«ДЕЛО СТРОИЛОСЬ ТОЛЬКО НА ПОКАЗАНИЯХ ПОТЕРПЕВШИХ!»

В Верховный суд Татарстана поступила кассационная жалоба адвоката Илдуса Шамгунова. Он представляет интересы 42-летнего Тулкина Сабирова, которого следствие называет одним из зачинщиков драки, взбудоражившей в прошлом году Апастовский район. Напомним, согласно версии следствия, 19 августа 2014 года нарушители спокойствия в Апастово обмывали рождение ребенка. Среди празднующих уроженцев Узбекистана были Тулкин и Хурсандбек Сабировы, Рахмат Рахманов, 23-летний Дилшод Хасанов, 30-летний Кувондик Тураев и 22-летний Амир Бекмухамедов. При этом они выпили не менее 4 л спиртных напитков.

В какой-то момент между празднующими и другим уроженцем Узбекистана 28-летним Бекзадом Хайтимматовым возник конфликт — последний испугался за свою жизнь и позвонил в дежурную часть, там переадресовали вызов отделу охраны. Но на прибывших по вызову сотрудников вневедомственной охраны «гости» напали. Как следует из сводки МВД, в какой-то момент патрульный автомобиль полиции протаранила подъехавшая «Газель», откуда вышли остальные участники конфликта. При задержании неспокойных приезжих полицейским пришлось выстрелить в ногу самому старшему — Тулкину Сабирову (поэтому в суд его впоследствии доставляли на кресле-каталке). После потасовки в местную ЦРБ за медицинской помощью обратились сотрудники полиции — Шамиль Гайнуллин и Анвер Мударисов. Они получили травмы разной степени тяжести.

Предварительное следствие тянулось около года, за это время одного следователя сменил другой. «Даже я, лицо, заинтересованное в продолжительном расследовании, жаловался», — сетует на затянутость процесса Шамгунов.

По окончании следствия шестеро подозреваемых разделились на свидетелей и обвиняемых. По всей видимости, Хасанов, Тураев и Бекмухамедов оказались ценнее в статусе свидетелей. После допроса их депортировали в Узбекистан.

«Лучше хороший свидетель, чем плохой обвиняемый, — напоминает старую адвокатскую поговорку Шамгунов. — Основное нарушение заключается в том, что показания свидетелей в суде не были заслушаны и не использовались ни в пользу обвинения, ни в пользу защиты. Защита не могла представить своего доказательства, поскольку свидетели выдворены. Никто в суде не предпринимал попыток их вызвать. Дело строилось только на показаниях потерпевших».

СОТРУДНИКИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПРЕТЕНЗИЙ НЕ ИМЕЮТ

В итоге 29 июля Апастовский районный суд приговорил Сабирова к пяти годам лишения свободы за нарушение ч. 2 ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти») и ч. 2 ст. 116 УК РФ («Побои»). 30-летний Хурсандбек Сабиров и 29-летний Рахмат Рахманов получили 4 и 3 года лишения свободы. Любопытно, что в суд с иском о получении возмещения за причиненный вред сотрудники вневедомственной охраны не обратились.

Несмотря на то что был вынесен сравнительно мягкий приговор (Уголовный кодекс предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет), Шамгунов полагает, что обвинение в отношении его подзащитного не обосновано и его вина не доказана. «В отдел охраны РОВД поступило сообщение, что они устроили разборку, — объясняет адвокат. — Но никто никого не избивал, а сотрудники полиции вытащили пистолеты и начали стрелять в воздух, не разобравшись в ситуации». «Хотя даже если и вели себя бестолково и начали стрелять, ты ляг на землю, а потом жалуйся», — не оправдывает своего подзащитного юрист.

При этом за два года до дерзкого нападения на сотрудников МВД Хурсандбек Сабиров был осужден за аналогичное преступление. Из приговора, вынесенного Апастовским районным судом 17 сентября 2012 года, следует, что Сабиров, будучи навеселе, избил участкового межмуниципального отдела МВД России «Апастовский» старшего лейтенанта полиции. Уроженец Узбекистана отобрал у сотрудника полиции телефон и не менее трех раз толкнул его, «в результате чего участковый ударился головой о верхнюю часть дверного проема служебного автомобиля». Полицейский отделался кровоподтеком, а Сабирова суд наказал штрафом в 8,5 тыс. рублей.

Сейчас осужденные находятся в казанском СИЗО №2. В места лишения свободы их отправят только после вступления в силу решения Апастовского суда. Точку в этом деле теперь поставит Верховный суд РТ.