Госпрограммы и эффект отложенного спроса помогли авторынку приподняться над пропастью, в которую он свалился в первом квартале. Из ходовых марок лучше других себя чувствуют Renault, а также «корейцы» KIA и в особенности Hyundai. Что касается АвтоВАЗа, то, хотя «объезженная» врио президента РТ Рустамом Миннихановым LADA Granta пошла на ура, марка в целом продолжает заплыв вниз по течению уже четыре года подряд. Эксперты «БИЗНЕС Online» не исключают следующего обвала продаж ближайшей зимой.
Хотя «объезженная» врио президента РТ Рустамом Миннихановым LADA Granta пошла на ура, марка в целом продолжает заплыв вниз по течению уже четыре года подряд |
ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ СРАБОТАЛ ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС
Если в первой части традиционного обзора мы сосредоточили внимание на люксовых марках, то на сей раз речь пойдет в первую очередь о массовом сегменте. Согласно данным агентства «Автостат», количество новых зарегистрированных автомобилей в Татарстане за первое полугодие сократилось на 46,2%. Если годом ранее на учет была поставлена 51 тыс. машин, то в январе-июне 2015 года их число сократилось до 27,4 тыс. единиц. Спрос в Казани и вовсе сократился на 47,8% до 10,2 тыс. авто.
Некоторым утешением для дилеров может служить то, что ситуация все же улучшилась по сравнению с первым кварталом текущего года, когда рынок в РТ обрушился на 55%, а в Казани — на 57%. «Во втором квартале сработал отложенный спрос. В апреле и мае многие автопроизводители объявили о снижении цен на свои автомобили, причем большинство акций были анонсированы до конца июля. Кто-то счел нужным купить автомобили сейчас: ведь как будут меняться цены в следующем квартале — неизвестно», — рассказал «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.
К тому же, если быть перфекционистом и сравнить результаты с эталонным первым полугодием 2013 года, выяснится, что рынок с тех пор сократился более чем вдвое, а если точнее, на 54,3%. Любопытно, что, по данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей в целом по РФ за январь-июнь упали лишь на 36,4%. Зато здесь улучшения в сравнении с первым кварталом не наблюдается: в январе-марте падение составило 36,3%.
Впрочем, как известно, статистика вообще занимательная наука, которая может как объяснить необъяснимое, так и запутать кого угодно в трех соснах. Например, продавцы машин серьезно сомневаются в объективности данных АЕБ (которая учитывает отгруженные авто) за июнь. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) утверждает, что на складах продавцов скопилось 45 - 48 тыс. авто, а июньские продажи не превысили 120 тыс. новых машин. Это, на минуточку, на 20 тыс. меньше, чем заявлено в статистике АЕБ.
Напомним, что в основе традиционного обзора авторынка «БИЗНЕС Online» лежат исследования «Автостата», который фиксирует количество не отгруженных, а поставленных на учет автомобилей. Впрочем, и здесь может существовать некоторая погрешность: какие-то авто могли быть куплены в Татарстане и его столице приезжими, какие-то, напротив, ввезены из других регионов. Но в целом эта статистика отражает рыночные тенденции.
LADA GRANTA, ОБЪЕЗЖЕННАЯ МИННИХАНОВЫМ, СТАЛА БЕСТСЕЛЛЕРОМ
Абсолютным лидером продаж по-прежнему остается LADA, спрос на которую по республике снизился на 34,6% до 8 257 единиц. В масштабах всей страны главный отечественный бренд растерял 27% прошлогодних достижений.
Самой же популярной моделью в РТ стала Granta в кузове лифтбек с результатом 2,3 тыс. поставленных на учет машин. Напомним, что два именно таких авто для своего аппарата осенью прошлого года приобрел президент Татарстана Рустам Минниханов, предварительно проведя ее тест-драйв.
Всего татарстанцами в январе-июне было поставлено на учет 4,1 тыс. Granta. С учетом того, что водный мундиаль в Казани обслуживают «лошадки» Бу Андерссона, не исключено, что в третьем квартале можно ожидать увеличения спроса на LADA на фоне распродажи наследия чемпионата, как это было в случае с Hyundai и Универсиадой-2013.
Пока же, откровенно говоря, дела у АвтоВАЗа идут под гору, кризис для автогиганта начался далеко не в прошлом году. Лучшим для тольяттинцев, в отличие от многих других брендов, оказался даже не 2013, а 2011 год, с тех пор четыре года подряд наблюдается спад продаж. Если же сравнить итоги первого полугодия 2015 года с тем же периодам 2011 года, LADA лишилась в Татарстане 62,6% спроса.
Хочется отметить, что устойчивое падение спроса с 2011 года объединяет LADA с некогда самым популярным зарубежным брендом — Chevrolet, который после валютных потрясений четвертого квартала прошлого года и вовсе хлопнул дверью, уйдя из России.
Впрочем, по мнению Зубарева, именно сейчас самое время воспользоваться интересными предложениями от General Motors. «И Opel, и Chevrolet продаются до сих пор. Причем с очень хорошими скидками. Поэтому говорить об «уходе» и чьей-то прибыли в связи с этим пока рано», — заявил он «БИЗНЕС Online». Иначе говоря, медведь в агонии, но еще шевелится, хотя претенденты на дележ его шкуры уже определились. «Если рассматривать гипотетически, то закономерно предположить, что покупатели Opel и Chevrolet могут перейти к брендам той же ценовой категории. Это, действительно, может быть и Hyundai, и Skoda, и KIA», — уточнил Зубарев.
Схожего мнения придерживается директор ООО «Абсолют Авто» Вадим Вагин. «Что касается бенефициаров от ухода с рынка Chevrolet и Opel, могу сказать, что выгода была бы очевидна, если бы рынок так сильно не ужался. В текущих условиях, когда каждый ощущает на себе спад, сложно говорить, что какой-либо из брендов от этого выиграл. Общепринятое мнение, что фаворитами передела спроса выступят KIA и Hyundai, но и у них пока существенные трудности», — отметил он.
КОРЕЙЦЫ И ФРАНЦУЗЫ ПРОДОЛЖАЮТ БОРЬБУ ЗА «БРОНЗУ»
Второе место после тольяттинцев с результатом почти 3,8 тыс. автомобилей сохранил за собой самый популярный в Татарстане зарубежный бренд — KIA, хотя его потери к первому полугодию 2014 года составили 36,1%.
Отметим, что на призовом пьедестале произошла рокировка. Если по итогам первых трех месяцев Renault пропустил вперед Hyundai, то во втором квартале французы пришли в себя и вернули «бронзу». Напомним, что в жестких условиях первого квартала Hyundai и KIA оказались в числе тех, кто меньше остальных задрал цены на свои авто, что тут же нашло отклик в сердцах и кошельках автолюбителей.
Подчеркнем, что у KIA и Hyundai очень высокая концентрация продаж на одной конкретной модели — Rio (74,6% всего спроса на KIA) и Solaris (77,9% спроса на Hyundai). Для сравнения: у того же Renault более равномерное распределение, а самой популярной моделью является кроссовер Duster (37,1% спроса).
Впрочем, у Hyundai вскоре могут возникнуть проблемы куда серьезнее, чем потеря одной позиции в нашем рейтинге. Семья Кулаковых из Ростова-на-Дону требует от корейской корпорации и ее российских представителей 101 млн. рублей компенсации за заклинивший руль и моральный ущерб. Если примеру ростовчан последуют другие предприимчивые сограждане, заручившись поддержкой автоюристов, Hyundai Motor Company впору будет отправлять в Россию десант собственных адвокатов.
Отметим, что пока ведущая тройка зарубежных брендов (KIA, Renault, Hyundai) держится лучше рынка в среднем. В то же время большинство участников Топ-10 продемонстрировали не просто внушительный спад, но и худший результат за последние пять лет.
АМБИЦИОЗНЫЙ НОВИЧОК В КАЗАНИ ПОКА НЕ ПРИЖИЛСЯ
Пока кто-то теряет, кто-то другой абсолютно закономерно находит: нельзя не отметить попадание в первую десятку Datsun. За бюджетный суббренд Nissan проголосовали кошельком 653 татарстанских автолюбителя, а самой популярной моделью стал On-Do (494 машины).
Отметим, что казанцы оказались более прохладно настроены к Datsun, они купили только 232 автомобиля. Для сравнения: в первом полугодии автолюбители столицы РТ купили 242 BMW и 234 Mercedes.
По словам заместителя гендиректора компании «АКОС» Эдуарда Мухтарова, у Datsun прекрасные перспективы, компания сейчас расширяет сеть салонов для продажи этих машин. В то же время Зубарев сомневается, что Datsun в ближайшей перспективе составит серьезную конкуренцию в своем сегменте. «Я думаю, что Datsun еще не скоро «отъест» что-то существенное у бренда LADA. В первую очередь потому, что автомобили LADA давно известны автолюбителям в отличие от новых Datsun. При этом АвтоВАЗ в последние годы совершил значительный скачок в развитии как маркетинга, так и качества своих автомобилей», — заявил он нашему изданию.
TRADE-IN И СКИДКИ ВЕРНУЛИСЬ В АВТОСАЛОНЫ
После зимней спячки и весенней оттепели производители и автодилеры активизировались и начали предлагать покупателям скидки и бонусы разного рода. «БИЗНЕС Online» решил выяснить, какими интересными предложениями могут воспользоваться казанцы.
По словам Зубарева, сегодня активно развиваются продажи через trade-in: практически все производители предоставляют дополнительные скидки при покупке их автомобилей с помощью этой схемы.
«Например, на Renault Duster скидка по trade-in составляет 75 тысяч рублей. Если воспользоваться программой утилизации, то можно сэкономить еще 90 тысяч рублей. До конца июля большинство популярных моделей французского концерна можно приобрести по беспроцентной рассрочке», — рассказал он.
Кроме того, отмечает глава ТТС, скидка на Subaru Forester при покупке через trade-in достигает 170 тыс. рублей. При этом Ford Kuga будет дешевле на 270 тыс. рублей, бонус за trade-in на Ford Focus составит 115 тыс. рублей.
«Для постгарантийных автомобилей Opel и Chevrolet в дилерских центрах ТТС действует 20-процентная скидка на все сервисные работы и 10-процентная скидка на запасные части для автомобилей. И еще одна интересная возможность для покупателей комплекта шин в наших дилерских центрах — установка сигнализации за 50 рублей», — сообщил Зубарев нашему изданию.
В свою очередь, исполнительный директор ООО «Айрон Трейдинг» Антон Бутаков напомнил, что ранее по бренду Mazda существовали ограничения по стимулирующим программам, но сегодня идет поддержка по программе утилизации. К тому же по ряду марок прошло снижение цен.
«Из привлекательных предложений могу отметить последние ценовые дисконты. К примеру, максимальная выгода по Skoda достигает 250 тысяч рублей — очень интересное предложение. По Mazda выгода достигает 190 тысяч рублей. По моим наблюдениям, это максимальные скидки от бренда Mazda за всю историю», — сообщил Бутаков.
Руководитель отдела Lifan компании «Триал-Авто» Владислав Куранов из модельного ряда выделил «интересное предложение» Chery Tiggo пятого поколения. «Достойное исполнение, современные материалы и очень привлекательное соотношение цены и качества. Это авто, которое может стать лицом нового уровня качества китайского автопрома, это реальная конкуренция «корейцам». Из актуальных новинок мы ожидаем компактный городской хетчбэк с хорошим дорожным просветом Lifan X50», — сказал Куранов.
Наконец, директор Вагин считает «очень интересной» цену на автомобиль Solaris — покупать его стало выгоднее «даже в сравнении с 2014 годом».
«ДНО СПРОСА ПРИДЕТСЯ НА ЗИМУ 2015 - 2016 ГОДА»
Также менеджеры компаний рассказали «БИЗНЕС Online», с чем столкнулись автодилеры в первом полугодии и чего ждут от следующих 6 месяцев.
Вадим Вагин — директор ООО «Абсолют Авто»:
— Ситуация первого квартала была действительно критическая, во втором квартале положение дел несколько улучшилось. Основной фактор — стабилизация валютного курса и появление уверенности у покупателей. Тем не менее сравнительно низкая покупательная способность ощущается — это проявляется в том, что средние показатели реализации на 35 - 40 процентов ниже аналогичных за прошлый год. Кстати, если брать сравнительную статистику того же июня, то не стоит забывать, что летом 2014 года уже начался заметный спад спроса — тут идет сравнение уже с более низкой базой.
Я бы не стал торопиться с заявлением, что дно спроса пройдено. Не исключаю того, что можем еще немного опуститься. Как я вижу на сегодня, дно, скорее всего, придется на зиму 2015 - 2016 года.
Среди наиболее значимых событий хочется прежде всего отметить программу по субсидированию автокредитов, а также программу утилизации. Что касается наших продаж в кредит, то пока в сравнении с 2014 годом изменений нет: все приобреталось за наличный расчет.
«О СТАБИЛИЗАЦИИ МОЖНО ГОВОРИТЬ ПОСЛЕ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ»
Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис»:
— О стабилизации рынка можно будет говорить после стабилизации курса рубля и повышения уровня доходов населения. Нынешнее оживление рынка стало возможно в первую очередь благодаря запущенным весной мерам государственной поддержки автобизнеса — субсидированию кредитной ставки при покупке нового автомобиля, программе утилизации и лизинга. По некоторым брендам почти 30 процентов покупок были совершены с использованием тех или иных программ.
Мы в своем планировании отталкиваемся от 35 - 40-процентного снижения уровня продаж по итогам 2015 года. Сейчас многое зависит от того, будут ли продолжены госпрограммы в следующем полугодии или нет.
Если говорить о работе нашего холдинга, то во втором квартале 2015 года мы запустили новое для себя направление — продажу запасных частей в независимых от дилеров магазинах. Мы предлагаем как оригинальные, так и неоригинальные запасные части.
Кроме того, в этом году мы завершаем все инвестиционные проекты, начатые ранее. В первые 6 месяцев 2015 года были открыты 6 автоцентров: Renault (Альметьевск), BMW (Казань), Hyundai (Чебоксары), Audi (Набережные Челны), УАЗ (Уфа и Казань) и внедорожный парк Mitsubishi в Казани. Во втором полугодии 2015 года мы планируем открыть два автоцентра — LADA (Нижнекамск), Hyundai (Альметьевск), а также цех кузовного ремонта в Ижевске.
«ЗАДАЧА — ПРОСТО НЕ УЙТИ В МИНУС»
Антон Бутаков — исполнительный директор ООО «Айрон Трейдинг»:
— На сегодня у нас общий спад спроса — около 50 процентов, думаю, около среднего по рынку в целом. Трудно говорить о том, нашли мы дно спроса или нет. Ощущается определенная стабилизация клиентского трафика. Но те же финансовые эксперты ожидают ухудшения макроэкономической ситуации. Что касается планов, то на сегодня в фокусе задача — не агрессивное развитие, а, скорее, просто не уйти в минус.
«РАСЦЕНКИ «ГАРАЖНЫХ» МАСТЕРОВ И «ОФИЦИАЛОВ» ВЫРОВНЯЛИСЬ»
Владислав Куранов — руководитель отдела Lifan компании «Триал-Авто»:
— Относительная стабилизация на рынке произошла, по моему мнению, прежде всего из-за фиксации цен. Сейчас мы видим не просто стабилизацию, а даже заметное снижение цен по многим брендам: идут не акционно-рекламные, а реальные скидки. Также оказывает влияние психологический фактор: покупатели привыкли к данному уровню цен и не ожидают каких-либо серьезных изменений: как роста, так и падения.
Не думаю, что рынок достиг дна, точнее будет говорить о некой стабилизации. Если произойдут очередные колебания валютных курсов, скачки цен, то спрос в очередной раз снизится, все-таки у людей количество денег ограничено.
Заметно вымывание с рынка импортных моделей, марок с низкой степенью локализации. Здесь потребители теряют из-за того, что машины в более богатых комплектациях и высоком качестве исполнения стали менее доступны.
Могу отметить, что на сегодня у нас стоимость облуживания и запчастей практически не изменилась. Более того, сейчас расценки на услуги «гаражных» мастеров и «официалов» практически выровнялись, а качество все же на стороне белого сервиса.
==table674==
==table675==
==table676==
Читайте также:
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.