Московских звезд эстрады больше не приглашают в Набережные Челны даже за сниженные гонорары, а горожане все меньше танцуют и поют. Владельцы ночных клубов пожаловались «БИЗНЕС Online» на то, что, несмотря на снижение ценников, посещаемость заведений падает и средний чек в целом по городу стал скромнее. На этом фоне в городе закрылась треть заведений, однако собственники все равно отмечают усиление конкуренции — со стороны камерных клубов, антикафе, квестов и даже кинотеатров.
На смену клубу «Мираж» придет Black Space (фото: rutraveller.ru) |
ДВА КЛУБА ИЗ ШЕСТИ ЗАКРЫЛИСЬ
Черты соцреализма все более обретает картина на рынке клубного бизнеса Набережных Челнов: вместо виски на столах гостей ночных клубов прописалась водка, место вина заняло пиво. Если в первой половине года в городе насчитывалось шесть достаточно крупных ночных клубов, то сегодня работают лишь четыре из них — один закрылся и один переживает затяжную стадию ребрендинга в оffline-режиме. Рынок разбавлен малыми формами — «танцующими барами», а старые устойчивые крупняки удерживают близкие к докризисным цены исключительно за свой счет. Средний чек, по оценкам владельцев бизнесов, снизился на 15 - 20%, хотя кухня на импортных продуктах подорожала максимум на 12%, а где-то и подешевела.
В июне отказал своим гостям в обслуживании ночной клуб Galaxy. Через сайт бесплатных объявлений здание клуба площадью 1,1 тыс. кв. м было выставлено на продажу за 68 млн. рублей. Впоследствии объявление было снято, однако, как сообщили «БИЗНЕС Online» другие игроки рынка, помещение Galaxy до сих пор не продано — оно простаивает в ожидании покупателя. Телефоны бывшего Galaxy нынче молчат, двери закрыты, сайт заблокирован. Очевидно, для владельцев клуба бизнес утратил всякую рентабельность.
Диско-клуб «Мираж» еще в мае погрузился в глубокую реконструкцию, оставив доступной для ночных развлечений только летнюю площадку. Правда, как пояснил «БИЗНЕС Online» владелец клуба Сергей Федосов, закрытие танцпола было связано не с кризисом, а с решением суда. Коротко говоря, на земельный участок Федосова имеет планы строительная ХК «Марафон» и ее гендиректор Дамир Бибишев, известный в Челнах благодаря своему отцу Марату Бибишеву, входящему в плеяду первостроителей города и КАМАЗа, а также благодаря неоднозначной истории с вырубкой сквера напротив мэрии автограда под застройку. Впрочем, к клубному рынку этот факт непосредственного отношения не имеет. Федосов потерял цокольный этаж здания, где располагался «Мираж», однако к сентябрю он надеется запустить новый клубный проект под названием Black Spase на первом этаже, где до сих пор у него был бильярдный зал. Танцпол несколько уменьшится в размерах, но все же это будет полноценный ночной клуб.
Что касается устойчивых бизнесов, то самым крупным игроком рынка на сегодняшний день в Челнах по-прежнему остается Денис Нитенко — владелец клубов BubbleGum, Opera и старейшего развлекательного заведения города «Батыр», где под управлением Нитенко переживают кризис одноименный ночной клуб, караоке-бар Grammy и ресторан «Времена года» с банкетным залом. По словам владельца, снижение платежеспособности клиентуры он компенсирует внутренними резервами за счет снижения нормы рентабельности своих заведений.
Денис Нитенко: «Посетители остаются те же, процентов 80 — это наши постоянные гости. Просто теперь они приходят несколько реже и напитки заказывают подешевле» |
СРЕДНИЙ ЧЕК НЕ ИЗМЕНИЛСЯ, НО ПОСЕЩАЕМОСТЬ УПАЛА
«У нас в разных заведениях средний чек различен и изменился неодинаково, — рассказал Нитенко «БИЗНЕС Online». — В среднем можно говорить примерно о 20-процентном снижении, хотя в «Батыре», например, средний чек остался на прежнем уровне, сократился только поток клиентов, как и везде. Цены мы удерживаем на докризисном уровне, а плату за вход даже снизили — в совокупности по разным заведениям примерно на 15 процентов. При этом закупки для нас подорожали, в первую очередь по импортным позициям. Если практически на все продукты питания у нас есть альтернативы в виде отечественных поставщиков, то алкоголь остается импортным, и он подорожал для нас на 20 - 35 процентов по сравнению с прошлым годом, связано это с ростом курса доллара».
Владелец «Миража», пока клуб еще действовал, также ответил росту закупок на 20 - 25% (в основном по спиртному) снижением цен для клиентов на 10%. Средний чек заведения при этом не изменился — остался на уровне 1 тыс. рублей, но посещаемость, по словам Федосова, упала на 30 - 40%. «Люди стали беднее, причем намного — они стали думать о хлебе насущном, а не о развлечениях. Что ни говори, а на клубную жизнь, как и на другие рынки в городе, очень сильно влияет КАМАЗ. Зависимость очевидна — на КАМАЗе люди получают зарплату, несут ее бизнесменам, бизнесмены идут в клубы. Этот кризис в плане посещаемости покруче, чем предыдущие. Это было видно и по клубу, и по ресторану», — отмечает Федосов. По его словам, в начале кризиса «Мираж» попытался компенсировать потери клиентуры снижением возрастного ценза на вход с 24 до 21 года (клуб ориентировался на музыку 80 - 90-х годов и средний возраст), однако на состав аудитории мера не повлияла.
Не так ровно справляется с удорожанием закупок владелица развлекательного центра «Барбарис» Юлия Белова, хотя ей пока удается брать алкоголь для бара по практически докризисным ценам. «Кухня у нас подорожала на 10 - 12 процентов — это, конечно, гораздо меньше, чем рост себестоимости продуктов, — рассказала Белова. — А на алкоголь мы не планируем поднимать цены до осени. Наши поставщики, видимо, еще распродают старые запасы, поэтому закупка алкоголя подорожала процентов на 5, мы эти деньги «сажаем» в свои расходы. Но у нас была большая доля импортных продуктов — это сыры, макаронные изделия, масло, морепродукты, по которым пришлось экстренно менять поставщиков. Входной билет остался на прежнем уровне».
У Беловой в «Барбарисе» средний чек упал примерно на 15%, несмотря на то что заведение в принципе ориентировано на потребности, которые мужская аудитория готова оплачивать и в тяжелые времена. Кроме клубного ресторана «Барбарис» и караоке-клуба «Лямур» в комплексе функционирует мужской клуб-кабаре «Сердцеедки» и отель на 10 номеров — салун, одним словом. Хозяйка его отмечает, что посещаемость начала снижаться в январе — еще осенью прошлого года никаких кризисных явлений заметно не было. «У нас сильные месяцы — май и июнь, потом народ начинает отдыхать на дачах и базах, тем более лето теплое в этом году, — поясняет Белова. — Но независимо от сезона очевидно, что финансовые возможности у людей сузились. Если пройти по залу в пятницу или субботу и если еще осенью у людей на столах стояли вино и виски, то сейчас больше пива и водки. В целом оборот снизился по сравнению с прошлым годом процентов на 20, не меньше».
Все игроки подтверждают, что на состав аудитории экономические передряги не повлияли, социальный статус гостей ночных клубов, по словам Нитенко, остался прежним. «Наше заведение рассчитано на среднего потребителя — не забегаловка, но и не супердорогое, как у некоторых — с накруткой на виски 800 процентов, — поясняет Белова. — У нас средняя барная наценка для менеджеров среднего звена, которые зарабатывают 30 - 40 тысяч рублей и могут себе позволить пару раз в месяц с друзьями прийти, попеть песни, потанцевать. Эта категория в кризис страдает больше всех. Но посетители остаются те же, процентов 80 — это наши постоянные гости. Просто теперь они приходят несколько реже и напитки заказывают подешевле».
Юлия Белова: «Кухня у нас подорожала на 10 - 12 процентов — это, конечно, гораздо меньше, чем рост себестоимости продуктов» (фото: vk.com/event42731966) |
«ВРЕМЕНА ГИГАНТОМАНИИ УМЕРЛИ ВМЕСТЕ С КОЛИЗЕЕМ»
Резко сократились для челнинцев возможности увидеть в челнинских клубах звезд эстрады, хотя на запросы последних кризис если и повлиял, то в сторону удешевления. По словам Нитенко, артисты не стали номинировать свои гонорары в условных единицах или индексировать вслед за инфляцией, но посещаемость концертов не позволяет привозить их и по докризисным расценкам. Концерт звезды федерального уровня Евы Польны с новым шоу в «Батыре» планируется только осенью. У Беловой привозы сократились вдвое по сравнению с прошлой весной — примерно с 8 концертов до 4, причем артисты приглашаются уже не из Москвы, а из Казани. По словам Беловой, сегодня многие гастролеры даже предлагают скидки на свои услуги.
Новых ярких тенденций в клубной жизни игроки рынка не отмечают, хотя говорят об утверждении на рынке новой ниши — своего рода камерных клубов, по сути являющихся кафе с небольшими площадками для танцев. Сильным этот центр притяжения считает Айрат Тагиров — владелец пляжного клуба SunDale, который сложно отнести к полноценным ночным клубам, поскольку речь идет о пляже, а не о капитальном строении, но который в то же время является единственной дискотекой в городе под открытым небом до двух часов ночи. У Тагирова, кстати, цены на бар выросли на 20 - 30% — к примеру, бутылка Coca-Cola с 50 рублей в прошлом году подорожала до 70 рублей в этом. Очередь в пляжный бар, привычная по прошлым годам, больше не беспокоит владельца SunDale. Зато на сам пляж по 100 рублей за вход посещаемость увеличилась процентов на 20, что, впрочем, объяснимо щедростью солнца этим летом. Контингент — в основном средний класс, хотя поиграть в волейбол или на дискотеку вечером временами захаживают и местные олигархи. Тагиров надеется в этом году на докризисную выручку.
«По моим наблюдениям, клубная тема потихоньку отмирает — все ходят в кафе, это дешевле, — считает Тагиров. — Нет большой наценки на алкоголь. Кроме того, я наблюдаю эволюционный переход в маленькие клубы на 100 - 150 человек. К таким заведениям относятся, например, Dream Bar, Sky Lounge — в них можно и покушать, и потанцевать. Раньше крупные клубы собирали народ, потому что маленьких просто не было, а теперь они разобрали рынок. По этому пути уже прошла Казань, уступив существенную часть аудитории «танцующим барам». Их плюс в том, что в такой мини-версии клуба проще собраться одной тусовкой, тут все знакомы. Времена гигантомании умерли вместе с «Колизеем» и его трехтысячным залом. Сегодня и тысячный зал никто собрать не может».
Развлекательный комплекс «Барбарис» (фото: avito.ru) |
Сам Тагиров, отметим, тоже планировал запустить новый камерный тренд, однако проект Silent club, который предполагал наушники на танцполе для любителей разной музыки, в Казани не задался. В автограде Тагиров решил отложить запуск аналогичного проекта и для начала опробовать идею в SunDale».
Другие игроки отрицают экспансию «танцующих баров» — определенную нишу такие заведения заняли, поскольку раньше их действительно просто не было, но тенденциозного роста их доли на клубном рынке не наблюдается. «Я бы не сказал, что в ресторанах с танцами выражаются предпочтения публики, — заявил Нитенко. — Раньше для полуприватных вечеринок снимали коттеджи, базы отдыха, квартиры. Сейчас закрепились небольшие клубы, но их немного, никакого радикального влияния на рынок они не оказывают, хотя усиливают конкуренцию. Вообще, разнообразных игроков на рынке развлечений становится больше. Раньше, к примеру, не было антикафе, не было и так называемых квестов. Теперь они вышли на рынок, естественно, мы с ними конкурируем. С другой стороны, это развивает наш рынок, в итоге всем идет на пользу». Также Нитенко отмечает некоторый отток аудитории на ночные сеансы кинотеатров и подтверждает сдвиг от активных развлечений в сторону ресторанов и кафе.
«Тихую зону» к сентябрю организуют и в «Барбарисе». «У нас все залы шумные, а гости просят выделить место, где можно просто поболтать, — сообщила Белова. — Мы на своих площадях отделим такое место на 8 посадочных столов».
Поскольку все заведения у игроков рынка в собственности, существенных угроз бизнесу выжившие не ощущают, хотя и расширять сети в ближайшей перспективе не собираются. «Мы устойчиво работаем, — считает Нитенко. — Мы успешно прошли кризис 2008 - 2009 годов, опыт у нас есть, а новых игроков на рынке ночных клубов не видно». Впрочем, владельцы Galaxy, вероятно, тоже надеялись пережить этот кризис...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.