ТАТАРСТАН — В ДЕСЯТКЕ САМЫХ АКТИВНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Настроение у представителей страхового рынка, собравшихся в среду на пресс-конференцию в Москве, было приподнятым и в то же время деловитым. Не затягивая время формальностями, слово с ходу взял президент всероссийского союза страховщиков и российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, который сразу, по его собственным словам, решил «снять сливки», то есть поделиться итогами продаж электронных полисов ОСАГО за первые две недели.

Итоги эти явно вдохновили страховщиков: с момента старта продаж Е-полисов более 14 тыс. автовладельцев решили оформить ОСАГО в интернете. Впрочем, как уточнил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, сюда входят и те, кто прошел процедуру почти до конца, но по каким-то причинам не завершил ее, например, еще не оплатил покупку или просто решил для начала «потренироваться на кошках», проверив удобство и функциональность сервиса.

Действующих же, полноправных полисов на сегодня по всей стране продано 800 штук. «Из них 500 выдано нашей компанией», — не без гордости отметил генеральный директор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. Забегая вперед, скажем, что и самый первый обладатель электронного квитка в России Илья Гавва из Волгоградской области оказался клиентом этой компании. Предполагалось, что счастливчику тут же вручат приз, однако он уехал отдыхать в Крым, журналистам в качестве компенсации продемонстрировали короткий ролик с ним, записанный по Skype. Илья выглядел довольным, но тут же внес рационализаторское предложение: дать возможность вписывать в «электронное ОСАГО» других лиц, кроме его владельца, как это можно сделать в бумажной версии «автогражданки». Страховщики заверили представителей СМИ, что учтут это пожелание.

Татарстан также не обделили вниманием. По словам Юргенса, республика вошла в десятку регионов, проявивших наибольшую активность в покупке полисов. Для сравнения: Москва оказалась на 19-м месте, Подмосковье — на 22-м, Санкт-Петербург — на 31-м, а Ленинградская область — лишь на 41-й строке этого «хит-парада», что вовсе не удивило страховщиков.

«Самая большая популярность полисов в населенных пунктах небольших — например, Чистополь в Республике Татарстан, Майкоп, Ивот (Брянская область) и так далее, не буду я всю географию вам перечислять. Но, в общем, интересно то, ради чего как раз все затевалось, то есть маленькие, удаленные места, откуда людям неудобно ездить, где электронный полис облегчает жизнь, — все это осуществилось и видно на первых наших, так сказать, результатах», — сообщил президент ВСС.

«МАЛОВЕРОЯТНО, ЧТО СТРАХОВЩИК НАВЯЖЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ УСЛУГУ»

Присутствовавший на пресс-конференции руководитель службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Илья Кочетков отметил еще один позитивный момент высоких технологий.

«Переоценить важность данного мероприятия, мне кажется, невозможно. Помимо того, что электронный полис ОСАГО несет очевидные плюсы для самой страховой компании (хотя бы явное снижение издержек), присутствуют очевидные плюсы для граждан. Не надо никуда ехать, не надо стоять в очереди. Помимо этого, при покупке электронного полиса через интернет маловероятно (мне кажется, практически невозможно, но я на всякий случай говорю «маловероятно»), что вам страховая компания навяжет какую-либо дополнительную услугу. А мы, работая в Центральном банке, знаем, что это достаточно серьезная проблема», — заявил представитель регулятора, тем самым напомнив о недавней атаке ЦБ на недобросовестных страховщиков.

Сидевший рядом с корреспондентом «БИЗНЕС Online» коллега попенял на проблему, которую обнаружил, когда ему понадобилось уточнить данные своего бумажного полиса ОСАГО. Оказалось, что некоторые сведения в базе данных не совпали с печатной версией документа: ошибся агент, внося данные в компьютер. «Не помешают ли подобные ошибки переходу на электронную версию?» — спросил журналист.

Подачу моментально принял Уфимцев, заявивший, что некоторые детали придется уточнять, но зато впредь водители будут избавлены от чужих ошибок, ведь они сами будут заполнять необходимые графы документа. Логично: если уж что-то не совпадет, останется винить в этом лишь собственную криворукость.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О Е-ПОЛИСЕ

Гражданам, уже решившим оформить страховку, не вставая из-за компьютера — в личном кабинете на сайте компании, следует учесть один важный нюанс. Сейчас этот сервис доступен лишь для пролонгации договоров с действующим страховщиком, перебежать к другому не получится (как и оформить полис начинающему водителю, данные о котором отсутствуют в системе). Правда, Маркаров поспешил уточнить, что 9 из 10 владельцев авто и без того хранят верность «своей» компании. И еще одно уточнение: для пролонгации договор должен еще реально действовать, по его истечении (пусть прошло только несколько часов) вам придется-таки идти в офис или вызывать агента.

Но уже 1 октября наступит «Юрьев день», сервис станет доступным для заключения новых договоров с любыми компаниями-участниками проекта. К этому времени страховщики обещают сгладить и шероховатости процесса, которые будут выявлены в ближайшие месяцы, включая контакты водителей и компаний с ГИБДД. Напомним, ранее Уфимцев отмечал, что из-за задержавшегося с выходом постановления о порядке информационного взаимодействия с ГИБДД система обмена информацией с гаишниками в новом формате выстраивается в рекордно сжатые сроки: инспекция получила доступ к базе данных IT-системы РСА лишь с 15 июня.

В физическом виде электронный полис ОСАГО представляет собой обычную распечатку на бумаге. По номеру, содержащемуся в этом «самопальном» документе, представители ГИБДД и будут проверять наличие у автовладельца действующей страховки. Как рассказал «БИЗНЕС Online» президент ассоциации страховщиков РТ Рустэм Сабиров, для этого сейчас постовые в республике снабжаются специальными гаджетами. Сами же водители смогут проверить актуальность заключенного договора ОСАГО на сайте РСА. А через год, с 1 июля 2016 года, право купить электронный полис получат юридические лица.

КТО ИЗ СТРАХОВЩИКОВ ГОТОВ «ВЫЙТИ В СЕТЬ»

По данным РСА, номера электронных полисов будут распределяться в рамках традиционной квоты на выдачу бланков ОСАГО. В этих пределах компания сама определяет, какую долю тиража хочет получать «в бумаге», а какую — «в цифре». Да и вообще, колхоз — дело добровольное, внедрять Е-полисы или нет, решает сам страховщик. Но если он захочет это сделать, продавать услугу придется на всей территории РФ.

Как сегодня сообщил Юргенс, тестовые продажи готовы начать 34 компании. Об этом заявили «Алроса», «АльфаСтрахование», ВСК, «ВТБ-Страхование», «Гелиос Резерв», «Дальакфес», «Двадцать первый век», «Евроинс», «Зетта Страхование», «Интач Страхование», «Итиль», «Либерти Страхование», МАКС, МСК, «Надежда», НАСКО, «Паритет-СК», «Проминстрах», «Ренессанс Страхование», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах», «Сервисрезерв», «Сибирский Дом Страхования», СОГАЗ, «Согласие», «Страховая бизнес группа», «Сургутнефтегаз», «Тинькофф», «УралСиб», ХОСКА, «Энергогарант», «ЭРГО Русь», «ЮБжУрал-Аско».

В то же время гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков ранее рассказывал журналистам, что компания пока не будет участвовать «в общей гонке». «В настоящее время «Ингосстрах» полностью готов к реализации проекта «Электронный полис в ОСАГО». Вместе с тем компания видит целый ряд операционных и технических рисков, которые неизбежно будут сопровождать первые недели внедрения электронного полиса», — так он мотивировал осторожную позицию своей компании. Однако на сегодняшней пресс-конференции «Ингосстрах» оказался включен в «список 34-х».

Часть игроков, например «Росгосстрах» и «Итиль», уже приступили к реальным продажам в Татарстане. Другие, например «Промышленная страховая компания», готовятся к внедрению новой системы.

АВТОЮРИСТЫ ПИШУТ ЧЕЛОБИТНУЮ ПУТИНУ

Методы и сроки внедрения электронных полисов уже вызвали негативную реакцию со стороны заклятых друзей страховщиков — автоюристов. На этой неделе стало известно, что ассоциация защиты страхователей направила обращение в адрес президента РФ Владимира Путина.

По мнению авторов депеши, компании намерено саботируют начавший действовать с 1 июля пункт закона об ОСАГО о введении электронного документа. Масштаб проблем, как говорится в открытом обращении к президенту, затрагивает интересы 50 млн. автомобилистов (хотя тот же Кочетков из ЦБ упоминал о 40 миллионах).

Автоюристы раскритиковали заявление РСА о том, что продажа электронных полисов не «обязанность», а только лишь «право» страховщика. Возмутило их как количественное ограничение полисов квотами, так и то, что продавать полисы «новичкам» станут лишь с 1 октября. Не нравится ассоциации и то, что отсутствие сведений об автовладельцах в информсистеме РСА станет поводом отказать в выдаче Е-полиса.

«То есть из рабства мобильного россиян заталкивают в рабство страховое!» — говорится в обращении. Страхователи просят Путина разобраться с проблемой и принять решение, либерализирующее покупку электронного полиса, сообщают banki.ru.

ПОХОЖДЕНИЯ В ПОИСКАХ ОСАГО

Чтобы воочию убедиться, насколько новый сервис может быть востребован в Татарстане, мы решили оценить доступность обычных полисов ОСАГО в Казани.

Наш корреспондент отправился в ТЦ «Тандем» где на днях установлен автомат по продаже полисов ОСАГО от страховой компании «Итиль-Армеец». Оказалось, что возле устройства скопилась небольшая очередь желающих воспользоваться новшеством. Однако консультант, помогающий оформлять полис, сообщил, что терминал получает обновление программного обеспечения, поэтому последует задержка процесса на 10 - 15 минут. К тому же, по его словам, полисы в терминале вообще закончились. По всей видимости, последний был зарезервирован как раз за девушкой, которая смиренно ожидала перезагрузки автомата. На вопрос, когда появятся полисы, последовал ответ: «В течение дня».

Далее мы отправились на улицу Островского, где расположены несколько офисов страховых компаний. Сначала журналист «БИЗНЕС Online» заглянул в «ВТБ Страхование» на улице Островского, 84. Буквально с порога первый консультант обдал его холодным душем, заявив, что очередь на полисы ОСАГО растянулась на месяц. Затем подоспел еще один сотрудник, который продублировал неприятные подробности, словно отпугивая клиента: «У нас большая очередь, проверяем строго».

Подбивая сумму на калькуляторе для нашего авто (109 л. с., 2013 г. в., стаж водителя более трех лет, прописка — Казань), представители страховщика выдали итоговые 9 883 рубля. Но уточнили: «Если аварии были по вашей вине, то сумма будет еще выше» (на калькуляторе высветилось 13 836 рублей).

Следующей точкой маршрута стал деловой центр по улице Островского, 87. Здесь на третьем этаже расположился один из офисов компании «Росгосстрах», но выяснилось, что он специализируется только на страховании жизни. Зато на втором этаже нашелся офис страховой компании «Уралсиб», где нам сообщили, что очередей нет, полисы есть в наличии, сумма для нашего авто составит все те же 9 883 рубля. И любезно уточнили, что если машина выпуска 2013 года, то даже техосмотр ей не потребуется.

Что ж, несмотря на благополучное завершение нашего похода, можно констатировать: для тех, кто дорожит временем и нервами, электронные полисы ОСАГО действительно станут хорошим решением. Если, конечно, они не станут неожиданно «заканчиваться» и там.

«СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ НАДО ПОДТАЛКИВАТЬ ИЛИ ВЫНУЖДАТЬ...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» единодушно одобрили введение электронных полисов, сделав лишь несколько оговорок.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России (ФАР) по РТ:

— Продажа электронных полисов сделана как раз для того, чтобы избежать всех недоразумений с ОСАГО, которые сейчас происходят на рынке. Другой вопрос, что сегодня страховые компании в большинстве своем бойкотируют возможность продавать электронные полисы. Как мне известно, пока только 22 страховые компании из общего количества продают полисы ОСАГО в электронном виде. Проблема в том, что они заявляют о добровольности введения этой услуги, хотя прямо указано, что должно быть два варианта покупки полиса — электронный или бумажный в офисе.

На мой взгляд, страховые компании надо подталкивать или вынуждать предоставлять возможность электронной покупки полиса, чтобы они все-таки не нарушали закон об ОСАГО и не искали лазейки о том, что это «вроде бы как бы добровольно». Могу сказать, что автомобилисты готовы покупать электронные полисы уже давно. Сегодня у нас очень много платежей происходит в электронном виде, поэтому оплата полиса ОСАГО банковской картой или через электронный кошелек — это еще одно новое удобство. Человек сам уже выберет, в каком виде ему проводить покупку.

«БУДУЩЕЕ ЗА ЭЛЕКТРОННЫМИ ПОЛИСАМИ: ЭТО ДЕШЕВЛЕ»

Иниль Габдулхаков — директор филиала страховой компании «Согласие» в РТ:

— Мы пока в этот проект не включились из-за технических сложностей: компания с прошлого года сама переходит на систему электронного документооборота. Нам было озвучено, что компания «Согласие» только в августе будет осваивать услугу продажи электронных полисов.

Я думаю, первый год после введения электронных полисов нас однозначно будет лихорадить. Сегодня суды завалены жалобы по полисам ОСАГО на бумажном носителе — проблема поддельных полисов сегодня крайне актуальна. Судебные процессы требуют экспертизы, это очень сложный процесс... На мой взгляд, будущее все-таки за электронными полисами: это дешевле, расходы страховых компаний падают — нам этого не избежать. Параллельно наши клиенты тоже будут повышать свою культуру в сфере электронной оплаты, а проблему мошенничества рано или поздно наше общество переборет.

Что касается очередей, на мой взгляд, сейчас рынок приходит в следующую фазу, когда страховые компании сами будут бегать за клиентами. Так, из Топ-20 страховых компаний, как мне известно, компания «ВСК» платит комиссию агентам за то, что они привлекают клиентов, — это первая ласточка тенденции.

77453.jpg

«В ЦЕЛОМ СИТУАЦИЮ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОЛИСЫ НЕ СПАСУТ»

Рустэм Сабиров — директор филиала «ПСК Казань» АО «Страховая группа МСК», президент союза страховщиков Татарстана:

— Пока у нас не стартовали продажи электронных полисов ОСАГО. Наша компания представлена в республике филиалом. В головном офисе нам сообщили, что идет подготовка к запуску электронных полисов, пока есть какие-то IT-проблемы. Наша компания войдет в этот проект продаж ОСАГО чуть позже. Но некоторые компании в Татарстане начали такие продажи (в частности, «Росгосстрах», «Итиль» и другие).

Если говорить о самой идее продажи электронных полисов, то она, конечно, благая — это как раз и делается для того, чтобы исключить фальшивые полисы. Автомат выдает вам персональный номер, который вы запоминаете или, записав, возите с собой и предъявляете работнику ГИБДД. Те, в свою очередь, оснащаются специальными гаджетами, с помощью которых проводится проверка этого номера, на мониторе отображается вся необходимая информация.

Сегодня через интернет можно купить и билеты в кино, на самолет, оплатить проживание в гостинице и т. д. Но данные компании на этом зарабатывают. Если же страховые компании на этом не будут зарабатывать, то данный проект не получит широкого распространения. Кроме этого, нужно учесть, что есть проблемы мошенничества, которые принимают просто катастрофические размеры. Десятки, сотни миллионов незаконно полученных организованными группами средств идут в карман преступного мира, что, в свою очередь, увеличивает убыточность по ОСАГО. Да, логично, что такое нововведение должно сократить расходы на ведение дел страховых компаний. Но в целом ситуацию они не спасут. Электронный полис — это хорошо, но пока все вопросы рентабельности ОСАГО не будут улажены, решения проблемы не будет. Пока из месяца в месяц ситуация на рынке ОСАГО ухудшается.

Сегодня мы наблюдаем, как страховые компании уходят из России или закрывают филиалы в регионах. Это показатель того, что система ОСАГО теряет свою привлекательность для страховщиков. Никому не нужен рынок ОСАГО — это превратилось в обязаловку, в социальный проект. Все сегодня говорят только об одной половине вопроса — ОСАГО подорожало. При этом лимиты ответственности по ОСАГО выросли несоизмеримо в большей степени — об этом мало кто говорит, все это воспринимают как должное.

Если сегодня взять статистику по страховым компаниям Татарстана за первую половину 2015 года — компании собрали практически те же деньги, что и заплатили. Кроме этого, надо учесть, что есть расходы на ведение дела, обязательные отчисления в фонд РСА, налоги, выплаты по судебным решениям и т. д. То есть общие расходы стали превышать сборы. Это бизнес или благотворительность? Бесконечно работать в минус никто не сможет. Из сложившейся ситуации есть два выхода. Первый вариант: отпустить тарифы, как это сделано в США или в Германии. Второй вариант: если это социальный проект, тогда пусть государство дотирует его (как, например, городские пассажирские перевозки) или забирает его себе.