Александр Панарин считает, что подъем в России невозможен без национальной идеи

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРИАДА

В конце 90-х мне в руки попала книга весьма интересного русского философа и политолога Александра Панарина «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке». Как мы помним, то время переживалось многими как настоящий «конец истории», грянувший вместе с демонтажом советской системы и утратой глобальных ориентиров в жизни. Многие интеллектуалы, пытаясь тогда заполнить возникший в одночасье вакуум жизненного смысла, кинулись на поиски пресловутой национальной идеи. Книга Панарина — одна из таких попыток.

Панарин, анализируя российскую историю, приходит к выводу, что периоды наибольшего подъема она испытывала тогда, когда в максимальной степени складывались вместе три фактора: 1) мессианская идея; 2) служилое государство; 3) враждебное окружение.

Подобная метаоснова российского бытия сложилась в эпоху падения Византии и утверждения концепции «Москва — Третий Рим». Россия тогда осознала себя всемирным оплотом православия, несущим спасение и последнюю надежду всему человечеству. Причем все — от царя-батюшки до простого крестьянина (крест несущего) — служили этому вселенскому призванию. Тотчас Россия оказалась в цивилизационной изоляции: католический мир — с одной стороны, Оттоманская империя — с другой. Впрочем, у нас никогда не было проблем с третьей составляющей упомянутой триады. Как сказано в шутливой песне известного эстрадного юмориста Семена Слепакова: «Америка нас не любит, Англия нас не любит, Германия нас не любит уж много веков подряд».

Последний раз все три фактора в максимальной степени сошлись воедино в первую половину существования Советского Союза. Тогда верили в идею мировой революции, которая была призвана избавить трудящихся мира от гнета эксплуататоров. Новой сверхзадаче вновь было подчинено все государство. Начиная со Сталина, носившего простую шинель и пившего чай из граненого стакана, до рядового рабочего. «Я солдата на маршала не меняю!» — это тоже о том, что власть тогда была едина с народом и шла с ним во всех испытаниях до конца. Что касается враждебного окружения СССР, то его роль выполнял военный блок стран НАТО, созданный целенаправленно в противовес нашему государству.

Когда все три упомянутых фактора складывались, Россия расширяла границы и отправляла человека в космос. Когда чего-то в триаде недоставало, наступали разлад и упадок. Попробуем сквозь призму этого взгляда оценить российские реалии сегодняшних дней.

Книга «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке» — попытка поиска пресловутой национальной идеи

НАЧАЛО ТРАНСФОРМАЦИИ

Какова национальная идея у нашей страны сегодня? Если судить по риторике с высоких трибун, то все постсоветские годы мы строили страну межконфессионального мира и межнационального согласия. Причем это не осталось на уровне деклараций, а превратилось в главный глобальный тренд, определяющий лицо современной России. Для мусульман этот тренд, к слову сказать, обернулся тем, что еще никогда (!) в истории нашей страны у нас не было столь благоприятного положения, как сегодня.

Возникает вопрос. Разве простого стремления к миру и согласию достаточно для статуса национальной идеи? Наверное, еще нет, учитывая, что в России она обязательно должна носить мессианский характер. Подобное же стремление само по себе еще не предполагает задачи всепланетарного масштаба. И все же за последнее время именно здесь случились значительные перемены, ознаменовавшие качественный переход на новый уровень.

Зададимся вопросом: какая трансформация случилась с нами за все время после возвращения Крыма? Первый подарок, который судьба в лице США преподнесла России, — санкции. Мы вновь, как в стародавние времена, ощутили бодрящий вкус враждебного окружения. Страна пришла в тонус. Именно с санкций начала просыпаться историческая матрица, описанная Панариным.

От санкций до служилого государства — всего один шаг. Ведь, как известно, враждебное окружение заставляет людей сплачиваться, держаться вместе. Подлинное же единение нашего общества, народа и власти, характерное для служилого государства, мы испытали уже в нынешнем году, когда вся страна «со слезами на глазах» отметила 70-летие Великой Победы.

Особо ярким проявлением этого стала акция «Бессмертный полк», кода миллионы совершенно разных людей вышли на улицы городов с портретами своих близких, отстаивавших Родину на той страшной войне. Вместе со всеми шел и президент страны, держа в руках фотографию своего родного отца. И в этом не было никакой фальши, ведь Великая Отечественная война откликается в сердце каждого из нас без исключения, будь-то большой начальник или простой работяга. Великая Победа, как ничто другое, объединяет всех нас, ибо она была по-настоящему выстрадана нашим народом и по сей день составляет мощный фундамент национального единства.

Смыслы, стоящие за праздником Дня народного единства, сегодня значат намного больше, чем это было раньше

МИССИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

О беспрецедентном за последние годы единении власти и народа свидетельствует и заоблачный рейтинг главы государства. Так происходило всегда, когда актуализировалась триада, описанная Панариным. Если причина действительно в ней, тогда в чем же заключается первый, самый главный, ее элемент, т. е. мессианская идея современного российского общества?

Как мы помним, в дни празднования юбилея окончания ВОВ многие главы западных государств проигнорировали парад на Красной площади. Это было очень бесцеремонно. Их поступок был воспринят как осквернение священной памяти и плевок в душу. Мы почувствовали какое-то предательство с их стороны. Добавьте сюда покрывательство странами Запада оголтелого национализма на Украине. Складывалось ощущение, что лидеры западных государств совершенно позабыли о том, через что пришлось пройти всем европейским народам. В результате мы невольно стали выступать последними стражами ценностей Великой Победы, на которых были воспитаны и которые до сих пор свято храним.

Политика двойных стандартов со стороны Запада наблюдается и в отношении ИГИЛ (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.) — коллективного Гитлера XXI века. На словах его осуждают, а по факту снабжают оружием и закупают у него нефть. Когда Россия вышла на борьбу с этим всемирным злом, Запад вновь занял странную позицию. Будто бы только нам важны мир и межрелигиозное благополучие в контексте глобальной безопасности.

И, наконец, еще одной линией водораздела стала агрессивная политика Европы в отношении института семьи, навязывание гомосексуальных стандартов всему обществу. И снова мы сохранили верность традиционным принципам, встали на их защиту.

В совокупности в течение последних полутора-двух лет у нас родилось совершенно новое самовосприятие — ощущение себя как страны с особой миссией в современном мире, которая заключается в том, что нам предназначено быть оплотом существующих традиционных ценностей: ценностей семьи, Победы и межконфессионального согласия. Все эти нравственные измерения были в нашей жизни и раньше. Однако только сейчас мы начинаем понимать всю неожиданно возросшую меру нашей ответственности за них: если не мы, то, возможно, в мире больше некому будет возвысить голос правды в их защиту.

Таким образом, если Великороссия несла человечеству православную веру, Советский Союз — идею коммунизма, то современная Россия транслирует миру модель правильного общества, хранящего верность традиционным ценностям. Насколько обоснованно подобное рядоположение, покажет время. Но то, что сегодня у России появился исторический шанс вновь обрести подлинную силу духа и через него занять достойное положение в мире, — вне всяких сомнений.

Минтимер Шаймиев: «Успокаиваться и воспринимать существующее ныне положение вещей как естественное нельзя. Мы должны укреплять межконфессиональное согласие, чтобы оно стало еще более незыблемым»

«ВОЙНЫ НАЧИНАЮТСЯ С АНЕКДОТОВ»

С 2004 года по инициативе межрелигиозного совета России 4 ноября отмечается в нашей стране как День народного единства. В свете вышесказанного смыслы, стоящие за этим праздником, сегодня значат намного больше, чем это было раньше. И важно помнить не только об этом, но прежде всего о доле личной ответственности.

10 лет назад, еще до приглашения переехать в Казань, мне как главному редактору всероссийского научно-богословского журнала «Минарет» довелось брать интервью у президента РТ Минтимера Шаймиева. Тогда, отвечая на вопрос о том, является ли межконфессиональное согласие в Татарстане естественным состоянием для его жителей или это плод коллективных усилий, Минтимер Шарипович сказал: «Успокаиваться и воспринимать существующее ныне положение вещей как естественное нельзя. Мы должны укреплять межконфессиональное согласие, чтобы оно стало еще более незыблемым. Мы должны сохранить мир и согласие в условиях меняющегося открытого мира».

К его мудрым словам можно лишь добавить известную истину о том, что океан начинается с капли, а межрелигиозные войны — с шовинистических анекдотов на кухне. Каждый из нас без исключения в ответе за то, что происходит в нашей стране. И об этом всегда важно помнить.

С праздником!

Рустам Батыр – член Общественной палаты РТ