Алина Галимуллина
Алина Галимуллина

«НАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ПОКАЗАТЬ ЗОМБИ-АПОКАЛИПСИС НА ФОНЕ НАШЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОЛОРИТА»

Все мои друзья прекрасно знают, что я отрицательно отношусь к сексизму, поэтому от них никогда не слышала критики по поводу того, что не женское это дело — снимать фильмы, да еще и такие масштабные, про зомби-апокалипсис. Мы часто читаем в группах, посвященных проекту «Вирион», комментарии от людей, которые посмотрели трейлер фильма. Многие пишут: «Молодцы, пацаны» и так далее. Меня немного это удивляет. У нас очень много важной и ответственной работы делают девушки. Покажите, где написано, что тему зомби по силам раскрыть только мужчинам, а удел женщин — фильмы про любовь? Мы, девушки, можем все и ничем не хуже.

Собирать команду мы начали полгода назад. Я снимала какие-то свои маленькие проекты еще в университете, учась на истфаке. И второй режиссер Тимур Романов снимал короткометражки. Он учился в школе кино. Мы еще много лет назад хотели с ним объединить усилия и сделать какой-то громкий проект. У него есть опыт в операторской работе, есть хорошее оборудование, а у меня есть опыт написания сценариев и постановки сцен. И в феврале мы с ним решили, что все — надо браться. И мы стали собирать ребят, которым тоже эта задумка показалась интересной. И таких нашлось немало.

Наш фильм про то, что будет, если Казань накроет эпидемия вируса, превращающего людей в зомби. Мы привлекали специалистов из области медицины и химии, консультировались с ними. Они нам подробно смоделировали картину того, как вообще может действовать вирус, а в нашем случае это мутация гриппа и бешенства. Мы спрашивали, реально ли вообще такое и как бы это действовало на человека. Они нам дали готовый материал, на основании которого я и писала сценарий. Мы на протяжении четырех месяцев разрабатывали со вторым режиссером все детали того, как будут наши зомби выглядеть, как будут себя вести.

Все, что мы видели про зомби, это все происходило в Америке либо в Европейских странах, например, в Испании. Там, например, есть хороший фильм «Репортаж». Но в России интересного полнометражного фильма про зомби еще не было. Тем более в Татарстане. А когда мы искали тему, над которой нам всем было бы интересно работать, оказалось, что такая тема —зомби-апокалипсис. И очень интересно показать зомби-апокалипсис на фоне нашего национального колорита.

У казанских зомби будут отличия от всех остальных мировых зомби. Они у нас не мертвые. У нас вообще не какой-то фантастический фильм, а драма с элементами ужасов, где все приближено к реальности, чтобы зритель почувствовал, что такое может взять и произойти буквально завтра. Конечно, откладывают отпечаток наши казанские реалии. Казань — спортивная столица, поэтому и зомби у нас очень спортивные. Они очень быстрые. И плавать могут, и прыгать. Они прыгают у нас и через заборы, и через машины. У них отсутствует болевой порог. Они не понимают, что такое страх, и их основная цель — распространять вирус и поддерживать свои системы жизнеобеспечения. Но они также легко умирают, то есть не как классические зомби — от выстрела в голову и так далее. Это обычные люди, и их можно убить обычным способом.

«НЕВОЗМОЖНО КРИЧАТЬ НА АКТЕРОВ, ЕСЛИ ТЕ РАБОТАЮТ НА ОДНОМ АЛЬТРУИЗМЕ»

Режиссура дается нелегко. Иногда бывает откровенно очень сложно. Как и в любой команде бывают у нас и конфликты, и недопонимание. Здесь такая специфика, что никто не работает за деньги. То есть можно заставлять что-то делать, кричать во время игры на человека, который получает за это деньги, для которого это работа. А в нашем случае сплошной альтруизм и нужно сделать так, чтобы человек сам хотел играть хорошо. Мы учимся, и сейчас, когда у нас отснята большая часть фильма, можно сказать, что мы смогли достичь очень высокой степени организации в этом вопросе.

Сейчас, судя по статистике, которую можно проследить в социальных группах, посвященных фильму, «Вирионом» интересуются молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Любопытно, что и возраст самой съемочной группы у нас примерно такой же — 18 - 30 лет. У всех ребят институт и работа, поэтому мы собираемся всегда по вечерам. Каждый день у нас либо репетиции, либо обсуждения, а выходные у нас полностью заняты съемками. Мы выезжаем на локации и целый день работаем.

Однажды у нас были несогласованные съемки около Кремля. В 3 часа утра. Причем там была очень зрелищная сцена — машина вся в крови, рядом с ней лежит растерзанный человек, а его внутренности ест зомби. В процессе съемки этой сцены мимо проезжал полицейский патруль. Они, естественно, остановились. Сначала они пребывали в легком шоке — не понимали, что происходит. Думали, что кого-то сбили. Мы им объяснили, что снимаем фильм про зомби. На что они очень положительно отреагировали, сказали, что наслышаны об этом проекте, пожелали удачи и уехали.

Мы и в парке им. Горького проводили несколько съемок. Когда мы обращались к руководству, нам сказали: «Конечно делайте, все дороги открыты». Казалось бы, зомби-апокалипсис — это такая специфическая тема, но она находит отклик. Естественно, съемки на натуре мы стараемся делать в рамках разумного, выбираем такое место и время, чтобы горожане не падали в обморок и не пугались сильно при виде наших загримированных актеров. Пока у нас никаких проблем не возникало. В основном все идут нам навстречу. Особенно когда мы говорим, что у нас некоммерческий проект и все мы энтузиасты.

«ТРИЛЛЕР» МАЙКЛА ДЖЕКСОНА НЕ СТАЛ ДЛЯ НАС ИКОНОЙ СТИЛЯ

Мы собираем средства на базе краудфандинговой платформы «Бумстартер». Это, что называется, народное финансирование. До окончания сбора средств осталось меньше 10 дней. Если нам не удастся собрать всю сумму до 9 августа, собранные деньги будут возвращены спонсорам назад. Нам осталось собрать 130 тыс. из 180 тысяч. Это реально, просто мы с самого начала не очень серьезно отнеслись к этому процессу и активные действия начали предпринимать достаточно поздно — буквально, когда оставалось 15 дней до окончания срока. Если бы мы сразу, все 30 дней работали как нужно, то у нас эффективность, конечно, была бы выше. Но опыта в сборе средств до этого у нас не было. Да и вообще подобного опыта.

Если нам не удастся собрать нужную сумму в установленный срок, то будем тогда работать напрямую со спонсорами. А всем тем, кто уже купил какие-то вознаграждения от нас в виде сувенирной продукции, мы предложим заново положить деньги на наш счет и получить эти вознаграждения уже не через платформу, а через нас лично. Потому что сувениры — футболки, кружки, флешки — все это уже подготовлено, и мы не хотим никого лишать места в титрах. Всю сувенирку, как и весь фильм, мы делали на свои средства.

Когда реализуется некоммерческий проект, всегда есть вероятность того, что спонсоры начнут гнуть свою линию. Это читается даже в коммерческих, масштабных проектах. Например, взять последний «Мир юрского периода» — это одна сплошная реклама Меrcedes-Benz. Они проплатили конкретно. И, конечно, мы бы не хотели, чтобы наш фильм превратился в один большой рекламный ролик, если рекламодатели, спонсирующие фильм, захотят продвинуть свой продукт слишком откровенно. Но если какая-то продукция или сервис будет лаконично вписываться в канву фильма, то почему бы и нет? Но мы не настроены на такое спонсорство, которое нам будет диктовать свои условия.

У нас все зомби новообращенные. Во многих городах проходят целые фестивали, в которых принимает участие огромное количество поклонников данной темы, но мы не обращались к таким людям. Мы не нанимали актеров. В нашем фильмы роли исполняют простые люди, проявившие интерес к «Вириону». Мы все начинали с нуля, нарабатывали опыт в процессе работы над фильмом. И оказалось, что у нас в городе такое большое количество творческих ребят. С этими ребятами работает профессиональный хореограф и профессиональный актер — он тоже присутствовал на кастингах и сейчас проводят обучение актеров, показывает, как должен двигаться и вообще вести себя зомби. Эталоном движения Майкл Джексон не стал. Мы старались, чтобы все движения наших зомби были уникальными. Мы уже в ходе наших первых репетиций начали понимать, как мы хотим, чтобы они выглядели и с точки зрения грима, и с точки зрения движений. А так вообще смотрели все картины, вдохновлялись, выбирали, что нам подходит, что не подходит.

Про зомби мы пересмотрели очень много фильмов. Ретрофильмы я не могу заставить себя смотреть от начала до конца. Эрика Ромера, да, надо смотреть, потому что он классик. Но его поздние работы — 2000-х годов, смотрятся гораздо легче. Все заметные фильмы про зомби просмотрены были нами точно. Это еще со школы багаж. А перед фильмом мы всей командой сделали определенный отбор и отсматривали их уже более пристально. У всех было домашнее задание — посмотреть и выделить интересное.

«ВИРИОНОМ» ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО И РЯД КАЗАНСКИХ КИНОТЕАТРОВ

У нас есть бывшие сотрудники полиции, но они нам только формой помогают пока. Наш тренер, который ставит все наши зрелищные драки, — рукопашные или с использованием холодного оружия — представляет казанскую школу «Арнис». Они с радостью согласились предоставить нам свой зал для тренировок. Я поражаюсь, насколько все открыты для того, чтобы абсолютно на безвозмездной основе работать с нами. Очень много людей самых разных сфер загорелось этой идеей, и они нам всячески помогают.

Конечно, приятно работать для души, но основная цель у нас — показать, что если мы смогли, то и вы сможете! Давайте делать кино, давайте делать это вместе. Не нужно ждать, когда вы вдруг сказочно разбогатеете, чтобы начинать реализовывать свои задумки. Сколько у нас профессионалов, которые не развиваются в творческом плане, а работают чисто за деньги — снимают свадьбы и рекламные ролики. Мы рушим эти рамки. У нас нет финансирования вообще. До недавнего времени у нас вообще не было ни копейки. Это все за наш счет и за счет людей, которые абсолютно бескорыстно нам помогают. Лично я вообще никогда не была приближена к татарстанским кинематографистам, даже когда я сама снимала свои студенческие местечковые фильмы. У меня никогда не возникало желания заявлять об этом или сотрудничать с кем-то. Но вообще, у нас есть опыт, когда ребята, не сказать, что кинематографисты, но у которых есть какой-то опыт, с очень надменным видом предлагали нам свою помощь, мол, я профессионал, могу посмотреть ваш сценарий. От такой помощи мы отказывались. А настоящие профессионалы, например, на нас вышел профессионал по аэросъемке, не говорят о себе надменно, а просто говорят, что им этот проект интересен, и предлагают сотрудничество.

Мы планируем заканчивать съемки в первые недели сентября, а до начала декабря — постпродакшен. Увидеть картину можно будет уже в начале декабря. Мы обязательно покажем свою работу в кинотеатре «Мир». Они нам вообще с самого начала помогают — они предоставляли нам помещение для репетиций, поддерживают нас во многом. Они даже готовы предоставлять нам зал для теста первых монтажных сцен, чтобы мы посмотрели звук, свет, колористику. И директору кинотеатра «Родина» тема очень понравилась, поэтому он тоже готов организовать у себя показы. Но это должны быть закрытые показы, если у нас не будет документов. Мы еще для чего собираем эту сумму — чтобы оформить все документы в Москве и делать после этого открытые показы везде, где нас будут готовы принять. Это все чистая бюрократия. Никто ничего не смотрит, просто плати-плати-плати за каждую справку.

Финал в фильме открытый, но, честно говоря, у меня нет привычки возвращаться к чему-то пройденному. Поэтому при успехе «Вириона» не факт, что мы возьмемся за его продолжение. У нас есть уже в планах и дальнейшие проекты, но прежде мне хотелось бы попробовать себя в чем-то новом. А пока мы составили список кинематографических фестивалей, куда бы мы хотели послать свой фильм. С нами уже разговаривали организаторы фестиваля мусульманского кино. Казалось бы, формат не совсем подходящий, но за счет того, что у нас не просто «стрелялки», а драма, то они бы очень хотели увидеть в программе фестиваля такое неформатное кино. Правда, в этом году мы вряд ли успеем попасть на этот фестиваль. Но мы попадаем на все весенние фестивали и на все осенние в следующем году. Например, «Иди и смотри». А чего здесь бояться? Нужно, наоборот, бросать вызов, дерзать и смотреть, какой будет результат. Если что-то делаешь, нельзя бояться показывать результат критикам.

Алина Галимуллина