Сегодня в IT-парке Набережных Челнов у всех на слуху имя бывшего резидента — 21-летнего Ильнара Аглетдинова. Но, увы, прославился он не достижениями в науке и технике — по записи МВД бывшие коллеги узнали его в «бомбисте», который месяц терроризировал ТЦ «Торговый квартал» по телефону, а под конец принес туда настоящую взрывчатку. Теперь в бизнес-инкубаторе говорят, что молодой стартапер игнорировал их «дорожную карту» и не платил за аренду.
Ильнар Аглетдинов (сидит слева) в челнинском IT-парке был известен как лидер проекта Мodeliter и занимался технологией 3D-печати |
«СВОЕОБРАЗНЫЙ БЫЛ ТОВАРИЩ — НЕМНОГО ФРИКОВАТЫЙ...»
В начале недели МВД обнародовало видео, на котором задержанный «звонарь», месяц терроризировавший ТЦ «Торговый квартал» автограда, показывает, как он закладывал самодельную бомбу мощностью 2 кг в тротиловом эквиваленте рядом с моллом. Сотрудники IT-парка Набережных Челнов с удивлением узнали в молодом человеке бывшего резидента бизнес-инкубатора. Как выяснилось, силовики задержали 21-летнего Ильнара Аглетдинова, который был известен как лидер проекта Мodeliter и занимался технологией 3D-печати.
В 2012 году Аглетдинова, который тогда еще только окончил школу, в торжественной обстановке представил другим резидентам бывший директор технопарка Рамиль Ибрагимов. Он заявил, что автором проекта под рабочим названием 3D-print4All стал первокурсник филиала высшей школы информационных систем и информационных технологий Аглетдинов, который всего пару недель назад получил свой студенческий билет. Тогда местные СМИ, присутствующие на церемонии, отметили: «Это рослый молодой человек в берцах, одетый во все черное, у одного из экспертов его look и манера держаться вызвали стойкие ассоциации с киберпанком».
На одной из презентаций IT-парка выступление задержанного «звонаря», которому теперь шьют «вымогательство» и «незаконное изготовление взрывчатых веществ», вызвало настоящий фурор. Аглетдинов рассказывал о своих планах по внедрению 3D-печати в массы. И, заглядывая в недалекое будущее, говорил, что вскоре 3D-принтеры появятся в каждой семье, а напечатанные на нем предметы будут использоваться в быту. Так как основное удобство использования 3D-принтера — это то, что каждый человек сможет распечатать на нем нужную деталь или индивидуальный предмет интерьера. Для доказательства своих слов он продемонстрировал всем, как за считанные минуты можно распечатать пластмассовую фигурку, и подарил ее девушке, сидящей в зале.
Известно также, что парень увлекался страйкболом и в последнее время пытался заработать на жизнь, размещая свое резюме на сайтах фриланса. В нем он отмечал: участвовал в нескольких «железных» стартапах. А в прошлом году СМИ автограда представили молодого программиста как идеолога проекта, связанного с безопасностью детей. Суть проекта заключалась в том, что родители могли дистанционно наблюдать за передвижением ребенка с помощью специального браслета с тревожной кнопкой.
В сети также можно найти подпись Аглетдинова под обращением к президенту России — в нем авторы письма просят главу государства не закрывать известный торрент-трекер.
О том, что Аглетдинов был задержан в минувшие выходные по подозрению в телефонном терроризме, Ибрагимов с удивлением узнал от корреспондента «БИЗНЕС Online».
«Своеобразный был товарищ — высокий, немного фриковатый, — рассказал Ибрагимов. — Странности там, конечно, были определенные. Хотя общеизвестно, что все айтишники немного не от мира сего. Увлеченный, цели у него амбициозные были — компанию на миллиард построить. Очень интересовался именно 3D-печатью. Но потом он пропал, ничего у него из этого проекта не вышло. Мы ему пытались ставить задачи, просили показать результат, ведь у него была только идея, но сам он сделать ничего не смог. Кроме его нестандартной внешности и наполеоновских планов вспомнить и нечего».
«Своеобразный был товарищ — высокий, немного фриковатый» |
«АГЛЕТДИНОВ НЕДОБРОСОВЕСТНО ИСПОЛНЯЛ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА...»
Наталья Гренадерова, руководитель отдела продвижения и внешних связей ГАУ «ИТ-парк», подтвердила «БИЗНЕС Online», что «в период с 17 декабря 2012 года по 1 июня 2013 года Аглетдинов являлся резидентом челнинского бизнес-инкубатора».
По данным IT-парка, молодой человек подал заявку на участие в четвертом отборе, по результатам которого экспертная комиссия приняла решение о его зачислении. В технопарк он зашел с проектом Modeliter, который представлял онлайн-сервис по заказу эксклюзивных деталей, изготавливливаемых на собственноручно доработанном 3D-принтере Replicator 1.
«Однако вскоре он оставил идею развивать 3D-печать для широкого круга людей и перестал заниматься проектом. За время инкубации резидент не показал никаких результатов по реализации своего проекта. Он не соблюдал «дорожную карту» стартапа, не учитывал особенности выбранного направления, а также недобросовестно исполнял свои обязательства. А именно, несвоевременно оплачивал услуги бизнес-инкубирования в соответствии с условиями договора. В связи с этим, договор с Ильнаром Аглетдиновым был расторгнут до истечения его срока. С 1 июня 2013 года он не является резидентом бизнес-инкубатора ГАУ «ИТ-парк», — так звучит официальный ответ, полученный «БИЗНЕС Online» от технопарка.
«Напомним, резидентом бизнес-инкубатора ГАУ «ИТ-парк» может стать любой желающий, кто реализует проект в сфере информационных технологий и чья деятельность не противоречит законодательству России, — сообщила Гренадерова. — Для этого необходимо заявить свой проект на отбор и презентовать его экспертам. Подобные презентации проходят четыре раза в год. По итогам отбора проекты, выбранные экспертной комиссией, получают от ГАУ «ИТ-парк» услуги по развитию проектов на протяжении одного года».
При этом руководству IT-парка стало известно о задержании Аглетдинова из СМИ, в технопарке не комментируют громкую историю, ссылаясь на то, что она «находится не в компетенции их деятельности».
По данным наших источников, Аглетдинов мечтал построить в Челнах завод по производству 3D-принтеров, а для запуска проекта Мodeliter ему было необходимо порядка 120 млн. рублей. Инвесторов с деньгами найти не удалось...
Аглетдинов мечтал построить в Челнах завод по производству 3D-принтеров, а для запуска проекта Мodeliter ему было необходимо порядка 120 млн. рублей. Инвесторов с деньгами найти не удалось... |
«ДА НОРМАЛЬНЫЙ ОН, ВЕСЕЛЫЙ. С ХОРОШИМ ЧУВСТВОМ ЮМОРА»
До задержания Аглетдинов учился в высшей школе ИТИС КФУ на втором курсе (кафедра автономных робототехнических систем). По информации, которую предоставили «БИЗНЕС Online» в вузе, в 2012 году после окончания школы он поступил в набережночелнинский филиал КФУ по направлению «прикладная информатика». Однако прилежным студентом ему стать так и не удалось. Через год Аглетдинов попросил академический отпуск «по состоянию здоровья» (с 27 сентября 2013 года по 1 октября 2014 года), после выхода из которого в 2014 году он перевелся в Казань, в высшую школу. Однако, проучившись всего семестр, повторно взял академический отпуск (с 12 января 2015 года по 1 сентября 2015 года) на сей раз с формулировкой «по семейным обстоятельствам». Как следует из характеристики, в целом студента оценивают положительно. Он участвовал в различных мероприятиях вуза, в конкурсах казанского ІТ-парка в прошлом году, был активным волонтером в чемпионате пенсионеров по компьютерному многоборью. Как рассказал продюсер высшей школы Владимир Сыченков, многие из одногруппников лично с Аглетдиновым знакомы не были, так как парень редко появлялся на парах и вообще производил впечатление скрытного человека, ярких эмоций не проявлял. Свои пропуски и уход в академический отпуск Аглетдинов в вузе оправдывал частыми болезнями. Иногда объяснял, что работает, поэтому учиться не успевает.
Как удалось выяснить корреспонденту «БИЗНЕС Online», ничем примечательным челнинский звонарь по жизни действительно не отличался. И все, кто слышал о нем в контексте минирования торгового объекта и телефонного терроризма, сначала думали, что эта информация — какая-то неудачная шутка СМИ. По крайней мере, отзывы об Аглетдинове только позитивные. «К нам в школу №8 он пришел из кадетской школы №82 и учился у нас всего 2 года — до 9-го класса, — вспоминает его классная руководительница, пожелавшая остаться неназванной. — Неплохо знал химию, потому что у нас в старших классах имеется химико-биологический профиль. Вообще, ребенок рос в очень хорошей благополучной семье. Мама — медик, преподаватель колледжа. Папа — бывший военный в отставке (и, как следует из характеристики вуза, инвалид II группы — прим. авт.). Семья очень положительная, это серьезные люди. Старший брат — тоже медик, я их обоих учила. И ничего плохого про Ильнара не могу сказать. Всегда имеет свое мнение, умеет его отстаивать, весьма порядочен, вранья от него никогда не слышала. Вообще, никогда никаких претензий к нему не было. Очень строгое воспитание. Очень трепетное отношение было у братьев к бабушке с дедушкой — они в те времена еще живы были. И даже дедушка у кого-то из них умер на руках. И маму его я часто вижу, потому что живут неподалеку. И то, что вы сейчас говорите, — это какая-то глупость. Просто шоковое состояние. Если бы о ком-то другом сказали такое, я бы еще поверила. А здесь не верю». По словам учительницы, мальчик был общительный, со сверстниками ладил, пользовался их уважением и авторитетом. После окончания школы неоднократно приходил, навещал классного руководителя, учителей.
Образ положительного героя продолжают дополнять ровесники Аглетдинова. Как рассказали «БИЗНЕС Online» его друзья по соцсети «ВКонтакте», «звонарь» был программистом-фрилансером, и его частенько рекомендовали друзьям-знакомым. Еще он неравнодушен к рок-музыке. «Да нормальный он, веселый. С хорошим чувством юмора. В электронике хорошо разбирался. Я думаю, человек с такими знаниями без работы не останется. А так больше ничего особенного, — пишет о нем его знакомый, с которым Аглетдинов сошелся на одном из рок-концертов. — Вроде кто-то из родных у него в МВД работает. Поэтому с чего бы ему такими глупостями заниматься? Он еще говорил, что его девушка в суде работает. Он мне это как раз сказал тогда, когда я ему сообщил о том, что наших с ним общих знакомых арестовали, это было примерно две недели назад. За наркотики, кажется. Они хипстерами были и, видимо, вместе по каким-то тусовкам «гуляли». Кстати, о наркотиках упоминается и в отчете правоохранителей: в казанской квартире Аглетдинова оперативники обнаружили химические формулы, с помощью которых из лекарств можно изготовить наркотические средства. Но подозрительная дружба с «хипстерами» — это, пожалуй, единственное, что можно было бы предъявить Аглетдинову, по версии его знакомых.
У опертивников, обнаруживших в квартире «непризнанного гения» большое количество аккумуляторных батареек, перемотанных скотчем, различные микросхемы и радиодетали, иное мнение. Сейчас им занимается ФСБ, не говоря уже об угрозе материальных претензий со стороны ТЦ и экстренных служб, 7 раз эвакуировавших тысячи людей по ложным вызовам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.