Сегодня в театре им. Камала состоится торжественная церемония открытия XI казанского международного фестиваля мусульманского кино. Как и в прошлом году, о ходе форума и главных его картинах на сайте «БИЗНЕС Online» будет рассказывать московский киновед Максим Семенов. Автор нашей газеты познакомился с программой фестиваля, обнаружил в ней массу загадок и делает собственные предположения о том, какие фильмы могут стать событиями нынешнего кинофорума.
Кажется, про новый казанский фестиваль известно все, но сказать толком ничего нельзя. Сплошная интрига. На сайте фестиваля перечислены бесконечные программы, иногда даются описания фильмов и туманно обещается очень многое, однако что на самом деле увидят зрители — одному богу известно, а потому все, что вы здесь прочтете, — не более чем фантазии у парадного подъезда кинотеатра. Ни больше ни меньше. Вот-вот загорится свет, двери откроются, мы войдем в фойе, но пока этого не случилось, все, что остается, — это фантазировать.
Основной конкурс при беглом изучении кажется бледнее, чем в прошлом году. Непонятно, стоит ли винить в этом санкции, на которые в последнее время принято ссылаться по любому поводу (и которые не лучшим образом повлияли, например, на программу ММКФ), однако нужно признать, что картин, равных коттовскому «Испытанию», в этом году нет. Впрочем, «Побег из Москвабада» Дарьи Полторацкой вызвал положительные отзывы и может оказаться довольно сильной картиной.
«Рудольф Нуриев. Рудик» Фарида Давлетшина вызывает в памяти образы прошлогоднего «Курбан-романа» Салавата Юзеева. «Курбан-роман» мог бы оказаться хорошим фильмом, если бы не отчаянное желание автора сделать его красивым, многозначным и «не хуже, чем у людей». Вся постройка фильма буквально обрушилась под тяжестью разномастных метафор и выразительных деталей, погребая под собой сюжет и персонажей. Не стоит ли ожидать чего-то подобного и от «Рудика»? Балетная тема и (довольно искусственное) противопоставление обыденного и прекрасного могут слишком увлечь менее стойкого автора, заставив его жертвовать правдой ради украшательств и забыть о том, что правда и есть красота. Возможно, многое из сказанного можно будет повторить и про «Белые цветы» Рената Аюпова, который называют «самым ожидаемым татарстанским фильмом года».
«Белые цветы», кадр из фильма |
КИНО В ТАТАРСТАНЕ ЕСТЬ
Впрочем, пока о «Рудике» и «Белых цветах» можно сказать только две вещи: во-первых, зритель на фильмы пойдет, во-вторых, картины вызовут новую волну разговоров о судьбе татарского кино. Разговоров пустых, поскольку еще прошлый фестиваль показал, что у кинематографа в Татарстане есть будущее, но его следует искать не среди балетных пачек и натужных блокбастеров. Игровые короткометражные фильмы и документальные ленты, рассеянные по многочисленным фестивальным программам (достаточно вспомнить «Цветы запоздалые» Марселя Гайнуллина, «Зримую веру» Рената Хабибуллина или «Воина» Батыра Баишева и Марселя Тимофеева), убедительно доказывают, что кино в Татарстане есть.
По поводу остальных фильмов конкурсной программы стоит отметить, что про среднеазиатское кино никогда нельзя знать наверняка, но «Учитель» Носира Саидова может оказаться довольно интересной картиной. Фильмы из Индии, Бангладеш, Ирана и Ирака должны заинтересовать каждого любителя кино (хотя несвободные от спойлеров описания на сайте фестиваля не оставляют некоторым картинам никаких шансов).
ЗАНУССИ И ИШМУХАМЕДОВ
Стоит обратить пристальное внимание на программы короткометражного и документального кино, которые зачастую оказываются более удачными, чем основной конкурс. Что касается различных ретроспектив и параллельных программ фестиваля, остается совсем уж развести руками. Зачастую параллельные программы — это лучшее, что есть на кинофестивале, однако в случае с Казанью известны только названия программ. Тут даже и фантазия уже не помогает. «Синема Фарси», «Азиатская волна» и «Регион.ру», «Фестивальные шорт’ы», «После Югославии» и даже «Тепло северного сияния» интригуют, но пока это не более чем названия на сайте.
Что касается гостей фестиваля, то стоит упомянуть двух живых классиков: Эльера Ишмухамедова, снявшего в 60-е несколько значимых картин, среди которых можно вспомнить «Нежность» и «Влюбленные», и Кшиштофа Занусси — режиссера с мировым именем (и, если говорить откровенно, фигуру более значимую, чем Йос Стеллинг, разъезжающий по многочисленным российским фестивалям на правах бывшей знаменитости и знатного иностранца).
Подводя итог предфестивальным фантазиям, отметим, что вышли они скорее радужными. Программа чуть беднее, но много интригующих восточных лент. Программы кажутся интересными, хотя непонятно, что в них войдет. Среди документалок и короткометражек много примечательного, хотя бы по описанию. Именитые гости тоже собираются. А насколько все это оправдается — узнаем в самое ближайшее время.
Максим Семенов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.