«ПОПРОБУЙТЕ ВСТАТЬ НА РУКИ, А Я НА ВАС ДУНУ»

«Ветер в ушах свистит так, что вообще ничего не слышно», — признается после прыжков россиянин Артем Сильченко. На первые соревнования чемпионата мира по водным видам спорта в Казани по хай-дайвингу собрались полные трибуны и еще одна целая набережная — казанцы поняли, что смотреть на прыжки можно и не покупая билет. Публика, видимо, не особо разобралась в правилах поведения, поэтому время от времени срывалась и начинала громко поддерживать спортсмена, уже готовящегося к прыжку, что вообще запрещено. Сильченко, встававший на руки, чтобы исполнить самый сложный прыжок всего турнира, должен был как минимум смутиться из-за криков и хлопков, но выяснилось, что он ничего даже не заметил. Прыгуны во Дворце водных видов спорта такое бы обязательно отметили, они-то привыкли соревноваться в полной тишине, а вот хай-дайверам все равно. И кажется, что это их основная философия.

27 м — это высота стандартного 9-этажного дома. Что заставляет людей добровольно срываться с платформы спиной назад и лететь в твердую воду? Британец Гэри Хант, выигравший первый этап, объяснил это желанием придумывать себе новые и новые вызовы, узнавать возможности своего тела и разума. Довольно заумно, но по-другому желания испытать 3 секунды свободного падения и с хлопком войти в воду не оправдать.

Сильченко не просто так сказал о ветре, прыгать было довольно проблематично, даже привыкшие к такой погоде речные чайки передвигались вдоль трибун строго боком, не пытаясь бороться с потоками воздуха. Мексиканец Хорхе Дорантес однажды даже решил переждать сильный порыв, хотя уже был готов оттолкнуться. Сложно понять, как ветер может повлиять на падение взрослого мужчины весом около 80 кг, но на высоте, да еще на берегу реки сдуть может любого.

«Вы попробуйте на руки встать, я на вас дуну, посмотрим, что будет», — предлагал журналистам россиянин после стартов. Он занял 7-е место, хотя мог быть и в тройке, если бы не тот самый сложный прыжок из стойки на руках, который он перекрутил и вошел в воду с наклоном вперед. В такой ситуации спортсмен рискует получить мощнейший удар в челюсть от не особо дружелюбного водоема, но Сильченко всех успокоил: «Да все нормально. У меня железная челюсть». Судя по всему, из железа у хай-дайверов не только кости, но и нервы.

Когда атлет прыгает вниз, трибуны начинают нервно гудеть, по голосам кажется, будто где-то пара дам упала в обморок. Публика, видимо, до последнего надеется, что человек наверху одумается и не будет прыгать, а потом еще ждет, вынырнет ли очередной бесстрашный. Выныривают все, опыт не позволяет спортсменам как-то омрачить турнир, но на всякий случай в воде есть три водолаза, которых прыгуны научились использовать в своих целях. Мало того, что аквалангисты брызгами создают рябь в том месте, куда должен войти спортсмен, они еще и выступают ориентиром. «Довольно тяжело лететь в свободную воду, непонятно, насколько ты сместился, в каком положении находишься, как выравниваться. А водолазы просто своим нахождением в воде подсказывают нам, куда приводняться», — говорили дайверы. Выяснилось, что они в полете еще и прицелиться могут.

Артем Сильченко
Артем Сильченко

«ЭТОТ ВИД ПРОСТО НЕВЕРОЯТНЫЙ»

«Нельзя говорить, что наш спорт тяжелее, чем прыжки с 10-метровой вышки. Да, в случае ошибки мы рискуем жизнью и здоровьем, а не потерей очков, но у нас другая техника, времени на элементы больше. Но хай-дайвинг намного опаснее, это правда», — говорил Хант о разнице видов спорта, и ему точно есть с чем сравнивать. Большинство атлетов ушли на вышку из профессиональных прыжков с трамплинов и 10-метровых платформ.

Главным преимуществом соревнований по хай-дайвингу в Казани стал потрясающий вид, открывающийся с берега реки. Дэвид Колтури из США, занявший второе место, заявил, что с высоты все еще лучше: «Это невероятно! Мы прыгаем с вышки и видим Кремль, церковь, мечеть. Потрясающе, город очень красивый». А ведь американец видел с такой же позиции и морские бухты на французском побережье, и скалы в Ирландии, и озера Техаса. Разве что зрителям не особо удобно располагаться только на одном прямом берегу, но телетрансляция хай-дайвинга должна быть самой красивой из всех, что передавали из Казани во время чемпионата мира.

Вообще, соревнования по высотным прыжкам пока не особо вписываются в программу чемпионата мира, виноваты в этом сами спортсмены. В отличие от всех своих коллег по обычным прыжкам, в отличие от пловцов и ватерполистов они совершенно расслаблены. На подходе к набережной Казанки ощущается странная атмосфера пляжной вечеринки, которую не встретишь ни на одном другом соревновании, и именно это привлекает. В отличие от суперсерьезных спортсменов из сборных хай-дайверы не сильно зависят от своих федераций, не считают эти старты главным этапом своей карьеры и не боятся ошибиться. Большинство спортсменов имеют отдельный источник дохода, а уж на призовые от этапов Red Bull по клифф-дайвингу, в которых участвуют почти все, кто приехал в Казань, можно вполне неплохо жить. Конкуренты на самом деле уже давно подружились, постоянно шутят друг над другом и ведут себя расслаблено.

«Мы всегда везде путешествуем вместе, группа прыгунов не сильно меняется, а у нас по 7 - 8 соревнований в год. С этими парнями я провожу больше времени, чем с семьей и своей девушкой, поэтому намного лучше иметь со всеми нормальные отношения. Без дружбы не получится столько общаться», — рассказывал все тот же Хант.

На опасения по поводу того, что хай-дайвинг может стать таким же серьезным и порой занудным, как все остальные водные виды, спортсмены уверяли, что такого не случится. «Там, на вышке, мы тоже все серьезные и сконцентрированные, наше поведение не значит, что мы легкомысленно относимся к стартам. Но хай-дайвинг — это ведь весело, нам нравится наша работа». То, что прыгуны получают удовольствие, видно с первого взгляда, в Казани еще никто так активно не контактировал с публикой, призывая трибуны болеть активнее.

ДЕВУШКИ ПОБЕДИЛИ С МИРОВЫМИ РЕКОРДАМИ

Понедельник не принес российской сборной медалей, хотя в плавании было разыграно четыре комплекта наград. Венгерка Катинка Хоссу на дистанции 200 м комплексным плаванием и шведка Сара Шестрем на 100-метровке баттерфляем не просто выиграли золотые медали, но и обновили мировые рекорды. Француз Флоран Маноду, ранее уже победивший в эстафете, стал лучшим на неолимпийской дистанции 50 м баттерфляем. Представитель России был лишь в одном из четырех финалов дня. 20-летний Кирилл Пригода стал 7-м на 100-метровке баттерфляем, где победил британец Адам Пити. И все-таки моменты радости у российских болельщиков были. Пловец из Бугульмы Александр Красных на дистанции 200 м вольным стилем сумел пробиться в восьмерку сильнейших, показав в полуфинале восьмое время. Для татарстанца это прорыв. Он опередил и олимпийского чемпиона из США Конора Дайера, и более опытного соотечественника Данилу Изотова. Также стоит отметить выход в финал Юлии Ефимовой на 100-метровке брассом с лучшим временем.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ КАМБЭК

Главное же разочарование российских болельщиков поджидало вечером. Российские ватерполистки проявили характер и отыгрались с 0:3 в четвертьфинальном матче с Голландией, однако повторить подвиг, совершенный в поединке группового этапа с Венгрией, им не удалось. Тогда подопечные Михаила Накорякова также проигрывали 0:3, но одержали победу 13:11. «Оранжевых» удалось догнать в третьем периоде (7:7), однако они снова вырвались вперед. За 1.16 до конца основного времени Евгения Иванова сократила отставание до минимума, после чего россиянкам удалось отбиться от двух атак. Оставалось еще 20 секунд на то, чтобы сравнять счет, но глупейшая потеря мяча поставила крест на надеждах российской сборной отыграться. На 6 предыдущих чемпионата мира россиянки четырежды (2003, 2007, 2009, 2011) становились бронзовыми призерами и дважды финишировали четвертыми (2005, 2013). Теперь сделан шаг назад. Впрочем, на фоне мужской сборной, которая сейчас борется за 13-е место, российские ватерполистки выглядели очень достойно.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

01-Logo_Альпари.jpg

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:

logo_Сувар.jpg 111.jpg Логотип-НАСКО.jpg