Казанская ТЭЦ-2
Казанская ТЭЦ-2 (фото: tesiaes.ru)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ УТРАЧЕН

Насколько энергосистема Татарстана сегодня самодостаточна? Согласно данным стратегии развития ТЭК до 2030, все четыре энергорайона республики (Казанский, Нижнекамский, Уруссинский и Буинский) являются дефицитными. Наиболее проблемный район — Казань. В пиковые периоды зимнего и летнего времени потребление в прошлом году составило 1299/992 МВт при том, что генерация — 550/171 МВт. То есть зимой она в какой-то момент была в 2,3 раза меньше потребности, а летом — в 5,8 раза. Несколько лучше ситуация в Нижнекамском энергорайоне с его мощной промышленностью (потребление составляет 1715/1433 МВт, генерация — 1473/953 МВт). Уруссинскйй энергорайон потребляет 768/601 МВт, а генерирует — 463/410 МВт. Наконец, в Буинском энергорайоне своей генерации нет вообще, при этом потребителям требуется 82/48 МВт.

К сожалению, в стратегии не нашли отражение данные об объеме энергопотребления в республике, авторы документа указали лишь, что за 5 лет он увеличился на 13% (на 3,3 млрд. кВтч). Искомые цифры обнаружились в итоговом отчете за 2014 год системного оператора единой энергетической системы России. Судя по этим данным, объем потребления в прошлом году составил 27,1 млрд. кВт/ч. При этом, как указано уже в самой стратегии, в республике выработано 21,5 млрд. кВтч, то есть почти на 6 млрд. кВтч меньше, чем республика потребила. Получается, этот объем — порядка 22% от потребления — уже сегодня приходится импортировать извне республики.

Формально общая установленная электрическая мощность в РТ составляет 7056 МВт, и ее хватило бы с избытком. Но, как пояснил «БИЗНЕС Online» директор филиала ОАО «СО ЕЭС» — регионального диспетчерского управления энергосистемы Татарстана Эдуард Галеев, на практике энергетические объекты республики выдают лишь порядка 3 тыс. мегаватт. «Остальные стоят невостребованными, они экономически неэффективные. То есть иметь в наличии мощность и включить эту мощность в работу — разные вещи», — говорит он.

Об этом говорится и в стратегии: из-за снижения конкурентоспособности республиканских станций выработка электроэнергии год от года снижается. Покупатели предпочитают приобретать ценный ресурс на оптовом рынке электроэнергии и мощности, где он обходится дешевле. «Если говорить об энергетической самодостаточности Татарстана, то он не самодостаточен, — прямо говорит Галеев. — Покрыть-то мы свои потребности теоретически можем, но тогда производители электрической и тепловой энергии получат либо нулевую рентабельность, либо станут убыточными. Потому что если дешевле купить, нежели производить самому, то лучше покупать». Примером неэффективности он назвал Уруссинскую ГРЭС: «Оборудования много, а работает всего одна машина, чтобы только поддерживать выработку того же тепла».

«УДАВКА НА ШЕЕ СТАРЫХ ГЕНЕРАТОРОВ»

Но что дальше? В стратегии минпромторг прогнозирует, что потребление электроэнергии в Татарстане к 2020 году увеличится еще на 9,1%, к 2025 году — на 15,8%, а к итоговому по стратегии 2030-му — на 23,2%. Очевидно, что либо Татарстан усугубит зависимость от внешних источников энергии, либо республике надо увеличивать собственные мощности.

Однако, как ни печально, в первую очередь предстоит болезненное расставание с неэффективными объектами генерации. По данным минпромторга, к 2019 году предполагаются к выводу 2804 МВт мощностей, то есть почти 40% имеющихся в Татарстане. Львиная доля — 2610 МВт — приходится на объекты Генерирующей компании, 33 МВт — ОАО «ТГК-16», 161 МВт — ЗАО «ТГК Уруссинская ГРЭС».

Раньше их еще удавалось поддерживать в строю за счет федеральных субсидий от системного оператора единой энергосистемы (СО ЕЭС), которые пропорционально оплачивают все потребители. Теперь надежды на эти деньги нет. Напомним, в сентябре 2014 года 5 из 9 татарстанских генераторов не прошли конкурсный отбор мощностей (КОМ). Это две станции Генкомпании (Казанская ТЭЦ-1 и Казанская ТЭЦ-2), Уруссинская ГРЭС, Нижнекамская ТЭЦ-2 (принадлежит ОАО «Татнефть») и Казанская ТЭЦ-3 (ОАО «ТГК-16»).

Нижнекамская ТЭЦ-2
Нижнекамская ТЭЦ-2 (фото: nktec.tatneft.ru)

Результаты отбора оказались шокирующими. По оценке экспертов, генераторы, не получающие оплату за свои мощности на оптовом рынке, теряют в среднем порядка 30% доходов. Как сообщил тогда «БИЗНЕС Online» член рабочей группы совета рынка, первый заместитель генерального директора Генерирующей компании Айрат Сабирзянов, результаты КОМ 2015 года и решение правительственной комиссии по масштабам бедствия и жесткости подходов по сокращению доходов компаний беспрецедентны.

Однако это только начало процесса по затягиванию веревки на шее «старых» генераторов: «По оценкам специалистов, в 2016 году не будет отобрано уже порядка 20 гигаватт мощности, — говорит Сабирзянов. — Цена на электрическую мощность в последующие годы будет не расти, а снижаться. При этом тарифы для потребителей будут неуклонно расти».

Рост цен для потребителей, о котором идет речь, обусловлен пресловутой программой ДПМ (договоров на предоставление мощности), в рамках которой в России до 2030 года планируется ввести 40 ГВт новых мощностей. Напомним, генерации, построенные по этой программе, в КОМ не участвуют, тариф на их мощность оплачивается без всяких условий. Татарстан, как известно, в начале программы ДПМ присоединяться к ней не стал, пожиная горькие плоды этого решения и поныне. Впрочем, в последние годы Генерирующей компании удалось сгладить проблему, договорившись с другими участниками программы перенести в Татарстан целый ряд проектов из других регионов. На них тоже будет распространяться льготный режим.

Айрат Сабирзянов (справа)
Айрат Сабирзянов (справа)

УСПЕХИ ЛОББИСТОВ ГЕНКОМПАНИИ И СЕКРЕТНАЯ СТАНЦИЯ ТАИФА

Авторы стратегии возлагают большие надежды на недавно стартовавшие и планируемые проекты энергетиков. Первый масштабный проект реализовала Генерирующая компания, запустившая в конце 2014 года парогазовую установку 220 МВт на КТЭЦ-2, обновленная станция вышла на оптовый рынок. Второй проект воплощает в жизнь ТГК-16 на КТЭЦ-3: энергетический актив ТАИФа намерен ввести в 2017 году газотурбинную установку на 388,6 МВт. Помимо этого, ТАИФ в ближайшее время проведет тендер на модернизацию свой теплоцентрали в Нижнекамске, по данным источника нашего издания, на Нижнекамской ТЭЦ-1 (филиал ТГК-16) предполагается увеличение мощности в диапазоне от 300 до 400 МВт. Подробности проекта пока не разглашаются. В текущем году ООО «Нижнекамская ТЭЦ», принадлежащая «Татнефти», тоже намерена завершить масштабную модернизацию, которая позволит увеличить ее установленную электрическую мощность с 380 до 730 МВт, при этом выработка электроэнергии увеличится с 1 млрд. 688 млн. до 5 млрд. 55 млн. кВт/ч.

Вполне светлое будущее вырисовывается и у КТЭЦ-1: ее владельцу — Генерирующей компании — удалось не только заключить очередную удачную сделку на вторичном рынке ДПМ, но и получить госгарантии (проект оценивается в 15,6 млрд. рублей, большую часть средств — 11,1 млрд. — на льготных условиях предоставляет Газпромбанк, остальное — средства компании). Компания намерена построить ПГУ на 230 МВт к 2018 году...

С Заинской ГРЭС, впрочем, как и с Уруссинской, перспективы пока неясны. Зато полным ходом развиваются объекты малой генерации: в Альметьевске построены 3 мини-ТЭЦ с электрической мощностью 24 МВт, в Зеленодольском районе процветает энергоцентр «Майский» с совокупной электрической мощностью 54 МВт, тепловой — 110 МВт. Собственные генерирующие объекты имеются на «Нижнекамскнефтехиме», независимости от центрального энергоснабжения жаждет ОАО «Аммоний», который планирует ввести установку мощностью 31 МВт.

КТЭЦ-1
КТЭЦ-1 (фото: ker-holding.ru)

НАЗАД В БУДУЩЕЕ: ВОССОЗДАВАТЬ ЛИ «ТАТЭНЕРГО»?

В результате, как говорится в стратегии, с учетом вывода и ввода генераций установленная мощность в ближайшей перспективе составит 5838 МВт. Это приблизительно на 1,2 тыс. МВт меньше, чем имеется сейчас, но зато это будут намного более конкурентоспособные мощности. Таким образом, Татарстан вернет себе утраченную энергетическую самодостаточность.

То, что у республики после проведения глобальных реконструкций будет достаточно собственных мощностей, подтверждает и Галеев: «У нас установленная мощность будет чуть ниже, а экономически эффективных генераций — больше, поэтому покрытие потребителей республики за счет своих генераций у нас будет выше».

Однако на деле, как считают наши эксперты в энергоотрасли, не все так радужно. Во-первых, не факт, что мощности республики, модернизированные не в рамках ДПМ, смогут на равных конкурировать с аналогичными генераторами, построенными по госпрограмме. Причина — высокая кредитная нагрузка (а введение новых мощностей оценивается в десятки миллиардов рублей).

Во-вторых, нельзя исключать субъективный фактор. Электроэнергетикой России управляют 7 крупнейших компаний, имеющих солидное лобби на федеральном уровне, и они формируют правила игры на рынке электроэнергии. Остальные участники рынка в лучшем случае имеют конкурентные преимущества в узком сегменте. Лишнее подтверждение тому — те же результаты КОМ-2015 года. Характерно, что отбор не прошли не только старые мощности, но и одна из самых эффективных станций Татарстана — Казанская ТЭЦ-3, половина из шести турбин которой теперь работает без оплаты за мощность.

В этих условиях все острее встает третья проблема — электроэнергетика Татарстана разобщена, субъекты отрасли находятся в собственности у групп компаний, которые не могут обеспечить эффективного взаимодействия между собой. Менеджменты госкомпаний также не консолидированы. Об этом, в частности, говорит Сабирзянов: «Потенциал у республиканской электроэнергетики имеется предостаточный. Она уникальна тем, что в ее составе находятся все виды традиционных электростанций (ТЭЦ с мощными промышленными потребителями, крупная конденсационная станция и гидростанция). Если объединить субъекты республиканской электроэнергетики с ее глубокой интеграцией с основными потребителями и высокой долей республиканской собственности, то мы получим крупнейшую региональную энергетическую компанию, которая сможет полноценно конкурировать с федеральными компаниями. Именно эта идеология была отражена в основном программном республиканском документе «Стратегия-2030».

На фоне этих рассуждений в воздухе все отчетливее витает «крамольная» мысль: а не вернуться ли к версии «Татэнерго-2», заново объединив все энергетические активы Татарстана под одно крыло? Впрочем, даже если такая решимость есть, сделать это будет непросто, так как и ТАИФ, и «Татнефть», вкусив энергетической самодостаточности, вряд ли захотят вновь впадать в зависимость от новых инкарнаций Ильшата Фардиева, кто бы и ни был.

Казанская ТЭЦ-3
Казанская ТЭЦ-3 (фото: tesiaes.ru)

«НАИВНО ПОЛАГАТЬ, ЧТО ВЫДАВЛИВАНИЕ С РЫНКА РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИВЕДЕТ К УДЕШЕВЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»

Есть и еще один вариант — отказаться от идеи энергетической самодостаточности Татарстана. По мнению ведущего аналитика УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, точка зрения, что республика должна «быть независимой в обеспечении собственными мощностями», в корне неверна: «Во-первых, это не нужно республике, так как она включена в единую энергосистему страны и может получать электроэнергию из-за ее пределов, собственно, это происходит и сейчас. Во-вторых, решение этой задачи может потребовать значительных средств, но при этом срок окупаемости может быть очень большим, а в худшем случае часть средств может не вернуться инвесторам. В-третьих, такая стратегия не соответствует федеральной политике по укреплению России и равноправному развитию всех регионов, укреплению интеграции между ними. Кроме того, не исключено, что такие действия могут противоречить федеральному законодательству, в том числе отраслевому, определяющему развитие отечественной электроэнергетики».

В конечном итоге, как полагает Баранов, от дальнейшей интеграции энергетического комплекса Татарстана со всей электроэнергетикой страны выиграют потребители.

С ним, однако, не согласен Сабирзянов: «Наивно полагать, что выдавливание с рынка республиканских предприятий более сильными федеральными компаниями приведет к удешевлению электроэнергии, напротив произойдет рост». Более того, по его мнению, одна из особенностей республиканской электроэнергетики в том, что потребители в Татарстане очень специфичны, они нуждаются не только в большом количестве электроэнергии, но и требуют высокого качества энергоснабжения. Именно поэтому в Татарстане электроэнергетика, несмотря на гораздо меньший объем, по значимости не уступает нефтегазохимическому комплексу. «Сбой в электроэнергетике из-за сокращения количества энергетических мощностей в Татарстане может стать сдерживающим фактором для развития нефтехимического комплекса», — мрачно спрогнозировал топ-менеджер Генкомпании.

«БИЗНЕС Online» намерен продолжить анализ «Стратегии развития ТЭК Татарстана до 2030 года».