МЕНЬШЕ ГРАНТОВ, БОЛЬШЕ ДЕНЕГ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

Вот уже неделю Иннополис продолжает оставаться центром публичной экономической жизни республики. Пару дней назад президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф объявил там о реинкарнации проекта универсальной электронной карты в качестве карты жителя республики, а вчера в Иннополисе начали обсуждать ранее бывшую табу тему бизнес-миграции. На всероссийский форум малого и среднего бизнеса под претенциозным названием «Татарстан — опора для бизнеса», организованный министерством экономики РТ и общественной организацией «ОПОРА России», собрались более 400 предпринимателей из 50 регионов страны. Уже из самого названия было понятно, что власти республики решили по максимуму воспользоваться бонусами, которые дала победа Татарстана в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов РФ.

Пока участники форума знакомились с экспозицией, рассказывающей об инфраструктурных проектах Татарстана или слушали лекции бизнес-тренеров, в одном из залов технопарка им. Попова прошел брифинг, на котором министр экономики РТ Артем Здунов прокомментировал итоги рейтинга. Он отметил, что опрос выявил отставание по двум критериям: доступ к госзаказу и доля предпринимательства в валовом региональном продукте (ВРП). Однако министр не видит в этом большой проблемы. По его мнению, держащаяся уже несколько лет на одном уровне (25%) доля МСБ в ВРП Татарстана — отражение структуры экономики республики и наличия крупных предприятий, приносящих основной доход в бюджет. «Поэтому у нас доля МСБ и ВРП республики никогда не будет большой, — подчеркнул Здунов. — Лучше говорить о темпе роста выручки МСБ». Что касается доступа к госзаказам, то, по словам министра, в Татарстане как нигде развиты технологии прозрачности проведения конкурсов. «Однако есть вопрос: насколько сами малые и средние предприятия технологически готовы поставлять качественную продукцию и услуги для крупных корпораций?» — отметил министр. По его словам, технологическая вооруженность МСБ оставляет желать лучшего. Чтобы исправить ситуацию и дать возможность МСП стать поставщиками для таких крупных компаний, как КАМАЗ или КВЗ, нужно в 10 - 20 раз увеличить объем средств, привлекаемых по федеральным программам в эту сферу. «На федеральном уровне должна быть разработана отдельная программа перевооружения предприятий МСБ», — подчеркнул Здунов, пояснив, что это пока лишь инициатива минэкономики РТ. «Но наши инициативы часто поддерживаются, потому что в них есть логический смысл», — заверил министр.

Директор департамента развития МСП минэкономразвития РФ Наталья Ларионова отметила, что речь идет о масштабировании уже действующей программы «Малая индустриализация». «Мы целенаправленно работаем с регионами на уменьшение грантовой поддержки начинающих предпринимателей и сосредотачиваем ресурсы на программах модернизации», — сказала она, добавив, что сейчас обсуждаются несколько вариантов реализации татарстанского предложения.

Артем Здунов и Наталья Ларионова
Артем Здунов и Наталья Ларионова

НАЛОГОВЫХ КАНИКУЛ НЕ БУДЕТ?

Также Здунов рассказал о позиции правительства РТ по поводу возможности введения налоговых каникул для начинающего бизнеса. По его словам, каникулы мало чем помогут, если этот бизнес не сможет генерировать добавленную стоимость. «Больше всего обращений от предпринимателей, поступающих в адрес министерства, касается проблем с рынком сбыта, подключения к энергетике, разрешений на строительство, — констатировал он. — Вот это более актуально сейчас! Мы должны создать условия для обеспечения прибыльности бизнеса — бесплатно разместить в индустриальном парке, предоставить земельный участок, предоставить доступ к закупкам, предоставить сырье, производимое нашими крупными предприятиями, это будет более эффективная поддержка бизнеса», — сказал Здунов.

При этом, по его словам, в Татарстане сейчас формируются две большие территориального зоны опережающего социально-экономического развития: Набережные Челны и Зеленодольск, где эти преференции законодательством РФ будут предусмотрены изначально. «Решение уже принято, что налоговых каникул не будет?» — поинтересовались журналисты. «Решение уже есть, — мгновенно ответил Здунов, но тут же поправился. — Вернее, решения еще не было. Мы не единственный регион, который это понимает. Более того, мы считаем, что должны быть созданы равные условия, регионы не должны конкурировать между собой — у кого-то есть каникулы, а у кого-то их нет».

Позицию министра экономики РТ поддержала Ларионова, которая, правда, напомнила с некоторым удивлением, что именно власти Татарстана поддержали идею введения налоговых каникул: «Когда в кабинете у вице-премьера правительства России Игоря Шувалова обсуждался вопрос — вводить налоговые каникулы или нет, он позвонил Рустаму Минниханову и спросил его мнение. Получил положительный ответ, и после этого тема налоговых каникул появилась в Налоговом кодексе, — рассказала она. — И вот теперь очень интересно наблюдать, как ярые сторонники налоговых каникул ведут сложную дискуссию со своими предпринимателями о том, что не надо вводить налоговые каникулы». По словам Ларионовой, она с уважением относится к этой позиции, потому что республика для себя приняла решение, что имеющиеся ресурсы она сосредотачивает на поддержке малых и средних производственных предприятий. «Налоговые каникулы — это история для самозанятых и занятых в сфере торговли и бытовых услуг. А производственному бизнесу налоговые каникулы не особенно интересны», — прокомментировала она позицию властей Татарстана.

Говоря о теме форума, Здунов сообщил, что Татарстан намерен привлекать бизнес из других регионов за счет предоставления более удобных условий работы и проживания. Например, власти РТ намерены увеличить число международных школ и детских садов, где смогут обучаться дети иностранных специалистов: «Нельзя пригласить инвестора, особенно зарубежного, и не подумать о том, где будут учиться его дети, что они хотят учиться на английском языке, получать диплом, чтобы потом уехать в зарубежный вуз, ходить в нормальные детские сады и получать хорошую медицинскую помощь».

Азат Газизов
Азат Газизов

ТАТАРСТАН УЖЕ ВЫШЕЛ ИЗ ЗОНЫ СТАГНАЦИИ?

Модератором пленарной дискуссии на тему «Глобальная конкуренция за предпринимательский ресурс» выступил вице-президент «ОПОРЫ России» Азат Газизов. Он рассказал об итогах недавно проведенного опроса предпринимателей на тему бизнес-миграции. При выборе региона предприниматели учитывают прежде всего экономические факторы: состояние экономики, развитость рынка, наличие трудовых ресурсов, финансовые ресурсы, программы поддержки МСБ... Однако не менее важными оказались социальные факторы — среда обитания. Если критерий экономики и бизнеса был оценен в 3,7 балла, то социальный — в 3,5.

Комментируя результаты исследования ожиданий малых и средних предпринимателей, президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин сообщил, что, в отличие от многих других регионов, Татарстан уже вышел из зоны стагнации — 51% опрашенных сказал, что они ожидают увеличения продаж.

«ЛОГИКА БИЗНЕСА КРУПНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БАНКОВ ТАКОВА, ЧТО ДЛЯ НИХ МСБ НАХОДИТСЯ НА ПЕРИФЕРИИ ИНТЕРЕСОВ»

Заместитель председателя правления ЦБ РФ Дмитрий Тулин поднял тему доступа МСБ к дешевым финансам. «Всем мировым опытом доказано, что без существенного развития малого и среднего предпринимательства, повышения его роли в экономике не будет ни достаточного количества рабочих мест, ни социально-политической стабильности. Предприниматели — опора политического строя, опора власти — им есть что терять, и они не хотят революций. В малом бизнесе нет места монополизму, это, как правило, эффективные управленцы и собственники», — отметил он, задав сам себе вопрос о том, как ЦБ РФ может помочь в обеспечении МСБ дешевыми финансовыми ресурсами. «Вы можете заставить банки выдавать кредиты», — подсказал Газизов. «Это в Китае могут заставить, — парировал Тулин. — Там политические директивы по размеру процентных ставок напрямую спускаются в банковскую систему. А мы заставить не можем. Российские законы не позволяют. Мы действуем косвенными путями, например, настраивая правила рефинансирования, можно стимулировать российские кредитные организации направлять ресурсы в те или иные сегменты экономики».

По его словам, судьба МСБ очень тесно связана с судьбой региональных банков. «Логика бизнеса крупных федеральных банков такова, что для них МСБ находится на периферии интересов, — поянил Тулин. — Они этим сегментом занимаются по остаточному принципу. К тому же банки федерального уровня последние несколько лет перешли на скорринговые, автоматизированные системы приятия решения о выдаче кредитов». «Теперь им нужен идеальный клиент, а после двух волн кризиса таких не осталось», — прокомментировал этот момент Газизов. «В итоге федеральные банки отсекают здоровый пласт предпринимательства, — продолжил Тулин. — С машиной не поспоришь, даже обратиться не к кому. Региональные банки более заинтересованы в развитии региональной экономики. К тому же они не работают по скорринговым системам с предпринимателями. Поэтому у нас есть план по поддержке тех региональных банков, которые активно работают с сегментом МСБ». По его словам, в кредитных портфелях, которые формируются по скорринговым моделям, удельный вес просроченной задолженности и убытков в два раза выше, чем в банках, которые используют обычные, индивидуальные подходы к заемщикам. Сейчас величина кредитов с 90-дневной просрочкой составляет уже 9%, что в итоге и дает ставку кредитования в 20,5% с учетом того, что ключевая ставка сейчас составляет 11,5%.

КАК МИННИХАНОВУ НАШЛИ ДОЛЖНОСТЬ В МАГАДАНЕ

Ларионова свое выступление на пленарной дискуссии начала с констатации того, что Татарстан уже стал точкой притяжения для бизнеса: «Наверное, ему не все «беженцы» из других субъектов интересны. Я думаю, что в первую очередь республика хочет у себя видеть бизнес, который имеет желание развиваться, тех, кто ищет площадку с наибольшими возможностями для бизнеса, для экспансии на новые рынки. И Татарстан как раз предоставляет такие возможности. Здесь почти не говорится о субсидиях предпринимателям, о раздаче денег в виде грантов — республика развернула свою программу на формирование инфраструктуры, промышленные площадки, инжиниринговые центры, центры прототипирования. Теперь Татарстан может позволить себе привлекать самые сильные компании, а не бизнес вообще. Республика стала серьезным конкурентом для других субъектов за самых активных предпринимателей. А другие регионы пусть смотрят и делают то же самое, или они проиграют в борьбе за предпринимателей».

О том, как могут проигрывать конкуренцию за предпринимателей другие регионы, рассказал руководитель магаданского регионального отделения «ОПОРЫ России» Роберт Торосянц: «Крепкий, наиболее успешный бизнес уезжает из Магадана. У нас в регионе развилось такое сословие, как «предприимчивые чиновники». Область и город годами не платят предпринимателям денег по завершенным госконтрактам. У нас в договорах даже начали писать, что заплатят только тогда, когда появятся деньги не только на расчетном счету, а на данной статье бюджета. Наш министр экономики мне говорит: «Слушай, ты что губернатору мозги компостируешь? Мы работаем в цивилизованном обществе — все подают в суды». Я отвечаю: «Вы что, хотите еще на год дело затянуть? Мало того, что все прокуроры и суды ваши...» Поэтому народ уезжает и будет уезжать, пока эти вопросы не будут решены».

В связи с этим он предложил распространить систему ротации госчиновников на руководителей регионов. «Вот взять вашего президента с его командой, в 10 раз увеличить им зарплату и прислать к нам», — под смех и аплодисменты зала предложил магаданский предприниматель. «Не отдадим! — вступился за президента Газизов. — Лучше вы к нам приезжайте!» «Если будут не предприимчивые чиновники, а чиновники с государственным мышлением, которые будут заботиться о создании благоприятного климата для ведения бизнеса, тогда и уезжать никто не будет», — закончил мысль Торосянц. Минниханов не удержался и прокомментировал предложение о новом для себя месте работы. Он посоветовал магаданским молодым продвинутым людям и предпринимателям идти на госслужбу и самим наводить порядок в регионе. «А переселять нас туда пока не надо, — сказал врио президента РТ и предложил вариант помощи. — Мы вам лучше здесь поможем. Если есть необходимость, то можно воспользоваться нашей школой повышения квалификации госслужащих. Мы готовы принять вас, передать наш опыт управления регионом».

ДАЕШЬ УДВОЕНИЕ ТАТАРСТАНЦЕВ?

Подводя итоги дискуссии, Минниханов отметил, что потенциал Татарстана спокойно позволяет увеличить количество жителей республики с 3,8 до 5 - 6 млн. человек. «А это уже совсем другое внутреннее потребление, другие возможности для бизнеса, — сказал он, раскрыв первопричину проведения форума на тему бизнес-миграции. — Почему мы хотим, чтобы в Иннополисе жили 150 тысяч? Потому что, по словам экспертов, для самодостаточности города нужна численность населения не меньше этой величины. А если в Казани будут проживать не 1,2 миллиона человек, а 2 миллона, то у города будут совершенно другие возможности». Для этого надо системно работать: создавать рабочие места, хорошие школы, хорошие образовательные центры, комфортное жилье. «Большое количество талантливых людей уезжает из России, — отметил он. — Ограничивать этот процесс нельзя. Если мы создадим хорошие условия, то они потом вернутся на Родину. Но если мы не создадим условия, то они уедут, и после этого у нас есть шанс с ними только переписываться по электронной почте или общаться по Skype».

Когда участники конференции стали расходиться, корреспондент «БИЗНЕС Online» подслушал разговор двух бизнесменов из соседнего региона. «Вряд ли у них получится привлечь 150 тысяч человек в Иннополис. Тут живут всего 400 человек и мало чего еще построено», — говорил один. «У этих — получится», — уверенно ответил ему коллега.

Сегодня форум «Татарстан — опора для бизнеса» продолжит свою работу.