Несмотря на падение авторынка, «Нижнекамскшина» получила в январе-июне 207 млн. рублей чистой прибыли, в отличие от первого полугодия 2014-го, которое принесло ей лишь убытки. Помогли «дочке» «Татнефти» не только переписанные ценники на «автообувь», но и рост производства: завод выпустил на 250 тыс. шин больше, чем годом ранее. Также аналитический центр «БИЗНЕС Online» выяснил, что менеджмент предприятия, оптимизируя расходы, за год сократил более 600 сотрудников и избавляется от посредников.
«Нижнекамскшина» наторговала на 1 млрд. больше, чем год назад: выручка выросла на 15,5% до 7,6 млрд. рублей (фото: http://shinakama.tatneft.ru/) |
АВТОПРОИЗВОДСТВО ПАДАЕТ, ВЫПУСК ШИН РАСТЕТ
Пока автоконцерны в унынии подсчитывают потери на российском рынке, для некоторых их смежников кризис обернулся дополнительными барышами. Речь идет прежде всего о производителях автомобильной «обуви», включая флагмана отрасли — татарстанское ПАО «Нижнекамскшина». Как следует из опубликованной на днях квартальной отчетности по РСБУ, подопечные Наиля Маганова в первом полугодии получили 207 млн. рублей чистой прибыли (против 72,5 млн. убытка за аналогичный период 2014-го). Это лучший результат полугодия с момента выделения из структуры компании столь эффективного подразделения, как Нижнекамский завод шин ЦМК.
При этом шинники «Татнефти» наторговали на 1 млрд. больше, чем год назад: их выручка выросла на 15,5% до 7,6 млрд. рублей.
Но за счет чего вырос оборот компании? Ведь производство легковушек в России за это время упало на четверть, до 679 тыс. машин, а основной объем продукции «Нижнекамскшины» (85%) составляют именно легковые шины.
«Первичная комплектация серьезно упала. К примеру, спад спроса у КАМАЗа составил 43 процента. Текущий рост выручки обусловлен увеличением сбыта на вторичном рынке, за счет которого удалось улучшить продажи на 8,1 процента», — сообщил «БИЗНЕС Online» директор управляющей компании «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов. Именно «вторичка» помогла предприятию нарастить производство: в первом квартале в штуках оно увеличилось в годовом разрезе на 6,5%, во втором — на 5%. В результате за полугодие прирост составил 5,7% (или 250,2 тыс. шин), всего же с конвейеров «Нижнекамскшины» сошло более 4,6 млн. единиц «автообуви». Как заявляет менеджмент «Татнефти», оживлению продаж в немалой степени поспособствовала новая система дистрибуции, запущенная во второй половине 2014 года. Она позволила увеличить реализацию шин на внутреннем рынке на 10%, а на карте продаж появились новые страны — на нижнекамских шинах теперь колесят по дорогам Бельгии, Германии, Италии, в странах Балтии и Балканского полуострова.
Тем не менее пока компания не укладывается в оптимистичный прогноз ее исполнительного директора Радия Бурганова. В марте он заявил, что в этом году завод увеличит производство на 12,6% до 10,6 млн. шин, но чтобы оправдать эти ожидания, с июля нижнекамцы должны штамповать в среднем по миллиону шин в месяц. «Производить мы можем больше и на 15 процентов, но все зависит от спроса», — констатирует Вахитов.
Напомним, по итогам прошлого года производство «Нижнекамскшины» в натуральном выражении сократилось на 12%: тогда компания выпустила без малого 9 млн. шин. Такое падение было обусловлено снижением рыночного спроса, а также переносом производства грузовых шин на Нижнекамский завод грузовых шин.
ЮАНЬ, ВОНА И ЙЕНА «ПОДВЕЛИ» ИМПОРТЕРОВ
Однако более весомый вклад в увеличение выручки внес все-таки ценовой фактор. Переписать ценники нижнекамцам позволил родной деревянный, который в январе-июне подешевел к доллару на 64,5%, а к евро — на 33,7%. Конечно, на некоторых конкурентов «Нижнекамскшины» также влияют их слабеющие валюты — китайский юань (на КНР приходится наибольшая доля импорта), корейская вона и японская иена. Однако валюты эти нервно курили в сторонке, наблюдая за чемпионским нырком рубля, превратившим для отечественных шинников импортозамещение из абстрактного понятия в реальность. Ибо при падении реальных доходов населения в 2015 году структура спроса просто обязана была сместиться в сторону более дешевой продукции.
В результате выпуск шин, покрышек и резиновых камер в стране в первом полугодии, по данным Росстата, увеличился на 9,9% до 27,7 млн. штук. Как и в случае с автоконцернами, в выигрыше оказались те, кто локализовал производство на территории РФ. Кроме «Нижнекамскшины» фору получили ООО «Мишлен русская компания по производству шин» (Michelin), ООО «Нокиан Шина» (Nokian Tyres), ООО «Йокохама Рус» и ООО «Йокохама Р.П.З.» (представительство Yokohama Russia), «Э-Волюшн Тайр» (Pirelli), Continental AG и ряд других компаний. А вот импортеры типа Bridgestone, Goodyear, Hankook, Kumho оказались в затруднительном положении.
В числе конкурентных преимуществ «Нижнекамскшины» — и почти «шаговая доступность» сырья. Ведь ПАО «Нижнекамскнефтехим» — один из крупнейших мировых производителей синтетических каучуков, а техуглерод предприятие получает непосредственно от структур, объединенных родственными связями по группе компаний «Татнефть». Да и главный снабженец завода — ООО «Татнефть-Нефтехимснаб», на которое приходится 99% всех поставок.
БОРЬБА С ИЗДЕРЖКАМИ: «ПОД НОЖ» ПОШЛИ ПОСРЕДНИКИ И ШТАТЫ
Отстав по динамике от выручки, себестоимость продукции «Нижнекамскшины» увеличилась только на 13,2%, что позволило нарастить валовую прибыль на 212,5 млн. рублей до 651 миллиона. Так что другой прогноз господина Бурганова, согласно которому себестоимость на шинных заводах РФ из-за девальвации рубля в этом году увеличится на 20 - 30%, пока тоже не реализовался. Разве что российская валюта выкинет очередное коленце, запустив инфляцию по новому кругу.
Ожидая удорожания производства и сокращения потребления на 15 - 20%, компания уже в начале года вознамерилась резать расходы: как заявил в конце февраля Вахитов, в очередь на сокращение попали 144 работника «Нижнекамскшины». Сравним эти планы с опубликованной отчетностью. Согласно документу среднесписочная численность персонала компании в первом полугодии составила 3 065 человек, в то время как по итогам первого квартала на предприятии были заняты 3 125 работников. Несложные вычисления показывают, что во втором квартале завод «дал вольную» 120 сотрудникам. Впрочем, основная волна сокращений прошла раньше: если сравнить среднесписочные штаты первых 6 месяцев 2014 и 2015 годов, выясняется, что за прошедшее время под сокращение попали 608 человек. «По поводу оптимизации персонала стоит отметить, что в прошлом году мы вели сокращение численности в мягком режиме, аналогичную политику намерены проводить и в текущем году, — рассказал Вахитов. — Плавное снижение численности будет происходить за счет естественной убыли: выхода на пенсию, снижения до минимума приема новых сотрудников. На сегодня у нас действует программа повышения производительности труда, штат будет сокращаться даже при росте объемов производства».
Оптимизация персонала позволила «Нижнекамскшине» сократить в январе-июне фонд оплаты труда в годовом выражении на 71,1 млн. рублей до 606,2 миллиона. При этом средний заработок на предприятии все же подрос на 7,5% до 33 тыс. рублей. Такая индексация даже наполовину не компенсировала инфляцию (15,3% по итогам июня в годовом выражении), но уровень зарплат шинников превышает средний по республике. По данным Татарстанстата, средняя заработная плата, начисленная работникам предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в январе-июне составила 28,64 тыс. рублей.
Работа со штатами, конечно, помогла несколько уменьшить цену татарстанских шин. Однако сильнее всего на их себестоимость влияют затраты на сырье и материалы — 53,4% (в первом полугодии 2014 года — 48,2%), а также производственные работы и услуги, переданные «на сторону», — 14,8% (годом ранее — 15,2%). Как пояснил нашему изданию Вахитов, с падением курса рубля ситуация в плане издержек ухудшилась, так как цены на основное сырье — химикаты, каучук СКИ-3, натуральный каучук, металлокорд, текстильные корда — привязаны к курсу доллара. «Но нам удалось сдержать рост издержек за счет снижения числа посредников, — подчеркнул директор УК «Татнефть-Нефтехим». — Хочется добавить, что это очень кропотливая работа. Так как сырье, полученное от нового поставщика, нуждается в омологации, т. е. необходимо провести полный анализ, производственный цикл, выпустить пробную партию и получить обратную связь уже от конечного потребителя. А сегодня мы работаем с такими серьезными заказчиками, как Ford, Volkswagen, Continental, и другими именитыми партнерами».
Такая оптимизация издержек вкупе с увеличением производства и наценки на готовую продукцию позволила менеджменту основательно улучшить ключевые показатели эффективности. Скажем, операционная прибыль компании за 6 месяцев выросла в 3,76 раза до 377,5 млн. рублей.
«ТАТНЕФТЬ» НЕ ПОЖАДНИЧАЛА С КРЕДИТАМИ
Что касается других расходов, то при миллиардных займах «Нижнекамскшина» в виде процентов выплатила всего 24,4 млн. рублей — на 6,3 млн. меньше, чем годом ранее. Сам же кредитный портфель шинников похудел на 130 млн. рублей и на 30 июня оценивался в 2,8 миллиарда. При этом завод может особо не беспокоиться о своей долговой нагрузке: кредитные ресурсы ему любезно предоставляет материнская компания — «Татнефть». Ставка по большей доле займов носит чисто символический характер — 0,01%, лишь пятую часть «Нижнекамскшина» оформила под 8% годовых. Большинство заемщиков могут лишь мечтать о таких условиях, учитывая, что даже ключевая ставка ЦБ лишь недавно снизилась до 11%.
«РАДУЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВ НЕТ»
Если видимые перспективы авторынка по-прежнему сомнительны, то шинников могут поддержать хорошие продажи авто в 2011 - 2013 годах и, как следствие, необходимость «переобуть» их в ближайшее время. Да и в целом вторичный рынок — основной канал сбыта легковых шин в России, занимает порядка 80% общего объема. По итогам 2014 года 46% летних и 47% зимних шин на «вторичке» принадлежало российским производителям, надо полагать, они смогут увеличить свою рыночную долю.
Однако в целом менеджмент «Татнефти» оптимизма не испытывает. «Что касается прогнозов на второе полугодие, улучшения ситуации не ожидаю, — констатировал Вахитов. — Цена нефти продолжает снижаться, курс доллара вновь приближается к 66 рублям. Радужных перспектив нет, скорее всего, пройдет очередной раунд подорожания сырья, а цены на шины мы также быстро поднять не можем. Хотя будем делать все возможное для балансировки ситуации, чтобы не допустить резкого роста себестоимости».
==table691==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.