всех точек зрения. Видно, что господин Минниханов нацелен на действия, на улучшение ситуации, он продемонстрировал это и в течение рабочей встречи.
— Какие вопросы вы обсуждали с Рустамом Миннихановым?
— Для Rockwool, как для местного производителя, важно выстроить отношения, открытый диалог с руководством республики. Во время встречи мы говорили о том, что нужно продолжать содействовать повышению энергоэффективности в Татарстане. У господина Минниханова есть четкое понимание необходимости ужесточения тепловых нормативов, поскольку это экономически выгодно для государства. Это касается и жилых домов, и промышленных комплексов. Важно объединить усилия в развитии энергоэффективных решений для улучшения уровня жизни людей, например, в многоквартирных домах. Мы со своей стороны будем тесно работать над этим. Необходимо разработать «дорожную карту» для реализации задуманного. Мы договорились, что Rockwool возьмет инициативу в развитии этого направления, чтобы люди понимали, что эти решения помогут улучшить их внутридомовой климат.
— Каковы планы по развитию заводов в России в целом и в Татарстане в частности? Какую долю они занимают в общем объеме продаж?
— Прежде всего российский рынок очень важен для нас. В России высоко оценивается наша продукция, есть огромный потенциал рынка в долгосрочной перспективе. У вас холодная страна, много тепловой энергии «утекает» из зданий, а это стоит больших денег.
В Татарстане у нас самая мощная производственная линия в мире. При этом, несмотря на датские технологии, мы — местный производитель: завод потребляет российское сырье, использует российскую техническую экспертизу. Конечно, технологии привнесены группой, но специалисты находятся здесь. Для нас имеет большое значение тот факт, что мы сумели создать в Татарстане наш лучший завод. Здесь самая современная продукция для тепло- и звукоизоляции производится на современном оборудовании.
«В Татарстане у нас самая мощная производственная линия в мире. При этом, несмотря на датские технологии, мы — местный производитель: завод потребляет российское сырье» |
— Как сейчас чувствует себя компания? Вы своего рода индикатор строительной отрасли: как только у вас снижаются объемы, это означает, что в отрасли что-то не так.
— Через две недели будет выступление перед инвесторами, поэтому я не могу вдаваться в детали. Но в начале года прогнозировалось снижение объемов продаж на 15 процентов в целом по России, пока нет никаких оснований что-то менять. Конечно, есть еще два месяца, но пока будем придерживаться прежних данных.
— Каковы прогнозы на 2016 год?
— Господин Минниханов в разговоре обозначил основные факторы, влияющие на экономику России в целом и на строительный рынок в частности. Во-первых, это цена на нефть, которая не показывает тренда на рост. Во-вторых, это банковская система, которая также испытывает определенные трудности, в том числе с финансированием проектов. В настоящее время мы не ожидаем, что 2016 год будет лучше.
— Какой будет стратегия компании в России в этот период?
— Мы управляем бизнесом гибко, у компании нет долгов. В краткосрочной перспективе задача — быть максимально эффективными, сохранить цену на текущем уровне производства. При этом компания сама себя финансирует, поэтому вопрос оборота денег для нас очень важен. Задача перед российской командой проста — самым эффективным способом подстраиваться под сложившиеся обстоятельства.
В долгосрочной перспективе стоит задача обеспечить рынок высококачественным продуктом и решениями, которые мы способны предоставить нашим клиентам. Российский рынок имеет большой потенциал, сложности в экономике носят временный характер, а климатические условия говорят о том, что наш продукт будет широко востребован. И как только рынок начнет восстанавливаться, мы будем готовы расти вместе с ним. У нас для этого есть производственные мощности и технические решения.
— А когда он, по-вашему, начнет расти?
— Едва ли я смогу предугадать, когда начнется рост. Мы должны решать сегодняшние проблемы, быть эффективными, гибкими, расширять и внедрять идею энергоэффективности и необходимости использования наших решений в зданиях. В настоящее время нет необходимости в увеличении мощностей, но тем не менее мы будем к этому готовы, как только наступит момент. На сегодня российские заводы загружены полностью.
Завод в Татарстане был открыт в 2012 году при участии тогда еще министра экономразвития РФ Эльвиры Набиуллиной |
«ИЗНАЧАЛЬНО ПРОГНОЗЫ ПО РОССИИ БЫЛИ БОЛЕЕ ПЕССИМИСТИЧНЫ»
— Какую долю Россия занимает в общем объеме продаж компании и как Россия выглядит на фоне отделений других стран?
— Сейчас Россия в Топ-3 вместе с Германией и Францией. Эти две страны, несмотря на различные факторы, имеют ровные показатели. Правда, мы не видим того роста, который наблюдали раньше. Скандинавский бизнес растет, за исключением Норвегии — страны, которая также зависит от цены на нефть. В Восточной Европе ситуация очень стабильная, демонстрируется рост, наши объемы там абсолютно распроданы, даже ощущается нехватка продукции. Наконец-то хороший рост показывает Испания. В Северной Америке абсолютный тренд к двойным цифрам в процентах роста. Азия также демонстрирует рост, может быть, медленнее, чем было, но растет.
— На общем фоне Россия выглядит слабым звеном.
— Да, мы бы хотели видеть больше активности на рынке в России. Изначально прогнозы по России были более пессимистичны, поэтому сегодняшний результат очень достойный. Я надеюсь, все вернется на круги своя. Российский рынок имеет потенциал, а компания будет расти вместе с рынком.
Конечно, в такие моменты важно помнить о локализации — у компании местное производство здесь, оно не зависит от импортных компонентов. Возможно, не напрямую, какие-то составляющие импортируются. Но мы не являемся примером международных компаний, которые «сидят» на импортных объемах и напрямую зависят от курса рубля и других негативных факторов.
— Не могу не спросить об отношении Запада к России. Как введенные санкции влияют на ваши действия в нашей стране?
— Никак, поскольку Rockwool работает в России как местная компания.
«В долгосрочной перспективе стоит задача обеспечить рынок высококачественным продуктом и решениями, которые мы способны предоставить нашим клиентам» |
— Мы знаем, что вы работали в России в 80-х годах...
— Я приехал сюда после военной службы в 1989 - 1990 годах. Работал переводчиком при посольстве Швеции. Я приезжал в Россию, будучи молодым человеком, и сейчас мне приятно сюда возвращаться. Изменения огромны, но глобально — общество, хорошее образование людей — остались в России теми же.
Сегодня здесь легче начинать бизнес. Я знаю, что правительство Татарстана оказало нашей компании при строительстве завода поддержку мирового уровня. Это прекрасный пример того, как администрация республики может помочь и поддержать бизнес в развитии производственных площадок. В некоторых европейских странах было бы труднее стартовать.
У каждого времени свои прелести. Раньше (в 90-е годы) было рискованное время — инвестиции стоили меньше, но риск был выше. Сейчас, безусловно, страна более привлекательна для начала ведения бизнеса.
— Я был приятно удивлен, что у вас пятеро детей, это нетипично для современного топ-менеджера.
— Да, все верно, у нас пятеро детей. Я встретил свою жену в Южной Африке. За время моего профессионального роста я много раз переезжал из одной страны в другую, в общей сложности, наверное, 13 раз. Конечно, по мере необходимости семья кочевала вместе со мной. Несмотря на то что мы дома говорим по-шведски, только один из наших детей был рожден в Швеции. Если вы управляете глобальным бизнесом, много переездов — это типичный образ жизни.
— Тяжело, наверное, перевозить такую большую семью?
— Переезжать такой большой семьей, мне кажется, даже проще, чем маленькой. Мы действуем сплоченно, как команда, можем полностью положиться друг на друга. Хотя, знаете, переезды — это, конечно, интересный опыт, но, если вы меня спросите, хочу ли я еще раз переехать, я, пожалуй, откажусь (улыбается). Сейчас мы живем в Швеции, недалеко от Дании.
Йенс Биргерссон родился 3 марта 1967 года в Швеции.
1995 - 2005 — работа в ABB Group.
2005 - 2008 — исполнительный вице-президент в бельгийском офисе Imerys — французской транснациональной компании, специализирующейся на производстве и переработке промышленных минералов.
2008 - 2015 — старший вице-президент ABB Group, руководитель одного из бизнес-дивизионов.
2015 — президент группы компаний Rockwool International.
В 1992 году получил степень бакалавра экономики в Университете Стокгольма и далее продолжил свое образование в Королевском институте технологий, получив степень магистра в области инженерной физики. В 2013 году также закончил курс углубленного менеджмента в Гарвадской бизнес-школе.
Женат, пятеро детей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.