С участием Рустама Минниханова прошла церемония начала строительства оптово-логистического центра «Агромир Казань»

«СЕРЬЕЗНЫЕ ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ ТИШИНУ»

На церемонию начала строительства оптово-логистического центра «Агромир Казань» врио президента РТ Рустам Минниханов должен был прибыть на вертолете. Пока он летел, собравшихся в построенный в чистом поле ангар журналистов и местных сельхозпроизводителей забавлял говорливый робот-андроид, который размахивал руками, непринужденно поддерживал беседу, фонтанировал комплиментами проходящим мимо девушкам и приветствовал людей в фуражках. Себя он сначала называл Роби, но затем «спохватывался», уточняя, что теперь из-за импортозамещения его зовут Марат.

Рядом с роботом у большого интерактивного дисплея, показывающего этапы строительства комплекса, тренировал свое выступление Владимир Арефьев, руководитель строительства ОРЦ «Агромир Казань». Именно он должен был стать «говорящей головой», представляющей инвесторов проекта. Но кто же на самом деле является бенефициантом двух офшоров, владеющих на паритетной основе АО «Национальная продуктовая компания» (НПК), которое выступало в качестве инициатора проекта «Агромир Казань», — вот что интересовало журналистов.

В принципе, кандидатов на роль инвесторов можно было определить визуально — несколько человек выделялись из толпы дорогими костюмами и часами. Именно с ними о чем-то постоянно разговаривала глава АИР РТ Талия Минуллина и другие чиновники. Но на просьбу «БИЗНЕС Online» познакомить с инвесторами или хотя бы назвать их поименно, те отсылали к пресс-секретарю НПК, который, в свою очередь, предлагал пообщаться по электронной почте. Как пояснил «БИЗНЕС Online» заведующий сектором по работе со СМИ АИР РТ Искандер Ахмедов, «серьезные деньги любят тишину».

Кандидатов на роль инвесторов можно было определить визуально. Именно с ними о чем-то постоянно разговаривала глава АИР РТ Талия Минуллина и другие чиновники

«АГРОМИР КАЗАНЬ» НЕ БУДЕТ 100-ПРОЦЕНТНОЙ КАЛЬКОЙ MERCABARNA»

Как уже сообщал «БИЗНЕС Online», проект «Агромир Казань» представляет собой многопрофильный оптово-логистический комплекс, который позволит устанавливать прямые торговые контакты между производителями сельхозпродукции и покупателями для оптово-розничного сегмента. Первая очередь комплекса площадью 49 га будет открыта в четвертом квартале 2016 года. Площадь возводимых в рамках первой очереди зданий составит более 150 тысяч кв. м, в том числе коммерческих площадей — 117 тыс. кв. метров. Инвестиции в первую очередь составят 9 млрд. рублей. Окончательно же логистический центр будет введен в 2021 году. Общий объем инвестиций в проект превысит 16 млрд. рублей. Площадь всего комплекса составит 148 га, площадь коммерческих площадей — 357 тыс. кв. метров. Планируется, что годовой оборот логистического комплекса превысит 120 млрд. рублей, в нем будет обрабатываться свыше 2 млн. т продукции в год.

Как рассказал Арефьев, сейчас НПК проводит конкурс на выбор генерального подрядчика, в котором принимают участие как татарстанские компании, так и конкуренты из других регионов России. «Объем работ достаточно большой, и мы должны тщательно выбрать партнера, с которым мы пойдем до конца проекта», — отметил он. По словам Арефьева, результаты конкурса будут известны через месяц-полтора.

Первая очередь комплекса площадью 49 га будет открыта в четвертом квартале 2016 года. Окончательно же логистический центр будет введен в 2021 году

Руководитель строительства ОРЦ «Агромир Казань» рассказал, что в разработке проекта в качестве консультантов принимают участие представители двух самых крупных в мире компаний, работающих на этом рынке: испанской Mercabarna и французского RunGis. «Они делятся с нами своим опытом в организации внешней и внутренней логистики, движения товаропотоков. Но «Агромир Казань» не будет 100-процентной их калькой», — заявил он. Арефьев пояснил, что в Западной Европе выстроена своя схема логистики, там все сосредоточено в одном месте — начиная от аэропортов, заканчивая крупными хабами, через которые проходит этот товар. «У нас логистика еще слабо развита, поэтому мы будем делать у себя замкнутый цикл, когда товар с поля, через закладку в склады длительного хранения, через сортировку и упаковку, проходит на торговый прилавок и реализуется непосредственным потребителям», — отметил он. По словам Арефьева, ставка будет делаться на российских производителей, но только они одни не смогут заполнить планируемый объем площадей. «Так что будут и иностранные компании, которые будут поставлять сюда свой товар, и крупные сетевые компании, и крупные агрохолдинги, работающие на территории Татарстана и соседних регионов», — сказал он.

Комментируя возможную конкуренцию с «Тура-Агро» и агропромышленным парком «Казань», Арефьев подчеркнул, что «Агромир Казань» займется крупнооптовой торговлей с поставкой крупных партий продукции непосредственному потребителю. Однако когда корреспондент «БИЗНЕС Online» обратил внимание на то, что в этом случае большинство татарстанских сельхозпроизводителей останется за бортом проекта, Арефьев скорректировал свою позицию. «Да, у нас есть крупный опт, но есть и кросс-докинг, где производитель может реализовать фуру моркови или, как это делается во всем мире, объединившись с другими мелкими производителями, взять в аренду площади и там реализовывать свою продукцию», — сказал он. По словам Арефьева, переговоры инвесторов с руководством Татарстана начались около года назад, сначала с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым, потом переключились на Рустама Минниханова. «Мы получили полную поддержку от всех ветвей власти республики», — подчеркнул он, добавив, что параллельно с реализацией казанского проекта в 2016 году начнется реализация аналогичного проекта в Москве.

Инвестиции в первую очередь комплекса составят 9 млрд. рублей. Общий объем инвестиций в проект превысит 16 млрд. рублей

«МЫ НАШЛИ ПРАВИЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ»

Тем временем наконец-то над полем показался вертолет Минниханова. Группа анонимных инвесторов вместе с Минуллиной встретила его у входа в ангар, и некоторое время они о чем-то там говорили. Затем все зашли вовнутрь ангара, начав тем самым торжественную церемонию. «У нас было много планов, как использовать свое выгодное географическое положение и свой потенциал ведущего производителя сельхозпродукции. В итоге мы нашли правильных людей, которые решили построить такой оптово-логистический центр. Понятно, что это непростая задача, но в случае реализации этот проект в корне поменяет отношения между производителями сельхозпродукции и потребителями. Я уверен, что первый этап проекта к концу следующего года будет запущен, — сказал Минниханов и выразительно посмотрел в сторону инвесторов, а те согласно закивали головами. — Поэтому уже сегодня надо думать над дальнейшим расширением этой площадки». Он заверил инвесторов, что власти республики приложат все усилия, чтобы эта площадка заработала.

«В Татарстане умеют работать с инвесторами», — в свою очередь, отметил приглашенный на церемонию заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский. — Поэтому не случайно, что такой масштабный проект, а он действительно масштабный, начинается именно здесь. Этот проект уже вызывает интерес в Азиатско-тихоокеанском регионе, и мы надеемся привлечь в него длинные деньги зарубежных инвесторов. (По всей видимости, речь идет о китайских инвестициях. В июне на заседании межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству татарстанский «Агромир» был внесен в список приоритетных проектовприм. ред.) Мы же будем на федеральном уровне оказывать максимальную поддержку этому проекту». Последние слова замминистра заставили инвесторов улыбнуться.

Старт строительству был дан весьма необычным способом - из больших часов с зернами горчицы выдернули задвижки

Затем ведущий пригласил Минниханова, Воскресенского и Арефьева подойти к конструкции, напоминающей большие песочные часы, и выдернуть из перемычки задвижки, сдерживающие песок в верхней части часов. Таким оригинальным способом (а не заливкой первой тонны бетона, как сообщалось ранее) они должны были положить начало строительству. Как потом выяснилось, вместо песка в конструкцию были засыпаны зерна горчицы, символизирующие продуктовую специализацию проекта. Под фанфары участники церемонии дружно вытащили задвижки, и тут у организаторов мероприятия чуть не случился инфаркт. С мест, где стояли гости церемонии, казалось, что гора песка в верхней части часов таинственным образом залипла, не желая падать вниз. Когда Минниханов сошел с трибуны и начал осматривать экспозицию, они кинулись к часам и вздохнули с облегчением — пусть тонкой, почти не видимой струйкой, но зерна горчицы все же начали падать вниз. Может, в том и замысел? Как раз к концу 2016 года пересыпется.

Тем временем Минниханов уже во всю общался с говорливым роботом. На прощание тот неожиданно пожелал, чтобы в следующую встречу с ним Минниханов был уже в статусе не врио, а президента республики. Гости громкими аплодисментами оценили шутку, заготовленную пиарщиками и программистами «Агромира».

«БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ВЛАСТЕЙ ТАТАРСТАНА Я БЫ ВООБЩЕ НЕ ПОШЕЛ В ЭТОТ ПРОЕКТ»

Надо отдать должное сотрудникам агентства инвестиционного развития РТ. Выслушав просьбы со стороны журналистов, они сумели убедить одного из инвесторов раскрыть свое инкогнито и ответить на вопросы. В итоге на встречу с журналистами вышел самый колоритный из них, весьма стильно одетый седой бородач в очках а-ля Джон Леннон и с фенечкой, украшенной серебряными шариками. Его представили как Владимира Воронченко. По его словам, он входит в состав «группы частных инвесторов», которые вкладывают свои средства в федеральный проект «Агромир». «Сейчас кредитование очень сложное и дорогое. Есть проблема с курсом рубля. Поэтому самый быстрый путь сегодня — это кредитование проекта частными инвесторами. Мы по этому пути начинаем идти», — пояснил он.

Владимир Воронченко (второй справа)
Владимир Воронченко (второй справа) входит в состав «группы частных инвесторов», которые вкладывают свои средства в федеральный проект «Агромир»

По словам Воронченко, на решение развивать федеральную сеть оптово-распределительных центров именно с Татарстана повлияла позиция руководства республики, которое пообещало проекту режим максимального благоприятствования. «Без помощи правительства вообще нельзя сделать такой проект. Без этого деньги вообще ничего не значат. С помощью властей проект можно сделать в кратчайшие сроки, а без помощи вообще не понятно, можно ли его сделать. Без поддержки властей Татарстана я бы вообще не пошел в этот проект», — заявил он. По словам Воронченко, сроки окупаемости проекта составят более 10 лет. «А что тут можно сделать? Сейчас у любого крупного проекта такая окупаемость, разве что у нефти и газа срок окупаемости немного поменьше», — пояснил он.

ХРАНИТЕЛЬ ЯИЦ ФАБЕРЖЕ

Слова Воронченко о том, что некая группа инвесторов ни с того ни с сего собралась вложить свои личные пару-тройку миллиардов долларов (16 млрд. рублей в Казани и никак не меньше — в Москве, Санкт-Петербурге, а также Екатеринбурге, Новосибирске и Красноярске) в проект, окупаемость которого превышает 10 лет, да еще в новую для России идею, конечно, заинтриговали еще больше.

Однако поиск в Google кое-что прояснил. Загадочный седовласый господин с фенечкой оказался другом детства и доверенным лицом президента фонда «Сколково», председателя совета директоров группы компаний «Ренова» Виктора Вексельберга. Настолько доверенным, что именно Воронченко, к примеру, хранит богатейшую коллекцию знаменитых яиц Фаберже, выкупленную Вексельбергом у нью-йорского коллекционера в 2004 году. Именно Воронченко организовал эту сделку, а позже создал и ныне возглавляет частный музей Фаберже, а также созданный Вексельбергом фонд «Связь времен». Он же вместе с Вексельбергом выступает соучредителем фонда Aurora Fine Arts Investments, который был создан в 2005 году и располагает впечатляющей коллекцией русского искусства. Страсть к коллекционированию Воронченко сочетает с бизнесом — он владелец «Люкс-Холдинга», одного из крупнейших в России дистрибьюторов и продавцов предметов роскоши (управляет сетью ювелирно-часовых бутиков Louvre). Так же он считается создателем сети парфюмерных салонов DouglasRivoli.

Конечно, человека со столь цельным бекграундом трудно заподозрить в искреннем интересе к инвестициям в оптовую торговлю сельхозпродукцией. Другое дело — сам Вексельберг. В декабре 2014 года в СМИ прошла информация о том, что ГК «Ренова» собирается построить в России четыре крупных логистических центра по хранению и переработке фруктов и овощей — в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и на Дальнем Востоке. Проговорился об этом министр агропромышленного комплекса Свердловской области Михаил Копытов на расширенном заседании регионального отделения ОНФ. Других публикаций о тех «овощехранилищах» нет, а просьба «БИЗНЕС Online» прокомментировать участие «Реновы» в проекте «Агромир Казань» в пресс-службе компании осталась без ответа.

Отметим, что Вексельберг — давнишний партнер Татарстана в энергетической и инновационной сфере. Примечательно, что последний визит Вексельберга в Казань был примерно в то время, когда, по словам Арефьева, начались первые переговоры с руководством республики о данном проекте — в июле 2014 года.

В условиях кризиса проект выглядит грандиозно даже по олигархическим меркам

Впрочем, даже если за Воронченко стоит фигура Вексельберга, в условиях кризиса проект выглядит грандиозно даже по олигархическим меркам. Впрочем, часть инвестиций может прийти с Востока. Напомним, 18 июня 2015 года с подачи вице-премьера РФ Игоря Шувалова «Агромир» был внесен в список приоритетных проектов на заседании межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству. Кроме того, не исключена и господдержка. Собственно говоря, об этом упомянул и сам Воронченко: «Пока мы не обращались за государственным финансированием, но все, разумеется, мечтают получить финансирование из федерального бюджета».