Традиционный обзор тиражей печатных СМИ Татарстана по итогам подписной кампании на второе полугодие 2015 года публикует сегодня «БИЗНЕС Online». Практически все игроки потеряли в тиражах от 2% до 27%. Опрошенные нами участники рынка надеются отыграться осенью и жалуются на выросшие цены на типографские услуги. А минкомсвязи РФ тем временем начало сбор заявок на статус социально значимых СМИ, который дает ощутимые льготы. Но критерии отбора довольно жесткие...
«ВЕЧЕРКА» СЕЗОННО «ПРОСЕЛА» НА ЧЕТВЕРТЬ
Газета «БИЗНЕС Online» традиционно анализирует печатные тиражи татарстанской прессы. На этот раз — по итогам подписной кампании на второе полугодие 2015 года, а также по общим тиражам изданий на второе полугодие. Данные по подписной кампании нашей газете предоставило министерство информатизации и связи РТ. ОАО «Татмедиа», к сожалению, соответствующих сведений до сих пор не опубликовало, поэтому «БИЗНЕС Online» самостоятельно собрал часть данных, обзванивая редакции СМИ и изучая тираж, указанный в самих изданиях.
Рассмотрим для начала массовые издания. Одно из старейших печатных общественно-политических СМИ — «Вечерняя Казань» — показало падение почти на 25% по сравнению с первым полугодием 2014 года — общий печатный тираж составляет 15,5 тыс. экземпляров. Впрочем, такое же сильное сезонное падение было и год назад, затем, когда пенсионеры вернулись с дач, оно было отыграно. Впрочем, тренд на снижение налицо — по сравнению со вторым полугодием прошлого года оно составило около 10%.
Львиная часть тиража — 14 681 экземпляр — расходится по подписке, которая как раз намного менее подвержена сезонным колебаниям. Но и она снизилась на 8,5%. В целом газета сохраняет ядро преданных читателей, но оно постепенно уменьшается. Достаточно вспомнить, что более трех лет назад тираж «Вечерки» превышал 30 тыс. экземпляров, а в 90-е ее выписывали по 60 - 80 тыс. читателей.
Газета «Комсомольская правда» чувствует себя более стабильно. Тираж ежедневного выпуска вырос на 2,2% до 6,9 тыс. экземпляров. «Толстушка» «просела» на 1,9% до 22,7 тысячи. А вот «Аргументы и Факты» немного сдали позиции в рознице: издание печатает в Татарстане, по собственным данным, 21 тыс. экземпляров — на 5,9% меньше, чем в минувшем полугодии. При этом, по данным почты, на газету подписались 8 130 человек — на 0,9% меньше.
«РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН» ТЕРЯЕТ ПОДПИСКУ
Официальные издания в республике также несколько потеряли свои позиции. Подписной тираж «толстушки» главной официальной газеты Татарстана «Республика Татарстан» составил 21 964 (падение по сравнению с первым полугодием этого года — целых 23%). То ли где-то административная машина дает сбой. Общий же тираж, согласно данным в газете, составляет 31 316 — он по сравнению с предыдущей подписной кампанией уменьшился на 17,8%. Общий печатный тираж ежедневного выпуска издания — 6 235 экземпляров (падение по сравнению с первым полугодием на 8,3%).
«Толстушка» «Ватаным Татарстан» также потеряла в тираже — минус 7% — он составил 16 564 экземпляра. А ежедневный выпуск упал на целых 17,6% — 5 322 экземпляра. По подписке во втором полугодии 2015 года будут распространяться 15 533 экземпляра (меньше на 11,5%, чем в прошлом полугодии). Упал тираж и у газеты «Шахри Казан»: тираж «толстушки» — 5 101 экземпляр с падением на 27% (7 010 экземпляров в предыдущем полугодии). Количество подписчиков у нее также снизилось — на 28,8% — до 2 949 экземпляров.
«ЮЛДАШ» ОТЫГРАЛ ЧАСТЬ ПАДЕНИЯ
У прочей татароязычной прессы дела не лучше. Детский журнал «Салават купере» сильно «просел» — минус 27% (тираж — 8 тыс. экземпляров против 11 тыс. в предыдущем полугодии). У журнала «Ялкын» — также падение на 12,9% (2 453 экземпляра), «Сахна» — минус 3,3% (1 744 экземпляра), «Майдан» — минус 4,3% (2,2 тыс. экземпляров), «Сююмбике» — падение на 15,6% (6,5 тыс. экземпляров).
У коммерческих татароязычных газет ситуация следующая. Газета «Татарстан яшьлэре» продолжает сокращать тиражи — падение во втором полугодии 2015 года составило более 21% (12 706 экземпляров). В газете «Акчарлак» нам сообщили, что тираж во втором полугодии 2015 года — 33 292 экземпляра, тогда как в первом полугодии 2015 года был 34 150 (падение на 2,5%). У газеты «Безнен гэжит» падение составило 6,3% — 16,5 тыс. экземпляров. У «Ирек майданы» также небольшое падение — на 2,5% — до 32 495 экземпляров во втором полугодии 2015 года.
Однако рост показала газета «Юлдаш». Ее тираж по Татарстану составил 12,7 тыс. экземпляров (плюс 10,4%). Впрочем, еще в первом полугодии 2014 года печаталось, по собственным данным журнала, 26 тыс. экземпляров.
РЫВОК ФЕДЕРАЛОВ
Зато рекордным образом накрутили обороты оба издания «Российской газеты». Социальный тираж газеты (распространяемый бесплатно в отделениях почты России пенсионерам и т. д.) — 123,7 тыс. экземпляров по региону Волга — Кама, т. е. плюс 54,6%. Тираж ежедневного выпуска — 12,7 тыс. экземпляров — прибавил 81,4%. Секрет успеха в редакции нам комментировать не стали, но он очевиден — для бесплатного распространения можно напечатать любое количество экземпляров, были бы бюджетные ассигнования. Отметим, что тираж «Российская газета» традиционно сильно наращивает именно во втором полугодии — возможно, это делается в связи с приближением единого дня голосования. Читательский же интерес иллюстрируют данные по подписке, которая у «Российской газеты» уменьшилась на 20% до 1 227 экземпляров.
Увеличился тираж у «Ведомостей» — 3 215 вместо 1 300 экземпляров в первом полугодии 2015 года (рост на 147%). К сожалению, данные тиражей в Татарстане по нескольким федеральным изданиям («Известия», «Коммерсантъ», «Труд») получить не удалось. Известно лишь, что по подписке распространяется 130 экземпляров «Известий» (минус целых 42% по сравнению с первым полугодием).
СКИДКИ — ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ
Напомним, что начиная с 2014 года почта России не получает субсидий от государства на поддержку подписки, однако предоставляет СМИ льготы за свой счет. Как и прежде, всем федеральным СМИ с тиражом от 220 тыс. экземпляров и региональным СМИ с тиражом от 5 тыс. экземпляров предоставляется скидка на доставку подписных изданий в 17%. При этом все издательства районных СМИ независимо от тиража получают скидку в размере 25%. Всего, говорится в ответе пресс-службы на запрос «БИЗНЕС Online», на поддержку подписной кампании в первом полугодии было выделено 600 млн. рублей. Во втором полугодии эта сумма вырастет до 700 миллионов.
Новшеством уже начавшейся подписной кампании на следующий год стало введение еще одной дополнительной скидки — на социально значимые издания, которая составит 15%. Минкомсвязи России уже объявило о сборе заявок от печатных СМИ на предоставление этого выгодного статуса, который продлится до 15 сентября. К числу таковых будут отнесены издания, существующие на рынке не менее пяти лет, пользующиеся популярностью у населения, не имеющие нарушений законодательства о СМИ за последний год и посвящающие не менее 2/3 материалов общественно значимым темам (культура, политика, образование, наука).
Также для получения статуса социально значимого СМИ издания должны не реже одного раза в неделю публиковать материалы, ориентированные на подростковую и детскую аудиторию, освещающие проблемы людей с ограниченными возможностями. Также они будут обязаны освещать проекты в области патриотического воспитания, проблемы национальной и религиозной толерантности и борьбы с экстремизмом, пропагандировать здоровый образ жизни.
В пресс-службе «Татарстан почтасы» также рассказали, что плюсом ко всем льготам и скидкам с июля в течение трех месяцев почта России проводит дополнительную акцию, которая заключается в приоритетной выкладке региональных изданий на барьерных стойках. «Список изданий составляется альянсом руководителей региональных СМИ России. В Татарстане это еженедельная газета «Республика Татарстан» («толстушка»), «Ватаным Татарстан», «Известия Татарстана», «Казанские ведомости» («толстушка») и «Ирек майданы», — отметили в пресс-службе, уточнив, что в 2016 году перечень ждет ротация.
КРИЗИСНОЕ ЭХО
Печатные СМИ республики переживают не самые лучшие времена уже не первый год. В конце мая этого года прекратился выпуск одного из старейших деловых журналов города «Деловой квартал» медиахолдинга «Абак-Пресс». В конце 2014 года балансовая комиссия госхолдинга «Татмедиа» решила прекратить выпуск печатной версии журнала «Карл Фукс». Амбициозно стартовавший журнальный проект не прожил и года, так как не смог выйти на самоокупаемость. Также с Нового года было прекращено издание журнала о моде Fashion Collection (тираж — 7 тыс. экземпляров), выпускаемого по франшизе издателем «KZN.Собака.ru» Дилярой Байчуриной (также гендиректор агентства креативного развития «Айран», в прошлом заместитель гендиректора по развитию ОАО «Татмедиа»). Еще одним кризисным эхо на рынке глянцевых журналов Казани стало уменьшение тиража журнала «Светский», который контролирует Руслан Халилов — генеральный директор ООО «Фонд прямых инвестиций», с 50 тыс. до 10 тыс. экземпляров с февраля этого года.
В ноябре прошлого года стало известно, что федеральный издательский дом «Коммерсантъ» расторг договор франшизы с казанским партнером Наилем Адельбаевым. Главный редактор выпуска «Коммерсантъ Волга-Урал» Ольга Кудрина рассказала, что тот «задолжал большую сумму типографии», которая отказалась печатать газету. В итоге в феврале этого года «Коммерсантъ» сменил франчайзи в Казани — новым стало ООО «Профи ньюс», принадлежащее на паритетных началах Кудриной и бывшему соучредителю и директору ООО «АиФ-регион», шеф-редактору журнала «Татарстан» Аскару Сабирову.
В Набережных Челнах глава крупнейшего в Закамье медиахолдинга «Единство» Рамиль Галеев выставил на продажу два своих проекта — портал ZurBazar.ru и журнал «Дочки-Сыночки», сообщает портал предпринимателей. Не так давно медиахолдинг закрыл газету «Из рук в руки», издание осталось существовать только в электронном виде. Несколько ранее Галеев отказался от Oligarch — бизнес-приложения к газете «Вечерние Челны».
«МЕНЬШЕ ЧИТАТЬ ТОЧНО НЕ СТАЛИ»
Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» итоги подписной кампании на второе полугодие 2015 года.
Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа»:
— Во втором полугодии традиционно подписываются на печатные СМИ меньше, чем в первом полугодии. К тому же остался отклик от того всплеска, который был в 2014 году. Когда мы подняли подписные цены в июне, кого-то мы еще успели подписать по старым ценам. Тем не менее, если сравнивать второе полугодие 2014 года и 2015-го, падение по тиражам получилось порядка 10 процентов, но в сегодняшней ситуации это вполне приемлемо. Кризис тоже влияет. Люди поджимаются, меняют приоритеты в расходах.
У нас есть план работы. Помимо «Татарстан почтасы» есть другие способы доставки, редакционная подписка, работа с торговыми сетями по реализации изданий. Проводим различные конкурсы, в том числе с почтальонами. Уже третий раз объявляли конкурс на подписку. Формы работы с читательской аудиторией известны и понятны. Кроме того, идет развитие интернет-ресурсов. По 2014 году был рост доходов интернет-ресурсов на 9,7 процента, а за первый квартал 2015 года — 10,5. Посещаемость также растет.
Минназыйм Сафаров — главный редактор газеты «Ватаным Татарстан»:
— Летний период — всегда тяжелое время для читающей аудитории и подписной кампании, потому что везде идут сезонные работы, все на дачах, так было всегда. 10 - 15 процентов снижения тиража на второе полугодие — это нормально. Как правило, тираж затем отыгрывает назад во время осенней подписной кампании. Поэтому причин для тревоги не вижу.
Есть тенденция перераспределения тиражей между изданиями. Кто-то приноровился рекламировать свои издания через распространителей, такая тенденция есть. Меньше читать бумажные газеты точно не стали.
Кризис — не одномоментное явление. Кризис может быть всегда в связи с падением цен на нефть и другими факторами, но лишь бы он не поселился в наших головах. Поэтому мы позиционируем себя не как издание, которое думает о высоких прибылях, и очень осторожно относимся к повышению цен.
Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):
— У нас есть падение в этом полугодии, но это из-за летнего периода. Надеюсь, осенью выйдем на прежний уровень. Эта подписная кампания была очень тяжелой. Рынок очень несправедливый, потому что здоровой конкуренции нет и не будет. Есть независимые, частные издания, и их так не так много.
Проблема из года в год — ценовая политика и халатность почтовиков в некоторых районах республики. Люди подписываются на издания и даже ходят в соседние деревни, чтобы забрать газету. У почтовиков очень маленькая зарплата, их заставляют продавать товары, продукты — своим делом они не занимаются. Газеты теряются, вовремя не доходят, и подписчик из-за этого прощается с нами. Кроме того, есть проблема с киосками — есть неплатежи, большие возвраты, невозможность учета того, продается издание или нет. Самыми крайними оказываются редакции частных газет. Бюджетные газеты еще как-то кормятся из бюджета.
Еще меня беспокоит нездоровая конкуренция — в Москве гранты выигрывают русскоязычные газеты, а национальные остаются в стороне. В Татарстане «Татмедиа» поддерживает только свои газеты. Мы — с самым большим тиражом — сами по себе. Никого не уговариваем подписываться, наши журналисты ездят в командировки, ведут расследования, но на местах не агитируют — читатель сам выбирает свободно, что ему читать.
Кризис отражается на тиражах. У нас падение не такое сильное. На летний период я уменьшил тираж на киоски вдвое. Думаю, будущее за электронной газетой. Но сельским читателям далеко до чтения газет в интернете, хотя интернет и есть в деревнях.
Раиф Усманов — редактор газеты «Ирек майданы»:
— Летом подписка всегда ниже на 8 - 10 процентов. У нас подписная кампания прошла хорошо, по сравнению с прошлым летом у нас есть рост по тиражам. Если смотреть ситуацию по тиражам печатных СМИ, наверное, сказался кризис. В прошлом году у нас сказалось повышение цены из-за увеличения стоимости доставки печатной продукции. В последние месяцы из-за роста курсов валют у нас выросла стоимость бумаги, печати — типографские расходы, поэтому мы были вынуждены поднять редакционную цену. Все это приводит к регулярному росту цен, а зарплаты людей не растут. Я обратил внимание на такой факт, что сейчас люди выписывают не по несколько газет. Не думаю, что количество читателей бумажной прессы уменьшается. Просто сокращается количество выписываемых изданий. Еще один важный момент — некоторые наши газеты перестали распространяться за пределами республики, хотя там живет большое количество татароязычного населения.
==table650==
==table651==
* — по собственным данным редакций (общий тираж)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.