Хотя «объезженная» врио президента РТ Рустамом Миннихановым Lada Granta пошла на ура, марка в целом продолжает заплыв вниз по течению уже четыре года подряд
Хотя «объезженная» врио президента РТ Рустамом Миннихановым LADA Granta пошла на ура, марка в целом продолжает заплыв вниз по течению уже четыре года подряд

ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ СРАБОТАЛ ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС

Если в первой части традиционного обзора мы сосредоточили внимание на люксовых марках, то на сей раз речь пойдет в первую очередь о массовом сегменте. Согласно данным агентства «Автостат», количество новых зарегистрированных автомобилей в Татарстане за первое полугодие сократилось на 46,2%. Если годом ранее на учет была поставлена 51 тыс. машин, то в январе-июне 2015 года их число сократилось до 27,4 тыс. единиц. Спрос в Казани и вовсе сократился на 47,8% до 10,2 тыс. авто.

Некоторым утешением для дилеров может служить то, что ситуация все же улучшилась по сравнению с первым кварталом текущего года, когда рынок в РТ обрушился на 55%, а в Казани — на 57%. «Во втором квартале сработал отложенный спрос. В апреле и мае многие автопроизводители объявили о снижении цен на свои автомобили, причем большинство акций были анонсированы до конца июля. Кто-то счел нужным купить автомобили сейчас: ведь как будут меняться цены в следующем квартале — неизвестно», — рассказал «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.

К тому же, если быть перфекционистом и сравнить результаты с эталонным первым полугодием 2013 года, выяснится, что рынок с тех пор сократился более чем вдвое, а если точнее, на 54,3%. Любопытно, что, по данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей в целом по РФ за январь-июнь упали лишь на 36,4%. Зато здесь улучшения в сравнении с первым кварталом не наблюдается: в январе-марте падение составило 36,3%.

Впрочем, как известно, статистика вообще занимательная наука, которая может как объяснить необъяснимое, так и запутать кого угодно в трех соснах. Например, продавцы машин серьезно сомневаются в объективности данных АЕБ (которая учитывает отгруженные авто) за июнь. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) утверждает, что на складах продавцов скопилось 45 - 48 тыс. авто, а июньские продажи не превысили 120 тыс. новых машин. Это, на минуточку, на 20 тыс. меньше, чем заявлено в статистике АЕБ.

Напомним, что в основе традиционного обзора авторынка «БИЗНЕС Online» лежат исследования «Автостата», который фиксирует количество не отгруженных, а поставленных на учет автомобилей. Впрочем, и здесь может существовать некоторая погрешность: какие-то авто могли быть куплены в Татарстане и его столице приезжими, какие-то, напротив, ввезены из других регионов. Но в целом эта статистика отражает рыночные тенденции.

LADA GRANTA, ОБЪЕЗЖЕННАЯ МИННИХАНОВЫМ, СТАЛА БЕСТСЕЛЛЕРОМ

Абсолютным лидером продаж по-прежнему остается LADA, спрос на которую по республике снизился на 34,6% до 8 257 единиц. В масштабах всей страны главный отечественный бренд растерял 27% прошлогодних достижений.

Самой же популярной моделью в РТ стала Granta в кузове лифтбек с результатом 2,3 тыс. поставленных на учет машин. Напомним, что два именно таких авто для своего аппарата осенью прошлого года приобрел президент Татарстана Рустам Минниханов, предварительно проведя ее тест-драйв.

Всего татарстанцами в январе-июне было поставлено на учет 4,1 тыс. Granta. С учетом того, что водный мундиаль в Казани обслуживают «лошадки» Бу Андерссона, не исключено, что в третьем квартале можно ожидать увеличения спроса на LADA на фоне распродажи наследия чемпионата, как это было в случае с Hyundai и Универсиадой-2013.

Пока же, откровенно говоря, дела у АвтоВАЗа идут под гору, кризис для автогиганта начался далеко не в прошлом году. Лучшим для тольяттинцев, в отличие от многих других брендов, оказался даже не 2013, а 2011 год, с тех пор четыре года подряд наблюдается спад продаж. Если же сравнить итоги первого полугодия 2015 года с тем же периодам 2011 года, LADA лишилась в Татарстане 62,6% спроса.

Хочется отметить, что устойчивое падение спроса с 2011 года объединяет LADA с некогда самым популярным зарубежным брендом — Chevrolet, который после валютных потрясений четвертого квартала прошлого года и вовсе хлопнул дверью, уйдя из России.

Впрочем, по мнению Зубарева, именно сейчас самое время воспользоваться интересными предложениями от General Motors. «И Opel, и Chevrolet продаются до сих пор. Причем с очень хорошими скидками. Поэтому говорить об «уходе» и чьей-то прибыли в связи с этим пока рано», — заявил он «БИЗНЕС Online». Иначе говоря, медведь в агонии, но еще шевелится, хотя претенденты на дележ его шкуры уже определились. «Если рассматривать гипотетически, то закономерно предположить, что покупатели Opel и Chevrolet могут перейти к брендам той же ценовой категории. Это, действительно, может быть и Hyundai, и Skoda, и KIA», — уточнил Зубарев.

Схожего мнения придерживается директор ООО «Абсолют Авто» Вадим Вагин. «Что касается бенефициаров от ухода с рынка Chevrolet и Opel, могу сказать, что выгода была бы очевидна, если бы рынок так сильно не ужался. В текущих условиях, когда каждый ощущает на себе спад, сложно говорить, что какой-либо из брендов от этого выиграл. Общепринятое мнение, что фаворитами передела спроса выступят KIA и Hyundai, но и у них пока существенные трудности», — отметил он.

КОРЕЙЦЫ И ФРАНЦУЗЫ ПРОДОЛЖАЮТ БОРЬБУ ЗА «БРОНЗУ»

Второе место после тольяттинцев с результатом почти 3,8 тыс. автомобилей сохранил за собой самый популярный в Татарстане зарубежный бренд — KIA, хотя его потери к первому полугодию 2014 года составили 36,1%.

Отметим, что на призовом пьедестале произошла рокировка. Если по итогам первых трех месяцев Renault пропустил вперед Hyundai, то во втором квартале французы пришли в себя и вернули «бронзу». Напомним, что в жестких условиях первого квартала Hyundai и KIA оказались в числе тех, кто меньше остальных задрал цены на свои авто, что тут же нашло отклик в сердцах и кошельках автолюбителей.

Подчеркнем, что у KIA и Hyundai очень высокая концентрация продаж на одной конкретной модели — Rio (74,6% всего спроса на KIA) и Solaris (77,9% спроса на Hyundai). Для сравнения: у того же Renault более равномерное распределение, а самой популярной моделью является кроссовер Duster (37,1% спроса).

Впрочем, у Hyundai вскоре могут возникнуть проблемы куда серьезнее, чем потеря одной позиции в нашем рейтинге. Семья Кулаковых из Ростова-на-Дону требует от корейской корпорации и ее российских представителей 101 млн. рублей компенсации за заклинивший руль и моральный ущерб. Если примеру ростовчан последуют другие предприимчивые сограждане, заручившись поддержкой автоюристов, Hyundai Motor Company впору будет отправлять в Россию десант собственных адвокатов.

Отметим, что пока ведущая тройка зарубежных брендов (KIA, Renault, Hyundai) держится лучше рынка в среднем. В то же время большинство участников Топ-10 продемонстрировали не просто внушительный спад, но и худший результат за последние пять лет.

АМБИЦИОЗНЫЙ НОВИЧОК В КАЗАНИ ПОКА НЕ ПРИЖИЛСЯ

Пока кто-то теряет, кто-то другой абсолютно закономерно находит: нельзя не отметить попадание в первую десятку Datsun. За бюджетный суббренд Nissan проголосовали кошельком 653 татарстанских автолюбителя, а самой популярной моделью стал On-Do (494 машины).

Отметим, что казанцы оказались более прохладно настроены к Datsun, они купили только 232 автомобиля. Для сравнения: в первом полугодии автолюбители столицы РТ купили 242 BMW и 234 Mercedes.

По словам заместителя гендиректора компании «АКОС» Эдуарда Мухтарова, у Datsun прекрасные перспективы, компания сейчас расширяет сеть салонов для продажи этих машин. В то же время Зубарев сомневается, что Datsun в ближайшей перспективе составит серьезную конкуренцию в своем сегменте. «Я думаю, что Datsun еще не скоро «отъест» что-то существенное у бренда LADA. В первую очередь потому, что автомобили LADA давно известны автолюбителям в отличие от новых Datsun. При этом АвтоВАЗ в последние годы совершил значительный скачок в развитии как маркетинга, так и качества своих автомобилей», — заявил он нашему изданию.

TRADE-IN И СКИДКИ ВЕРНУЛИСЬ В АВТОСАЛОНЫ

После зимней спячки и весенней оттепели производители и автодилеры активизировались и начали предлагать покупателям скидки и бонусы разного рода. «БИЗНЕС Online» решил выяснить, какими интересными предложениями могут воспользоваться казанцы.

По словам Зубарева, сегодня активно развиваются продажи через trade-in: практически все производители предоставляют дополнительные скидки при покупке их автомобилей с помощью этой схемы.

«Например, на Renault Duster скидка по trade-in составляет 75 тысяч рублей. Если воспользоваться программой утилизации, то можно сэкономить еще 90 тысяч рублей. До конца июля большинство популярных моделей французского концерна можно приобрести по беспроцентной рассрочке», — рассказал он.

Кроме того, отмечает глава ТТС, скидка на Subaru Forester при покупке через trade-in достигает 170 тыс. рублей. При этом Ford Kuga будет дешевле на 270 тыс. рублей, бонус за trade-in на Ford Focus составит 115 тыс. рублей.

«Для постгарантийных автомобилей Opel и Chevrolet в дилерских центрах ТТС действует 20-процентная скидка на все сервисные работы и 10-процентная скидка на запасные части для автомобилей. И еще одна интересная возможность для покупателей комплекта шин в наших дилерских центрах — установка сигнализации за 50 рублей», — сообщил Зубарев нашему изданию.

В свою очередь, исполнительный директор ООО «Айрон Трейдинг» Антон Бутаков напомнил, что ранее по бренду Mazda существовали ограничения по стимулирующим программам, но сегодня идет поддержка по программе утилизации. К тому же по ряду марок прошло снижение цен.

656565.jpg

«Из привлекательных предложений могу отметить последние ценовые дисконты. К примеру, максимальная выгода по Skoda достигает 250 тысяч рублей — очень интересное предложение. По Mazda выгода достигает 190 тысяч рублей. По моим наблюдениям, это максимальные скидки от бренда Mazda за всю историю», — сообщил Бутаков.

Руководитель отдела Lifan компании «Триал-Авто» Владислав Куранов из модельного ряда выделил «интересное предложение» Chery Tiggo пятого поколения. «Достойное исполнение, современные материалы и очень привлекательное соотношение цены и качества. Это авто, которое может стать лицом нового уровня качества китайского автопрома, это реальная конкуренция «корейцам». Из актуальных новинок мы ожидаем компактный городской хетчбэк с хорошим дорожным просветом Lifan X50», — сказал Куранов.

Наконец, директор Вагин считает «очень интересной» цену на автомобиль Solaris — покупать его стало выгоднее «даже в сравнении с 2014 годом».

«ДНО СПРОСА ПРИДЕТСЯ НА ЗИМУ 2015 - 2016 ГОДА»

Также менеджеры компаний рассказали «БИЗНЕС Online», с чем столкнулись автодилеры в первом полугодии и чего ждут от следующих 6 месяцев.

Вадим Вагин — директор ООО «Абсолют Авто»:

— Ситуация первого квартала была действительно критическая, во втором квартале положение дел несколько улучшилось. Основной фактор — стабилизация валютного курса и появление уверенности у покупателей. Тем не менее сравнительно низкая покупательная способность ощущается — это проявляется в том, что средние показатели реализации на 35 - 40 процентов ниже аналогичных за прошлый год. Кстати, если брать сравнительную статистику того же июня, то не стоит забывать, что летом 2014 года уже начался заметный спад спроса — тут идет сравнение уже с более низкой базой.

Я бы не стал торопиться с заявлением, что дно спроса пройдено. Не исключаю того, что можем еще немного опуститься. Как я вижу на сегодня, дно, скорее всего, придется на зиму 2015 - 2016 года.

Среди наиболее значимых событий хочется прежде всего отметить программу по субсидированию автокредитов, а также программу утилизации. Что касается наших продаж в кредит, то пока в сравнении с 2014 годом изменений нет: все приобреталось за наличный расчет.

«О СТАБИЛИЗАЦИИ МОЖНО ГОВОРИТЬ ПОСЛЕ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ»

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис»:

— О стабилизации рынка можно будет говорить после стабилизации курса рубля и повышения уровня доходов населения. Нынешнее оживление рынка стало возможно в первую очередь благодаря запущенным весной мерам государственной поддержки автобизнеса — субсидированию кредитной ставки при покупке нового автомобиля, программе утилизации и лизинга. По некоторым брендам почти 30 процентов покупок были совершены с использованием тех или иных программ.

Мы в своем планировании отталкиваемся от 35 - 40-процентного снижения уровня продаж по итогам 2015 года. Сейчас многое зависит от того, будут ли продолжены госпрограммы в следующем полугодии или нет.

Если говорить о работе нашего холдинга, то во втором квартале 2015 года мы запустили новое для себя направление — продажу запасных частей в независимых от дилеров магазинах. Мы предлагаем как оригинальные, так и неоригинальные запасные части.

Кроме того, в этом году мы завершаем все инвестиционные проекты, начатые ранее. В первые 6 месяцев 2015 года были открыты 6 автоцентров: Renault (Альметьевск), BMW (Казань), Hyundai (Чебоксары), Audi (Набережные Челны), УАЗ (Уфа и Казань) и внедорожный парк Mitsubishi в Казани. Во втором полугодии 2015 года мы планируем открыть два автоцентра — LADA (Нижнекамск), Hyundai (Альметьевск), а также цех кузовного ремонта в Ижевске.

«ЗАДАЧА — ПРОСТО НЕ УЙТИ В МИНУС»

Антон Бутаков — исполнительный директор ООО «Айрон Трейдинг»:

— На сегодня у нас общий спад спроса — около 50 процентов, думаю, около среднего по рынку в целом. Трудно говорить о том, нашли мы дно спроса или нет. Ощущается определенная стабилизация клиентского трафика. Но те же финансовые эксперты ожидают ухудшения макроэкономической ситуации. Что касается планов, то на сегодня в фокусе задача — не агрессивное развитие, а, скорее, просто не уйти в минус.

«РАСЦЕНКИ «ГАРАЖНЫХ» МАСТЕРОВ И «ОФИЦИАЛОВ» ВЫРОВНЯЛИСЬ»

Владислав Куранов — руководитель отдела Lifan компании «Триал-Авто»:

— Относительная стабилизация на рынке произошла, по моему мнению, прежде всего из-за фиксации цен. Сейчас мы видим не просто стабилизацию, а даже заметное снижение цен по многим брендам: идут не акционно-рекламные, а реальные скидки. Также оказывает влияние психологический фактор: покупатели привыкли к данному уровню цен и не ожидают каких-либо серьезных изменений: как роста, так и падения.

Не думаю, что рынок достиг дна, точнее будет говорить о некой стабилизации. Если произойдут очередные колебания валютных курсов, скачки цен, то спрос в очередной раз снизится, все-таки у людей количество денег ограничено.

Заметно вымывание с рынка импортных моделей, марок с низкой степенью локализации. Здесь потребители теряют из-за того, что машины в более богатых комплектациях и высоком качестве исполнения стали менее доступны.

Могу отметить, что на сегодня у нас стоимость облуживания и запчастей практически не изменилась. Более того, сейчас расценки на услуги «гаражных» мастеров и «официалов» практически выровнялись, а качество все же на стороне белого сервиса.

==table674==

==table675==

==table676==

Читайте также: