Лилия Низамов (справа)

«ПОКРОВСКУЮ НЕ КУПАЛИ, ПОТОМУ ЧТО БЫЛО ХОЛОДНО»

— Лилия, как отметили победу?

— У всей команды был праздничный ужин в отеле. Поздравили друг друга, обмыли медали шампанским и разошлись. Ко мне приехали родители, которые поддерживали меня с трибун, была очень рада с ними увидеться.

— Главный тренер сборной России Татьяна Покровская сразу после вашей победы в «комбинации» побежала прятаться, чтобы не оказаться в бассейне.

— Да, в сборной есть такая традиция — купать тренеров после больших побед. Но Татьяна Николаевна немного приболела, да и в тот день было довольно прохладно для водных процедур, так что пришлось отступиться от традиции.

— Кстати, холод не мешал выступлению?

— Только на суше было холодно. В воде быстро согрелись, ведь программа у нас очень интенсивная. Когда увидела оценки, испытала непередаваемые эмоции!

— Во время церемонии награждения вместе с золотыми медалями вам еще и кубок вручили. Раньше не доводилось такого видеть в синхронном плавании.

— Да, мы тоже удивились. Это был специальный приз лучшей команде турнира от спонсора, японской компании Yakult. Девчонки доверили хрустальную вазу мне как представительнице Татарстана.

— До Олимпиады в Рио-де-Жанейро остался год. Реально ли пробиться в состав восьмерки для участия в групповых упражнениях?

— Конкуренция огромная! Конечно же, все девчонки мечтают об Олимпиаде и после отпуска будут работать с удвоенной энергией. Я не исключение, буду стараться изо всех сил.

— В вашем коллективе часто бывают конфликты?

— Если и бывают, то только в бассейне. В основном из-за ошибок в программе. Но это обычные рабочие моменты. А так в команде очень теплая и дружеская атмосфера. Меня девочки называют Лилек.

— Вы попали в сборную России после Всемирной Универсиады-2013 в Казани и получили возможность работать с лучшими синхронистками страны. Кто для вас пример для подражания?

— Наталья Ищенко. Я на нее смотрю и восхищаюсь! Познакомившись с ней, нисколько не разочаровалась. Она общительная, дружелюбная и простая девушка — никакой звездности.

— А вы сами считаете себя звездой?

— Конечно, приятно стать чемпионкой мира, тем более перед своими болельщиками, но звездой себя не считаю. Посмотрите на число титулов у лидеров нашей сборной — мне есть к чему стремиться.

— Не обидно было следить за групповыми упражнениями с трибун? Первые две золотые медали вы завоевали в качестве запасной.

— Нет, чувства обиды не было. Мы все вместе тренируемся. Всегда нужны запасные. Если с кем-то из девочек что-то случится, то запасная сразу встает на ее место. Но могу сказать, что смотреть со стороны волнительно. Смотришь, мурашки бегут по коже. Переживаешь, вдруг что-нибудь не так пойдет. Проще, когда ты сама в воде.

«ЕМ СТОЛЬКО СЛАДКОГО, СКОЛЬКО ЗАХОЧУ»

— Наибольший резонанс на чемпионате мира вызвали соревнования смешанных дуэтов. Негативных отзывов довольно много.

— Просто в России пока не привыкли видеть мужчин в синхронном плавании. В других странах мужчин-синхронистов больше, там это уже не вызывает такого шока, как у нас.

— Как вы считаете, у Валитовой и Мальцева отняли одно «золото»?

— Да, это очевидно. Это было ужасно, когда судьи в финале поставили нашим ребятам за ту же программу на два балла меньше, чем накануне. Вряд ли Билл Мэй за один день так здорово прибавил в технике! Самое главное — в произвольной программе все встало на свои места.

— Представляете себя в дуэте с мужчиной?

— Нет. Думаю, муж тоже будет против.

— Кстати, как вы с ним познакомились?

— Познакомились в Самаре, учились в одном училище. К сожалению, сейчас видимся редко — пару раз в месяц. Он тоже бывший спортсмен, а сейчас — тренер в сборной России по фехтованию. Конечно, радуемся, когда их сборы также проходят на базе «Озеро Круглое».

— Когда начнется новый сезон?

— 1 октября.

— Ничего себе. У вас почти два месяца отпуска!

— Наверное, потому что предыдущие 10 месяцев мы работаем по 10 часов день. Обычно приходишь с тренировки и валишься без сил. Утром просыпаешься и все заново — разминка, зал, бассейн. Тяжело. Поэтому когда бывают редкие выходные, даже идти никуда не хочется — только лежать и отдыхать.

— Как проведете отпуск?

— Сейчас я на Азовском море, потом поеду к родителям в Ижевск, затем в Санкт-Петербург и в Сочи. Программа насыщенная.

— Как будете поддерживать форму?

— Буду ходить в бассейн, хотя пока к воде совершенно не тянет. А так мы перед каждой тренировкой проплываем для разминки 2 километра.

— Во время отпуска не боитесь набрать вес?

— Я не особо соблюдаю диету. Ем столько сладкого, сколько захочу, не толстею.

— Наверное, это мечта всех девушек.

(Смеется). Углеводы очень быстро сжигаются во время тренировок, так что синхронистки частенько позволяют себе разные вкусности.

— Говорят, у синхронисток огромные легкие. На сколько минут можете задержать дыхание?

— Специально не замеряла. Света Ромашина может пробыть под водой 4 минуты. Я, конечно, поменьше.

«СМЫТЬ ЖЕЛАТИН — НАСТОЯЩАЯ ПРОБЛЕМА»

— Вы ведь перед тем как стать топовой синхронисткой проделали длинный путь?

— Это точно, хотя я поздно пришла в этот вид спорта, мне было уже 10 лет. Обычно девочки начинают заниматься в 5 - 6 лет. Начала заниматься в Ижевске, затем из-за проблем с бассейном пришлось уехать в Самару. Потом уже там начались проблемы, и в 2010 году я вместе с тренером и другими девочками перебралась в Набережные Челны, где, по большому счету, сформировалась как спортсменка. В Челнах нам предоставили жилье, я поступила учиться в Поволжскую академию спорта, учебу в которой в этом году закончила, а самое главное — у нас было много часов в бассейне. Учитывая все это, я, конечно, считаю себя татарстанской спортсменкой, хотя теперь бываю в республике редко.

— Когда вы начали работать под руководством Нинель Кожедуб?

— После переезда в Казань. Я очень благодарна Нинель Марковне, она мне многое дала. Она очень требовательный тренер и всегда добивается своей цели.

— Что думаете о перспективах синхронного плавания в республике?

— Думаю, что чемпионат мира должен в этом плане помочь и привлечь дополнительное внимание к виду спорта. До этого он развивался в Челнах, но теперь, возможно, появится хорошая школа и в Казани, где после Универсиады появилось много бассейнов. Да и родители, воочию увидев синхронное плавание, наверняка захотят отдать своих детей в секции.

— Пятикратная олимпийская чемпионка Анастасия Давыдова призналась, что ваш пример в какой-то степени уникальный, потому что вы попали в сборную довольно поздно.

— Так уж сложилось. Я была очень маленькой, когда меня приглашали в Москву, и я отказалась. Это был мой выбор, не хотела уходить от личного тренера.

— Чем вас удивили тренеры сборной Татьяна Покровская и Татьяна Данченко?

— Своим трудолюбием и терпением. Они также живут на базе, почти не видятся со своими родными. Они фанаты синхронного плавания.

— Какой возраст для синхронного плавания считается оптимальным?

— Трудно сказать. Наверное, все индивидуально. Никаких ограничений нет. Главное, чтобы силы были и желание. Сейчас на высоком уровне выступают синхронистки, которым за 30. Хотя были времена, когда заканчивали карьеру намного раньше.

— Как создается та или иная программа?

— В этом процессе принимают участие буквально все. Девочки ищут музыку, придумывают какие-то элементы и образы. Тренеры затем выбирают, добавляют от себя и начинается отработка программы.

— Сколько времени уходит на подготовку к выступлению?

— Около часа. В это время разогреваемся, надеваем купальники и красимся. Обычно синхронистки наносят макияж сами, но на домашнем чемпионате мира у нас была целая команда визажистов. Что касается прически, то она делается заранее. Волосы фиксируются при помощи желатина, который растапливается в горячей воде. Он хорошо застывает на волосах, образуя корку. Смыть ее потом — настоящая проблема.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

01-Logo_Альпари.jpg

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:

logo_Сувар.jpg 111.jpg Логотип-НАСКО.jpg