«ЧЛЕНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВИДЕЛИ ЭТУ ТЕРРИТОРИЮ. ОНА, КОНЕЧНО, ПРОИЗВОДИТ СТРАШНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ»

Набережные Челны вошли в четверку российских моногородов, получивших статус ТОР — территории опережающего развития. Об этом президенту РФ Владимиру Путину сообщил накануне министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев на совещании с членами правительства России, которое прошло в Ново-Огарево. Как сообщает официальный сайт президента РФ, Путин в числе прочего отметил, что необходимо поговорить о том, «как нам бороться с элементами рецессии», как идет работа, связанная с созданием зоны опережающего социально-экономического развития в моногородах.

«Действительно, такая работа ведется, — ответил Улюкаев. — Нам это право дали федеральный закон, постановление правительства. Я напомню, что у нас первоначально территории опережающего развития создаются на Дальнем Востоке, для остальной территории сделано единственное исключение — в рамках наших моногородов. 9 сентября было первое заседание комиссии. Мы получили 16 заявок из 8 субъектов Федерации, довольно строго к ним подошли и отобрали 4 моногорода. Это Усолье-Сибирское. Совсем недавно, летом, Дмитрий Анатольевич Медведев проводил там выездное совещание, члены правительства видели эту территорию: она, конечно, производит страшное впечатление, с другой стороны, там большой потенциал для фармацевтики, для биотехнологий. И мы уверены, что структура здесь будет очень серьезно изменена. Кроме того, заявка Ростовской области — моногород Гуково, Кемеровской области — моногород Юрга, Татарстана — Набережные Челны».

По словам российского министра, хозяйствующий субъект, который обретает статус резидента, получает очень серьезные налоговые преференции, улучшение общих условий хозяйствования. Речь идет о том, что для резидентов ТОРа налог на прибыль первые пять лет будет составлять 7% вместо 20%. Кроме того, резиденты освобождаются от местных имущественных и земельных налогов и получают хорошую льготу по платежам во внебюджетные фонды: пенсионный, соцстрах и медстрах. По словам Улюкаева, налоговое обременение для резидентов ТОРа в Челнах в этой части будет в 4,5 раза меньше по сравнению с общим режимом. Плюс местные власти возьмут на себя обязательства по развитию инфраструктуры. Есть и встречное условие бизнесу. Резидентом ТОРа можно стать в том случае, если проект не связан с КАМАЗом и оборонкой и предусматривает создание не менее 20 рабочих мест. Кроме того, вкладываемые резидентом инвестиции должны составить не менее 5 млн. рублей. Статус ТОРа моногороду присваивается на 10 лет с правом продления еще на 5 лет.

«Мы уверены, что такая новая форма, новый институт поддержки позволит этим кризисным территориям, которые мы отбираем, попасть в качество стабильных территорий и, конечно же, очень серьезно изменить структуру производства, уйти от той большой зависимости от единственного производителя, которая до сих пор в этих территориях есть», — подытожил Улюкаев.

«Спасибо большое», — одобрительно кивнул ему Путин.

Резидентом ТОР можно стать в том случае, если проект не связан с КАМАЗом и «оборонкой»
Резидентом ТОРа можно стать в том случае, если проект не связан с КАМАЗом и оборонкой

«СОВЕРШЕННО ТОЧНО ПРОЩЕ НЕ БУДЕТ»

В минэкономики РТ сообщили «БИЗНЕС Online», что Артем Здунов находится в командировке и не сможет прокомментировать появившуюся новость. В пресс-службе министерства отметили, что минэкономики РТ и администрация города Набережные Челны с воодушевлением ожидают принятия постановления правительства РФ о создании ТОРов на территории автограда, поскольку это, безусловно, станет драйвером для опережающего динамичного развития малого и среднего предпринимательства, столь необходимого для диверсификации экономики автограда.

Что касается Зеленодольска, то документы по данному городу пока проходят процедурные вопросы, рассмотрение заявки ожидается в течение октября. «Проведена большая работа, результаты которой дают повод надеяться, что статус территории опережающего социально-экономического развития получит и Зеленодольск», — сказали в пресс-службе минэкономики РТ.

«Челны утвердили, а нас вынесли на рабочую группу, — сообщил «БИЗНЕС Online» глава Зеленодольска Александр Тыгин. — Работа продолжается. На следующей неделе мы едем оформлять финансирование по моногороду, а также защищать проект на рабочую группу по моногородам».

Мэр автограда Наиль Магдеев сегодня также находится в командировке, так же как и заместитель руководителя исполкома автограда по экономике Наталия Кропотова. Поэтому комментариев челнинских чиновников получить не удалось. Однако сразу после первой сессии нового состава горсовета, который избрал его мэром, Магдеев, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», поделился тремя приоритетными задачами и стержневым моментом в непростых экономических условиях назвал решение вопросов экономики. В первую очередь план новоиспеченного мэра связан с программами моногородов и ТОРов. «В рамках постановления правительства РФ есть достаточно серьезные проекты, и они успешно уже в этом году реализуются. Речь идет о проектах на сумму порядка 38 миллиардов рублей. Мы рассчитываем на бюджетную поддержку из фонда моногородов на сумму более 5 миллиардов рублей в течение 2015 - 2016 годов. Планируется создать дополнительно более 10 тысяч рабочих мест. И уровень диверсификации экономики в результате реализации эти проектов достигнет порядка 21 - 23 процентов», — сообщил тогда Магдеев.

Наиль Магдеев пояснил, что по ТОР подано более 70 проектов — и больших, и малых. Их общая сумма составляет около 46 млрд. рублей
Наиль Магдеев пояснил, что по ТОРам подано более 70 проектов — и больших, и малых. Их общая сумма составляет около 46 млрд. рублей (фото: http://nabchelny.ru/)

В этот же день в «Челнинских известиях» вышло большое интервью, в котором градоначальник, давая прогноз на следующий год, отметил, что совершенно точно проще не будет. «Рынок есть рынок. Особенно когда мы зависим в основном от одного монопродукта под названием грузовой автомобиль «КАМАЗ», — сказал Магдеев. — Наше благополучие зависит от состояния дел в экономике. А оно пока сложное, но не безысходное. Вы видите меры, которые предпринимаются правительством России и Татарстана в части поддержки машиностроения, — это и кредит на 35 миллиардов рублей на обновление модельного ряда на 15 лет под гарантии правительства РФ, и программа моногородов, которая активно финансируется правительством РФ, это и территории опережающего развития для моногородов — правительство РФ за №614 приняло такой документ 22 июня 2015 года. Это дает уникальные возможности — особый правовой и налоговый режим для города Набережные Челны. Это будет, по сути, вторая особая экономическая зона. Мы сейчас готовим проекты — насколько мы сможем их защитить, настолько будем в этом плане успешны. Город активно работает по защите проектов моногородов (в этом плане мы одни из передовых регионов и городов), и неплохо должно получиться по ТОРам — проекты мы предоставляем в правительство РФ».

Магдеев пояснил, что по ТОРам подано более 70 проектов — и больших, и малых. Их общая сумма составляет около 46 млрд. рублей. «Они, естественно, пройдут через конкурсную комиссию. Мы заявляем их в рабочую группу по ТОРам, — уточнил мэр автограда. — Все проекты интересные, связанные с дополнительными рабочими местами в нашем городе. По одному из самых главных условий они также не должны быть связаны с автомобильной тематикой».


«ТАТАРСТАН ДОКАЗАЛ, ЧТО УМЕЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ ИНСТРУМЕНТ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», положительно оценивают решение о создании ТОРов в Челнах и выражают надежду, что этот путь развития поможет уйти столице Закамья от приставки «моногород».

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Создание свободных экономических зон (СЭЗ) — это инструмент для решения достаточно сложных проблем или реализации каких-то сложных проектов. И мы видим, что ОЭЗ «Алабуга» решила эту проблему. ОЭЗ в Елабуге сейчас — лучшая функционирующая свободная экономическая зона в России. Производства, которые там находятся, развиваются. Этот инструмент оказался эффективно используемым на территории Татарстана. В связи с этим рассматривается дополнительный вариант создания свободных экономических зон в республике. Вчера на круглом столе выставки «Машиностроение. Металлообработка. Казань» министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ довело свою позицию о том, что еще одна СЭЗ планируется в районе Свияжского мультимодального межрегионального центра в районе поселка Нижние Вязовые. Так что с зоной в Набережных Челнах получается уже три зоны. А вместе с тем появляется уже и другая идея, которая как бы накладывается «сверху», — о создании единого управления всеми этими СЭЗ в Татарстане.

Это уникальный проект. Ведь если их будет три, то как они будут между собой стыковаться? Будет ли их что-нибудь соединять? Наверное, да, потому что линия соединения видна, ведь уже звучали проекты об участии Татарстана в системе международных транспортных коридоров Север — Юг, Европа — Западный Китай и Запад — Восток — Транссиб. В той или иной форме Татарстан может входить в проекты этих коридоров. Татарстан должен найти свое место в этой новой конфигурации торговых связей и создания международных транспортных коридоров, на перекрестке которых он находится. У него есть возможность делать машины, которые можно запускать по одному из них, — речь идет об автотранспортном коридоре Европа — Западный Китай. Машины с КАМАЗа с перецепкой могут обслуживать этот коридор.

Участок дороги Москва — Пекин может рассматриваться как участок нового формата Транссиба. Представители проектных организаций говорят, что это будет совмещенный грузовой и пассажирский ход и для него уже проектируются на уральских заводах специальные составы и специальные контейнеры. Поэтому я думаю, что в рамках этих проектов нужно искать новые ниши для Татарстана. И они не автономны. Свияжск стоит на одном из трех коридоров, наши камские заводы включены в программу их обслуживания. Поэтому я думаю, что СЭЗ как инструмент для вытягивания проектов — вариант хороший. Они уже прошли адаптацию, Татарстан показал, что может их умело использовать, в отличие от проектов несостоявшихся — «Находка», «Атай», «Янтарь». В Татарстане все состоялось.

Александр Виноградов — ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»:

— Сможет ли ТОР спасти Набережные Челны от статуса моногорода? Дело в том, что в самой идее ТОРов есть определенные подводные камни, связанные с отходом от федеральных законов, их регулированием, вопросами налогообложения и так далее. И это не самая хорошая вещь. Тем более что неизвестно, как будут развиваться эти территории. Даже если ТОР будет сформирован, никто пока не скажет, как пойдет его развитие и насколько он будет влиять на Набережные Челны и окружающие территории. Этот вопрос пока открыт.

Оптимистичное восприятие решения о создании ТОРов обуславливается, я думаю, тем, что татарстанские эксперты, видимо, в первую очередь рассчитывают на федеральные деньги, на федеральные инвестиции. Это в любом случае вызовет оживление в регионе — и, конечно же, в любом случае пойдет ему на пользу. Но только в том случае, если эти деньги будут выделены и окажутся достаточно существенными, в чем есть определенные сомнения на фоне общей плачевной ситуации с бюджетом страны.

Сергей Майоров — председатель наблюдательного совета агентства по привлечению инвестиций, председатель совета директоров ГК «Магнолия»:

— Я считаю, что решение о создании ТОРов очень своевременно, так как оно значительно расширяет инвестиционные возможности города. Раньше в Татарстане была одна ОЭЗ «Алабуга» — очень успешная, дающая более 80 процентов выручки всех особых зон в стране, но там есть одно но — минимальный порог инвестирования в 3 миллиона долларов. А по условиям для ТОРа минимальный порог инвестирования в 50 миллионов рублей. (Улюкаев и Магдеев говорят о 5 млн. рублейприм. ред.) Это для МСБ очень привлекательные условия, учитывая, что и вносить сумму нужно не сразу. Сейчас для бизнеса, который хочет сконцентрировать свои усилия на производстве автокомпонентов, созданы очень хорошие условия. КИП «Мастер» в ближайшее время увеличивает свою площадь до 1 миллиона квадратных метров! Поблизости находятся КАМАЗ, два завода Ford и их завод двигателей, сборочные производства Mercedes, Mitsubishi Fuso, недалеко площадка АвтоВАЗа в Тольятти, сборка Nissan в Ижевске, Группа ГАЗ Нижнем Новгороде. И у всех есть планы по локализации производства!

Поэтому мы в своих презентациях для инвесторов предлагаем — приходите в Набережные Челны, создавайте автокомпонентные производства, поскольку это будет востребовано у нас и в ближайших к нам регионах! Да, нужно будет выполнить некоторые условия, но согласитесь, что не воспользоваться такими льготами, какими пользуются резиденты ОЭЗ «Алабуга», просто грех. Нужно провести разъяснительную работу среди предпринимателей с тем, чтобы они смотрели на эту площадку уже как на инвестиционно привлекательную, так же как на ОЭЗ «Алабуга», только с минимальным порогом инвестирования. К слову, «Алабуга» абсолютно не будет конкурировать с Челнами. Там созданы условия для крупного бизнеса, в Челнах — для малого и среднего. Таким образом, просто были расширены инвестиционные возможности территории, которая называется Закамской зоной.

ТОР, безусловно, поможет снизить зависимость экономики города от КАМАЗа. Даже развитие такого бизнеса, как производство автокомпонентов, — это уже диверсификация нашей экономики. Производя автокомпоненты, необязательно ведь рассматривать КАМАЗ в качестве своего главного заказчика. Автогигант выпускает грузовики, а это не самый большой рынок сбыта, ведь их выпускается в десятки раз меньше, чем легковых машин. Почему бы и нам не обратить свое внимание на легковые автомобили иностранных производителей, которые имеют свои производства в России? Поэтому в качестве приоритетной задачи мы видим развитие в Челнах сфер автокомпонетов и готовой продукции для энергетического машиностроения, нефтегазового машиностроения. ТОР, безусловно, поможет избавиться Челнам от приставки «моногород». Мы уже сейчас видим, что в городе кроме машиностроения без особой поддержки со стороны самостоятельно развиваются предприятия пищевой индустрии. И если в рамках ТОРа сюда придут какие-то новые игроки со своими инвестиционными проектами, то не только пищевой, но и другие кластеры у нас получат новый толчок к развитию.


«НАШЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ВО ГЛАВЕ С ПРЕЗИДЕНТОМ РАБОТАЛО НАД ЭТИМ ОКОЛО ГОДА»

Иван Шигин — генеральный директор ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье», генеральный директор мебельной фабрики «Идея комфорта»:

— Я считаю, что ТОР — это очень серьезная и нужная программа для бизнеса. Думаю, что все предприниматели могут быть довольны, потому что на эти сэкономленные деньги можно будет развиваться, покупать новое оборудование для предприятия. Некоторые компании смогут работать даже без кредитов за счет этих преференций от государства. Полагаю, что в Челнах увеличится процент предпринимателей, которые станут платить своим работникам деньги не в конвертах, а белые зарплаты. Безусловно, будет развиваться не только челнинский бизнес, придет сюда бизнес и из других районов и городов Татарстана, а также из других регионов. Ведь фактически для бизнеса будут созданы те же преференции, что существуют в ОЭЗ «Алабуга». С той лишь разницей, что туда идет крупный бизнес, а в Челнах будет опережающими темпами развиваться малый и средний бизнес. Это очень большой плюс! Думаю, что количество бизнесов в Челнах резко увеличится.

Преференции, которые давались предприятиям в «Алабуге», вызывали непонимание со стороны наших бизнесменов, которые много лет здесь работают, платят налоги, но таких льгот не получали. Думаю, что сейчас они вздохнут более свободно, потому что станут более конкурентоспособными. Позволит ли ТОР уйти экономике Челнов от зависимости от КАМАЗа, покажет время. Самое главное сейчас в том, что бизнес получает мощный толчок к развитию. Моногород — это, конечно, с одной стороны, плохо, но с другой — посмотрите, сейчас благодаря федеральной поддержке начали делать дорогу на шестой промплощадке. Там никогда не было нормальной дороги! Наша палата, предприниматели неоднократно вносили свои предложения, Наиль Гамбарович туда приезжал, общался с предпринимателями. Благодаря этой работе и программе по развитию моногородов там сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Сейчас предприниматели звонят, радуются, говорят: ну наконец-то и к нам пришли...

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— То, что в эту программу включили Набережные Челны, — это очень позитивный фактор, потому что он имеет статус моногорода. Это большой город, свыше 500 тысяч населения, зависящего только от одного предприятия, которое сейчас работает над оптимизацией и повышением эффективности, что неизбежно влечет сокращение занятых на производстве. Это очень важный момент, поэтому то, что нам пошли навстречу по Челнам, — это очень большой плюс и результат длительной работы нашего президента совместно с республиканскими минэкономики и минпромторга.

Но нельзя путать ТРО и СЭЗ. Это принципиально разные вещи. Особая экономическая зона касается исключительно резидентов, это связано в первую очередь с таможенными преференциями. Она предназначена в первую очередь для диверсификации структур экономики в целом по стране в точечном варианте. Туда приходит высокотехнологическое производство, которого в целом по стране либо просто нет, либо недостаточно. А ТРО предполагает точку роста, не привязанную к каким-либо таможенным преференциям, которая развивается там, где есть человеческий потенциал, имеется квалифицированная рабочая сила, но отсутствует возможность их занять. Там даются определенные налоговые преференции на 10 лет с возможным пятилетним продлением для раскрутки капиталоемких производств другого направления. Такие возможности в Набережных Челнах есть: и вузы, и квалифицированный человеческий капитал. Возможности их занять с привлечением разных форм бизнеса, включая малый и высокотехнологичный, здесь открываются большие. Я считаю, это очень хорошее решение, но хочу отметить, что выдержать условия федерального конкурса было очень непросто. Насколько я помню, наше правительство во главе с президентом работало над этим около года.